Штурвал руля


КОРАБЕЛЬНЫЙ ШТУРВАЛ – СИМВОЛ ВЕЛИЧАЙШИХ ОТКРЫТИЙ « WaterWorld || Водный мир – интернет журнал

У большинства людей с мореходным делом традиционно ассоциируются т

ри вещи: якорь, рында (судовой колокол) и, конечно же, рулевое колесо – штурвал. В наши дни штурвал воспринимается, скорее, как романтический элемент, имеющий символическое значение.

Силуэт штурвала стал использоваться в отраслях, далеких от мореплавания: в производстве дизайнерской одежды и оформлении интерьеров. Но когда-то именно появление штурвала стало началом важных перемен в мировом кораблестроении.

Первые штурвалы: колесо времени

Самые первые штурвалы стали появляться на судах настолько давно, что о точном времени их введения, как и о том, кто был изобретателем первого рулевого колеса, сейчас очень сложно сказать что-то определенное. Считается, что впервые штурвалы стали использоваться на голландских торговых судах – флейтах, первое из которых вышло в открытое море в 1595 году, а сконструировал его мастер-корабел Питер Янсзон Лиорн из городка Хорн.

О нидерландском происхождении штурвала говорит также само название рулевого колеса: «stuur» переводится с голландского как «руль», а «wiel» – «колесо». Вполне вероятно, что и до «официального» выхода в свет существовали некие подобия рулевых колес: находки, напоминающие прото-штурвалы, датируются XII веком.

Эти парусные корабли были очень технологичными для своего времени. У них был вполне необычный конструктивный дизайн: длина корпуса значительно превышала ширину (что снижало коэффициент сопротивления флейта при движении, улучшая его ходкость), мачты были увеличены в высоте, а реи, напротив, стали менее длинными, поэтому на флейтах стали использоваться более дешевые и удобные узкие паруса.

Но главное, что получили новые исторические парусники – кардинально новый тип управления. Если раньше на всех габаритных судах и парусных яхтах использовались только румпели, то в случае с флейтами такие рычаги стали чрезвычайно малоэффективными.

Особенно тяжело обстояли дела с управлением судов с высокими палубами, когда на румпель насаживался еще и колдершток. Во время сильного волнения ведение флейта стало бы невозможным, поэтому со временем новые модели торговых судов стали оснащаться системами блоков и тросов, ведущими к колесу со спицами.

Покорить весь мир: революция в судоходстве

Распространение нового типа рулевого управления произошло именно из-за моды на флейты. Потрясающая работоспособность, маневренность и универсальность сделали голландские суда востребованными по всему миру. Через десяток лет после выхода первого флейта на воду аналогичные торговые судна стали строить в Германии.

Голландский флейт середины XVII века

Массовое появление рулевого колеса на плавательных средствах началось после 1664 года, и, опять же, произошло это благодаря голландским корабелам. В Голландии свершился зрелищный выход в море военного корабля «Королева Екатерина», оснащенного 100 пушками. А примерно через столетие у берегов Свири и в водах Финского залива постройкой флейт займется и молодой император Петр Первый.

Но вот, что интересно: архангелогородские поморы применяли конструкции, похожие на рулевые колеса, для управления своими небольшими кочами. В то время, как царский фрегат «Орел», построенный по указу Алексея Михайловича, имел на борту стремительно устаревающий колдершток. Оказалось, что частное строительство более прогрессивно, чем официальное мореходное дело.

Уже в XVIII веке о штурвале прекрасно знали корабельные мастера из Англии. Свидетельство наличия ранней модели штурвала имеется в задокументированном проекте перестройки военного корабля, английского 90-пушечного «Оссори». Уже в 1711 году «Оссори» отправился в плавание в обновленной конфигурации, с рулевым колесом на борту.

Еще более интересная модель судна имеется в Гринвиче, постройка которой относится к 1706 году: в ее конструкции есть и опора для колдерштока на палубе, и штурвал. О времени происхождения другого корабля из Гринвича нет точных сведений (хотя историки утверждают, что это произошло не позже времен правления королевы Анны – до 1714 года), но на его конструкцию также, вероятно, повлияло изобретение штурвала. Для путешествия на этом корабле было необходимо приспособление, имеющее вид лебедки с двумя рукоятями, и соединяющееся с румпелем тем же образом, что и в предыдущей модели.

Штурвал, тем не менее, не сразу пришел на смену колдерштоку. В английских печатных изданиях середины XVIII века есть упоминания и о первом, и о втором устройствах. В испанской морской практике штурвал также долгое время соперничал с колдерштоком, окончательно вытеснив его только к началу XIX века. Удивительно, что в морском словаре, изданном во Франции в 1765 году, нет никакого упоминания о рулевом типе управления, хотя колдерштоку в нем посвящен целый параграф.

Эволюция штурвала до наших дней

Принцип работы первых штурвалов был очень простым. Прочный канат оборачивался несколько раз вокруг оси штурвала, далее оба его конца опускались вниз сквозь палубы, проходили через блоки и крепились к румпелю. Когда штурвал поворачивался, один конец каната натягивался и тянул румпель, второй же канат ослабевал: так менялся курс корабля.

Управлять штурвалом было не легкой работой. Из-за громоздкой конструкции и крайне ненадежных блоков вести корабль приходилось вдвоем, а для больших судов требовалась команда из четырех, а то и восьми человек.

Со временем конструкция штурвалов претерпевала многие изменения. В XIX веке управлять судном стало проще за счет внедрения рулевых машин и уменьшения диаметра колеса. Еще позднее тросы заменили на шестерни и гидравлические усилители.

Современные яхты лишены той конструкции штурвала, которую мы привыкли видеть на изображениях: электрические и гидравлические манипуляторы обеспечивают более точное управление. Штурвалы, выпускаемые сейчас, по размеру не отличаются от автомобильного руля.

На некоторых современных крейсерских яхтах присутствует не один, а целых два штурвала. Такое решение позволяет путешественнику видеть курс на разных галсах, при этом паруса не будут мешать обзору.

.

Источник  Рroboating.

.

.

.

wwportal.com

значение, фото, эскизы для мужчин и девушек

Когда-то давно тату штурвал носили исключительно моряки или те люди, чья профессия так или иначе была связана с морем. В современном искусстве нательной живописи ситуация обстоит иначе: символ выбирают либо по причине внешней привлекательности, либо из-за смысловой нагрузки рисунка. Из этой статьи вы узнаете, что означают татуировки со штурвалом.

История появления рулевого колеса

Штурвал – это устройство, с помощью которого можно управлять судном, самолетом или комбайном. Термин возник из двух нидерландских слов, которые переводятся как «руль» и «колесо». Предмет впервые появился в конце XVI века в провинции Северная Голландия. Там было изобретено морское парусное транспортное судно под названием «флейт», оборудованное штурвалом. До этого времени корабли управлялись колдерштоком, то есть длинным рычагом. В XIX веке штурвал модернизировался и уменьшился в размерах, а в ХХ столетии и вовсе стал вытесняться электроникой.

Татуировка штурвал раньше встречалась исключительно у моряков. Их жизнь была полна опасностей и приключений, поэтому тату служило талисманом, который охранял от бед и неприятностей во время путешествий. Сегодня изображение приобрело массовое распространение в тату-искусстве, но символ по-прежнему остался мужским.

Кому подойдет тату со штурвалом

Татуировки со штурвалом означают свободу, любовь к путешествиям, доминирование, уверенность в собственных силах. Обладатель подобного тату стремится к независимости и редко прислушивается к чужому мнению. Он считает, что волен сам распоряжаться своей судьбой и выбирать жизненный путь. Такой человек по натуре лидер, которому нравится доминировать и быть авторитетом для окружающих. Тату может также указывать на склонность к частой смене места жительства и к жажде приключений.

Татуировки якоря и штурвала с канатами говорят о том, что человек принимает самостоятельные решения и следует строго заданному курсу. Девушка с подобным изображением отличается свободолюбивым характером и уверенностью в себе. Тату штурвала значение может меняться в зависимости от дополнительных элементов: надписей или предметов.

Подходящие стили для татуировки

Олдскул – традиционный стиль для морской тематики. Эта техника пришла в современную тату-культуру от американских моряков еще в XIX веке. Изображение отличается широкими четкими контурами, насыщенными цветами и смысловой наполненностью композиции. В штурвал эскиз можно добавить тематическую надпись, которая отразит ваше внутреннее состояние или станет жизненным кредо. В колесо также будет уместно посадить русалку. Можно дополнить композицию маяком, морем или якорем. Дополнительные элементы сделают рисунок уникальным и эксклюзивным. Лучшие места для нанесения большого изображения – рука, спина или грудь.

Оригинальный стиль для мужчин – это биомеханика. Рисунок получается настолько реалистичным, что создается впечатление, будто штурвал на самом деле вживлен под кожу. Если поначалу тату были монохромными, то теперь цветовая палитра отличается разнообразием. Такое изображение, как и техника 3D, не оставит равнодушным никого и привлечет внимание окружающих. Стоит только ответственно подойти к выбору татуировщика. Он должен обладать не только художественным талантом, но и большим опытом работы в данном направлении. Работа настолько кропотливая и непростая, что новичок не сможет должным образом справиться с поставленной задачей. Одно неверное движение может испортить всю композицию.

Для подобного рисунка очень подойдет тату-рукав, который украсит тело от шеи до запястья.

Смотрите видео по теме

Фотографии татуировок со штурвалом

Подборка эскизов

Оценка статьи:

Загрузка...

Поделиться с друзьями:

Смотрите также

tattoofan.ru

Штурвал - это... Что такое Штурвал?

Штурва́л (нидерл. stuurwiel, от stuur — руль и wiel — колесо) — устройство управления движением плавсредства или летательного аппарата по курсу.

Судовой штурвал

Судовой штурвал

Классический штурвал судна представляет собой колесо с рукоятками, соединённое приводами различных конструкций с судовым рулём. Вращение штурвала вызывает поворот пера руля (перекладку) на соответствующий угол, чем достигается поворот судна.

Впервые штурвал появился в конце XVI века — в 1595 году , когда со стапеля города Хоорне (Хорне) сошел первый флейт (по некоторым источникам это произошло в начале ХVII века — в 1605 году).[1], а до этого для управления рулём на крупных судах использовался особый длинный рычаг уходящий под палубу и именуемый колдершток[2], а на малых судах обходились одним лишь румпелем[3]. С ростом размеров парусных судов и увеличением усилия, необходимого для перекладки руля, стали устанавливать спаренные и строенные штурвалы, предназначенные для работы большего количества матросов-рулевых.

В XIX веке для передачи вращения от штурвала к рулю стали применять рулевые машины и диаметр штурвала резко уменьшился.

В XX веке с началом применения в кораблестроении гидравлических и электрических приводов управления рулём штурвальное колесо стало частично вытесняться кнопочными устройствами перекладки руля и джойстиками.

Штурвал летательных аппаратов

Штурвал самолета Ил-14 Ту-22М3 - штурвал командира корабля

Штурвал — орган управления самолётом по осям крена и тангажа. Отклонение штурвала пилотом от себя/на себя приводит в действие рули высоты либо элевоны и изменяет угол тангажа самолета: соответственно, поворотами штурвала отклоняются крыльевые элероны и самолет управляется по крену.

Примечание: строго говоря, под понятием «отклонение штурвала» имеется в виду наклон «баранки штурвала» или «рогов штурвала» для управления самолётом по крену. Для управления по тангажу выполняется перемещение вперёд-назад «колонки штурвала» или «штурвальной колонки».

Передача от штурвала на элероны и рули высоты может быть механической (на легких и малоскоростных самолетах), гидравлической или электродистанционной (на тяжелых самолетах). Штурвал устанавливается (как правило, хотя и не всегда) на многомоторных и относительно тяжелых самолетах. Выбор авиаконструктора между штурвалом и РУС зависит от ряда факторов, и нередко можно наблюдать штурвал в кабине легкого одномоторного самолёта (например Cessna 172, 182). В то же время, вместо традиционного для тяжелых самолетов штурвала на стратегическом бомбардировщике Ту-160 установлена центральная ручка управления самолётом (РУС), а боковая ручка — сайдстик применяется на пассажирских реактивных лайнерах Airbus А320, Airbus А380, Sukhoi Superjet 100.

На штурвале могут располагаться и дополнительные переключатели и органы управления: клавиши управления радиосвязью, управление триммером, и т.д; такое их расположение предоставляет удобство для пилота, т.к. он может управлять этими системами, не снимая рук со штурвала. Также могут располагаться и таблицы с важной справочной информацией для пилота (критические скорости самолёта, регистрационный номер и т.д.).

Галерея

  • Штурвалы сверхзвукового лайнера "Конкорд".

  • Штурвалы в кабине лёгкого самолёта Cessna 152 .

Примечания

  1. ↑ О. Х.Хенке "Люди, корабли. океаны. 6000-летняя авантюра мореплавания", перевод с немецкого к.т.н. Л.Ф.Маковкин, Издательство "Судостроение",Лениннград, 1976 год, глава «Пятнадцать человек на сундук мертвеца », страница 108 . Военно-морской словарь, главный редактор Главнокомандцющий ФМФ СССР В.Н.Чернавин, г. Москва, Военное издательство, 1990 год, страница 452 "флейт", а также Малая энциклопедия "Парусники", перевод со словацкого Ш.Гуляша, издательство "Лильт", Минск, 1996 год. страница 150.
  2. ↑ О. Курти «Постройка моделей судов. Энциклопедия судомоделизма», перевод с итальянского А. А. Чебан, Издательство «Судостроение», Ленинград 1978 (первое издание) и 1988 (второе издание), ББК 75.717.96, К 93, удк 629.12.(086.5), Часть Вторая, Глава XIII «Якоря, малые плавучие средства и рули», раздел «Рули», страницы 339—400 (во втором издании)Orazi Curti «Modeli navali. Enciclopedia del modelismo navale», U.Mursia & C.Milano
  3. ↑ О. Курти «Постройка моделей судов. Энциклопедия судомоделизма», перевод с итальянского А. А. Чебан, Издательство «Судостроение», Ленинград 1978 (первое издание) и 1988 (второе издание), ББК 75.717.96, К 93, удк 629.12.(086.5), Часть Вторая, Глава XIII «Якоря, малые плавучие средства и рули», раздел «Рули», страница 339 (во втором издании)Orazi Curti «Modeli navali. Enciclopedia del modelismo navale», U.Mursia & C.Milano

Литература

  • Морской Словарь, М, Военное издательство МО СССР, 1959
  • Морской Энциклопедический Словарь, Л-д, «Судостроение», 1991, ISBN 5-7355-0280-8

См. также

  • Ручка управления двигателем (в авиации)
  • Педали (в авиации)
  • Ручка управления самолётом — альтернатива авиа-штурвалу
  • Компьютерный штурвал — игровая имитация штурвала

biograf.academic.ru

Штурвал - Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 21 марта 2015; проверки требуют 4 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 21 марта 2015; проверки требуют 4 правки.

Штурва́л (нидерл. stuurwiel, от stuur — руль и wiel — колесо) — устройство управления движением плавсредства или летательного аппарата по курсу.

Судовой штурвал[ | ]

Судовой штурвал

Классический штурвал судна представляет собой колесо с рукоятками, соединённое приводами различных конструкций с судовым рулём[1]. Вращение штурвала вызывает поворот пера руля (перекладку) на соответствующий угол, чем достигается поворот судна[2].

Первый штурвал появился в 1595 году (по некоторым источникам, в 1605 году), когда со стапеля города Хорн сошел первый флейт[3]. О нидерландском происхождении штурвала говорит также само название рулевого колеса: «stuur» переводится с голландского как «руль», а «wiel» - «колесо»[4]. До этого для управления рулём на крупных судах использовался особый длинный рычаг, уходящий под палубу и именуемый колдершток[5], а на малых судах обходились одним лишь румпелем[6]. С ростом размеров парусных судов и увеличением усилия, необходимого для перекладки руля, стали устанавливать спаренные и строенные штурвалы, предназначенные для работы нескольких матросов-рулевых.

В XIX веке для передачи вращения от штурвала к рулю стали применять , и диаметр штурвала резко уменьшился.

В XX веке с началом применения в кораблестроении гидравлических и электрических приводов управления рулём штурвальное колесо стало частично вытесняться кнопочными устройствами перекладки руля и джойстиками.

Штурвал летательных аппаратов[ | ]

Штурвал самолета Ил-14 Ту-22М3 — штурвал командира корабля

Штурвал — орган управления самолётом по осям крена и тангажа:

  • поворотами штурвала отклоняются крыльевые элероны, и самолёт управляется по крену
  • отклонение штурвала пилотом от себя/на себя приводит в действие рули высоты либо элевоны и изменяет угол тангажа самолета

Примечание: строго говоря, под понятием «отклонение штурвала» имеется в виду наклон «баранки штурвала» или «рогов штурвала» для управления самолётом по крену. Для управления по тангажу выполняется перемещение вперёд-назад «колонки штурвала» или «штурвальной колонки».

Передача от штурвала на элероны и рули высоты может быть механической (на лёгких и малоскоростных самолетах), гидравлической или электродистанционной (на тяжёлых самолетах). Штурвал устанавливается (как правило, хотя и не всегда) на многомоторных и относительно тяжёлых самолетах. Выбор авиаконструктора между штурвалом и ручкой управления самолётом (РУС) зависит от ряда факторов, и нередко можно наблюдать штурвал в кабине лёгкого одномоторного самолёта (например, Cessna 172, Cessna 182). В то же время вместо традиционного для тяжёлых самолетов штурвала на стратегическом бомбардировщике Ту-160 установлена центральная РУС, а боковая ручка — сайдстик (← англ. sidestick) — применяется на пассажирских реактивных лайнерах Airbus А320, Airbus А380, Sukhoi Superjet 100.

На штурвале могут располагаться и дополнительные переключатели, и органы управления: клавиши управления радиосвязью, управление триммером, и т.д; такое их расположение предоставляет удобство для пилота, т.к. он может управлять этими системами, не снимая рук со штурвала. Также могут располагаться и таблицы с важной справочной информацией для пилота (критические скорости самолёта, регистрационный номер и т.д.).

Галерея[ | ]

  • Штурвалы сверхзвукового лайнера "Конкорд".

  • Штурвалы в кабине лёгкого самолёта Cessna 152 .

См. также[ | ]

Примечания[ | ]

  1. ↑ Штурвал // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  2. ↑ Руль // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  3. ↑ О. Х.Хенке "Люди, корабли. океаны. 6000-летняя авантюра мореплавания", перевод с немецкого к.т.н. Л.Ф.Маковкин, Издательство "Судостроение", Ленинград, 1976 год, глава «Пятнадцать человек на сундук мертвеца », страница 108 . Военно-морской словарь, главный редактор Главнокомандующий ФМФ СССР В.Н.Чернавин, г. Москва, Военное издательство, 1990 год, страница 452 "флейт", а также Малая энциклопедия "Парусники", перевод со словацкого Ш.Гуляша, издательство "Лильт", Минск, 1996 год. страница 150.
  4. ↑ Корабельный штурвал – символ величайших открытий. proboating.ru. Проверено 30 октября 2016.
  5. ↑ О. Курти «Постройка моделей судов. Энциклопедия судомоделизма», перевод с итальянского А. А. Чебан, Издательство «Судостроение», Ленинград 1978 (первое издание) и 1988 (второе издание), ББК 75.717.96, К 93, удк 629.12.(086.5), Часть Вторая, Глава XIII «Якоря, малые плавучие средства и рули», раздел «Рули», страницы 339—400 (во втором издании)Orazi Curti «Modeli navali. Enciclopedia del modelismo navale», U.Mursia & C.Milano
  6. ↑ О. Курти «Постройка моделей судов. Энциклопедия судомоделизма», перевод с итальянского А. А. Чебан, Издательство «Судостроение», Ленинград 1978 (первое издание) и 1988 (второе издание), ББК 75.717.96, К 93, удк 629.12.(086.5), Часть Вторая, Глава XIII «Якоря, малые плавучие средства и рули», раздел «Рули», страница 339 (во втором издании)Orazi Curti «Modeli navali. Enciclopedia del modelismo navale», U.Mursia & C.Milano

Литература[ | ]

encyclopaedia.bid


Смотрите также