Умный руль


Аксессуары для велосипеда - Топ интересных гаджетов

Велосипед — одно из величайших изобретений человечества. Поездка на двухколесном транспорте всегда была не только способом добраться из одной точки в другую, но и веселым и здоровым способом досуга.

Современный уровень технологий позволяет расширить привычные возможности стального коня с помощью небольших устройств. Мы подготовили рейтинг, в который входят лучшие умные аксессуары для велосипеда.

Колеса UrbanX

Цена: $299 / $399

Команда UrbanX в марте этого года начала сбор средств на выпуск умных колес, которые могут превратить обычный велосипед в самый настоящий электробайк. Участники стартапа надеются собрать около $50 000 на краудфандинговой площадке Kickstarter, чтобы начать массовое производство своего изобретения. В комплект поставки новинки входят два колеса весом 6.8 кг. Они изготовлены из крепкого авиационного алюминия и могут выдержать взрослого человека весом до 140 кг.

Планируется выпустить два варианта гаджета – Eco мощностью 240 Вт и Booster мощностью 350 Вт. Питание колес обеспечивается аккумулятором на 3500 мАч, UrbanX хватит примерно на 50 км. Литий ионная батарея легко снимается, так что ресурс устройства можно значительно расширить за счёт дополнительных аккумуляторов.

Колеса могут синхронизироваться с приложением на смартфоне, где можно выбрать один из трёх скоростных режимов. Кроме этого, здесь отображается текущая скорость, пройденное расстояние и оставшийся заряд батареи. Подключение происходит через Bluetooth.

Велорадар Garmin Varia Rearview

Цена: $199

Современные автомобили оснащены огромным набором датчиков для оповещения водителей об опасностях на дороге. Устройство Backtracker дарит такую возможность велосипедистам. Система состоит из двух блоков, гаджеты для велосипеда крепятся на руль и подседельный пилон.

Дисплей переднего блока отображает приближение транспортных средств на расстоянии до 140 метров. В корпусе заднего блока размещен ARM процессор и радиолокационная система, устройство также служит обычным задним фонарем с яркими светодиодами.

К Varia Rearview можно подключить свой смартфон для замены переднего дисплея. В настройках синхронизированного приложения есть опция звукового оповещения велосипедиста. Вместо обычного режима локатор также можно использовать в качестве GPS-навигатора.

Камера Hexagon

Цена: $99

Зеркала заднего вида далеко не всегда дают полный обзор происходящего за велосипедистом. Решить эту проблему может умная камера Hexagon. Она крепится позади сидения и работает в паре с приложением на смартфоне, которое принимает видео в реальном времени с гаджета. Таким образом, велосипедисту нет нужды оборачиваться назад и отвлекаться от дороги.

На корпусе камеры есть несколько ярких светодиодов, выполняющих функцию заднего фонаря и поворотника. Кроме этого, у девайса есть еще несколько интересных особенностей. Hexagon умеет отслеживать состояние здоровья велосипедиста, записывать пройденный маршрут и передавать потоковое видео поездки прямо в Интернет. В случае аварии камера автоматически оповестит экстренные службы.

Девайс может работать около двух дней без подзарядки. Встроенный аккумулятор на 6000 мАч также имеет функцию повербанка. Через несколько USB-разъемов на корпусе Hexagon можно подзарядить смартфон или планшет.

Умный руль Helios Bar

Цена: $199

Helios Bar – это целый комплект наработок других стартапов, собранных вместе. Один такой руль может заменить сразу несколько гаджетов. Конструкция изготавливается из прочного алюминия, покупатель может выбрать из нескольких типов хвата и цвета руля. Каждое устройство имеет GPS-датчик, систему освещения и возможность синхронизации со смартфоном. Корпус Helios Bar защищен от брызг воды.

Внутри руля есть специальный слот для SIM-карт. В фирменном приложении велосипедист может настроить частоту отправки GPS-координат на свой смартфон. Таким образом, если кто-то попытается угнать велосипед, владелец байка всегда будет в курсе его местонахождения. С помощью навигации также можно отслеживать пройденное расстояние.

Система умного освещения не только помогает в темное время суток, но и уведомляет водителя о скорости его передвижения. Передние LED-лампочки могут изменять свой цвет при разном темпе езды, а боковые светодиоды указывают на приближение нужного поворота в режиме навигатора.

Сигнализация SpyBike

Цена: $109

Кражи велосипедов – не редкость. К сожалению, большинство защитных устройств почти бесполезны против злоумышленников. Хорошее средство оповещения позволит предотвратить кражу еще до самого угона двухколесного транспорта. Умная сигнализация SpyBike устанавливается в пространство рулевого пилона, благодаря чему гаджет полностью незаметен со стороны.

велосипеда и отправляет данные на телефон владельца. Несанкционированное перемещение байка включает громкую мелодию на самой сигнализации. Велосипедист также получает текстовое уведомление на смартфон.

Даже если угона не удалось избежать, двухколесный транспорт можно легко найти в приложении. Оно постоянно отслеживает местоположение велосипеда, отправляя его координаты владельцу. Существует еще несколько вариантов Spybike, которые устанавливаются вместо питьевой фляги или заднего фонаря байка.

Умная система COBI

Цена: $249

В 2014 стартап iCradle вышел на Kickstarter со своим проектом COBI. По задумке создателей, несколько синхронизированных девайсов могут превратить обычный велосипед в смарт-байк нового поколения. Система состоит из главного блока, тумб контроллера и заднего фонаря.

Универсальный главный блок оснащен набором датчиков, 6000 мАч встроенной батареей и передним фонарем. Последний автоматически регулирует свою яркость в зависимости от внешнего освещения. COBI умеет отслеживать местоположение, физическую активность и выводить прогноз погоды на экран смартфона.

Тумб контроллер крепится на правую или левую сторону руля. В этом устройстве есть несколько кнопок, которые позволяют управлять синхронизированным приложением на смартфоне без отрыва от езды. Также с помощью COBI велосипедист может подзарядить другие мобильные девайсы в режиме повербанка. Задний LED-фонарь оснащен поворотниками для безопасности других участников дорожного движения.

Зарядное устройство Siva Cycle

Цена: $129

Siva Cycle – это компактный генератор, который может подзарядить другие девайсы умного байка или портативную электронику прямо во время езды. Принцип действия Siva Cycle предельно прост. Небольшой механизм крепится прямо на колесо и превращает его вращение в электроэнергию по принципу динамо-машины.

Заряд накапливается в съемном аккумуляторе емкостью 1650 мАч. При необходимости можно возить с собой сразу несколько батарей, чтобы иметь достаточный запас заряда для всех мобильных устройств. Устройство начинает работать уже при скорости 5 км/ч, однако рекомендуемый темп – около 20 км/ч. Корпус Siva Cycle полностью водонепроницаем.

Такое зарядное устройство пригодится при регулярном использовании смартфона в велосипеде. Батареи большинства телефонов хватит разве что на 3-4 часа в режиме навигации, Siva Cycle может значительно улучшить автономность любого гаджета.

Система освещения Lumma

Цена: $39

Отсутствие светоотражателей или освещения на велосипеде может привести к ДТП на дороге, особенно в темное время суток. Предотвратить неприятные последствия может система умного освещения Lumma. Румынский стартап специализируется на дорожной безопасности велосипедистов. Их изобретение крепится на руль байка в виде тонких накладок со светодиодами.

Отличительная особенность Lumma – два лазерных луча, которые подсвечивают безопасную зону вокруг велосипеда. Они дают достаточно точное представление о габаритах байка для других участников дорожного движения, что очень помогает ночью. Система может синхронизироваться со смартфоном для установки текущего режима освещения.

Тонкие накладки Lumma защищены от брызг воды. В комплект поставки также входит компактный блок с microUSB разъемами для зарядки устройства. Lumma может проработать около 50 часов в непрерывном режиме. Для обычного велосипедиста заряда аккумулятора системы хватит примерно на шесть недель.

Велокомпьютер O-synce Navi2Coach

Цена: $210

Универсальный велокомпьютер O-synce Navi2Coach сочетает в себе функционал спидометра, навигатора и фитнес-трекера. Устройство крепится на руль с помощью нескольких пластиковых застежек. Велокомпьютер имеет черно-белый дисплей и несколько функциональных клавиш для навигации по интерфейсу. Здесь можно выбрать в каком именно режиме девайс будет работать во время велотренировки.

Самая очевидная функция O-synce Navi2Coach – спидометр со счётчиком пройденного пути. Велосипедист также может установить несколько спортивных профилей для тренировки. Велокомпьютер сам подсчитает количество сожженных калорий и отобразит информацию о необходимом темпе. Корпус O-synce Navi2Coach полностью защищен от брызг воды.

В комплект поставки также входят специальные датчики, которые могут считывать интенсивность вращения педалей. На основе этой информации гаджет выстраивает интуитивно понятный график с подходящей программой для тренировок.

Датчик ICEdot

Цена: $179

Аббревиатура в названии расшифровывается фразой In Case of Emergency, что лучше всего характеризует предназначение миниатюрного гаджета. Датчик прикрепляется на шлем велосипедиста, его компактная обтекаемая форма не будет мешать при движении. Гаджет синхронизируется со смартфоном по Bluetooth.

Предназначение ICEdot – подача сигнала бедствия экстренным службам в случае сильного падения велосипедиста. Датчик считывает силу удара шлема и на основе полученных данных пересылает данные о местоположении на заранее заданный номер.

Если велосипедист получил незначительную травму, он сам может отменить звонок со смартфона. ICEdot проработает около 20 часов при постоянном использовании, в режиме ожидания устройство разрядится за месяц.

geeksus.ru

Radiomize — «многофункциональный» руль для любой машины / Блог компании LiteMF / Geektimes

Если вы покупали автомобиль в салоне, выбирали ее комплектацию и опции, то знаете, сколько стоит “многофункциональный руль”, помогающий управлять бортовой развлекательной системой. Знают это и ребята из австралийского стартапа, придумавшие свою версию “умного” руля. Проект Radiomize всего за неделю собрал необходимую сумму для запуска и, похоже, останавливаться не собирается.

Как создать в своем автомобиле развлекательную систему не хуже, чем в представительских лимузинах, но дешевле на порядок (а то и два), знают продвинутые пользователи современной электроники. Хорошая компонентная акустика, качественные провода, усилитель плюс ваш планшет или смартфон. На таком базовом комплекте, подбирая и относительно недорогие элементы, можно запросто построить полноценную медиасистему. Вопрос будет решен с достойным звуком, изображением, навигацией и мониторингом систем работы самого автомобиля (если установить беспроводной датчик OBD-II).

А если к этому всему добавить подобие многофункционального руля, причем по цене всего $69, то всю систему можно считать завершенной.

Конструкция

Самый главный плюс Radiomize — его универсальность. Ведь конструктивно это обычный, но хорошо сделанный, чехол на руль с вмонтированным в него сенсорным тачпадом:

Поэтому надеть его на руль легковой машины — не проблема. Процесс занимает 60 сек, как демонстрируют создатели на странице проекта.

Сшит чехол из синтетики, напоминающей натуральную кожу. Контрастная строчка, обработка антибактериальным составом, перфорация.

Тачпад с начинкой работает от литиевой батареи, заряда которой хватает на год активной эксплуатации.

Как работает

Radiomize функционирует в связке с приложением, которое устанавливается на Android или iOS. Сейчас многие используют в качестве навигатора планшеты, которые тоже синхронизируются с собственным почтовым ящиком, с аккаунтами в соцсетях, да и закачка музыки доступна без проблем. Подключаетесь через AUX-разъем к бортовой акустике, и вперед. Абсолютно вся входящая информация плюс развлечения у вас перед глазами.

Устанавливаете приложение Radiomize и управляете режимами с помощью тачпада, не отрывая глаз от дороги.

Предусмотрены несколько режимов функционирования:

  • правая кнопка — переход к следующему треку, прием и чтение сообщений, выбор и ответ на сообщения (только при остановке)
  • левая кнопка — все то же самое, только переход осуществляется к предыдущему треку
  • нажатие и удержание кнопок — изменение громкости:
  • двойное нажатие — в зависимости от кнопки: пропускаете треки и сообщения; включаете режим воспроизведения или ставите на паузу
  • скольжение — функция пролистывания

Устройство также снабжено SOS-датчиком, рассылающим по пяти выбранным адресам сообщения о дорожном инциденте.

Связь Radiomize с вашими устройствами осуществляется по Bluetooth Low Energy.

Оплата и доставка

Устройство можно заказать на странице проекта по цене $69, доставка в Россию стоит всего $10. По такой же цене и мы можем его привезти. Но если у вас сборная посылка из США, то выгоднее воспользоваться нашими услугами — цены на доставку начинаются от $9.

geektimes.ru

Умный руль | Журнал Популярная Механика

«Породистая управляемость». Это загадочное понятие с упоением обсуждают автомобилисты всего мира. Как прививают хорошие манеры своим детищам современные автопроизводители?

Илья Шатунов

30 января 2015 17:24

Есть легенда, что породистость прямо пропорциональна количеству часов, проведенных автомобилем на Северной петле Нюрбургринга во время тестовых испытаний. Возможно, поэтому, по месту жительства, вкусную управляемость обычно приписывают немецким авто, а корейским машинам в ней по‑прежнему отказывают.

В этом есть немалая доля правды: поведение машины в значительной мере зависит от множества тонких настроек, подобрать которые можно только опытным путем с помощью классного пилота и гоночной трассы. Однако в наше время заветное «чувство автомобиля» может быть не только выстрадано потом и кровью спортсменов, но и смоделировано усидчивыми программистами. Давайте посмотрим, какую управляемость мы сегодня называем «честной».

Чувствовать, на какой угол повернуты колеса в скольжении, — это навык, вырабатывающийся только с годами спортивного опыта. К счастью, автомобили Volkswagen готовы намекнуть владельцу, все ли он делает правильно: при вращении «баранки» в неподобающую сторону усилие на ней будет больше.

Подсказки шепотом

Электрический усилитель руля — прекрасное изобретение, которое позволяет экономить топливо (двигателю не нужно вращать гидравлический насос), а также создавать таких прекрасных помощников водителя, как парковочный ассистент и система удержания курса в пределах полосы. Однако кроме этих явных функций электроусилитель выполняет еще и ряд скрытых, деликатно помогая водителю вести машину.

В автомобилях марки Volkswagen, как и во многих других, мощность усилителя находится в обратной зависимости от скорости движения: на парковке электродвигатель активно помогает крутить руль на большие углы, облегчая маневры, а на скоростной прямой практически отключается, позволяя лучше чувствовать дорогу.

Кроме того, усилитель руля в Volkswagen работает в связке с системой стабилизации, опираясь на показания ее датчиков: скорости вращения колес, угла поворота колес, угла поворота рулевого колеса, акселерометров. К примеру, если ESP сообщает, что автомобиль в течение продолжительного времени едет прямо (по данным акселерометра), а руль при этом повернут, система делает вывод о наличии бокового ветра, поперечного уклона дороги или колеи. Компьютер дает команду электроусилителю увеличить мощность, и усилие на руле исчезает.

Есть два равноправных подхода к реализации переменного передаточного отношения в рулевом управлении. В обоих случаях необходим дополнительный электродвигатель. В варианте Audi он изменяет характеристики редуктора, разрывающего рулевой вал.

Эта система называется Side-Wind Compensation, субъективно ее работа ощущается так, как будто автомобиль очень надежно держит дорогу на скорости. Породистая управляемость!

Еще интереснее фольксвагеновская функция Counter-Steering Assistance, призванная улучшить пассивную безопасность автомобиля, а заодно дать водителю шанс почувствовать себя настоящим раллистом. Как известно, в случае заноса, когда задняя ось авто пытается обогнать переднюю, ESP спасает ситуацию с помощью притормаживания отдельных колес и принудительного сброса газа. Но тормоза не всесильны и с интенсивно развивающимся заносом могут не справиться.

Опытные пилоты умеют противодействовать заносу, поворачивая руль в сторону заноса, то есть в сторону, противоположную изначально намеченному направлению движения. А система Counter-Steering Assistance может подсказать водителю сей неочевидный прием. Разумеется, машина не посмеет самостоятельно вращать «баранку». Однако усилитель руля сработает так, что повернуть руль в правильную сторону будет легко, а в неправильную — тяжело.

В версии Ford мотор просто вращает вал, помогая водителю незаметно для него.

Эта функция очень важна не столько для того, чтобы начать поворачивать руль в сторону заноса, сколько для того, чтобы вовремя вернуть его назад и остановить в нужном положении. Именно это — самая сложная часть, неудачное исполнение которой чревато развитием циклического заноса еще большей силы. Субъективно вмешательство Counter-Steering Assist воспринимается как дружелюбный характер в скольжении — непременный атрибут хорошей спортивной управляемости.

Гармонический редуктор

У гоночных автомобилей управление, как правило, очень острое: в любой поворот можно войти без перехвата руля. Недостатков у такой настройки немало. Во‑первых, чтобы машина могла точно реагировать на столь решительные управляющие действия, необходимы очень жесткие кузов и подвеска, что негативно сказывается на комфорте. Во‑вторых, такой автомобиль непросто вести по прямой. Держаться за траекторию в течение пяти секунд на гоночной трассе — вовсе не то же самое, что пять часов плыть на круиз-контроле по загородному шоссе.

Как же быть водителям, которые по будням хотят расслабиться, а по выходным чувствовать себя гонщиками? Им помогут системы рулевого управления с переменным передаточным числом. Одна из самых интересных, Dynamic Steering, опционально устанавливается на многие модели Audi.

Под капотом Infiniti Q50 скрываются доселе невиданные узлы и агрегаты: сцепление рулевого вала, актуаторы поворота колес, три электронных контроллера рулевого управления, резервирующих друг друга. Эта система уже доступна на серийных автомобилях в максимальной комплектации.

Рулевой вал здесь разрывается компактным редуктором, в основе которого лежит волновая передача. Этот сложный механизм с гибкой солнечной шестерней, способной изменять свою форму, был создан в конце 1950-х годов для аэрокосмической промышленности. В системе Dynamic Steering он управляется высокоскоростным электромотором и способен изменять передаточное отношение вдвое.

На парковке и на тесных городских улицах Audi с «гибким рулем» чрезвычайно маневренна: от упора до упора руль делает не более двух оборотов. На скоростной прямой передаточное отношение, напротив, становится большим, и автомобилем можно с легкостью управлять одной рукой. При относительно больших углах поворота — скажем, на серпантине — руль становится острым и наливается информативным усилием.

Мало того, система Dynamic Steering работает в согласии с ESP и позволяет себе незаметно вмешиваться в управление в целях безопасности. Система может помочь ESP погасить скольжение в начальной стадии, повернув колеса в сторону заноса. При интенсивном торможении машина, опять же незаметно, может подруливать, чтобы компенсировать изменения курса при кратковременной блокировке колес.

Именно распространение электрических усилителей рулевого управления сделало возможным появление всевозможных парковочных ассистентов, функционал которых постоянно расширяется. К примеру, новый Volvo XC90 не только исполняет параллельную парковку и «заезд в бокс», но и помогает водителю покинуть тесное парковочное место. В городских условиях это бывает не так просто: водителю приходится одновременно контролировать дистанцию до автомобилей, припаркованных спереди и сзади, и отслеживать движущиеся автомобили, чтобы не помешать им. Кроме того, многие препятствия, такие как бордюры или ограничительные столбики, с водительского места просто не видны.

Как может субъективно ощущаться автомобиль, который четко следует за скупыми движениями руля в поворотах, держит прямую, как локомотив, не сбивается с курса даже при интенсивных торможениях? Разумеется, как честный, филигранно настроенный спорткар. Что и следовало доказать.

Интереснейший подход к системе изменяемого передаточного отношения рулевого механизма продемонстрировала компания Ford. Инженеры подсоединили к рулевому валу электромотор, который при необходимости обострить руль просто доворачивает колеса на нужный угол пропорционально движениям водителя, а значит — незаметно. Само по себе это не новость — примерно так же работали первые системы, устанавливаемые на BMW. Важно другое: инженеры Ford разместили электродвигатель прямо в ступице руля. Удивительно, как им удалось установить в рулевом колесе и мотор, и подушку безопасности, и органы управления мультимедиа и круиз-контролем.

www.popmech.ru

Умный руль | Ремонт ходовой, реек, рулевого управления

С каждым годом современные автомобили становятся все "умнее", помогая водителю в управлении, обеспечивая безопасность и комфорт. «Автоматы», электронные дроссельные заслонки, системы стабилизации, электрогидравлические тормоза... Но рулить-то надо самому! Это святое. Однако не обошли стороной эти тенденции и рулевое управление. Система активного рулевого управления AFS (Active Front Steering), разработанная инженерами BMW, проста, как все гениальное (партнерами выступили Bosh и ZF). Главная часть AFS — планетарная передача, корпус которой может вращаться с помощью электромотора. Она встроена в разрезанный рулевой вал и управляется командами компьютера.

Что это дает? Не будем торопиться. Сначала вкратце очертим границы проблемы. Она касается управляемости, которая в данном случае зависит от передаточного числа рулевого механизма. Чем оно меньше, тем быстрее машина реагирует на поворот руля. Весьма удобно, особенно при парковке: не требуется бесчисленное количество раз крутить баранку от края до края. Однако на большой скорости достоинства оборачиваются недостатками. Малейшее движение руками — и машина уже метнулась в сторону очень твердого на вид отбойника у обочины шоссе. Вот и ищут автопроизводители компромисс между управляемостью, безопасностью и комфортабельностью, «усредняя» эти характеристики. Система AFS позволяет изменять передаточное отношение рулевого привода в очень широких пределах. Чувствительностью управляет компьютер, а в него можно заложить любую программу. А это значит, что с помощью системы AFS можно избавиться от извечного противоречия: или «острый» руль на малой скорости и слишком нервные реакции на высокой, или спокойное поведение на большом ходу, но «тупой» руль при парковке. На серийной «пятерке» BMW передаточное отношение рулевого механизма составляет 1:18, и это компромиссный вариант. Благодаря помощи электромотора системы AFS эта цифра в низкоскоростных режимах снижается до 1:10 — это менее двух оборотов руля от упора до упора. Парковаться с таким «быстрым» рулем очень удобно! А чтобы с ростом скорости автомобиль не становился «нервным» в управлении, электроника по мере разгона постепенно снижает активность электродвигателя. На 180—200 км/ч он вообще отключается — передаточное отношение возвращается к стандартному. А на максимальных скоростях электромотор вновь вступает в действие, но начинает вращаться в противоположную сторону. Ведь система AFS способна не только увеличивать чувствительность рулевого управления, но и уменьшать ее, повышая передаточное отношение до 1:20 и более!

В разрез рулевого вала встроен планетарный механизм. Если электродвигатель не работает, то сателлиты соединяют вал и шестерню рулевого механизма напрямую. Если электродвигатель вращается, он через червяк поворачивает эпициклическую шестерню и в зависимости от направления работы или увеличивает, или уменьшает угловую скорость выходного вала. При отказе системы электромагнит аварийного фиксатора запирает червяк, блокируя механизм изменения передаточного отношения.

Компоненты системы рулевого управления Active Steering: гидроусилитель руля (3) с планетарным механизмом и электромотором, электронный блок управления (1) и датчик определения отклонения от заданного направления движения (2)

Суть работы системы Active Steering в следующем: с увеличением скорости угол поворота управляемых колес уменьшается при неизменном угле поворота рулевого колеса. При снижении же скорости (особенно сильно это проявляется в режиме парковки) управляемые колеса стремятся отклониться, наоборот, на больший угол. Заметьте, на рисунках угол поворота руля одинаков

Active Steering от BMW сохраняет механическую рулевую колонку, постоянно соединяющую руль с передними колесами автомобиля. Это не только гарантирует полное сохранение всех функций рулевого управления в случае, если одна из вспомогательных систем перестанет работать в заданном режиме или даже полностью выйдет из строя, но обеспечивает подлинное "чувство руля", которое столь важно для настоящего водителя. Но прежней неограниченной свободы водителю, тем не менее, уже не видать — планетарный механизм с электромотором все-таки может доворачивать управляемые колеса на 7—8 градусов по команде бортовой электроники. То есть автомобиль может подруливать самостоятельно! Таким образом, система Active Steering сочетает в себе преимущества чисто электронной системы "управления по проводам", в которой вообще не предусмотрено механическое соединение между рулем и передними колесами, и настоящее "чувство руля", которое на данный момент можно обеспечить лишь с механической системой рулевого управления.

Управление по проводам

И все-таки будущее, видимо, не за хитрой механикой или гидравликой, усложненными электроникой. Конструкторам автомобилей не дает покоя привычка, которую больше века назад ввел в обиход Вильгельм Майбах, конструктор знаменитого «первого настоящего» автомобиля Mercedes Simplex, — рулить круглым рулем, а газовать и тормозить двумя напольными педалями. Гранды автомобилестроения вовсю работают над системами без механической связи между рулем и колесами - так называемым управлением по проводам (steering by wire). Преимущества электроники перед гидравликой очевидны: она не только точнее передает движения рук пилота, но и меньше весит, надежнее (содержит меньше деталей), а также легче дублируется, поскольку проложить второй-третий кабель проще, чем гидравлические шланги. Вращение руля отслеживает специальный датчик. Электронный блок, получая информацию о скорости, боковых и вертикальных ускорениях, посылает сигнал на актуаторы - электромоторы, поворачивающие колеса. В критической ситуации автомобиль сможет самостоятельно (причем быстрее человека!) повернуть колеса на нужный угол. Допустим, системе стабилизации не удалось предотвратить занос, и машина, как волчок, закрутилась на обледеневшем шоссе. Быстродействующая электроника, опросив датчики, повернет руль, куда и на сколько нужно, и притормозит одно или пару колес. Самостоятельность автомобиля намного упростит жизнь водителю: например, компьютер ловко припаркуется. А когда машины научат хорошо "видеть", они смогут даже объезжать препятствия. Такие системы выгодны и технологически: протянуть провода куда проще, чем вал с шарнирами. Рулевая трапеция получает отставку - разные углы поворота колес задают сами электромоторы. Кстати, и с точки зрения пассивной безопасности такая конструкция лучше. 

Концептов без традиционного управления уже немало. Пришедшая из авиации технология by-wire уже довольно часто применяется в автомобилях , главным образом – в «электронной» педали газа. BMW AG пошла дальше: в Z22 эта технология «внедрена» в рулевое управление и тормозную систему. Рулевое колесо – на привычном месте, но колонка ликвидирована. Баранка «насажена» на ось электромотора постоянного тока, который обеспечивает возвратное действие на руле. Датчики следят за углом поворота баранки, по их сигналам, обработанным электронным блоком, два электромотора перемещают рейку рулевого механизма. В зависимости от угла поворота колес и от того, как они контактируют с дорогой, определяется необходимая водителю степень обратной связи. Плюсы очевидны – от дополнительной свободы в размещении педального узла (в связи с исчезновением колонки) до легкой реализации переменных характеристик рулевого управления.Компания Siemens представила систему Connected Truck для седельных тягачей. В ней управление агрегатами грузовика сделано электронным, а руль больше не имеет прямой связи с колесами, превратившись в подобие манипулятора для компьютерных игр. По мнению Siemens, ее система в десять раз сокращает количество соединений между шасси и кабиной, экономя место, материалы и время для ремонта или замены неисправных узлов.

Чем же мы будем рулить в будущем? Компьютерным «джойстиком», как у концепт-кара Mercedes F200 образца 1996 года? Штурвалом с мотоциклетными вращающимися гашетками «газа» и тормозными эспандерными рукоятками, как на концепт-каре GM Hy-Wire 2004 года?Citroen предлагает еще один вариант: электронное рулевое управление. Колеса поворачивает мощный электромеханический усилитель, встроенный в рулевую «рейку», — подобный тому, что имеют Mazda RX-8 или Lexus Rh500h. Но ни малейшего подобия рулевой колонки здесь нет — сигнал подается по проводам. Сам руль — это штурвал, как для компьютерных игр. И как работает все это хозяйство? Штурвал можно повернуть всего на 60° — это меньше, чем в Формуле-1. Отклоняешь рогатую конструкцию — под капотом немедленно раздается энергичное жужжание мощной «рулевой машинки», и большой Citroen шарахается в сторону, как испуганная лошадь! С непривычки управлять таким автомобилем довольно сложно! При каждом повороте или торможении кузов кренится и клюет носом. Угадать, на какой угол повернет автомобиль в каждый конкретный момент, непросто — ведь чем медленнее едет экспериментальный Citroen, тем «острее» становится штурвал. Хорошо хоть, что усилие на нем присутствует, и немалое — его обеспечивает специальный генератор обратной связи. Производители автомобилей давным-давно поняли, что техническим достижениям радуется лишь небольшая часть покупателей, а остальных приходится уговаривать и убеждать. Во многом прогресс в области автостроения сдерживается именно консерватизмом автомобилистов. Наверняка, тем, кто просидел за баранкой десятки лет, придется привыкать к новому управлению. А молодые скорее всего без труда освоят джойстик. Ведь у многих из них большой опыт вождения компьютерных машинок.

www.gidravlika.org.ua


Смотрите также