Захват руля


Правильное руление на скорости

При обучении вождению в автошколе будущих водителей учат элементарным навыкам: как переключать коробку передач, как пользоваться зеркалами, тормозом и т.д. Сегодня мы расскажем о различных способах руления, эти методики относятся к техникам контраварийного вождения.

Руление на скорости одной рукой

Контраварийное вождение невозможно пройти самостоятельно. Данным техникам обучают в специальных автошколах. Так что не пытайтесь самостоятельно обучиться приемам вождения — это небезопасно!

Инструкторы по вождению считают, что техникой руления авто одной рукой новичкам владеть не обязательно. А вот профессиональным водителям знать этот способ нужно, особенно руление левой. Ведь для преодоления различных критических ситуаций иногда нужно одновременно переключать передачи или использовать стояночный тормоз и рулить. Более того, такая техника руления повышает уровень безопасности при маневрировании задним ходом и скоростном движении, так как расширяется зона заднего обзора благодаря развороту тела вправо на 90°.

Данная техника имеет такие особенности:

  • начальное положение руки — "12;
  • переход на положение 4 или 8 (зависит от направления поворота) с перехватом руля в нижней зоне, при этом осуществляется перекат руки через кисть;
  • здесь вы сможете развернуть кисть сразу на 180°, не теряя контакта с рулем.

На транспортных средствах, где руль расположен горизонтально (например, автобусы, некоторые грузовики), подобное круговое руление осуществляется перекатом, но уже через ладонь.

Отметим, что при некоторых критических ситуациях во время вращения и сильного заноса авто, первый оборот рекомендуется делать левой рукой, а понижающую передачу включать правой. Для маневрирования задним ходом управление машины одной рукой — отличный вариант. Самое главное — следует научиться перекатывать руку в нижней зоне.

К сожалению, выполнение переката не даст вам полного контроля за рулем в нижней зоне, так как может случиться проскальзывание руки. Обеспечить безопасность приема и уменьшить время его выполнения дает возможность рывковый способ руления, когда перекат осуществляется при инерционном вращении руля.

Надо сказать, что круговое руление с помощью одной руки — это прием высшего мастерства. Он обеспечивает следующее:

  • стабилизация ТС при критическом заносе;
  • скоростной разворот ТС на 180°;
  • стабилизация ТС во время вращения на 360°.

Такое руление часто сочетается со способом двух рук, что позволяет обеспечить стабилизацию ТС, когда оно теряет устойчивость.

Руление на скорости двумя руками

Скорость руления во многом определяет безопасность автомобилиста и его пассажиров в критических ситуациях, к примеру, связанных с потерей управляемости авто и его устойчивости (опрокидывание ТС, вращение, снос, занос).

Конечно, чем опыт водителя меньше, тем больше у него должна быть скорость реакции. Только так он сможет исправить ошибку в управлении и обеспечить стабилизацию свой машины.

Руление двумя руками на скорости имеет свои особенности:

  • осуществляется в боковой зоне рулевого колеса двумя руками по очереди;
  • смена рук идет при помощи перекрестного захвата все в той же боковой зоне рулевого колеса;
  • рывковый метод приложения усилий и непрерывная тяга обеспечивают высокую скорость руления.

Исходное положение обеих рук — 9-З или значение 10-2, затем резко поворачиваем руль вправо до значения 12-4. Продолжаем левой рукой вращать руль до значения "4", при этом переносим правую руку в положение "12". Руль захватывается закрытым перекрестным захватом. Далее продолжаем вращать руль правой рукой до "4" и переносим левую руку на "12". Руль опять же захватывается закрытым перекрестным способом. Затем продолжаем вращение попеременно одной и другой рукой. Действия чередуются, пока колеса не встанут в нужный угол.

Подобная техника руления с помощью двух рук дат возможность делать любые экстренные и сложные маневры ТС, да и максимальная скорость вращения обода здесь не нужна.

Высокая скорость при этой технике дает гарантию безопасности при вращении и заносе авто, а также дает возможность компенсировать утерянную устойчивость машины. Самый «быстрый» метод — это руление с перекрестным захватами на боковой зоне рулевого колеса.

Как сохранить устойчивость?

Чтобы сохранить устойчивость авто на заключительном этапе маневра, есть способ под названием «уступающее» руление.

Например, после крутого поворота ТС самостабилизируется благодаря некоторым конструктивным характеристикам передней подвески. Многие автомобилисты ослабляют захват руля, что дает последнему «раскрутиться». Запомните, что это неправильно! Такое ослабление руля может привести к сильному заносу или к невозможности выполнить экстренный маневр на этапе выхода из поворота.

Самое правильное — это осуществлять уступающее или так называемое тормозящее руление, при этом, не давая возможность рулевому колесу проскальзывать. В этом случае действия по стабилизации и повторные маневры возможны в любой фазе.

Техника приема заключается в следующем. Сначала уступающее руление (две руки), а также поочередное подтормаживание руля перекрестными захватами. Осуществляются сопровождающие действия, которые замедляют скорость вращения обода (выполняются одной рукой).

Техника выполнения похожа на скоростное руление с перекатом одной руки через тыльную часть. Кстати, подтормаживание в статическом захвате руля одной рукой используется в исключительных случаях. Это может применяться для регулировки скорости самовыравнивания.

Запомните такую важную деталь: при любых маневрах следует сохранять постоянный плотный контакт с рулевым ободом, выравнивая его и поворачивая.

Распускание руля на последнем этапе поворота часто ведет к потере устойчивости транспортного средства.

Видеоматериал о скоростном вращении руля:

Не допускайте ошибок в рулении и будьте осторожны на дорогах!

В статье использовано изображение с сайта www.vbratske.ru

spokoino.ru

ГЛАВА 1. Тактика и техника руления (часть 1)

1.1. Способы руления

1.1.1. Способы руления на прямолинейной траектории

 

Наралли «1000 озер» в Финляндии, где участвуют выдающиеся гонщики, нашэкипаж в составе заслуженного мастера спорта С. Брунзы и мастера спортамеждународного класса А. Брума случайно оказался в лидирующей группе.Это произошло из-за штурманской ошибки: на контрольном пункте насотметили на 34 минуты раньше графика. Естественно, что впоследствииэкипаж был оштрафован и вернулся на свою законную 44-ю позицию. Новремя, которое спортсмены провели «на хвосте» у лидеров, поразило ихвоображение. Представьте себе: на щебенчатой дороге, по которой до наспрошли девять автомобилей, остался всего один след. На прямолинейныхучастках это были две идеально прямые линии, несмотря на мощный разгонс пробуксовкой колес и короткое, но очень эффективное торможение. Этипрямые линии на поворотах плавно переходили в две колеи, вычерченныеколесами с ювелирной точностью и полным совпадением. А ведь когда нашигонщики вернулись на свое законное место в хвосте каравана, перед нимина дороге появились десятки разных следов, фантастически извилистых,невероятно загнутых, а в некоторых местах уходящие с дороги в никуда, аточнее, в обрывы, скалы и деревья…

 

Здесьнадо понять одну простую вещь: среди участников этапов чемпионата миранет неподготовленных водителей! Но уровень мастерства элитныхспортсменов резко выделяется из общей их массы по так называемой«геометрии движения» — рисованию идеальных скоростных траекторий.

 

Поэтой же «геометрии» легко определить неопытного водителя. Следы егоавтомобиля, которые некоторое время остаются на влажной песчаной илиснежной дороге, говорят о многом. Траектория их извилисто-волнистая,при переключении передач прямолинейность нарушается, закуриваниесигареты сдвигает автомобиль на половину ряда, ну а смахивание горящегопепла с брюк может отправить автомобиль на полосу встречного движения.

 

Аведь секреты умения удерживать автомобиль на прямолинейной траекториине так сложны. При движении по прямой обе руки должны располагатьсясимметрично. Левая кисть захватывает руль в точке 10, а правая — вточке 2 (по циферблату часов). Руки работают как балансиры. Вспомните,как действует канатоходец: его действия очень естественны длясохранения равновесия. Кстати, элементы такого балансирования заложеныв любом человеке. Но если канатоходец сохраняет равновесие с помощьюбалансира или вытянутых в стороны рук, то водитель использует для этогорулевое колесо.

 

Автомобиль,отклоняясь от заданной траектории, сам подсказывает, куда нужноповернуть руль. Но неопытный водитель совершает ошибки, слишком позднореагируя на увод и задерживая руль в повернутом положении. Серия такихошибок приводит к «вилянию». А профессионал тотчас после поворота рулявозвращает его в положение «прямо», не дожидаясь реакции автомобиля.

 

В зависимости от особенностей дорожного покрытия и скорости движения применяются разные способы коррекции траектории:

 

·         наасфальтовом покрытии при предельной скорости движения прямолинейностьобеспечивается за счет тонкого перераспределения веса рук на рулевомколесе. Обе руки своим собственным весом чуть-чуть тянут руль вниз.Чтобы сделать мини-поворот руля, убирается часть веса одной руки и рулькак чуткие весы делает колебание в сторону нужного маневра. Тотчасвозвращается вес облегченной руки, и система приходит в равновесие, аавтомобиль возвращается на прямую траекторию;

·         нальду, где очень важно не допустить грубых и резких действий, рукиработают как соперники. Одна тянет руль вниз, а другая сопротивляется(подтормаживает) резкой тяге, а затем, после мини-поворота, возвращаетруль в исходное положение;

·         навязком грунте (снежная целина, песок, грязь), где автомобиль постоянно«рыскает», вырываясь из рук, они работают как партнеры, резко и сильнорывками направляя автомобиль, преодолевая реакцию колес на труднуюдорогу. Такая работа требует высокой мобилизации, приложениязначительных усилий;

·         нащебенчатой дороге или покрытии с постоянно меняющимся коэффициентомсцепления многие знаменитые гонщики применяют необычный способпрямолинейного движения. Они непрерывно покачивают рулем мелкими поамплитуде и частыми по темпу движениями, пытаясь ощутить реакцию дорогии заставить автомобиль самому выбрать верную траекторию;

·         придвижении задним ходом в обратной посадке (с разворотом корпуса вправо),захват рулевого колеса осуществляется в верхней точке (12) одной левойрукой. Такое положение позволяет контролировать положение колес«прямо». Коррекция траектории выполняется поворотом руля и мгновеннымвозвратом его в исходное положение. Нельзя задерживать руль вповернутом положении. Лучше сделать серию небольших повторных действий«поворот-выравнивание» и выравнивать колеса, дожидаясь реакцииавтомобиля на их поворот. Если задержать выравнивание, то придетсяреагировать на увод передней части автомобиля действием в другуюсторону с еще большей амплитудой, и автомобиль будет пытатьсянарисовать извилистую линию вместо прямой;

·         приэкстренном разгоне и торможении, особенно на скользкой дороге,частичная пробуксовка или блокировка ведущих колес приводит к«рысканью» переднеприводного автомобиля и к раскачиванию задней оси —заднеприводного. Для удержания автомобиля на прямолинейной траекториипри форсированном разгоне (когда педаль акселератора нажата «в пол»), атакже при резком и импульсном торможении, спортсмены применяют рывковыедействия двумя руками. Это делается для того, чтобы не допустить потерюпоперечной устойчивости (занос автомобиля) и управляемости (сноспередней оси).

 

Нужноотметить, что только рулем не всегда можно решить эти проблемы, потомучто каждый из основных органов управления (три педали, руль и рычагпереключения передач) может действовать либо во благо, либо во вредводителю. Эти органы, по сути, похожи на маленький оркестр, тольковместо музыки — поведение автомобиля. Стоит только одному инструментусфальшивить (отстать от общего темпа управляющих действий, грубосреагировать, проигнорировать других), как тотчас другим нужноисправлять допущенную ошибку. Поэтому при экстренном разгоне спортсменыприменяют разные варианты управления педалью акселератора (ступенчатое,плавное, прерывистое нажатие), смягчают момент включения сцепления(задержка в фазе включения), а при импульсном торможении пользуютсяприемом «перегазовка», чтобы не допустить проскальзывания колес(блокировки).

 

1.1.2. Способы руления в повороте

 

Удержатьавтомобиль на нужной траектории в повороте — несложная задача, еслискорость минимальна, а коэффициент сцепления шин с дорогой высок (сухойасфальт или бетон). Поэтому человек, не привыкший нажимать на педальакселератора и медленно проползающий все повороты на дороге, никогда незадумывается о том, что нужна какая-то особая техника управления икакие-то необычные приемы руления. Однако даже вполне спокойныйчеловек, никогда не стремившийся к лаврам чемпиона мира М. Шумахера,когда-нибудь оказывается в ситуации, когда скорость автомобиля слишкомвысокая или дорога очень скользкая. И тогда применяя обычные для себядействия, которые ему всегда раньше помогали, он вдруг с ужасомосознает, что автомобиль не реагирует на них и ситуация полностьювыходит из-под контроля.

 

Вчем же заключаются особенности управления в повороте, и почемуповернутый на определенный угол руль еще не решает всех проблембезопасности?

 

·        Во-первых,здесь действуют центробежные силы инерции, которые не простовыталкивают автомобиль с дороги, но и изменяют силы сцепления колес сдорожным покрытием. Внешне (по отношению к повороту) колеса оказываютсязначительно более загруженными, а внутренние — разгруженными, и этотфактор делает их реакцию на действия водителя неодинаковой.

 

Представьте,что вы шагаете по чистому льду, на одной ноге у вас ботинок с резиновойподошвой, а на другой с кожаной. В частности, поэтому, интенсивноеторможение в повороте на высокой скорости часто приводит к потереустойчивости автомобиля (занос, боковое скольжение, вращение).

 

·        Во-вторых,проблемы можно ожидать от «самого главного колеса», так называемого«упорного». Так спортсмены окрестили переднее наружное колесо,положение которого обеспечивает траекторию автомобиля в повороте. Вспорте часто можно наблюдать, как внутреннее переднее колесо на долисекунды отрывается от дороги и не участвует в управлении. Бывает, чтоспортсмен по горной дороге вывешивает внутреннее колесо над пропастью,не опасаясь такой ситуации, потому что вес автомобиля смещен на другоеколесо.

 

Сильнонагруженное колесо, особенно если это касается серийного автомобиля смягкой подвеской и высокой покрышкой «подгибается», контакт с дорогойперемещается на боковую поверхность шины, не имеющую протектора.Начинается боковое скольжение колеса (снос) и увод автомобиля страектории движения.

 

·        В-третьих,это проблемы неустойчивого равновесия. Для водителя они намногосложнее, чем те, что возникают при удержании автомобиля от «рысканья»на прямой. Чтобы создать модель такого равновесия, когда автомобиль напредельной скорости преодолевает поворот, представьте такую картину.Перед вами раскачивается канат, закрепленный на двух опорах. Вы должныпрыгнуть на него и сразу установить такое равновесие, чтобы не упастьна землю. Этот трюк под силу лишь профессиональному циркачу. Поэтомумногие неподготовленные водители попадают в серьезные аварии, пытаясьпройти крутой поворот на бешеной скорости.

 

Теперьрассмотрим элементы и приемы мастерства управления, которые обеспечатудержание автомобиля на заданной траектории. Следует особо оговориться,что только приемы руления не дадут вам гарантий безопасности. Всезависит от слаженных действий рулем и педалью акселератора.

 

Поворот автомобиля на небольшой угол (категории поворота 0, 1 и 2) сопровождается поворотом рулевого колеса без перехвата рук.

 

Надуге поворота, если крутизна значительна (категории поворота 3, 4),ведущая рука (в правом повороте — правая, а в левом — левая) не должнаоказаться в нижнем секторе. Чтобы избежать такого положения водитель доначала маневра применяет «предварительный захват», т. е. смещаетведущую руку на руле в противоположную сторону. Так он увеличивает уголповорота рулевого колеса без перехвата.

 

Припрохождении крутых поворотов (категории 5, 6, 7), когда рулевое колесонужно повернуть более чем на 180°, применяется круговое руление двумяруками поочередно с перехватами рук на боковом секторе рулевого колеса.При этом конечное положение рук после вращения руля должносоответствовать точкам 12—4 при повороте вправо и точкам 8—12 приповороте влево.

 

Еслипри движении по прямой поза готовности водителя соответствует положениюрук в точках 10—2, то в повороте такую готовность можно обеспечитьсмещением рук на боковой сектор (12—4 или 8—12) при сохранении углазахвата в 120°.

 

·        смещение рук сигнализирует водителю о повернутых колесах и о необходимости вернуть их в положение «прямо» в конце поворота;

·         согнутые в локтевых суставах руки позволяют сдерживать самовозврат руля и удерживать колеса в повернутом положении;

·        отведенныев сторону поворота руки, удерживающие руль, находятся в состоянииполной готовности среагировать на возникший занос рывковым способом созначительной амплитудой движения (до 180°).

·        висключительных условиях движения существует реальная возможностьдовернуть рулевое колесо, используя для этого потенциал руки,удерживающей руль в верхнем секторе.

 

Ноэто действие в условиях скоростного движения почти всегда приводит кнегативным последствиям (боковое соскальзывание управляемых колес —снос передней оси). Поэтому чаще всего такой маневр применяется длятого, чтобы исключить попадание упорного (наружного переднего) колесана неровность дороги (яма, бугор, выступ) или участок с низкимкоэффициентом сцепления.

 

Автогонщики-раллистывысокой квалификации в ряде случаев, связанных с поворотом рулевогоколеса на значительный угол, отходят от рациональных стандартов иповорачивают руль почти до полного скрещивания рук в нижнем секторе.Точно также они поступают при реакции на глубокий (большой поамплитуде) занос автомобиля. Целесообразность таких действий связана смгновенным и безошибочным выравниванием колес в завершающей фаземаневра и возможностью с достаточной точностью контролировать положениеколес. Но, переводя руки в перекрестное положение в нижнем секторе,водитель должен быть абсолютно уверен, что он сможет вернуть руль висходное положение, поставив колеса «прямо», иначе пострадает егобезопасность. Ситуация, при которой руки оказались в перекрестномположении в нижнем секторе опасна для малоподготовленного водителя.

 

Опасностьвозникает в тех случаях, когда угол поворота колес оказываетсянедостаточным и требуется довернуть руль, чтобы, например, преодолетьситуацию «глубокий занос». Водитель попадает в безвыходное положение.«Основная рука» (та, в сторону которой поворачивается руль) стопоритсябольшим пальцем, который упирается в обод рулевого колеса изнутри.«Вспомогательная рука» (например, при правом повороте — левая)накрывает основную руку сверху и блокирует ее.

Что нужно делать, чтобы предотвратить вращение автомобиля?

 

Автогонщики придумали два способа выхода из этой критической ситуации.

 

Первыйзаключается в том, что до перекрестного контакта рук в нижнем сектореосновная рука «выдергивается», движением на себя и устремляется вверхна руль, чтобы продолжить его вращение.

Второй —менее сложный. Вспомогательная рука отпускает руль, а основнаяпродолжает его вращение, винтообразно переворачивая ладонь внутрь, нетеряя контакта с ободом. // www.cvvm.ru

in-drive.ru

Азы безопасного вождения. Экстремальное руление

В некоторых ситуациях приходиться управлять машиной одной левой рукой, поскольку правая занята переключением передач или работой со стояночным тормозом. Кроме того, это необходимо при езде задним ходом, поскольку руление при помощи одной руки позволяет расширить угол обзора, за счет поворота корпуса и головы на 90 градусов. Автоинструкторы расскажут нам, как правильно выполнять руление в той или иной ситуации.

Скоростное руление с помощью одной руки

Вначале скажем, что по тексту мы будем применять терминологию расположения стрелок на часах.

То есть, если вам встретится фраза «позиция 12» — это означает, что рука находится в районе «12 часов» — в самой верхней точке руля.

Особенности техники кругового руления одной рукой состоят в следующем. Начальное положение руки на позиции 12; после поворота руля до позиции 8 или 4 (в зависимости от необходимого вами направления) необходимо перехватить рулевое колесо в нижней позиции перекатом через тыльную сторону кисти. Это позволяет повернуть руку на пол-оборота и перейти к тяге вверх от тяги вниз, без потери контакта с рулем. При горизонтальном положении «баранки», например, у грузовиков или автобусов, перекат следует осуществлять через ладонь.

Безусловно, даже идеальное исполнение переката не гарантирует 100-процентного контроля за рулем в нижнем секторе, поскольку всегда есть вероятность проскальзывания ладони.

Но это гораздо лучше полной потери контроля. Большую безопасность этого приема может обеспечить рывковый способ. Он необходим, чтобы вращение руля происходило по инерции, так как из-за отсутствия необходимого контакта невозможно обеспечить нужную тягу.

Руление одной рукой часто сочетается с управлением обоими руками и позволяет вернуть устойчивость машине.

А вот и видеоматериал о рулении одной рукой:

Скоростное руление обеими руками

Чем меньше опыта у водителя, тем выше должна быть скорость руления, для компенсации допущенной ошибки. Ведь именно скорость вращения руля в критических ситуациях определяет надежность и мастерство автолюбителя. Тот стиль руления, который прививают в автошколах, зачастую не способен помочь избежать аварии в случае потери машиной устойчивости.

Но скоростное руление доступно каждому водителю и для его усвоения требуется не так уж много времени — порядка семи-восьми занятий с автоинструктором.

Особенности скоростного руления обеими руками:

  • Выполняется на боковом секторе и напоминает лазанье по канату.
  • Смена рук происходит на боковом секторе руля с помощью перекрестного захвата.
  • Для этого приема используется усилие мышц-сгибателей, наиболее развитых у человека.
  • Непрерывная тяга и рывковая природа прилагаемых усилий обеспечивает максимальную скорость руления.

Выполнение скоростного руления обоими руками на примере вращения по часовой стрелке:

  1. В исходном положении руки находятся в позиции 10-2 или 9-3.
  2. Рывком вправо обеими руками руль поворачивается до положения рук 12-4.
  3. Левой рукой продолжается вращение до позиции 4, а правую руку необходимо перенести в положение 12 и осуществить перекрестный захват.
  4. Дальнейшее вращение производится правой рукой до 4 позиции, левой рукой перехватить руль в верхней точке.

До достижения необходимого угла поворота следует чередовать вышеизложенные операции.

Высокая скорость руления необходима при заносе или вращении автомобиля, для возможности исправить допущенную ошибку, приведшую к потере устойчивости автомобилем.

Уступающее руление

Привычка давать рулю самостоятельно раскручиваться после крутого поворота может привести к заносу или отсутствию возможности маневрировать в заключительной стадии заворота.

Технически более правильно производить тормозящее руление одной или обеими руками, не допуская проскальзывания.

Это позволяет в любой момент начать маневр или действие по выравниванию машины.

Виды уступающего руления:

  • Тормозящее руление одной рукой — действия одной рукой, которые сопровождают и контролируют вращение руля. Техника аналогична скоростному рулению при помощи одной руки и с использованием переката.
  • Тормозящее руление обоими руками — притормаживание руля с применением техник, аналогичных при скоростном рулении с перекрестными захватами.
  • Притормаживание одной рукой руля в статическом захвате. Скорость самовыравнивания регулируется сжатием кисти.

Удачного вам и грамотного вождения автомобилем и будьте аккуратны!

В статье использовано изображение с сайта www.bmwgtn.ru

spokoino.ru

Руление — Автоблог начинающего водителя

Что является главным органом управления автомобилем? Сколько бы ни было ответов, правильный ответ один – рулевое колесо. Поворачивая руль на некоторый градус, мы тем самым изменяем угол поворота передних (направляющих) колес, и автомобиль движется в нужном направлении, т.е. куда направлены его передние колеса.

При управлении автомобилем, руль следует держать двумя руками в положении 10-2. Именно так, и именно двумя руками, потому что для уверенного вождения, быстро вращать руль можно только двумя руками. Более того, вращая рулевое колесо одной рукой, в некоторых ситуациях можно просто не справиться с управлением – автомобиль выйдет из-под контроля и последствия могут быть невеселыми.

К тому же, вращая руль одной рукой, не всегда сразу удается определить, на какой градус повернуты передние колеса автомобиля, точнее – в каком положении в данный момент они находятся. А знать это важно, потому что, как уже было сказано выше, куда направлены передние колеса – туда машина и едет. Убирать руку с руля во время езды следует только для переключения передачи, после чего руку необходимо возвращать на руль.

РУЛЕНИЕ БЕЗ ОТРЫВА РУК

Это обычный способ вращения руля, когда нужно незначительно изменить направление движения автомобиля с последующим возвратом в «прямо»:

при корректировке прямолинейного движенияпри плавном объезде препятствияпри отъезде от тротуарапри перестроении в соседнюю полосуперед остановкой

РУЛЕНИЕ ПЕРЕХВАТОМ

Когда необходимо повернуть рулевое колесо больше, чем на 90 градусов, отрывать руки от руля все же придется. Рассмотрим, как это делать правильно.

Условно рулевое колесо можно разделить на секторы по циферблату часов. Верхний сектор 10-2, здесь мы держим руль. Сектор для работы левой рукой 10-4, для правой руки – 8-2. Нижний сектор 8-4 нерабочий, там руки не должны находиться. В этом секторе нельзя держать руль никаким хватом. Ниже  рассмотрим, как проходить эту зону.

При повороте руля налево основную работу делает правая рука, левая рука помогает вращать руль без остановки, а при повороте направо – соответственно, левая рука – основная, правая рука – вспомогательная.

Начинаем вращение исходя из прямолинейного движения, руки находятся в положении 10-2.

Плавно поворачиваем руль двумя руками вправо до положения 12-4, как на рисунке. В тот момент, когда правая рука дойдет до точки 4, локоть вот-вот упрется в туловище, а это значит, что правая рука дальше работать не сможет.

Продолжаем без остановки вращать руль левой рукой до положения 4, одновременно переносим правую руку вверх в положение 12 руля и захватываем его в этой точке. Теперь руль вращает правая рука.

Вращаем без остановки руль правой рукой до точки 4, теперь уже левая рука перемещается в положение 12.

Далее, чтобы повернуть колеса на необходимый угол нужно повторить эти действия. Возвращается рулевое колесо в исходное положение в обратном порядке.

Точно так же вращается руль в левую сторону. Только руки теперь меняются местами – правая рука ведет, а левая помогает. Если перехват в секторах 8-12 и 12-4, как мы рассмотрели, покажется большим, то можно уменьшить зону перехвата (расстояние между кистями рук в момент захвата руля) до одного или двух кулаков, но технику перехвата менять нельзя. К тому же все эти движения вполне естественны для рук человека и привыкнуть к ним не тяжело.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ЗАХВАТ

Часто бывает необходимость повернуть руль на некоторый средний угол, когда вращение без перехвата окажется мало, а с перехватом – много. В таких случаях лучше использовать предварительный захват, смотрите рисунок. Такой вариант позволяет повернуть руль без перехвата на больший угол.

Выполняется он следующим образом:

Из положения 10-2 переносим путем скольжения по ободу правую руку к левой руке и захватываем руль в положении 11, затем правой рукой вращаем рулевое колесо вправо, оставляя левую руку на месте.

Когда правая рука достигнет точки 2, сжимаем левую кисть и продолжаем вращение руля двумя руками на тот угол, который требуется.

ВРАЩЕНИЕ РУЛЯ ОДНОЙ РУКОЙ

Вращение руля одной рукой применяется в ситуациях, когда необходимо одновременно рулить и переключать передачи. Одной рукой придется рулить при движении задним ходом, когда водитель сидит вполоборота и смотрит в заднее стекло, повернув голову назад, правая рука при этом чаще всего лежит на спинке пассажирского кресла, а левая, соответственно, на руле. 

В такой ситуации действия будут в следующем порядке.

  • Исходное положение левой руки – точка 10 или 12 на рулевом колесе. Особенность в том, что при вращении кисть руки всё время будет в начальной точке относительно руля. Начинаем поворачивать руль вправо.
  • Когда кисть руки дойдет примерно до точки 4, выпрямляем пальцы, при этом усиливаем давление ладонью на руль. Продолжаем вращать руль и одновременно поворачиваем кисть против часовой стрелки. Как только кисть пройдет точку 8 можно обнять руль пальцами и продолжить вращение.
  • Продолжаем вращать руль на тот угол, который нам требуется, ведь мы смотрим в заднее стекло и чувствуем траекторию движения. Все, мы повернули направо задним ходом. Для поворота налево нужно всего лишь поменять руку и вращать руль влево. А для лучшего обзора при движении назад можно высунуть голову в окно водительской двери.

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ ВОДИТЕЛЕЙ ПРИ РУЛЕНИИ

Первой и самой распространенной ошибкой является неправильный хват руля, посмотрите рисунок. В таких положениях трудно удержать руль, когда он будет вырываться из рук и, как следствие, водитель теряет управление. При поворотах на большой угол без «отрыва» рук от руля получается перекрестие рук. Такое вращение руля само по себе не правильное, а фиксация рук в перекрестном положении является грубой ошибкой. Вращение руля ладонью – распространенный способ руления на автомобилях с гидроусилителем руля – тоже грубая ошибка. В этом случае контакт с рулевым колесом слабый, следовательно, теряется контроль за поворотом руля. После прохождения поворота иногда возникает желание расслабить кисти рук и «отпустить» руль. Колеса сами станут прямо. Так тоже делать нельзя – потеряется контроль за положением управляемых колес.

ПРОЧАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Лето или зима, или другое время года, неважно, квартир всегда может быть отремонтирована, тем более ремонт квартир от компании "ТИМ ГрупСтрой" стоит по сравнению с другими конкурентами недорого, выполняется качественно и в оговоренные сроки. Материалы используются только современные со всеми необходимыми документами безопасности.

www.avtobllog.ru

Александр Юрьевич Каминский. Секреты водительского мастерства

   Известно, что нажатие на педаль газа ускоряет автомобиль, на педаль тормоза – замедляет его, а вращение руля изменяет направление движения. Однако эти действия, кроме того, еще и перераспределяют вес автомобиля между его колесами. Так, при нажатии на педаль газа автомобиль «приседает», и его вес смещается с передней оси на заднюю (рис. 15). При торможении, наоборот, автомобиль «клюет», а вес смещается с его задней оси на переднюю (рис. 16). Поворот же руля вправо нагружает левую сторону автомобиля, поворот влево – правую сторону.   При перераспределении веса автомобиля меняется и сцепление колес с дорогой: нагруженное колесо получает дополнительное сцепление, а разгруженное – теряет часть сцепления.   Опыт показывает, что максимальное сцепление колес автомобиля с дорогой во время движения обеспечивается при равномерном распределении его веса между всеми колесами. Под «равномерным» распределением веса здесь подразумевается, что оно такое же, как и при стоящем автомобиле, т. е. когда он равномерно движется по прямой и горизонтальной дороге.   Поэтому чем меньше перераспределяется вес вашего автомобиля между колесами во время движения, тем лучше сцепление с дорогой и тем безопаснее вы ведете автомобиль.   Следовательно, любые действия с органами управления должны быть плавными и приводить к минимальному перераспределению веса автомобиля. Плавность движения автомобиля будет говорить о высоком уровне вашего водительского мастерства.

   В данном разделе будут предложены техники скоростного руления одной и двумя руками. Основным способом является руление двумя руками, и в некоторых случаях допустимо рулить одной рукой.   Рис. 15. Загрузка задней оси автомобиля при ускорении   Рис. 16. Загрузка передней оси автомобиля при торможении   Первая техника универсальна. Она позволит вам вращать руль с большой скоростью и поэтому эффективна в критических ситуациях. Вместе с тем она очень удобна в повседневной езде при проезде городских перекрестков и прохождении скоростных поворотов.   Поначалу эти способы руления могут показаться сложными, но после их освоения они станут для вас простыми и естественными.   Существуют разные техники руления, и здесь мы рассмотрим современную технику, предлагаемую Школой водительского мастерства BMW.
2.1.1. Скоростное руление двумя руками
   Если вы повернете руль двумя руками, например направо, то заметите, что правая рука тянет руль, а левая – толкает его. При этом вы можете почувствовать, что тянущая рука – «сильная», а толкающая – «слабая». В классической технике руления, во времена создания которой большинство автомобилей не имели усилителя руля, ведущей рукой считается тянущая, сильная. Это связано с необходимостью прикладывать достаточно большое усилие для поворота. Современная техника предполагает наличие усилителя рулевого управления, благодаря которому даже в автомобиле, стоящем на асфальте, руль легко поворачивается и одной рукой. В этом случае в качестве ведущей лучше использовать слабую руку, толкающую, что позволит вам лучше чувствовать сопротивление руля и точнее дозировать угол поворота.   И кроме того, вы сможете проходить повороты более плавно и безопасно, если будете повышать скорость вращения руля по мере увеличения угла его поворота. Поэтому старайтесь использовать этот способ так называемого прогрессивного поворота руля с самого начала освоения приемов руления.   Для поворота рулевого колеса на различные углы удобно пользоваться тремя разными приемами, которые мы рассмотрим ниже. Все приемы будут показаны на примере поворота направо, а повороты налево следует выполнять аналогично, в зеркальном отображении.   Поворот руля до 1/2 оборота. Безотрывное руление. Во многих жизненных случаях бывает достаточно повернуть руль на угол не более 180°. Современная техника руления позволяет это сделать без перехвата руля, поэтому ее называют техникой безотрывного руления. Как мы уже обсуждали, это проще сделать из положения рук «9-3», чем «10-2».   Рассмотрим вначале поворот руля до 1/4 оборота, т. е. до 90°, а после этого – от 90 до 180°.   Для поворота рулевого колеса направо из нейтрального положения «9-3» на угол до 90° сделайте следующее (рис. 17).   Начните поворот руля вправо, прикладывая основное усилие к левой руке. Левая рука при этом будет двигаться от точки «9» к «12», а правая – от точки «3» к «6» (поз. 1).   Рис. 17. Поворот руля на угол до 90°   Когда руль достигнет желаемого угла поворота, зафиксируйте его в этом положении на время прохождения поворота (воображаемого, если вы упражняетесь на тренажере) (поз. 2).   Верните руль в нейтральное положение «9-3» двумя руками, прикладывая основное усилие к правой руке (поз. 3).   Следует отметить, что во время движения по дуге поворота, т. е. с повернутым рулем, нежелательно фиксировать руки в его нижнем секторе (рис. 18), так как в этом случае руки блокируют друг друга, а также возможна травма пальцев. Поэтому для прохождения поворота в штатном режиме движения максимальный угол вращения руля безотрывным способом должен составлять до 90°. Соответственно, нежелательно заводить и фиксировать тянущую руку дальше точки «6».   Однако данная техника руления позволяет повернуть руль безотрывным способом до 180°. Но это имеет смысл делать в следующих случаях:   если на входе в поворот вы недооценили его крутизну и в результате нужно повернуть руль более чем на 90°;   в случае необходимости резкого кратковременного маневра, например для объезда ямы.   Рис. 18. Нежелательная фиксация рук в нижнем секторе руля   Рис. 19. Поворот руля на угол до 180°   Для того чтобы повернуть руль направо из нейтрального положения «9-3» на угол до 180°, сделайте следующее (рис. 19).   Начните поворот руля вправо, прикладывая основное усилие к левой руке. Левая рука при этом будет двигаться от точки «9» к точке «3» через верхний сектор руля (поз. 1).   Сразу после начала поворота, когда левая рука будет проходить через точку «10», а правая – через «4», ослабьте хват правой рукой и задержите ее в точке «4» (поз. 2).   Продолжайте вращать руль левой рукой к точке «3», а правую – держать в «4» так, чтобы она слегка касалась руля (поз. 3).   Когда левая рука переместится в точку «3», зафиксируйте ее в этом положении на время прохождения поворота (воображаемого, если вы упражняетесь на тренажере). Правая рука при этом продолжает находиться в точке «4»[6] (поз. 4).   После этого верните руль в исходное положение левой рукой, повторяя пункты 1-4 в обратной последовательности.   Таким образом, поворачивать руль безотрывным способом более чем на 1/4 оборота рекомендуется лишь в крайних случаях. А если необходимо повернуть руль более чем на 1/4 оборота и на некоторое время зафиксировать его в этом положении, то лучше всего пользоваться предварительным захватом, к рассмотрению которого мы и переходим.   Поворот руля от 1/2 до 3/4 оборота. Предварительный захват. Как будет показано в главе 4, при движении по дуге поворота руки должны находиться на соответствующем боковом секторе руля. Например, при повороте направо руки должны быть на правом секторе, как показано на рис. 17, поз. 2. В самом деле, такое положение логично, так как указывает вам направление поворота, и удобно – так вам будет легче удержаться в кресле при прохождении крутого поворота.   Если вам необходимо повернуть руль на некоторый средний угол, то вращения с перехватом может оказаться много, а без перехвата – мало. В этих случаях очень удобно пользоваться предварительным захватом, который позволяет повернуть руль на больший угол без перехвата (рис. 20).   Выполнять прием необходимо из исходного положения рук «9-3» (поз. 1 на рис. 20).   1. Переместите левую руку в точку «6» путем скольжения по ободу руля (поз. 2).   2. Поверните руль левой рукой вправо, одновременно ослабив хват правой руки и оставляя ее на месте (поз. 3).   3. Когда левая рука достигнет точки «9» (поз. 4), продолжите вращение руля двумя руками далее, если это необходимо.   Рис. 20. Поворот руля на угол от 90 до 180° с предварительным захватом   При выполнении этого приема также нежелательно заводить тянущую руку далее точки «6», хотя он позволяет повернуть руль до 3/4 оборота. Это следует делать также в крайних случаях, аналогично рассмотренному выше приему безотрывного руления. Поворот руля на еще больший угол будет рассмотрен далее и показан на рис. 21.   Следует помнить, что на сухом асфальте при движении со скоростью около 40 км/ч поворот руля более чем на 180° приводит к скольжению передних колес (сносу) автомобиля. А для такого поворота руля требуется сделать перехват. Это означает, что поворот руля с перехватом, т. е. на углы, превышающие 180°, безопасен лишь при скоростях ниже 40 км/ч.   Поворот руля на один оборот и более. Руление с перехватом. Руление выполняется на боковом и частично верхнем секторах рулевого колеса двумя руками поочередно (рис. 21).   Выполнять прием необходимо из исходного положения рук «9-3» (поз. 1 на рис. 21).   1. Поверните рулевое колесо вправо двумя руками до положения «10-4» (поз. 2).   2. Продолжайте вращать руль левой рукой вправо до положения «4», одновременно перенесите правую руку вверх и захватите руль в точке «10» (поз. 3, 4, 5). Другими словами, правая рука должна попасть на то же место, где она находилась до поворота руля на 180°, т. е. в диаметрально противоположную точку от левой руки.   3. Продолжите вращение руля правой рукой до точки «4» (поз. 5, 6).   4. Перенесите левую руку в точку «10» (поз. 6).   5. Далее для поворота управляемых колес на требуемый угол повторите пункты 2-3[7].   6. Верните руль в исходное положение в обратном порядке 3-2-1.   Следует иметь в виду, что отпускание руля при возврате передних колес в нейтральное положение является ошибкой водителя, так как при этом теряется контроль положения управляемых колес автомобиля. Кроме того, «распускание» руля может привести к заносу. Ошибкой также является фиксация рук на руле в их перекрестном положении, так как в этом случае руки блокируют друг друга, а также возможна травма пальцев.   Рис. 21. Поворот руля на один оборот и более с перехватом   Варианты руления для «гражданской» езды. Итак, на основе изученных приемов руления сформулируем четыре основных варианта руления, с помощью которых можно пройти практически любой поворот на дорогах общего пользования.   1. Руление без перехвата (рис. 17, 19). Этот способ подходит для проезда пологих скоростных поворотов (например, развязки на скоростных трассах), а также для объезда препятствий (яма, лужа и т. д.).   2. Руление с предварительным захватом без перехвата (комбинация движений на рис. 20). Такой вариант может быть удобен для проезда стандартных 90-градусных поворотов на городских перекрестках.   3. Руление с перехватом (поз. 1-5 на рис. 21). Этот прием подходит для проезда 90-градусных поворотов, а также более крутых поворотов и разворота на 180° – для этого нужно повернуть руль на два оборота.   4. Руление с предварительным захватом и перехватом (комбинация движений на поз. 1-4 на рис. 20 и поз. 1-5 на рис. 21). Это комбинация вариантов 2 и 3, которая может использоваться для крутых поворотов и разворотов, если на вашем автомобиле руль достаточно «длинный» и варианта руления номер 3 недостаточно.   В зависимости от угла и кривизны поворота нужно выбрать один из четырех предложенных вариантов руления. Точность определения угла вращения руля для данного поворота придет к вам с опытом.
2.1.2. Скоростное руление одной рукой
   Вообще, когда у вас есть возможность вращать руль двумя руками, следует пользоваться этой возможностью. Многие водители тем не менее воспринимают как дополнительную возможность руление именно одной рукой. Видимо, это связано с появлением на дорогах все большего количества иномарок с усилителем руля, когда для вращения рулевого колеса нет необходимости прикладывать силу обеих рук и его можно повернуть даже пальцем. Однако дело не только в том, легко ли крутится руль в вашей машине. Рулить двумя руками проще, точнее и надежнее, чем одной. А значит – безопаснее. Руление же одной рукой следует рассматривать как вынужденную меру, когда у вас физически отсутствует возможность использовать две руки. Бывают сложные дорожные ситуации, когда приходится одновременно вращать руль и переключать передачи. А если у вас машина с «автоматом», когда не надо переключать передачи вручную, руление одной рукой практически теряет смысл. Разве что при движении задним ходом, сидя вполоборота. То есть я рекомендовал бы вам освоить технику руления одной рукой, но свести ее применение к минимуму.   Предлагаемый способ руления позволяет без потери контакта с рулевым колесом развернуть кисть на 180°, чтобы перейти от тяги руля вниз к тяге вверх (рис. 22).   Рис. 22. Скоростное руление одной рукой   1. Исходное положение руки при повороте направо – точка «3» или «12» (поз. 1 на рис. 22).   2. После поворота руля до точки «4» (поз. 2) перехватите руль в нижнем секторе перекатом через тыльную сторону кисти (поз. 3 и 4).   3. Продолжите вращение руля от точки «8» (поз. 5) через точку «12» (поз. 6).   4. Далее для поворота управляемых колес на требуемый угол повторите пункты 2-3.   В автомобилях с горизонтальным расположением рулевого колеса (автобусы, некоторые грузовые автомобили) круговое руление удобнее выполнять перекатом через ладонь.   Однако руление «открытой ладонью» – распространенным способом в автомобилях с усилителем руля – является ошибкой водителя, так как при таком способе руления почти полностью теряется контакт руки с рулевым колесом, а следовательно, и контроль вращения руля. Кроме того, создается лишний стереотип в управлении автомобилем.   Как утверждалось в начале главы, наиболее безопасное движение автомобиля – плавное, и ваши действия с педалями и рулем должны быть направлены на обеспечение плавности движения. В связи с этим общие рекомендации по работе с педалями таковы:   • работать с ними следует деликатно, обеспечивая минимальное перераспределение веса автомобиля;   • по педалям нельзя бить (кроме экстренного торможения на автомобиле с антиблокировочной системой тормозов ABS), усилия должны быть дозированными;   • педаль при отпускании следует не бросать, а сопровождать ее обратный ход ногой;   • паузы между действиями должны быть минимальными, желательно, чтобы одно действие переходило в начало другого.
2.2.1. Педаль газа
   Способы нажатия на педаль газа (дросселирование) можно разделить на постоянное дросселирование и переменное.   Постоянное дросселирование – известный всем водителям способ нажатия на педаль газа, который применяется в повседневной езде для разгона и поддержания скорости автомобиля.   Разгон наиболее эффективен при почти полностью нажатой педали газа – на 50-90% хода педали, так как в этом режиме КПД двигателя максимален. Педаль при этом следует нажимать плавно и прогрессивно, т. е. увеличивая силу нажатия.   При разгоне на автомобиле с механической коробкой передач работайте педалью газа следующим образом:   после включения передачи слегка нажмите педаль газа на величину ее свободного хода;   плавно добавьте газ так, чтобы через 2-3 с педаль была нажатой не менее чем наполовину ее рабочего хода;   продолжайте разгон при этом положении педали до включения следующей передачи;   после переключения передачи повторите пункты 1-3. Разумеется, на многих автомобилях для I и II передач эта последовательность действий будет выполняться лишь частично, так как на этих передачах разгон достаточно интенсивный, и при штатном разгоне следующая передача будет включаться раньше, чем педаль газа будет полностью выжата. Кроме того, степень нажатия на газ ограничивается сцеплением колес с дорогой – на скользкой дороге нажать газ до пола без проскальзывания колес практически невозможно. При интенсивном движении также сложно «утопить» педаль, так как идущие впереди машины будут помехой для разгона.   Следует подчеркнуть, что на автомобилях с механической коробкой передач, а также с автоматической коробкой в ручном режиме переключения передач как экономичный, так и скоростной способы разгона выполняются при почти одинаковом нажатии на педаль газа. Интенсивность разгона и расход топлива при этом регулируются не степенью нажатия на педаль, а частотой оборотов двигателя, на которой включается повышающая передача, – чем ниже обороты двигателя, при которых включается повышенная передача, тем меньше и интенсивность разгона, и расход топлива.   На автомобилях с автоматической коробкой, действующей в автоматическом режиме переключения передач, разгон тем интенсивнее, чем больше нажата педаль газа. Поэтому для штатного экономичного разгона на автомате следует газовать умеренно, чтобы переключения передач происходили в экономичном диапазоне оборотов двигателя (см. раздел 3.1).   Экстренный разгон (для предотвращения ДТП) на автомобиле с любым типом коробки передач нужно выполнять при нажатой педали «в пол», т. е. на 100%.   О штатном и скоростном способах разгона смотрите разделы 3.1 и 3.3. Об экономии топлива смотрите также раздел 6.2.   Используется также короткое «ударное» нажатие на педаль газа, которое служит не для разгона, а для «перегазовки» при включении пониженной передачи. Подробнее об этом смотрите раздел 2.3.   Установившееся движение наиболее эффективно при неизменном положении педали газа, так как в этом режиме движение максимально равномерно и экономично (см. разделы 6.1 и 6.2).   Для движения с постоянной скоростью в свободных условиях работайте педалью газа одним из двух способов:   • фиксация педали в одном положении и ее отклонение только в случае необходимости изменить скорость. При этом на подъемах и спусках скорость будет изменяться и возвращаться к прежнему значению при выезде на горизонтальную дорогу;   • имитация «круиз-контроля», т. е. фиксация педали в одном положении и легкое ее отклонение на подъемах и спусках для поддержания скорости.   При установившемся движении беспричинное цикличное перемещение педали газа (т. е. если того не требует дорожная обстановка) является ошибкой водителя – как и любое лишнее действие, не имеющее смысла.   Иногда используется и переменное дросселирование, с переменным нажатием на педаль газа. Например, при разгоне на скользкой дороге, при отсутствии электронной системы динамического контроля DSC, после начала проскальзывания ведущих колес нужно уменьшить нажатие на педаль до восстановления сцепления с дорогой, после чего снова продолжить разгон, сильнее нажав на педаль.
2.2.2. Педаль тормоза
   Для торможения автомобиля, оснащенного ABS, используется непрерывный способ нажатия на педаль тормоза.   Непрерывное торможение, как «комфортное», так и интенсивное, выполняется постоянным нажатием на педаль тормоза с нарастанием усилия до необходимого. В случае повседневного служебного торможения, когда вы самостоятельно выбираете моменты начала и окончания торможения (остановки), чем равномернее распределяется тормозное усилие на тормозном участке дороги, тем лучше.   Работайте тормозной педалью следующим образом (рис. 23): в самом начале торможения слегка нажмите педаль на величину ее свободного хода;   плавно усиливайте нажатие до нужного замедления автомобиля; продолжайте тормозить при этом положении педали;   Рис. 23. Нажатие на педаль тормоза при служебном торможении   перед остановкой, во избежание «клевка» автомобиля, плавно отпустите педаль так, чтобы полная остановка соответствовала полностью отпущенной педали.   Многие автомобили с автоматической коробкой передач при полностью отпущенной педали тормоза начинают медленное движение. В этом случае полной остановке автомобиля без «клевка» соответствует некоторое промежуточное положение педали тормоза между полностью нажатым и отпущенным. Это же справедливо и для автомобиля с любым типом коробки передач при остановке на спуске или подъеме.   Кроме того, используется также «ударное» нажатие на педаль тормоза. Оно служит:   для экстренного торможения автомобиля с ABS;   не для торможения, а для перераспределения веса автомобиля. Например, для разгрузки передней подвески автомобиля при проезде через неровности (см. приложение 1).   В случае экстренного торможения, когда момент остановки определяется местом нахождения препятствия, а начало торможения должно быть как можно раньше, должно использоваться максимально интенсивное нажатие на педаль тормоза.   2.2.3. Педаль сцепления   Педаль сцепления служит для соединения и разъединения коробки передач с двигателем. На серийных автомобилях момент соединения (так называемый момент «схватывания») наступает не сразу при отпускании педали, а в середине ее хода[8].   Поэтому после включения передачи педаль нужно отпускать не одним движением, а в два этапа с короткой задержкой в положении «схватывания», во избежание рывка автомобиля. Подробнее о переключении передач см. раздел 2.3.   Нажимать на педаль сцепления следует быстро, в одно движение и до конца, т. е. «в пол». Возможно также нажатие педали лишь до момента «схватывания», однако это требует точной дозировки усилия и чувства положения «схватывания».

thelib.ru


Смотрите также