Водитель руль


Водитель за рулем

На спидометре любимого авто, может даже и не первого, намотана не одна тысяча километров. Сидя за рулем своего железного коня, чувствуешь себя уверенно и спокойно, давно забыв о первой поездке, когда от волнения слегка подрагивали руки и горели от восторга глаза. Уже стерлись из памяти экзамены в ГИБДД, да и советы инструктора тоже ушли в глубины подсознания.

И вот, будучи водителем с многолетним стажем, мы едем, нещадно ругая «чайников». Но так ли безобиден опытный водитель за рулем, ведь большинство ДТП происходит как раз не с новичками. Давайте попробуем посмотреть на себя со стороны и оценить свои действия за рулем, а также результаты, к которым они могут привести. Упоминать алкоголь и разговоры по мобильному не будем в принципе, т.к. об этом и так пишут и говорят постоянно. Поговорим о другом.

Злость, даже если у вас есть все на нее основания — не лучшее подспорье для вождения. Разозлившись на все вокруг, мы начинаем дергаться и за рулем: резкий набор скорости, торможение, опять разгон, беспорядочные метания из одного ряда в другой. А уж количество «козлов» впереди просто зашкаливает, и все они почему-то скопились в одном месте и лезут нам под колеса. 

Стоп! В таком состоянии водитель за рулем, будь он даже гонщиком экстра класса, продолжая движение, подвергает риску себя и окружающих. Остановитесь, пройдитесь по тротуару, уж лучше выкурить 5 сигарет подряд с остервенением втаптывая «бычки» в асфальт, и таким образом сбросить хоть часть напряжения, чем лоб в лоб встретится с грузовиком.

Постойте около машины, уткнувшись лбом в холодную крышу, выпустите пар, продышитесь. Если на улице зима, умойте лицо холодным снегом, или минералкой, купленной в ближайшем киоске, и только потом прыгайте обратно в автомобиль и продолжайте движение.

Как себя чувствует сонный и усталый водитель за рулем, наверное хоть раз, но ощущал каждый. Всем понятно, что необходимо хорошо выспаться перед дорогой, или позволять себе остановки и сон на 15-20 минут во время пути, но есть такое слово «надо», и когда бывает «надо» ехать за 600 км после трудного рабочего дня, помогут следующие действия.

Вопреки рекламе, употреблять энергетики не стоит, т.к. их действия хватает от силы на 1 час, а потом сонливость накатывает вдвойне, лучше пожевать черный горький шоколад, а за несколько часов до поездки, или перед поездкой, принять капсулу женьшеня.

Холодный воздух из приоткрытого окна помогает проснуться, но далеко не всем. Можно каждые 200 км останавливаться на 5 минут, делать зарядку и побегать вокруг машины.

Один знакомый дальнобойщик как-то рассказал, что когда начинает засыпать, грызет мелкие черные семечки, выкидывая шкурки в окно, или останавливается и чистит зубы мятной пастой.

При езде ночью, особенно по знакомой дороге, мы расслабляемся и начинаем вперивать взгляд в красные габаритные огни впереди едущей машины. При таком раскладе заснуть может даже тот, кто вроде и спать не хотел, не говоря уже об опасности не успеть среагировать на «неожиданности», выскакивающие на дорогу с обочины.

Какой опытный водитель за рулем не пил кофе и не жевал бутерброд? Этим грешат все. Но некоторые профи умудряются во время езды наливать себе кофе из термоса. Казалось бы, что такого — ровное пустое шоссе, по бокам лес, машин мало.

Но если на дорогу из этого самого леса неожиданно выскочит лиса (или какой-нибудь зверь побольше), и на дорожном покрытии случайно нарисуется небольшая неровность, то при резком торможении машину бросит в сторону, и возникнет чисто инстинктивное желание схватить руль второй рукой. Не говоря уже о необходимости резкого поворота руля в сторону, чтобы избежать столкновения.

А теперь подумайте, куда полетит чашка и термос с горячим кофе? В лучшем случае, дальше водитель за рулем поедет с мокрыми штанами, в худшем — с ошпаренными частями тела ниже пояса. В самом худшем, будет допивать кофе, уже ожидая эвакуатор.

Тем, кто ездит исключительно на четырех колесах, иногда трудно понять скорость движения мотоцикла, особенно байка. Заметив в зеркале заднего вида фару приближающегося шоссейника, водитель за рулем часто делает ошибку и начинает медленно перестраиваться в другой ряд, не задумываясь о том, что мотоцикл уже через 3 секунды может оказаться сбоку. Скорость мотоцикла намного выше скорости автомобиля, но и весь ряд для обгона ему не нужен, поэтому не надо пытаться уступить ему дорогу, лучше дать возможность мотоциклисту проехать с вами рядом, сместившись к краю полосы и освободив ему пространство.

Любой водитель, опытный или нет, должен помнить, что пешеход имеет полное право пересекать дорогу по «зебре», и к нему надо относиться с уважением. Только не всегда пешеходы адекватно оценивают ситуацию, буквально шагая с тротуара под колеса проезжающего автомобиля.

Если по бровке рядом с «зеброй» идет человек, водитель за рулем, если он только не телепат, не может предугадать, пройдет ли тот мимо, или решит перейти дорогу. При виде человека вблизи пешеходного перехода, не стоит поддавать газку, чтобы быстрей проскочить опасную зону, себе дешевле будет снизить скорость, чтобы не посадить зайца на кенгурятник или капот, не говоря уже и более серьезных травмах и возможных летальных исходах.

Не надо думать, что водитель за рулем по определению круче, потому что едет, а пешеход топает на своих двоих. Рано или поздно и любой водитель может оказаться в таком же положении, хотя бы направляясь из магазина к своему авто, припаркованному через дорогу.

Чем больше стаж вождения, тем чаще мы позволяем себе отвлекаться на посторонние вещи во время езды — менять музыкальные диски, копаться в сумке, поднимать с пола упавшие предметы.

Выпадая минимум на 4 секунды из транспортного потока, мозгу нужно еще 4 секунды, чтобы осознать происходящее вокруг после возвращения. За это время ситуация на дороге может резко измениться.

Наверняка каждый водитель за рулем хоть однажды, да бывал в ситуации, когда поднимая глаза, вместо чистого пространства видел перед собой ярко горящие стопники. Конечно, это не значит, что надо сидеть, вытянувшись в струну и в постоянном напряжении, но лучше стараться, даже несмотря на многолетний опыт, не терять из вида транспортный поток и партнеров по движению.

Ну и последнее напоминание хочется сделать о ремнях безопасности. Придумали их вовсе не идиоты, и висят они сбоку не для красоты. Не даром же в европейских странах пристегиваться обязаны даже задние пассажиры, а все современные машины оснащаются звуковыми датчиками, сигнализирующими об этой необходимости.

Водитель за рулем отвечает не только за себя, но и за тех, кто находится в его машине. В Интернете достаточно жутких роликов на тему ремней, но почему-то каждый надеется, что его это не коснется. Пусть лучше постоянно пристегнутый ремень никогда не спасет вам жизнь, чем однажды не пристегнутый перевернет мир вверх тормашками.

Перед длительной поездкой желательно рассчитать расстояние между городами и запланировать места отдыха.

Каждому водителю периодически следует вспоминать жесты регулировщика (здесь) и их значение.

Водитель обязан соблюдать (http://voditeliauto.ru/poleznaya-informaciya/bezopasnost/pravila-perevozki-detej-v-avtomobile.html) правила перевозки детей в автомобиле.

Видео — новые гаджеты, которые должны помогать водителю:

Может заинтересовать:

Как быстро избавиться от царапин на машине

Добавить свою рекламу

Защитить автомобиль от грязи поможет жидкое стекло

Добавить свою рекламу

Меховая накидка на автомобильное кресло

Добавить свою рекламу

Как защитить себя от слепящего солнца и фар за рулем?

Добавить свою рекламу

voditeliauto.ru

ПОСАДКА И ПОЛОЖЕНИЕ РУК НА РУЛЕ

М. Г. Горбачев: САМОУЧИТЕЛЬ БЕЗОПАСНОГО ВОЖДЕНИЯ. Современный стиль

Прежде чем приступить к упражнениям, которые научат контролировать автомобиль в заносе, поговорим о простых вещах. Например, обсудим посадку водителя за рулем. Правильная посадка обеспечивает не только комфорт и удобство для водителя, но и необходима для грамотного управления автомобилем. Оптимальная посадка водителя за рулем зависит и от его роста, и от длины его рук и ног.

Если вы в кресле автомобиля сидите слегка развалившись, будто дома перед телевизором,— вы делаете большую ошибку: вы сильно наклонили спинку сиденья назад. В подобном полулежащем положении гоняли на болидах Формулы-1 в 70-х годах прошлого века. С той лишь разницей, что ноги у пилотов были выпрямлены, а у вас сильно согнуты. Голова у гонщика всегда расположена вертикально, темечком вверх, а у вас откинута назад. А это неправильно. Времена, когда водители полулежали за рулем, еле дотягиваясь до него абсолютно вытянутыми, прямыми руками, копируя автогонщиков, ушли в прошлое. Вытянутые руки заставляют крепко держаться за руль, используя его как дополнительную точку опоры, а в ответственный момент водитель инстинктивно подается вперед, его спина теряет контакт со спинкой сиденья, и он буквально повисает на руле. Сможет ли он в таком шатком положении точно и быстро вращать руль в аварийной ситуации? Не сможет! Кроме того, такая поза ухудшает обзор, она опасна тем, что во время лобового удара водитель может выскользнуть вперед из-под ремней безопасности. Так как же сидеть за рулем правильно?

Спинка сиденья должна стоять почти вертикально, ее угол по отношению к подушке сиденья должен находиться в диапазоне от 90 до 100°. Правильное положение сиденья позволяет поворачивать руль до 90°, не меняя положения рук (рис. 16). Выпрямленные спина и шея способствуют лучшей координации движений и ориентации в пространстве. Кроме того, когда голова и позвоночник человека составляют одну «вертикальную линию, лучше работает вестибулярный аппарат. Между прочим, такую посадку за рулем не так давно ввели автогонщики-раллисты.

Рис. 16.Спинка сиденья устанавливается почти вертикально, ее угол по отношению к подушке сиденья должен находиться в диапазоне от 90 до 100°.Правильное положение сиденья позволяет поворачивать руль до 90°, не меняя положения рук.

Как определить правильное расстояние от сиденья от руля? Положите вытянутую руку на верхнюю часть руля, касаясь обода запястьем, лопатки при этом должны быть плотно прижаты к спинке сиденья (рис. 17). Когда вы возьметесь за руль в его средней части, руки будут несколько согнуты в локтевых суставах. Это и будет правильная посадка.

Рис. 17.Положите вытянутую руку на верхнюю часть руля, касаясь обода запястьем, лопатки при этом должны быть плотно прижаты к спинке сиденья. Когда вы возьметесь за руль в его средней части, руки будут несколько согнуты в локтевых суставах. Это и будет правильная посадка.

Руки должны держать руль в положении «без пятнадцати три», ориентируясь на воображаемый циферблат. Опустите руки свободно вниз вдоль туловища и расслабьте ладони. Обратите внимание, в каком положении находятся большой палец, ладонь и остальные пальцы. Не меняя положения, перенесите руки на руль (рис. 18).

Рис. 18.Опустите руки свободно вниз вдоль туловища и расслабьте ладони. Обратите внимание, в каком положении находятся большой палец, ладонь и остальные пальцы. Не меняя положения, перенесите руки на руль.

Как крепко держать руль? Известный польский гонщик Себеслав Засада писал в своей популярной у нас в семидесятых годах прошлого века книжке по вождению автомобиля: «Руль надо держать так крепко, как курицу за горло. Сожмешь сильнее — задушишь. Слабее — она вырвется и убежит». Может быть, в те времена, когда сервоусилитель руля встречался только на машинах класса люкс, такое сравнение и было справедливым. Сегодня сервоусилитель стал стандартным оборудованием, и руль можно крутить буквально одним пальцем. Поэтому держите руль практически расслабленными руками, сжимать его незачем. Тем более недопустимо использовать его как дополнительную точку опоры. Ваши руки должны слегка опираться на руль, лежать на нем. Это удобно, значит, они не будут уставать. Не верьте тому, кто скажет, что ему удобнее иначе — это неправда. Держать руль в положении «половина шестого»- или «пять минут первого» недопустимо.

Это типично для «подснежников» и «чайников». Первые выезжают только тогда, когда растаял снег, и устремляются в направлении дачи. Вторые ездят на свой страх и риск, толком не научившись, круглый год. И те и другие составляют «группу повышенного риска», что можно расшифровать так: усугубление любой аварийной ситуации и доведение ее до аварии своими неумелыми действиями. Разве можно быстро и точно повернуть руль в аварийной ситуации, если держать его как попало? Конечно, нет!

А знакома ли вам история развития формы и местоположения автомобильного руля или «бублика» (рис. 19)?

Ручку управления старых авто, так напоминавшую ручку механической кофемолки, в 1905 году на автомобиле «воксхолл» заменил полноценный руль. Это изобретение французского конструктора, автогонщика и владельца автомобильной фабрики Эмиля Левассора, известного с 1898 года. Рули тех лет имели обязательно четыре спицы, только фирма «Рено» упорно устанавливала на свои автомобили пятиспицевые рули. Переход на трехспицевые рули потребовал много времени, и впервые они появились в Америке в конце 20-х. Послевоенные годы принесли элегантный двухсекционный руль с хромированным ободком включения звукового сигнала. Настоящей сенсацией стал односпицевый руль «ситроена» в 1955 году. Сегодня руль — неотъемлемая часть оформления салона автомобиля, а количество спиц у современных автомобилей от одной до четырех. Будем ли мы свидетелями массового выпуска автомобилей вовсе без руля? Возможно, действующие модели автомобилей, управляемые компьютерным джойстиком, уже демонстрируются. Во всяком случае, конструкторы Формулы-1 уже отказались от «баранки» и применяют в качестве руля «бублик», напоминающий штурвал самолета.

Рис. 19 ПЕРВЫЕ БЕЗЛОШАДНЫЕ КАРЕТЫ отличались от своих предшественниц только рычагом, управляющим передними колесами. Машины с расположенной в центре стойкой управления выглядели непривычно и благодаря рычагу получили прозвище кофемолок.

Перейдем к положению ног. Это не менее важно. Когда вы нажимаете на педаль сцепления, левая нога должна практически полностью выпрямляться, правую же расположите таким образом, чтобы ступня стояла на пятке, опираясь на пол, а верхней частью лежала на педали тормоза. При нажатии на педаль газа достаточно просто повернуть верхнюю часть ступни вправо, не отрывая пятки от пола. При необходимости торможения — наоборот, влево. Вы сэкономите доли секунды, а они могут стать решающими. Переставляя ногу с газа на тормоз другим способом или перенося ее по воздуху, вы потеряете время. Запомните: чем меньше ваши ноги согнуты в подъеме и коленном суставе, тем легче и быстрее вы сможете управлять педалями.

Грамотный водитель перед тем, как начать движение, всегда пристегивается. Пусть это станет правилом и для вас. Ремни безопасности не только снижают последствия травм, но и отлично фиксируют тело водителя в поворотах. Если из руля выстрелит подушкой безопасности, а водитель не пристегнут, ему не избежать травмы.

Даже если вы не собираетесь выступать на автогонках, тяжелые травмы можно получить и в аварии на невысокой скорости в городском потоке. Французский специалист по безопасности движения К. Жерондо так описал эту картину: «Нет ничего более ужасного, чем судьба водителя и пассажира, которые в момент дорожного происшествия (наезд на неподвижное препятствие со скоростью 80 км/ч), оказались не пристегнутыми ремнями безопасности... Сила, в 30 раз превышающая вес автомобиля, останавливает его движение. Пассажиры, а они не пристегнуты, продолжают двигаться в салоне со скоростью 80 км/ч. Через 0,05 с скорость падает настолько, что на автомобиль и пассажиров начинает действовать сила тяжести, в 80 раз превышающая их собственный вес. Водитель с силой девять тонн ударяется о приборный щиток. Через 0,02 с водитель и пассажир врезаются головами в лобовое стекло автомобиля и получают смертельные повреждения черепа». Тот, кто сознает, что такое автомобиль и как он опасен в момент столкновения с препятствием, пристегивается всегда.

Жаль, что работники ГИБДД-ГАИ у нас в России все реже обращают внимание водителей на необходимость пристегиваться и практически перестали штрафовать за это.

Водителю, который заявляет, что в городе он не пристегивается, а вот за городом, на автостраде, он обязательно пристегнется, я не верю. Не верю и тому, кто рассказывает давно избитую байку о том, что кто-то когда-то попал в аварию и остался жив только потому, что не пристегнулся.

УЧИМСЯ ПРАВИЛЬНО РУЛИТЬ

Руль — главный орган управления автомобилем. Движениями рулем водитель удерживает автомобиль на дороге, контролирует поведение автомобиля в повороте. Иными словами, рулем он увеличивает или уменьшает боковые нагрузки, то есть руководит перемещением веса автомобиля в поперечном направлении.

Постараемся ответить на простые вопросы. Как определить момент, когда надо повернуть руль? Куда должен смотреть водитель, чтобы ехать точно посредине своей полосы в повороте? На центральную разметку дороги? Или на отбойник на внешнем радиусе поворота? А может, на машину, которая едет перед ним? Водитель должен смотреть, конечно, вперед, и чем выше скорость, тем дальше. А его руки будут управлять рулем так, что машина останется на дороге. Руление следует за взглядом или можно сказать так: руки следуют за глазами. Куда водитель смотрит, туда он и едет — такова особенность человека.

Проведите два эксперимента. Попробуйте проехать, глядя на яму прямо по курсу движения своей машины. Вы все-таки попали в нее, хотя прекрасно понимали, что ее надо объехать? Руки направили машину на яму помимо вашей воли только потому, что вы на нее смотрели. Окликните велосипедиста, он обернется, и его велосипед обязательно вильнет. Это оттого, что он посмотрел назад, отвлекся.

Итак, важнейший фактор управления автомобилем, если хотите, главный секрет заключается в том, что фокусировать внимание нужно на той точке, где вы хотите оказаться. Причем точка фокусировки взгляда должна быть как можно дальше. Ученые доказали, что взгляд человека в движении не фиксируется на какой-то точке, а как бы постоянно плывет или скользит все дальше и дальше. Водитель едет за своим взглядом, который указывает правильный путь, правильную траекторию, а руки, автоматически подруливая, поддерживают этот курс. Еще раз очень важный момент — водитель должен смотреть туда, куда он желает направить свой автомобиль.

Сколько аварий происходит на прямых участках дороги! Объясняется этот печальный факт очень просто. Переводя взгляд на какой-то объект, водитель разрывает естественную цепочку, происходит сбой ментальной программы, и естественный ритм движения за взглядом сбивается. В этот момент машина становится как бы неуправляемой. Чтобы восстановить движение за взглядом нужно время, а аварийная ситуация может создаться за доли секунды.

Что значит правильно работать рулем? Во-первых: какой рукой — левой или правой — поворачивать руль? Все инструкторы, как один, настоятельно рекомендуют рулить двумя руками. Именно так рекомендует и известный американский тренер Росс Бентлей, готовящий автогонщиков. Он считает, что «очень важно, чтобы в поворотах обе руки выполняли одинаковую работу». В этом случае одна рука давит на руль вниз, другая, помогая ей, толкает противоположную часть руля вверх. В левом повороте левая рука главная — она тянет левую часть руля вниз, а в правом тянет руль вниз правая, работу «тяни-толкай» обе руки делят между собой поровну. При таком способе руления в маленьких корректирующих движениях рулем работает только часть руки — от локтевого сустава до кисти.

По мнению других специалистов одна рука должна быть задействована больше, чем другая. Вальтер Рерль, приверженец классических канонов езды, советует не толкать руль вверх рукой, находящейся ближе к наружной части поворота, а тянуть вниз ближней к внутренней части поворота рукой: для поворота налево «баранку» силой тянуть вниз левой рукой, правая должна лишь помогать. Отсюда следует вывод: хватка руля давящей руки должна быть крепче, чем толкающей. Единственное, чего Вальтер Рерль категорически не рекомендует делать, это переходить рукой, которая держит руль вверху, то есть с внешней стороны поворота, за середину руля по вертикали. Чтобы этого избежать, он рекомендует перед поворотом обязательно перехватывать руль в положение «двадцать минут первого»: при повороте направо левая рука опускается на «7 часов», а правая поднимается на «1 час». Серьезный недостаток такого перехватывания заключается в том, что на выходе из поворота трудно точно вернуть руль в исходное положение, соответствующее прямолинейному положению колес, так как главным ориентиром может быть только базисное, то есть симметричное, положение рук на руле. Надеяться на ориентировку по положению спиц ступицы руля неверно, так как руль может быть сбит вправо или влево из-за наезда на препятствие или попадания в яму во время движения. Этот способ руления отлично подходит для машин с тяжелым рулем. Да и перехватывания способствуют снятию напряжения с рук и возможности пусть на доли секунды, но расслабить их.

Чтобы лучше чувствовать руль, а главное точнее работать им на машинах с легким рулевым механизмом, оснащенных усилителем, предлагается другой способ — толкать руль вверх. При повороте влево — правой, при этом левая рука играет вспомогательную роль. При повороте вправо — левой, а правой отводится вспомогательная роль. Этот прием дает возможность лучше чувствовать машину и улавливать обратную связь, даже если рулевое управление довольно «пустое». Так советует известный шведский инструктор по экстремальному вождению Брендт Норберг, вошедший в Книгу рекордов Гиннесса в номинации «автомобильная езда на двух колесах». Основной недостаток сервоусилителя, связанный с низкой информативностью рулевого управления при толкании «баранки» вверх, при таком способе руления проявляется меньше.

Такой способ руления можно использовать не только в аварийных ситуациях, когда машина так и норовит выйти из-под контроля, но и при маневрировании. В первом случае это молниеносное движение влево-вправо как реакция на внезапный занос, а во втором — полный оборот руля с перехватом-перекатыванием обода по ладони руки во время маневрирования на парковке. Еще раз: при повороте вправо рабочая рука — левая, при повороте влево — правая.

Очень важно, чтобы рабочая рука всегда оставалась на исходном месте обода, особенно на скользкой дороге. Водитель обязан знать, на какой угол повернуты колеса, а рука, которая не расстается с ободом, как раз позволяет это определить, верно сориентироваться, чтобы вернуть колеса в исходное положение, когда они смотрят прямо. Водитель, передающий руль из руки в руку, перехватывающий его поочередно обеими руками, никогда не сможет точно определить, в каком положении находятся передние колеса автомобиля: повернуты они влево, вправо или же стоят прямо.

Кстати, начинающие автогонщики наклеивают на верхнюю часть руля яркую полоску. Ориентируясь по ней, всегда можно определить исходное положение руля. Вы можете поступить так же, и полоска поможет вам контролировать правильность действий (рис. 20).

Рис. 20 Если представить, что водитель придвинет сиденье ближе, действия его рук станут стесненными из-за недостатка места. Если он отодвинется от руля, то верхняя рука потянет тело вперед и контакт лопаток со спинкой сиденья нарушится. Обратите внимание, что угол в коленном суставе больше 90°, так намного удобней работать с педалями.

Какой из описанных здесь трех вариантов можно считать оптимальным? Как это ни парадоксально звучит, но водитель современного автомобиля должен владеть всеми тремя приемами и пользоваться каждым из них в зависимости от конкретной ситуации. Например, при прохождении крутых затяжных поворотов с небольшой скоростью руль лучше тянуть вниз внутренней к повороту рукой. При уменьшении крутизны и увеличении скорости руль лучше толкать вверх. При маневрировании на небольшой скорости перекладывая руль из одного крайнего положения в другое, удобно вращать его влево правой рукой, а вправо — левой. При движении с большой скоростью, точнее, при прохождении скоростных поворотов, когда повороты руля незначительны, рулить надо обеими руками, так, как советуют американцы.

А можно пояснить и таким образом: при рулении рукой, в сторону которой выполняется поворот, основное усилие падает на сильные мышцы сгибатели, которые тянут руль вниз, к себе. Это так называемый силовой вариант руления. Руки при этом твердые, но медленные. Значит, такой вариант полностью оправдан на небольших скоростях, когда к рулю надо прилагать большие усилия, то есть при движении по рыхлому снегу, грязи, сопротивляясь выкидыванию из колеи и тому подобное. Когда рука толкает руль, правая в левом повороте, и наоборот, руки водителя мягкие, относительно слабые, но зато быстрые. Такой способ руления более скоростной и позволяет лучше чувствовать нюансы поведения машины на скользкой дороге: в дождь, на снежном или ледяном покрытии.

Следующий способ руления подойдет для большинства водителей как эталонный. При этом руль поворачивают обеими руками, не изменяя их положения до перекрещивания. Сотрите из памяти фразу: «Руки нельзя перекрещивать!», если вы слышали ее от инструктора в автошколе. Это вчерашний день. Итак, ваши руки перекрещены, а руль надо поворачивать дальше — что делать? Рука, находящаяся внизу, делает перехват за верхнюю часть руля, и вращение руля продолжается до упора. При повороте влево правая рука всегда остается на руле в исходном положении. Именно то, что одна рука всегда остается на руле, поможет вам вернуть колеса в прямое положение. Левая рука при повороте налево делает перехват за верхнюю часть руля, и вы можете вращать рулевое колесо дальше, а правая рука делает перехват-перекат в нижнем секторе рулевого колеса, не прерывая с ним контакта, чтобы не потерять исходную точку. Так вы поворачиваете руль до упора. Чтобы вернуть руль в исходное положение, повторяйте те же действия в обратной последовательности - и вы поставите передние колеса прямо. При этом способе вращения руля вы всегда будете точно знать, на какой угол повернуты колеса, в каком положении они находятся.

Преимущество описанного приема в том, что вы можете максимально быстро повернуть колеса «от упора до упора» — а это значит, что время реакции и ответных действий на поведение автомобиля тоже сократится, например, при возникновении заноса.

Постоянно следите за положением рук во время поворота, отрабатывайте навыки правильного руления на учебной площадке. Ваша задача — добиться, чтобы руки выполняли правильные движения автоматически.

Скорость руления в управлении автомобилем как контраварийная мера играет огромную роль. Профессор Э. С. Цыганков считает скорость вращения руля определяющим фактором многих контраварийных приемов. Эрнест Сергеевич предложил тренироваться в скорости вращения руля таким образом: вывешивают передние колеса автомобиля, установив его на специальные подставки. Можно сделать так, чтобы передние колеса немного касались земли для увеличения усилия на рулевом колесе. Самое распространенное упражнение — это поворот рулевого колеса «от упора до упора», десять раз подряд. Немного потренировавшись (засекая время по секундомеру), вы обнаружите, что начинаете справляться с этой задачей намного быстрее, чем в первый раз. Если серьезно отнестись к такой тренировке, то время руления можно сократить в 2 раза. Кстати, скорость руления натренированного автогонщика именно в 2 раза превышает скорость руления обычного водителя.

Действительно, очень часто возможность избежать аварии зависит от того, насколько быстро водитель крутит руль. В автошколах и в учебниках по вождению рекомендуют при возникновении вращения автомобиля, то есть заноса, повернуть рулевое колесо в сторону заноса, однако большинство водителей не может стабилизировать автомобиль. Одна из причин — недостаточная скорость руления, колеса в сторону заноса поворачиваются с явным опозданием. Во-вторых, водитель ждет ответной реакции автомобиля, его выравнивания, и возвращает колеса поздно — слишком медленно крутит руль, увеличивая тем самым амплитуду заноса, то есть раскачивая автомобиль. Результат при этом плачевный: автомобиль разворачивается на дороге (хорошо, если не на встречной полосе!) или вылетает с нее. Из-за отсутствия правильных навыков вращения рулевого колеса большинство водителей, попадая в критическую ситуацию, рефлекторно прибегают к экстренному торможению, что тоже противопоказано в таких ситуациях.

Что делать, чтобы не опоздать, после того, как руль повернут в сторону заноса автомобиля? Не дожидаться ответной реакции автомобиля, упреждать события. Для этого руль надо максимально быстро повернуть в сторону заноса и тут же возвратить в исходное положение. Повторить это несколько раз, с каждым разом уменьшая угол поворота колеса. Для того чтобы сделать это быстро, надо перехватить рулевое колесо при повороте вправо — правой рукой на «12 часов», при повороте влево — левой рукой на те же «12 часов». На скользкой дороге резкий поворот руля «туда и обратно» лучше делать одной рукой: при повороте вправо — правой, при повороте влево — левой. Как только руль возвращается в прямое положение, вторая рука занимает свое исходное положение на руле. В начале поворота движение рулем должно быть плавным, а руки мягкими. Руль надо поворачивать на меньший угол, чем это обычно кажется новичку.

При ударе левыми или правыми колесами о препятствия при вращении или во время заноса, а также при соскальзывании автомобиля в глубокий кювет может возникнуть опасность опрокидывания автомобиля. В таких обстоятельствах способность быстро орудовать рулем очень важна. Чтобы стабилизировать автомобиль, надо прекратить торможение, если оно имело место, и быстро вывернуть руль в сторону опрокидывания автомобиля. В этой ситуации к рулевому колесу придется применить очень большое усилие, учитывая увеличивающуюся загрузку переднего колеса в сторону опрокидывания. При быстрой реакции водителя в данной ситуации опрокидывания автомобиля можно избежать.

Бывают ситуации, когда руль надо зафиксировать в определенном положении, применив достаточную силу, например, при попадании левого или правого колеса в повороте в глубокий снег или глубокую колею, уводящую автомобиль в сторону от выбранной траектории. В этом случае приложить к рулю достаточную силу, то есть зафиксировать его, можно, несколько распрямив руки в локтевых суставах, как бы вдавившись в спинку сиденья. Ваше тело создаст необходимый упор для рук, к рулю будет приложена значительная сила, и машина подчинится.

Основная трудность в освоении правильного руления заключается в том, что подавляющее большинство водителей привыкли обращаться с рулем неправильно и делают это автоматически. У них выработаны вредные навыки, исправить которые очень трудно. Все будет зависеть от них самих, от их желания усвоить правильные приемы.

Недопустимо рулить одной рукой, пока вторая покоится на ручке переключения передач. Особенно досадно и абсолютно необъяснимо, если рука лежит на селекторе переключения режимов автоматической коробки. Водители автомобилей с «автоматом» обычно пользуются одним положением «D», и им совершенно незачем держать руку на селекторе. Другие отпускают рулевое колесо после поворота для самовыравнивания, а это опасно.

Приучите себя увеличивать силу, с которой держите руль, если вы сняли с него одну руку. Помните, рулить одной рукой допустимо только для дополнительных действий: переключения передач, включения фар и т. п. Ни один водитель не застрахован от попадания в экстремальную ситуацию. Например, переднее колесо машины может резко и неожиданно лопнуть «на взрыв». Одной рукой удержать автомобиль в критической ситуации, да еще на приличной скорости практически нереально.

Не стоит провоцировать потерю сцепления колес с дорогой резкими движениями. Если автомобиль послушен, то им и управлять надо плавно и мягко, и только когда руль выходит из повиновения, следует действовать резко и быстро. Плавность нужна, пока все идет нормально, а в аварийной ситуации, даже на скользком покрытии, вращать рулем надо максимально быстро.

«Добивайся минимального поворота руля в повороте...» Эта фраза взята также из американского учебника для автогонщиков. На этот раз все правильно. Именно так и надо рулить! Не делайте лишних движений рулем и старайтесь поворачивать его на минимальный угол, достаточный для направления машины на нужную дугу в повороте. Чем меньше поворот руля, тем меньше сопротивление от повернутых колес, а значит, выше скорость автомобиля в повороте. Это важно для гонщика, а простому водителю это правило поможет удержать машину в скользком повороте.

< Пред. страница | Оглавление | След. страница >

www.auto.sumy.ua

Узнайте характер человека по тому, как он держит руки на руле — ВЗРЫВ МОЗГА

Что можно рассказать о водителе, просто взглянув, как он держит руль и чем грозят неправильные хваты. А еще – как от привычного для вас способа управления может зависеть ваша жизнь и жизнь ваших пассажиров? Вы смелый или нерешительный человек? Склонны к компромиссам или нет? Об этом могут рассказать не только ваши знакомые, но и ваши руки. Точнее то, как вы держите ими руль. А еще при аварийной ситуации от этого может зависеть ваша жизнь.

Чтобы правильно держать руль, надо представить часы. Представим, что руль – это циферблат часов, разделив его от 1 до 12. Тогда правильное положение левой руки – сектор от девяти до десяти часов. Правой – от двух до трех часов. При этом руки нужно держать ровно, кисти должны находиться ниже плеч, а локти опущены вниз. Хват должен быть сильным, но мышцы рук расслаблены. Профессионалы рекомендуют два вида хватов – открытый и закрытый.

О различиях положения рук на руле с точки зрения безопасности и психологии рассказывают инструктор автошколы и психолог.

 

 

ПСИХОЛОГ: Такое положение рук на руле типичное для неуверенных и стеснительных людей. Скорее всего человек недостаточно решительный, робкий.

ИНСТРУКТОР: Недопустимый хват руля. Из за того, что руки в неправильном положении, водитель не сможет осуществить вираж. Фактически он добровольно “связывает” себе руки, от такого положения они устают. Обходить преграду в таком случае проблематично.

 

ПСИХОЛОГ: Так автомобиль ведет человек властный, который любит доминировать. Он не склонен к компромиссам. На ситуацию на дороге он тоже скорее всего будет реагировать агрессивно.

ИНСТРУКТОР: Это положение может привести к потере концентрации. Фактически водитель упирается в руль, или “вешается” на него. Также руки заслоняют панель приборов и могут стать препятствием при открытии подушки безопасности. Это старый хват руля, который использовался на автомобилях без электро – и гидроусилителей.

 

ПСИХОЛОГ: Так за рулем сидит человек натренированный и уверенный в себе. Он энергичный, открытый миру, и хорошо видит все, что происходит вокруг. Скорее всего этому человеку нравится управлять автомобилем.

ИНСТРУКТОР: Вынужденный хват, потому что водитель вынужден переключать передачи. Одной рукой быстро управлять автомобилем достаточно трудно, что приводит к утомляемости. При объезде препятствия влево – малая амплитуда движения руля. Если водитель будет быстрый и внимательный, возможно ему повезет, но лучше использовать обе руки.

 ПСИХОЛОГ: Человек, который так держит руль практичный и уверенный в себе. Он знает, как и что нужно делать.

ИНСТРУКТОР: Если водитель устал – это позиция отдыха. Но руль не должен служить опорой для рук. Левая рука не сможет приложить правильно усилия и замедлит движения водителя на повороте. Он просто не сможет быстро отреагировать на изменение дорожной ситуации.

 

ПСИХОЛОГ: Водитель – человек рассудительный и рациональный. Он открыт в общении, на него можно положиться. Одновременно для человека этого типа характерны изменения настроения, желаний и предпочтений.

ИНСТРУКТОР: Еще один хват, который не стоит рекомендовать. Рукам с этой позиции очень трудно провернуть руль. Это приводит к неправильной траектории вхождения в поворот как при выполнении обычного маневра, так и в критической ситуации на дороге.

 

ПСИХОЛОГ: Так за рулем сидит организованный человек, который полностью контролирует собственную безопасность и не идет на риск.

ИНСТРУКТОР: Современный правильный хват руля для автомобилей. Из этого положения можно сделать практически все маневры, быстро отреагировать в критической ситуации. Оно также поможет знать точное расположение колес на дороге. Руки не мешают раскрытию подушки безопасности и контролю панели приборов.

zanimatelno.com

Расположение рук на руле выдает ваш характер

  • Можно ли узнать что-либо о характере водителя, лишь увидев, как его кисти располагаются на руле?
  • Если вы неправильно держите руль — грозит ли это чем-либо?
  • Существует ли зависимость между обычным для вас способом управления автомобилем и человеческими жизнями: вашей, пассажиров, которые едут с вами?
  • Смелы ли вы? Решительны ли? Готовы ли вы пойти на компромисс при необходимости?

Для того чтобы узнать ответы на эти вопросы, нет нужды расспрашивать о ваших склонностях знакомых и друзей. Достаточно просто взглянуть на ваши руки во время того, как вы управляете машиной. Ведь если ситуация аварийная, то их положение на руле может оказаться очень важным.Итак, правильно расположить руки на руле можно, представив себе часы. Если вообразить руль циферблатом, поделенным на 12 секторов, то левая рука должна расположиться на секторе с 9 до 10 часов. Верным будет расположение правой руки на секторе с 2 до 3 часов. Ровные руки, кисти ниже плеч, локти внизу — держите руки на руле правильно. Захватите его крепко, однако мышцы не должны быть перенапряженными. Профессионалы пользуются двумя типами хватов — закрытым и открытым.

Разные позиции рук здесь рассмотрены психологом и инструктором по вождению — с позиции психологии и безопасного вождения.

Психолог: Так руки на руле держат люди застенчивые, неуверенные в себе, отличающиеся робостью, неспособные к решительным действиям.Инструктор: С точки зрения безопасности, такой хват попросту опасен. Руки здесь неправильно расположены — это лишает водителя возможности маневрировать. В реальности руки быстро устают, по факту они словно связаны. Препятствия не получится обходить успешно.
Психолог: Это положение рук характеризует водителя как человека, не склонного находить компромиссы. Ему присущи такие черты характера, как доминантность и властность. Предпочитает агрессивное вождение.Инструктор: По факту водитель «висит» на руле либо ведет, упершись в него. Приборная панель заслонена руками, они могут помешать раскрыться подушке безопасности. Таким хватом руля пользовались прежде, когда на автомобилях не было ни электро-, ни гидроусилителей.
Психолог:  Это позиция за рулем присуща человеку решительному и энергичному. Он внимателен к деталям, уверен в себе — поэтому он эффективно водит машину.Инструктор: Это хват напряженный, ведь водитель одновременно переключает передачи и ведет автомобиль. Но при управлении автомобилем задействована лишь одна рука, поэтому водитель быстро устает. Для того чтобы хорошо вести, нужно обладать особой быстротой и повышенной внимательностью. Но лучше просто держать руль обеими руками.
Психолог: Такой хват свойственен прагматикам. Они обладают решительностью, уверены в себе и всегда делают все как следует.Инструктор: Уставшему водителю в такой позиции можно отдохнуть, однако нельзя использовать руль в качестве опоры для рук. Поскольку усилия левой руки могут оказаться недостаточными, то водитель не сможет отреагировать нужным образом на повороте или если вдруг ситуация на дороге изменится.
Психолог: Так машину водят люди, мыслящие логично и основательно. Они общительны, надежны, Но в то же время им свойственна изменчивость настроения.Инструктор: Хват принадлежит к тому типу, что не рекомендуется использовать, — ведь водитель должен проворачивать руль. Но при таком расположении рук это не так просто. И при обычном маневре, и при опасной дорожной ситуации с таким хватом нарушается линия вхождения в поворот.
Психолог: Таким образом держит руль водитель, внимательно следящий за безопасностью поездки. Он хорошо организован, рисковать не любит.Инструктор: Пожалуй, наиболее правильный хват. Расположив руки так, удобно производить любые маневры, а если возникла опасная ситуация, то можно быстро и эффективно среагировать. При данном хвате водитель точно знает расположение колес. При этом руки его не помешают раскрыться подушке безопасности. Можно легко контролировать приборную панель.

оптимизация сайтов 

xn--b1abccfreuvcr5af0l.xn--p1ai

Осторожно: главные ошибки начинающего водителя

Новичка за рулем на дороге всегда видно. Для этого даже не нужно смотреть на стекла, оклеенные табличками с «чайником», «туфелькой», буквой «У» или восклицательным знаком. Начинающий водительвыдает себя, в первую очередь, традиционными ошибками на дороге.

WomanJournal.ru выявил самые распространенные ошибки неопытных автомобилистов, которые те совершают за рулем. Знание этих оплошностей поможет в двух случаях:

Если ты сама пока начинающий водитель, посмотришь на себя со стороны и не наступишь на чужие грабли;

Безошибочно сможешь вычислить на дороге новичка и, на всякий случай, будешь держаться от него подальше, чтобы не дай бог не попасть в ДТП.

Начинающий водитель постоянно «прижимается» к обочине

Начинающие водителичаще всего во время движения едут максимально близко к обочине. Это показатель непрофессионализма инструктора, который преподавал им вождение.

Новички опасаются других участников дорожного движения, боятся попасть в ДТПи поэтому едут по кромке дороги. А ведь это риск «поймать» какой-нибудь гвоздь или разбитое стекло. Такая неприятность может оказаться причиной испорченного настроения, ведь не все водители, а тем более новички, умеют менять колесо.

Начинающий водитель плохо следит за дорожными знаками

Сосредоточенность лишь на процессе езды и сохранении дистанции с впереди едущим автомобилемможет отодвинуть на второй план такой важный момент, как отслеживание информации с дорожных знаков.

Начинающие водители настолько погружаются в процесс управления автомобилем, что не обращают внимания даже на запрещающие знаки. Особенно печально, когда новичок паркует машину в запрещенном месте и затем ее увозит эвакуатор на штрафстоянку.

Начинающий водитель не соблюдает скоростной режим

Новичок сразу виден в общем потоке автомобилей. Скорость его движения гораздо ниже, чем у других. Это чревато образованием заторов даже на тех дорогах, где пробок, в принципе, не бывает.

Но есть и обратная сторона медали. На свободном участке, где редко встречаются автомобили, неопытный автомобилист может отвести душу и втопить педаль газа в пол. Это очень опасно, так как у начинающего водителя нет навыков управления автомобилем на высокой скорости. Может произойти все, что угодно: неуправляемый занос, столкновение с препятствием, вынос на встречную полосу движения…

Начинающий водитель включает громкую музыку в салоне автомобиля

Как же это здорово – наконец-то проехаться за рулем своего автомобиля, с открытыми окнами, под звучание в салоне любимой композиции...

Справедливости ради стоит сказать, что эту ошибку совершают не только начинающие водители, но и опытные. Но если вторые могут контролировать ситуацию за рулем, то неопытные автомобилисты могут попросту не услышать звукового сигнала другого участника движения.

А если говорить объективно, то в нашей стране давно пора ввести штраф за слишком громко включенную музыку в автомобиле. Слишком много неудобств она создает и является реальной угрозой на дороге.

Начинающий водитель оставляет документы на автомобиль в бардачке

Наивная простота – только новички могут складывать все документы на автомобиль в бардачок и отправляться по своим делам. А если машину угонят? Вот уж преступники порадуются, получив трофей в виде технического паспорта, страховки и личных документов автовладельца!

Неприятности начинающего водителя ждут и в случае эвакуации машины. Дело в том, что выдача протокола об административном правонарушении по факту неправильной парковки выдается только при наличии документов на автомобиль. Придется немало времени и нервов потратить, чтобы убедить сотрудников штрафстоянкипозволить открыть свою же машину, чтобы достать документы.

А затем мчаться в отделение ГИБДД, чтобы получить там протокол. И после этого вновь на штрафплощадку для вызволения своего железного пленника. Поняла, что гораздо проще всегда носить документы на машину в своей сумке?!

Начинающий водитель нервно реагирует на внешние шумы

В силу отсутствия водительского опыта новички нередко вздрагивают, когда рядом кто-то начинает подавать звуковой или световой сигнал. И, как правило, делают резкое движение рулем. Машина начинает вилять, и это создает аварийную обстановку. Начинается цепная реакция: недоумевающие водителимогут начать сигналить тому, кто ведет себя неадекватно. А несчастный новичок, уже очень сильно перепуганный, не придумает ничего лучше, как попросту остановиться по ходу движения и включить аварийку…

Начинающий водитель не применяет теоретические знания ПДД на практике

Одна из главных ошибок начинающих водителей– неумение адаптировать полученные в автошколезнания к ситуации на дороге. Теоретическая подготовка, которая дала возможность получить водительское удостоверение, у многих новичков теряется. И оказавшись, к примеру, на нерегулируемом перекрестке, они начинают судорожно вспоминать, у кого же приоритет во время проезда.

Впрочем, если все эти ошибки про тебя, не расстраивайся. Ведь опыт приходит с практикой, и спустя несколько месяцев ты станешь иначе относиться к себе, дороге и автомобилю. Желаем удачи и автомобильной мудрости!

Автор: Елена Нерсесян-Брыткова, специально для WomanJournal.ru

Фото: Shutterstock.com

www.wmj.ru


Смотрите также