Рули торпеды


Торпеда — Global wiki. Wargaming.net

Торпеда (от лат. torpedo narke — электрический скат, сокращённо лат. torpedo) - самодвижущееся устройство, содержащее взрывчатый заряд и служащее для уничтожения надводных и подводных целей. Появление торпедного оружия в XIX веке коренным образом изменила тактику ведения боевых действий на море и послужило толчком для разработки новых типов кораблей, несущих торпеды в качестве главного вооружения. Торпеды различных типов. Военный музей на батарее Безымянной, Владивосток.

История создания

Иллюстрация из книги Джованни де ла ФонтанаКак и множество других изобретений, изобретение торпеды имеет сразу несколько отправных точек. Впервые идея использовать специальные снаряды для уничтожения вражеских кораблей описана в книге итальянского инженера Джованни де ла Фонтана (итал. Giovanni de la Fontana) Bellicorum instrumentorum liber, cum figuris et fictitys litoris conscriptus (рус. «Иллюстрированная и зашифрованная книга инструментов войны» или иначе «Книга о военных принадлежностях»). В книге приведены изображения различных устройств военного назначения, передвигающихся по земле, воде и воздуху и приводимых в движение за счет реактивной энергии пороховых газов.

Следующим событием, предопределившем появление торпеды, стало доказательство Дэвидом Бушнеллом (англ. David Bushnell) возможности горения пороха под водой. Позже Бушнелл попытался создать первую морскую мину, оснащенную изобретенным им же часовым взрывным механизмом, но попытка ее боевого применения (как и изобретенной Бушнеллом подводной лодки "Черепаха") оказалась безуспешной. Очередной шаг по пути к созданию торпед был сделан Робертом Фултоном(англ. Robert Fulton), создателем одного из первых пароходов. В 1797 году он предложил англичанам использовать дрейфующие мины, оснащенные часовым взрывным механизмом и впервые использовал слово торпе́до для описания устройства, которое должно было взрываться под днищем и таким образом уничтожать вражеские корабли. Это слово было использовано из за способности электрических скатов(лат. torpedo narke) оставаться незамеченными, а затем стремительным броском парализовать свою жертву.

Шестовая минаИзобретение Фултона не являлось торпедой в современной понимании этого слова, а являлось заградительной миной. Такие мины широко использовались российским флотом во время Крымской войны на Азовском, Черном и Балтийском морях. Но такие мины были оборонительным оружием. Появившиеся чуть позже шестовые мины стали оружием наступательным. Шестовая мина представляла из себя взрывчатку, закрепленную на конце длинного шеста, и скрытно доставлявшаяся с помощью лодки к вражескому кораблю.

Новым этапом стало появление буксируемых мин. Такие мины существовали как в оборонительном, так и в наступательном вариантах. Оборонительная мина Гарвея (англ. Harvey) буксировалась с помощью длинного троса на расстоянии примерно 100-150 метров от корабля вне кильватерной струи и имела дистанционный взрыватель, который приводился в действие при попытке противника протаранить защищаемый корабль. Наступательный вариант, мина-крылатка Макарова также буксировалась на тросе, но при приближении вражеского корабля буксир шел курсом прямо на противника, в последний момент резко уходил в сторону и отпускал трос, мина же продолжала двигаться по инерции и взрывалась при столкновении с кораблем противника.

Последним шагом на пути к изобретению самодвижущейся торпеды стали наброски неизвестного австро-венгерского офицера, на которых был изображен некий снаряд, буксируемый с берега и начиненный зарядом пироксилина. Наброски попали к капитану Джованни Бьяджо Луппису (рус. Giovanni Biagio Luppis), который загорелся идеей создать самодвижущийся аналог мины для береговой обороны (англ. coastsaver), управляемой с берега с помощью тросов. Луппис построил макет такой мины, приводимой в движение пружиной от часового механизма, но наладить управление этим снарядом ему не удалось. В отчаянии Луппис обратился за помощью к англичанину Роберту Уайтхеду (англ. Robert Whitehead), инженеру судостроительной компании Stabilimeno Technico Fiumano в Фиуме (в настоящее время Риека, Хорватия). Торпеда Уайтхеда

Уайтхеду удалось решить две проблемы, стоявшие на пути его предшественников. Первая проблема заключалась в простом и надежном двигателе, который сделал бы торпеду автономной. Уайтхед решил установить на свое изобретение пневматический двигатель, работающий на сжатом воздухе и приводящий во вращение винт, установленный в кормовой части. Второй проблемой была заметность торпеды, движущейся по воде. Уайтхед решил сделать торпеду таким образом, чтобы она двигалась на небольшой глубине, но на протяжении длительного времени ему не удавалось добиться стабильности глубины погружения. Торпеды либо всплывали, либо уходили на большую глубину, либо вообще двигались волнами. Решить эту проблему Уайтхеду удалось с помощью простого и эффективного механизма - гидростатического маятника, который управлял рулями глубины. реагируя на дифферент торпеды, механизм отклонял рули глубины в нужную сторону, но при этом не позволял торпеде совершать волнообразные движения. Точность выдерживания глубины была вполне достаточной и составляла ±0,6 м.

Торпеды по странам

Устройство торпед

Электрическая торпеда 1 — боевое зарядное отделение; 2 — инерционные взрыватели; 3 - аккумуляторная батарея; 4 — электродвигатель; 5 - хвостовая часть.Торпеда состоит из корпуса обтекаемой формы, в носовой части которого находится боевая часть с взрывателем и зарядом взрывчатого вещества. Для приведения в движение самоходных торпед на них устанавливаются двигатели различных типов: на сжатом воздухе, электрические, реактивные, механические. Для работы двигателя на борту торпеды размещается запас топлива: баллоны со сжатым воздухом, аккумуляторы, баки с топливом. Торпеды, оборудованные устройством автоматического или дистанционного наведения оснащаются приборами управления, сервоприводами и рулевыми механизмами.

Классификация

Типы торпед КригсмаринеКлассификация торпед проводится по нескольким признакам:
  • по назначению: противокорабельные; противолодочные; универсальные, используемые против подводных лодок и надводных кораблей.
  • по типу носителя: корабельные; лодочные; авиационные; универсальные; специальные (боевые части противолодочных ракет и самодвижущихся мин).
  • по типу заряда: учебные, без взрывчатого вещества; с зарядом обычного взрывчатого вещества; с ядерным боеприпасом;
  • по типу взрывателя: контактные; неконтактные; дистанционные; комбинированные.
  • по калибру: малого калибра, до 400 мм; среднего калибра, от 400 до 533 мм включительно; большого калибра, свыше 533 мм.
  • по типу движителя: винтовые; реактивные; с внешним движителем.
  • по типу двигателя: газовые; парогазовые; электрические; реактивные.
  • по типу управления: неуправляемые; автономно управляемые прямоидущие; автономно управляемые маневрирующие; с дистанционным управлением; с ручным непосредственным управлением; с комбинированным управлением.
  • по типу самонаведения: с активным самонаведением; с пассивным самонаведением; с комбинированным самонаведением.
  • по принципу самонаведения: с магнитным наведением; с электромагнитным наведением; с акустическим наведением; с тепловым наведением; с гидродинамическим наведением; с гидрооптическим наведением; комбинированные.

Устройства пуска

Торпедные двигатели

Газовые и парогазовые торпеды

Двигатель BrotherhoodПервые массовые самоходные торпеды Роберта Уайтхеда использовали поршневой двигатель, работавший на сжатом воздухе. Сжатый до 25 атмосфер воздух из баллона через редуктор, понижающий давление, поступал в простейший поршневой двигатель, который, в свою очередь, приводил во вращение гребной винт торпеды. Двигатель Уайтхеда при 100 об/мин обеспечивал скорость торпеды 6,5 узла при дальности 180 м. Для увеличения скорости и дальности хода требовалось увеличивать давление и объема сжатого воздуха соответственно.

C развитием технологии и ростом давления возникла проблема обмерзания клапанов, регуляторов и двигателя торпед. При расширении газов происходит резкое понижение температуры, которое тем сильнее, чем выше разница давлений. Избежать обмерзания удалось в торпедных двигателях с сухим обогревом, которые появились в 1904 году. В трехцилиндровых двигателях Brotherhood, которыми оснащались первые торпеды Уайтхеда с подогревом, для снижения давления воздуха использовался керосин или спирт. Жидкое топливо впрыскивалось в воздух, поступавший из баллона и поджигалось. За счет сгорания топлива давление повышалось, а температура снижалась. Помимо двигателей с сжиганием топлива, позже появились двигатели, в которых в воздух впрыскивалась вода, благодаря чему менялись физические свойства газовоздушной смеси.

Противолодочная торпеда MU90 с водометным двигателемДальнейшее совершенствование было связано с появлением паровоздушных торпед (торпед с влажным обогревом), у которых вода впрыскивалась в камеры сгорания топлива. Благодаря этому можно было обеспечить сжигание большего количества топлива, а также использовать пар, образующийся при испарении воды для подачи в двигатель и увеличения энергетического потенциала торпеды. Такая система охлаждения впервые была использована на торпедах British Royal Gun в 1908 году.

Количество топлива, которое может быть сожжено, ограничено количеством кислорода, которого в воздухе содержится около 21%. Для увеличения количества сжигаемого топлива были разработаны торпеды, у которых вместо воздуха в баллоны закачивался кислород. В Японии в годы Второй мировой войны стояла на вооружении кислородная торпеда 61 см Type 93, самая мощная, дальнобойная и скоростная торпеда своего времени. Недостатком кислородным торпед была их взрывоопасность. В Германии в годы Второй мировой войны велись эксперименты с созданием бесследных торпед типа G7ut на перекиси водорода и оснащенные двигателем Вальтера. Дальнейшим развитием применения двигателя Вальтера стало создание реактивных и водометных торпед.

Электрические торпеды

Электрическая торпеда МГТ-1Газовые и парогазовые торпеды имеют ряд недостатков: они оставляют демаскирующий след и имеют сложности с длительным хранением в заряженном состоянии. Этих недостатков лишены торпеды с электроприводом. Впервые электродвигателем оснастил торпеду своей конструкции Джон Эрикссон в 1973 году. Питание электродвигателя осуществлялось по кабелю от внешнего источника тока. Аналогичные конструкции имели торпеды Симса-Эдисона и Нордфельда, причем у последней по проводам также осуществлялось управление рулями торпеды. Первой успешной автономной электрической торпедой, у которой электропитание на двигатель подавалось с бортовых аккумуляторных батарей, стала немецкая G7e, широко распространенная в годы Второй Мировой войны. Но эта торпеда имела и ряд недостатков. Ее свинцово-кислотный аккумулятор был чувствителен к ударам, требовал регулярного обслуживания и подзарядки, а так же подогрева перед использованием. Аналогичную конструкцию имела американская торпеда Mark 18. Экспериментальная G7ep, ставшая дальнейшим развитием G7e, была лишена этих недостатков так как в ней аккумуляторы были заменены на гальванические элементы. В современных электрических торпедах используются высоконадежные не обслуживаемые литий-ионные или серебряные аккумуляторные батареи.

Торпеды с механическим двигателем

Торпеда Бреннана

Механический двигатель впервые был использован в торпеде Бреннана. Торпеда имела два троса, намотанные на барабаны внутри корпуса торпеды. Береговые паровые лебедки тянули троса, которые крутили барабаны и приводили во вращение гребные винты торпеды. Оператор на берегу контролировал относительные скорости лебедок, благодаря чему мог изменять направление и скорость движения торпеды. Такие системы были использованы для береговой обороны в Великобритании в период с 1887 по 1903 годы.В США в конце XIX века на вооружении состояла торпеда Хауэлла, которая приводилась в движение за счет энергии раскручиваемого перед пуском маховика. Хауэлл также впервые использовал гироскопический эффект для управления курсом движения торпеды.

Торпеды с реактивным двигателем

Носовая часть торпеды М-5 комплекса ШквалПопытки использовать реактивный двигатель в торпедах предпринимались еще во второй половине XIX века. После окончания Второй мировой войны был предпринят ряд попыток создания ракето-торпед, которые являлись комбинацией ракеты и торпеды. После запуска в воздух ракето-торпеда использует реактивный двигатель, выводящий головную часть - торпеду к цели, после падения в воду включается обычный торпедный двигатель и дальнейшее движение осуществляется уже в режиме обычной торпеды. Такое устройство имели ракето-торпеды воздушного базирования Fairchild AUM-N-2 Petrel и корабельные противолодочные RUR-5 ASROC, Grebe и RUM-139 VLA. В них использовались стандартные торпеды, совмещенные с ракетным носителем. В комплексе RUR-4 Weapon Alpha использовалась глубинная бомба, оснащенная ракетным ускорителем. В СССР на вооружении стояли авиационные ракето-торпеды РАТ-52. В 1977 в СССР был принят на вооружение комплекс Шквал, оснащенный торпедой М-5. Эта торпеда имеет реактивный двигатель, работающий на гидрореагирующем твёрдом топливе. В 2005 году о создании аналогичной суперкавитирущей торпеды сообщила немецкая компания Diehl BGT Defence, а в США ведутся разработки торпеды HSUW. Особенностью реактивных торпед является их скорость, которая превышает 200 узлов и достигается благодаря движению торпеды в суперкавитирующей полости пузырьков газа, благодаря чему снижается сопротивление воды.

Кроме реактивных двигателей, в настоящее время используются также нестандартные торпедные двигатели от газовых турбин до двигателей на однокомпонентном топливе, например, на гексафториде серы, распыляемого над блоком твердого лития.

Приборы маневрирования и управления

Маятниковый гидростат1. Ось маятника. 2. Руль глубины.3. Маятник.4. Диск гидростата.Уже при первых экспериментах с торпедами стало ясно, что во время движения торпеда постоянно отклоняется от изначально заданного курса и глубины хода. Некоторые образцы торпед получили систему дистанционного управления, которая позволяла вручную задавать глубину хода и курс движения. Роберт Уайтхед на торпеды собственной конструкции установил специальный прибор - гидростат. Он состоял из цилиндра с подвижным диском и пружиной и размещался в торпеде так, что диск воспринимал давление воды. При изменении глубины хода торпеды диск перемещался вертикально и с помощью тяг и вакуумно-воздушного сервопривода управлял рулями глубины. Гидростат имеет значительное запаздывание срабатывания по времени, поэтому при его использовании торпеда постоянно меняла глубину хода. Для стабилизации работы гидростата Уайтхед использовал маятник, который был соединен с вертикальными рулями таким образом, чтобы ускорить работу гидростата. Гироскоп управления курсом торпедыПока торпеды имели ограниченную дальность хода, мер по выдерживанию курса не требовалось. С увеличением дальности торпеды стали значительно отклоняться от курса, что потребовало использовать специальные меры и управлять вертикальными рулями. Наиболее эффективным прибором стал прибор Обри, который представлял из себя гироскоп, который при наклоне любой из его осей стремится занять первоначальное положение. С помощью тяг возвратное усилие гироскопа передавалось на вертикальные рули, благодаря чему торпеда выдерживала первоначально заданный курс с достаточно высокой точностью. Гироскоп раскручивался в момент выстрела с помощью пружины или пневматической турбины. При установке гироскопа на угол, не совпадающий с осью пуска, можно было добиться движения торпеды под углом к направлению выстрела.

Торпеды, оборудованные гидростатическим механизмом и гироскопом, в годы Второй мировой войны стали оборудоваться механизмом циркуляции. После пуска такая торпеда могла двигаться по любой заранее запрограммированной траектории. В Германии такие системы наведения получили название FaT (Flachenabsuchender Torpedo, горизонтально маневрирующая торпеда) и LuT - (Lagenuabhangiger Torpedo, торпеда с автономным управлением). Системы маневрирования позволяли задавать сложные траектории движения, благодаря чему повышалась безопасность стреляющего корабля и повышалась эффективность стрельбы. Циркулирующие торпеды были наиболее эффективны при атаке конвоев и внутренних акваторий портов, то есть при высоком скоплении кораблей противника.

Наведение и управление торпедами при стрельбе

Прибор управления торпедной стрельбойТорпеды могут иметь различные варианты наведения и управления. Наибольшее распространение сначала имели неуправляемые торпеды, которые, подобно артиллерийскому снаряду, после пуска не оборудовались устройствами изменения курса. Существовали также торпеды, управляемые дистанционно по проводам и человекоуправляемые торпеды, управлявшиеся пилотом. Позже появились торпеды с системами самонаведения, которые самостоятельно наводились на цель используя различные физические поля: электромагнитное, акустическое, оптическое, а так же по кильватерному следу. Существуют также торпеды с дистанционным управлением по радиоканалу и использующие комбинацию различных типов наведения. Торпедный треугольникТорпеды Бреннана и некоторые другие типы ранних торпед имели дистанционное управление, в то время как наиболее распространенные торпеды Уайтхеда и их дальнейшие модификации требовали лишь первоначального наведения. При этом было необходимо учесть целый ряд параметров, влияющих на шансы поражения цели. С ростом дальности хода торпед решение задачи их наведения становилась все более сложной. Для наведения использовались специальные таблицы и приборы, с помощью которых рассчитывалось упреждение пуска в зависимости от взаимных курсов стреляющего корабля и цели, их скоростей, дистанции до цели, погодных условиий и других параметров.

Простейшие, но достаточно точные расчеты координат и параметров движения цели (КПДЦ), выполнялись вручную путем вычисления тригонометрических функций. Упростить расчет можно при использовании навигационного планшета или с помощью директора торпедной стрельбы.В общем случае решение торпедного треугольника сводится к вычислению угла угла α по известным параметрам скорости цели VЦ, скорости торпеды VТ и курса цели Θ. Фактически за счет влияния различных параметров расчет производился, исходя их большего числа данных.

Панель управления Torpedo Data ComputerК началу Второй мировой войны появились автоматические электромеханические калькуляторы, позволяющие произвести расчет пуска торпед. На флоте США использовали Torpedo Data Computer (TDC). Это был сложный механический прибор, в который перед пуском торпеды вводились данные о корабле-носителе торпеды (курс и скорость), о параметрах торпеде (тип, глубина, скорость) и данные о цели (курс, скорость, дистанция). По введенным данным TDC производил не только расчет торпедного треугольника, но и в автоматическом режиме производил сопровождение цели. Полученные данные передавались в торпедный отсек, где с помощью механического толкателя устанавливался угол гироскопа. TDC позволял вводить данные во все торпедные аппараты, учитывая их взаимное положение, в том числе для веерного пуска. Так как данные о носителе вводились автоматически с гирокомпаса и питометра, во время атаки подводная лодка могла вести активное маневрирование без необходимости повторных расчетов.

Устройства самонаведения

Значительно упрощают расчеты при стрельбе и повышают эффективность использования торпед использование систем дистанционного управления и самонаведения.Впервые дистанционное механическое управление было применено на торпедах Бреннана, также управление по проводам использовалось на самых различных типах торпед. Радиоуправление впервые были использовано на торпеде Хаммонда в годы Первой Мировой войны.Среди систем самонаведения наибольшее распространение сначала получили торпеды с акустическим пассивным самонаведением. Первыми поступили на вооружение в марте 1943 года торпеды G7e/T4 Falke, но массовой стала следующая модификация, G7es Т-5 Zaunkönig. В торпеде был использован метод пассивного наведения, при котором прибор самонаведения сначала анализирует характеристики шума, сравнивая их с характерными образцами, а затем формирует сигналы управления механизмом курсовых рулей, сравнивая уровни сигналов, поступающих на левый и правый акустический приемник. В США в 1941 была разработана торпеда Mark 24 FIDO, но из за отсутствия системы анализа шумов она применялась только для сброса с самолетов, так как могла навестись на стреляющий корабль. Торпеда после сброса начинала движение, описывая циркуляцию до момента приема акустических шумов, после чего происходило наведение на цель. Активные акустические системы наведения содержат гидролокатор, с помощью которого производится наведение на цель по отраженному от нее акустическому сигналу.Менее распространены системы, осуществляющие наведение по изменению магнитного поля, создаваемое кораблем.После окончания Второй Мировой войны торпеды стали оборудоваться устройствами, производящими наведение по кильватерному следу, оставляемого целью.

Боевая часть

Pi 1 (Pi G7H) - взрыватель немецких торпед G7a и G7еПервые торпеды снабжались боевой частью с зарядом пироксилина и ударным взрывателем. При ударе носовой части торпеды об борт цели, иглы ударника разбивают капсюли-воспламенители, которые, в свою очередь, вызывают подрыв взрывчатого вещества.

Срабатывание ударного взрывателя было возможно только при перпендикулярном попадании торпеды в цель. Если соударение происходило по касательной, ударник не срабатывал и торпеда уходила в сторону. Улучшить характеристики ударного взрывателя пытались с помощью специальных усов, расположенных в носовой части торпеды. Чтобы повысить вероятность подрыва, на торпеды стали устанавливать инерционные взрыватели. Инерционный взрыватель срабатывал от маятника, который при резком изменении скорости или курса торпеды освобождал боек, который, в свою очередь, под действием боевой пружины пробивал капсюли, воспламеняющие заряд взрывчатого вещества.

Головной отсек торпеды УГСТ с антенной системы самонаведения и датчиками неконтактных взрывателейПозже, для повышения безопасности, взрыватели стали оборудовать предохранительной вертушкой, которая раскручивалась после набора торпедой заданной скорости и разблокировала ударник. Таким образом повышалась безопасность стреляющего корабля.

Кроме механических взрывателей, торпеды оборудовались электрическими взрывателями, подрыв которых происходил за счет разряда конденсатора. Конденсатор зарядался от генератора, ротор которого был связан с вертушкой. Благодаря такой конструкции предохранитель случайного подрыва и взрыватель конструктивно объединялись, что повышало их надежность.Использование контактных взрывателей не позволяло реализовать весь боевой потенциал торпед. Применение толстой подводной брони и противоторпедных булей позволяло не только снизить урон при взрыве торпеды, но и в некоторых случаях избежать повреждений. Значительно повысить эффективность торпед можно было, обеспечив их подрыв не у борта, а под дном корабля. Это стало возможно с появлением неконтактных взрывателей. Такие взрыватели срабатывают под воздействием изменения магнитного, акустического, гидродинамического или оптического полей.Неконтактные взрыватели бывают активного и пассивного типов. В первом случае взрыватель содержит излучатель, формирующий вокруг торпеды физическое поле, состояние которого контролируется приемником. В случае изменения параметров поля приемник инициирует подрыв взрывчатого вещества торпеды. Пассивные приборы наведения не содержат излучателей, а отслеживают изменения естественных полей, например магнитного поля Земли.

Средства противодействия

Броненосец Евстафий с противоторпедными сетями.Появление торпед вызвало необходимость разработки и применения средств противодействия торпедным атакам. Так как первые торпеды имели невысокую скорость, с ними можно было бороться, обстреливая торпеды из стрелкового оружия и пушек малого калибра.

Проектируемые корабли стали оборудоваться специальными системами пассивной защиты. С внешней стороны бортов устанавливались противоторпедные були, которые представляли собой частично заполненные водой узконаправленных спонсоны. При попадании торпеды энергия взрыва поглощалась водой и отражалась от борта, снижая повреждения. После Первой Мировой войны также использовался противоторпедный пояс, который состоял из нескольких легкобронированных отсеков, расположенных напротив ватерлинии. Этот пояс поглощал взрыв торпеды и сводил к минимуму внутренние повреждения корабля. Разновидностью противоторпедного пояса являлась конструктивная подводная защита системы Пульезе, использованная на линкоре Giulio Cesare.

Реактивный комплекс противоторпедной защиты кораблей "Удав-1" (РКПТЗ-1)Достаточно эффективными для борьбы с торпедами являлись противоторпедные сети, вывешенные с бортов корабля. Торпеда, попадая в сети, взрывалась на безопасном удалении от корабля либо теряла ход. Сети использовались так же для защиты корабельных стоянок, каналов и портовых акваторий.

Для борьбы с торпедами, использующими различные типы самонаведения, корабли и подводные лодки оборудуются имитаторами и источниками помех, усложняющими работу различных систем управления. Кроме того, принимаются различные меры, снижающие физические поля корабля.Современные корабли оборудуются активными системами противоторпедной защиты. К таким системам относится, например, реактивный комплекс противоторпедной защиты кораблей "Удав-1" (РКПТЗ-1), в котором используются три вида боеприпасов (снаряд-отводитель, снаряд заградитель, глубинный снаряд), десятиствольная автоматизированная пусковая установка со следящими приводами наведения, приборов управления стрельбой, устройств заряжания и подачи.

См. также

Торпеды ВеликобританииТорпеды WhiteheadТорпеды СШАТорпеды ГерманииТорпеды России и СССРТорпеды ФранцииТорпеды ЯпонииТорпеды Италии

Примечания

Использованная литература и источники

Список литературы

  • Branfill-Cook Roger Torpedo: The Complete History of the World's Most Revolutionary Naval Weapon. — Barnsley, England: Seaforth Publishing, 2014. — 256 с. — ISBN 9781848322158

Ссылки

Роберт Уайтхед предлагает свои торпедыA History of the Torpedo The Early Days(англ.)The Whitehead Torpedo U.S.N., 1898(англ.)A Brief History of U.S. Navy Torpedo Development(англ.)A Brief History of U.S. Navy Torpedo Development(англ.)The Navy in Newport(англ.)Техника торпедной атаки (англ.)

Видео

Торпеда Whitehead 1876 года

Торпеда Howell 1898 года

Галерея

wiki.wargaming.net

Механические «рулевые». Боевые корабли

Механические «рулевые»

На всяком корабле есть рулевой. Он держит в руках штурвал, поворачивает им руль, корабль меняет направление. У торпеды есть тоже рули, и ими также нужно управлять. Если этого не делать, торпеда может выскочить на поверхность или, наоборот, нырнуть очень глубоко и удариться о дно. Может даже случиться, что она повернет в другую сторону или пойдет назад и ударит в свой корабль.

Там, где кончается хвостовая часть торпеды, укреплены две пары рулей. Одна пара вертикальная, другая – горизонтальная. Каждая пара рулей торпеды имеет своего «рулевого». Но это, конечно, не люди, а механические рулевые.

Горизонтальные рули держат ход торпеды по глубине. Это значит, что они заставляют торпеду держаться на заданном уровне под водой. В разных случаях и уровни эти разные.

Линейный корабль глубоко сидит в воде: для попадания в него торпедой пониже, подальше от броневой защиты, необходимо, чтобы торпеда шла глубже. Малые надводные корабли неглубоко сидят в воде; если пустить торпеду на большой глубине, она может пройти под днищем такого корабля, под его килем. Значит, надо пустить торпеду на небольшой глубине. И надо обеспечить, чтобы заданная глубина не менялась.

Вот тут-то и начинается работа первого «рулевого» торпеды – гидростатического аппарата. Цилиндр с подвижным диском и пружиной помещен в торпеде так, что диск сообщается с морской водой, испытывает давление воды. Чем глубже погружена торпеда, тем больше это давление; чем ближе к поверхности воды идет торпеда, тем меньше и давление. Это давление будет толкать диск гидростата снизу вверх.

Что нужно сделать, чтобы торпеда шла па заданной глубине, например, на глубине в 4 метра? Регулируют пружину гидростата таким образом, чтобы при глубине в 4 метра диск занимал в цилиндре определенное положение. Если торпеда пойдет глубже, давление увеличится, диск пойдет кверху. Если торпеда пойдет на меньшей глубине, диск опустится.

Особые тяги связывают диск с рулевой машинкой, работающей от сжатого воздуха. Рулевая машинка, в свою очередь, связана с горизонтальными рулями. Если торпеда пошла вниз и нырнула ниже заданной глубины, диск сдвинулся кверху, потянул тягу, заработала рулевая машинка и повернула рули. Торпеда начинает итти кверху. Вот она достигла определенного уровня под водой, но не удержалась на нем и пошла выше. Диск опустился, снова потянул тягу, но уже в другую сторону. Снова заработала рулевая машинка и повернула рули. Приходится торпеде повернуть книзу. Так гидростат не дает торпеде уйти от заданной глубины.

А как же ведут себя гидростат и рули, если торпеда правильно идет на заданной глубине?

В этом случае диск остается в покое, а все устройство так отрегулировано, что при неподвижном диске и горизонтальные рули остаются в покое. При этом должен получиться и прямой ход, без скачков вниз и вверх. На самом деле строго прямого хода не бывает: торпеда всегда уходит то вверх, то вниз, идет по волнистой линии. Но если нет резких скачков, если отклонения от заданного уровня невелики, не больше полуметра, ход по глубине считается удовлетворительным.

Устройство современной торпеды:

1 – Зарядное отделение, 2 – Резервуар для сжатого воздуха, 3 – Запорный кран. 4 – Машинные регуляторы для понижения давления. 5 – Машинный кран для пропуска воздуха в механизмы. 6 – Прибор расстояния; прибор закрывает доступ воздуха к механизмам, после того как торпеда прошла заданное расстояние. 7- Курок для открывания машинного крана (откидывается, когда торпеда выбрасывается из трубы аппарата), 8 -Прибор (гироскоп), управляющий ходом торпеды по направлению, 9 – Резервуар для керосина. 10 – Главная машина торпеды (двигатель). 11 – Подогревательный аппарат, в котором подготовляется рабочая смесь для двигателя торпеды 12-Гидростатический аппарат, управляющий ходом торпеды по глубине.

Но один гидростат не решает этой задачи.

Еще первые испытания показали, что торпеда делает скачки и уклоняется от заданного уровня на 6-8 метров. Очень часто она зарывалась в песчаное дно или, как дельфин, выпрыгивала и кувыркалась на поверхности воды.

Причина этой «резвости» скоро была открыта. Торпеда – тяжелое тело. Вот она с большой скоростью идет вниз. Рули всегда немного опаздывают с поворотом. И понятно почему. В тот миг, когда торпеда ушла ниже заданной глубины, диск немедленно начинает двигаться. Но между ним и рулями должны еще сработать тяги и рулевая машинка. На это уходит время. Но теперь рули потянули торпеду наверх. Торпеда не сразу «послушается руля», по инерции она еще пройдет некоторое расстояние вниз и лишь затем поворачивает кверху. Вот почему первые торпеды делали прыжки.

Надо было решить новую задачу – уничтожить или уменьшить прыжки торпеды. Через два года после первых испытаний торпеды (в 1868 году) эту задачу решили – торпеда начала ходить ровнее, без скачков. К гидростату присоединили еще один механизм. «Секрет мины» – так много лет назывался этот прибор.

Конечно, все видели маятник в стенных часах. «Секрет мины» – это маятник. Его тяжелый груз через специальную рулевую машинку соединен с рулевыми тягами. Точка подвески выбрана таким образом, что груз маятника как бы помогает гидростату выпрямить ход торпеды. Стоит торпеде нырнуть носом вниз или прыгнуть кверху, как. тяжесть маятника начинает действовать через рулевую машинку на рулевые тяги. Маятник – помощник гидростата. Он ускоряет перекладку рулей. Когда торпеда возвращается на заданную глубину, тот же маятник препятствует слишком резкому прыжку торпеды, выравнивает ее ход.

Гидростат вместе с маятником составляют гидростатический аппарат. Это и есть первый «рулевой» торпеды, который в подводных глубинах направляет ее на корабль противника.

Теперь мы знаем, как удалось обеспечить торпеду первым механическим «рулевым». Но вскоре понадобился и второй «рулевой».

В первое время существования торпеды еще не было таких прочных материалов, которые могли бы выдерживать давление воздуха в 200 атмосфер в резервуаре. Чем меньше было давление, тем меньше воздуха вмещал резервуар’, тем меньше запас энергии был у двигателя торпеды. Поэтому торпеда едва-едва проходила 400 метров. Чтобы вернее попасть, приходилось близко подходить к противнику. На таком малом расстоянии торпеда только немного отклонялась от заданного направления. И все же часто случались промахи.

Но торпеда совершенствовалась, запас воздуха в резервуаре увеличивался, дальность хода торпеды росла, и отклонения торпеды от направления стали очень большими. Поэтому по-прежнему часто случались промахи даже по неподвижному противнику. А ведь нужно было стрелять и по движущимся кораблям!

Только через 30 лет после рождения торпеды (в 1896 году) конструкторам удалось изобрести для нее второго «рулевого» – прибор для управления ходом по заданному направлению. Этот прибор по своему устройству напоминает простой волчок – тот самый волчок, которым забавляются дети – и называется гироскопом. Если такой волчок вращается с очень большой скоростью, его ось все время находится в одном и том же положении.

Торпеду снабдили гироскопом и подвесили его таким образом, чтобы положение оси волчка прибора всегда оставалось одинаковым. Прибор соединялся с вертикальными рулями с помощью тяг и промежуточной рулевой машинки так, что при прямом, правильном ходе торпеды ее вертикальные рули были неподвижны. Но вот торпеда свернула с прямого пути. Так как ось быстро вращающегося волчка сохранила свое положение в пространстве, а торпеда изменила свое направление, то тяги, соединяющие через рулевую машинку волчок с рулями, начинают перекладывать вертикальные рули. Рули соединены с волчком так, что если торпеда повернула влево, рули переложатся вправо – придется и торпеде поворачиваться вправо и возвращаться на правильный путь. Повернула торпеда направо – рули тут же переложатся влево, и снова торпеде приходится возвращаться на правильный путь. И только когда торпеда пойдет по этому пути, рули будут оставаться в покое. Но для того, чтобы гироскоп так работал, нужно заставить волчок вращаться со скоростью до 20 тысяч оборотов в минуту. Как это делается?

Среди лабиринта трубок между резервуаром и машиной вьется одна, которая проходит мимо подогревательного аппарата, мимо главной машины, уходит дальше и кончается как раз в корпусе гироскопа. Здесь помещается маленькая воздушная турбинка. Трубка подводит к ней воздух из резервуара. Этот воздух сохраняет все свое давление – оно по дороге нигде не снижалось. Когда в момент выстрела открывается машинный кран, воздух из резервуара через трубку попадает в турбинку, давит на ее лопатки и заставляет ее вращаться с огромной скоростью. В свою очередь, турбинка передает эту скорость волчку. Все это длится меньше чем полсекунды, затем турбинка автоматически отключается от волчка. Таким образом, пока торпеда при выстреле соскальзывает в воду, ее волчок оказывается уже запущенным и точно ведет подводный снаряд по заданному направлению.

И здесь, как и при ходе торпеды по глубине, ее движение не совсем прямое, а слегка волнистое. Но эти колебания очень малы.

Итак, гироскоп – это тот второй механический «рулевой», который заставляет торпеду итти прямо на цель. Но тот же гироскоп, если его заранее соответствующим образом установят, может заставить торпеду повернуть на какой-то угол к первоначальному направлению. Бывает иногда, что торпедой выгоднее стрелять именно так. Такая стрельба называется угловой.

Так выглядит под водой торпедный выстрел подводной лодки.

Как работает в торпеде не второй механический «рулевой» – гироскоп (волчок)-

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

tech.wikireading.ru

Пассивные самонаводящиеся торпеды 1943 -1945гг.

u-lohmatov.narod.ru

На главную

Прошло 145 лет с тех пор, как в 1864 г. фрегат-капитан Джованно (Иоганн) Бьяджо Луппис, встретившись с владельцем механического завода в Фиуме Робертом Уайтхедом, предложил ему идею и чертежи самодвижущейся подводной мины. Луппис , которому достались чертежи умершего в 1859г. австрийского офицера, пытался создать самодвижущуюся мину, поражающую вблизи берега корпус военного корабля. По замыслу изобретателя подводная мина должна поражать корабль, подводным взрывом разрушая его. Луппис, потратил четыре года на осуществления этого проекта. Он предложил Уайтхеду с его возможностями, техническими знаниями реализовать идею подводной самодвижущей управляемой мины. Изобретение заинтересовало Уайтхеда, проводя испытания разработанной усовершенствованной мины в бухте Риеки, он представил «торпеду» в 1868г. австрийскому флоту. Разработка нового морского оружия, совпала с появлением в военных флотах бронированных кораблей. Паровые машины и котлы, экипаж таких кораблей надёжно прикрывались броневыми листами. Нужны были новые виды морского оружия способные уничтожать такие корабли. Правительственная комиссия Австро-Венгерского военного флота после испытания торпеды рекомендовала принять её на вооружения военного флота, как оружие ближнего боя поражающая уязвимую подводную часть бронированных кораблей. Торпеда Уайтхеда, имеющая диаметр 355мм. длину 3530мм. приводилась в движения пневматическим двигателем, работавшим от сжатого воздуха с давлением 25 атм. Винт торпеды позволял при скорости 6 узлов преодолевать под водой расстояние 200 метров. Гидростатический аппарат, который Уайтхед изобрел, удерживал торпеду на заданной глубине, регулируя под водой ход на глубине до 3 метров, весила она 140кг. Австрийское правительство, заплатив изобретателю 20 тысяч стерлингов, приобрела патент на производства, разрешила продавать торпеду другим заинтересованным в приобретении такого оружия странам, с выкупом патента у изобретателя в 1871г. Уайтхед усовершенствовал торпеду, в этом ему помог англичанин Питер Брозерхуд спроектировавший трехцилиндровый двигатель мощностью 40 л. с. обеспечивший дальность хода 600 м, при скорости 20 узлов. Два вращающихся в разных направлениях соосных винта существенно снизили отклонение по курсу. «ТОРПЕДА» из Риеки создала филиалы по всему миру. В Риеке (Фиуме) существует музей, в котором представлены первые торпеды, разработанные Робертом Уайтхедом. Торпеда, состоящая из четырех соединяющих между собой частей: зарядного отделения и взрывателя боеголовки I, воздушного резервуара II, кормового отделения с машиной вращающей винты, гидростатом глубины III, хвостовой части с гребными винтами хвостовыми оперениями, рулями управления IV, разработанная Уайтхедом на долгие годы стала основным морским оружием ближнего применения. Эти первые самодвижущие подводные мины и современные ракета - торпеды вот путь, который прошла торпеда, занявшее достойное место на боевом корабле. Во Второй мировой войне торпедное оружие превратило подводную лодку в грозного противника, против торговых судов и кораблей, отправив на дно 63,8 % уничтоженного тоннажа торговых судов и 38,5 % кораблей. В Германии с 1930 по 1945гг., разработали 16 типов различных торпед. Основными применяемыми с подводной лодки торпедами были: электрическая G7e и парогазовая G7а. Они имели стандартный калибр 533мм, длина такой торпеды 7,186 м. Подводные лодки Германии израсходовали свыше 10 тыс. таких торпед. Торпедные заводы в Берлине. Бремене. Киле. Дрездене круглосуточно пополняли арсеналы смертоносными «угрями» - торпедами. Эффективность попадания торпеды в скоростной корабль заставила разработчиков на основе исследования акустических полей разработать аппаратуру самонаведения, разместив её в корпусе. Достоинством пассивной акустической аппаратуры, размещенной в электрической торпеде, является бесследность хода, а также сравнительно малые габариты и вес размещенной аппаратуры самонаведения. Такая торпеда была впервые изготовлена в Германии в 1942г. Разработкой акустических самонаводящихся торпед в Германии начали заниматься в начале 1933г. В исследовании принимали участия : электроакустическое общество Киля. Компания электроакустической и механической аппаратуры Берлина. «Атлас – Верке» Бремен. Фирма «Сименс и Гальске» Берлин. Торпедо исследовательский институт Ной – Бранденбург. Испытательная станция Гатенхафена и другие фирмы. Торпедная комиссия под руководством профессора Кюпфмюллера , главного инспектора торпедного оружия контр – адмирала Куммеца руководила работами акустического самонаведения пассивной торпеды. Такие работы проводились в Великобритании СССР. США. Перед войной такую аппаратуру установили в парогазовой торпеде российского производства «53 – 38», но собственные шумы оказались очень значительными и не смогли обеспечить нормальную работу даже при снижении скорости до 30 узлов. С шумами от винтов носителя, с этой проблемой столкнулись все разработчики самонаводящихся торпед. Разработанная в Германии торпеда с системой самонаведения Т IV Falke впервые использовалась в феврале 1943г.

Эта торпеда T IV Falka имела скорость 20 узлов, вес 1495 кг. Электродвигатель, работала от батареи, которая выдавала напряжение 104 V, и ток 700 А, дальность хода такой торпеды около 7500 м, калибр 533 мм, длина 7,163 м., боеголовка несла 274кг. ВВ. Расположенные в носовой части гидроакустические преобразователи прослушивали акустические шумы судов, идущих в конвои. Из-за невысокой скорости в основном эта торпеда предназначалось для уничтожения торговых судов. Звуковое акустическое оборудование реагировало на торговые суда, идущие со скоростью 5 – 13 узлов, аппаратура работала на низких звуковых частотах. Торпеда была прямоидущей, при прохождении первых 400 метров включалась аппаратура самонаведения и неконтактный взрыватель KHB Pi2. Сохранилось мало документов об этой торпеде. Опытная станция Гетенхафен, на которой она собиралось в экспериментальном цехе, была уничтожена, архивы, документация не сохранились. Создать, такую аппаратуру самонаведения не простая задача. Для этого требовалась радиоэлементная база: электронные малогабаритные лампы, реле, диоды, конденсаторы, дросселя, резисторы.

На их основе конструктора разработали и изготовили приемно-усилительные схемы, в которых выделялось напряжение полезного сигнала на исполнительные механизмы, к вертикальным рулям наводя торпеду на цель по акустическому полю от винтов и работающих машин торгового судна. Вода, обтекающая корпус создавала гидродинамические шумы, которые улавливались гидрофонами на значительном расстоянии. Гидрофоны, размещенные в носовой части прослушивали в секторах + 150 500 относительно продольной оси торпеды шумы судов, выдавали сигналы на усилительные схемы. Углы + 00 150 не прослушивали акустическое поле, и это было существенным недостатком Т IV Falke. В списке литературы (7) приведены потери торговых судов от Т IV Falke, использовали не более 30 таких торпед в боевых пусках с подводных лодок. 23 февраля 1943 г. подводная лодка U382 выпустила одну акустическую торпеду Т IV Falke, одну с движением зигзага с FAT, две G7e. По услышанным взрывам на лодке считали два попадания, в танкер и пароход , но был поврежден только танкер Murena водоизмещением 8252 тонн. В марте подводные лодки U221. U603. U758. применили акустические электрические торпеды Т IV Falke в нападении на конвой НХ-229, потопив несколько пароходов и теплоходов. Торпеды собирались, и настраивалась в Гатенхафене, сдавались ВМФ. Здесь же на курсах осваивал торпеду обслуживающий персонал. Обучали регламентным работам с торпедой перед загрузкой на подводную лодку, изучали документацию. В Польше в Гданской бухте в Гдыне (Гатенхафене) проходили показательные пуски торпед. Суда HOLZAPEEL водоизмещением 1200 тонн, имеющие скорость 12 - 13 узлов и FREIBORG, скорость которого составляла 9-10 узлов, пускали торпеду, в ночное время имеющую осветитель в носовой части, демонстрировав возможности торпеды. Дальность пуска составляла, как правило, 2-3 км. Торпеда проходила под корпусом FREIBORGA, на котором находились курсанты и обслуживающий экипаж, возвращалась, проходя 400-600 метров, развернувшись на 1800 опять проходила под кораблем, это повторялось до полного разряда ее батарей. Торпеда всплывала, её поднимали на борт. На фотографии, которая приведена в этой статье, отчетливо видна головная часть, в которой были размещены гидрофоны, система самонаведения, боевое зарядное отделение пассивной акустической торпеды, с неконтактными взрывателями индукционного действия, усилителями напряжения, вырабатывающими электрические сигналы при прохождении торпеды под корпусом корабля. В индукционном взрывателе срабатывало электронное реле, напряжение вводило первичный запал в действия. Первичный запал вставленный в запальный стакан в котором находилось ВВ, приводил в действие вторичный запал менее чувствительный к детонации. Подрыв боевого заряда осуществлялся ступенчато, уменьшая опасность взрыва от первичного запала. Как работает такой взрыватель описано в книге ( 3,6 ) и интересующиеся боле подробно работой такого взрывателя могут ознакомиться, прочитав об этом.

В средней части торпеды находилась батарея свинцово-кислотных аккумуляторов, которая при пуске торпеды вращала электродвигатель, преобразующий электрическую энергию батареи в механическую энергию для двух гребных винтов. Работал такой электродвигатель max 15 минут, при работе его следует учитывать плотность электролита, его температуру в аккумуляторной батарее, это влияла на скорость и дальность. За электродвигателем в хвостовом отсеке находились приборы управления глубиной хода торпеды, гироскоп, аппаратура управляющая рулями торпеды на начальном курсе и при самонаведении. Здесь расположен пусковой контактор, включающий и подающий ток на электродвигатель. В момент выстрела из торпедного аппарата подводной лодки в торпеде откидывается курок и открывается перепускной клапан. Воздух высокого давления через этот клапан поступает из воздушного баллона в пневматическое устройство контактора и замыкает контакты. Происходит замыкание силовой цепи и пуск электродвигателя. У торпеды Т IV Falke имелись клеммы, через которые производилась периодически подзарядка батарей, а также замеры тока, сопротивления изоляции. В хвостовой части, как и у всех торпед, находился гидростатический прибор курса, в который перед пуском торпеды задавали глубину хода, и гироскопический прибор, управляющий курсом при наведении торпеды на цель. Арретирующее устройство – для установки главной оси гироскопа в нужном направлении при разгоне ротора и для предотвращения повреждения при транспортировке. Специальная турбина при пуске торпеды раскручивала ротор гироскопа до 20000 об/мин и поддерживала обороты ротора во время движения торпеды на курсе. Торпеда сближалась с целью до захвата гидрофонами. Сигналы с гидрофонов о положении торпеды к цели, передавали управление рулевой машине от аппаратуры самонаведения наводя, корректируя торпеду. Конструктивно прибор курса комбинированный, на начальном участке гироскоп сближает торпеду к цели, при захвате гидрофонами прибор курса управлял рулями торпеды. В рулевой машине поршень рулей, управляемый воздухораспределительным золотником перемещаясь, перекладывал вертикальные рули. Напряжение сигналов с реле обеспечивало подачу напряжения на электромагнит, сдвигал золотник. В собранном состыкованном виде доступ к агрегатам и их осмотр, замеры, был возможен через специальные горловины на корпусе торпеды, которые после всех окончательных приготовлений наглухо закрывались. В хвостовой части Т IV Falke были два гребных двухлопастных винта и рули управления вертикальные и горизонтальные.

Недостатки Т IV Falke заставили разработчиков повысить технические характеристики торпеды. Прежде всего, надо было уменьшить «мертвый угол» в равносигнальной зоне направленности. Это сужало сектор, и прослушивание довели до + 20300 в диаметральной плоскости торпеды. Удалость увеличить скорость, её довели до 24 узлов. Разработали новые усилительные блоки, это позволила повысить чувствительность сигнала с гидрофонов, уменьшили габариты размещения аппаратуры самонаведения, повысили надежность и безотказность в эксплуатации.

Гидрофоны, расположенные в плоской носовой части были выполнены из никеля, имели четыре сердечника, на которые были намотаны витки медного провода. Подбором витков удалось сделать более острой диаграмму равносигнальной зоны. Система самонаведения изложена в литературе (1,3)

Основные параметры магнитострикционного гидрофона чувствительность, частотные характеристики, характеристики направленности удалось настроить, создав имитаторы, математически рассчитать физические процессы, отрегулировать и снять измерения, происходящие при движении торпеды. Для проведения таких исследований потребовался бассейн, снабженный необходимым оборудованием. Улучшили параметры электродвигателя, изменили ширину и толщину лопастей гребных винтов. При помощи математических расчетов старались получить max полезного сигнала, который с большой долей вероятности корректируя курс торпеды, выводил её на цель. Чувствительность, отношение электрического напряжения к звуковому давлению магнитострикционного гидрофона сравнительно низкая и составляет величину порядка нескольких единиц мкВ/бар. Чувствительность зависит от материала, из которого выполнен гидрофон, от геометрических размеров, числа витков намотанных на никелевых пластинах. Низкая избирательность гидрофонов и слишком малый сигнал от цели заставлял вести поиски. Аппаратура самонаведения должна срабатывать от сигналов кораблей – целей, превышать уровень напряжений, создаваемый шумами самой торпеды. Разрабатывая носовую часть торпеды пытались плоский обтекатель заменить на круглый разместив два гидрофона в воронкообразном экране позволяющем снизить собственные шумы винтов торпеды, воздействующий на гидроакустические преобразователи магнитострикционного типа. Выпускали две разновидности G7es/T V Zaunkonig с плоским носом и круглым вытянутым. При крене торпеды изменялся полезный сигнал, торпеда теряла цель. Исследования параметров несимметричных автоколебаний торпеды на её удалении от цели с релейными характеристиками позволили улучшить динамику самонаведения. Спешка, большие потери подводных лодок не дали довести эти изыскания до завершения, они продолжались до конца войны. Частотные характеристики позволили настроить контура усилителей, детекторы, балансный мост, автоматическую регулировку усиления и выдать на поляризованное реле разность напряжений от двух гидрофонов смещенных на некоторый угол относительно оси торпеды. Поляризованное реле при равенстве напряжений в равносигнальной зоне от гидрофонов не создает в обмотках магнитный поток. Якорь реле находится в нейтральном положении. Поляризованные реле отличаются от обычных тем, что срабатывает якорь лишь при разности напряжения и ток в реле протекает в определенном направлении. Возникающий в обмотке магнитный поток отклоняет якорь реле, замыкая контакты, задает направление на перемещения вертикальных рулей торпеды к цели. Команды поступающие на релейно - испольнительную схему , передаются на систему управления, перемещая распределительный золотник рулевой машины. Вертикальные рули торпеды перекладываются в сторону нахождения цели. Торпеда, управляемая самонаведением изменяет курс движения до тех пор, пока ее ось не будет направлена прямо на цель. При этом результирующее напряжение, от гидрофонов становились равным. Цель и торпеда выводились на равносигнальное направления. Поляризованное реле выключалось, якорь возвращался в нейтральное положение и по команде руль торпеды переводился на продольную ось в среднее положение. Торпеда, автоматически корректируя курс, удерживала движение встречи с целью. Направленность самонаведения равносигнального приемника и её характеристики зависят не только от конструктивного выполнения магнитострикционного гидрофона, но и от рабочей частоты уменьшающий полезный сигнал и радиус дальности действия магнитострикционного преобразователя в морской среде. Выбрали оптимальную частоту, при которой обеспечивается наибольшая дальность действия. Влияют и температуры, плотности, солености, давления морской воды. Все эти параметры переменные и меняются как по времени, так и в пространстве. Рассчитать, учитывая все параметр, меняющиеся во время движения в морской среде невозможно. Температурный параметр вызывает изменение скорости звука при переходе из одного слоя в другой и как следствие искривление траектории звукового давления на гидрофон. Теория поглощения и рассеивания звука в морской среде ещё недостаточно изучена. Причиной этого является неоднородность морской среды, содержащая обильное количество мельчайших микроорганизмов, взвешенных частиц . Оказывают влияние и взрывы глубинных бомб, скорость противолодочного корабля его курс к подводной лодке, турбулентность кильватерного следа от лопастей вращающихся гребных винтов.

Осенью и зимой вследствие охлаждения воды у поверхности скорость звука возрастает, дальность действия прослушивания шумов гидрофонами увеличивается. Введя улучшения в усилительные блоки, удалось довести обнаружения цели в радиусе 300 - 450 метров зависимые от температуры, волнения моря, скорости цели. К августу 1943г. изготовили 80 торпед Т V Zaunkonig. Они должны были использоваться против эскортных кораблей, охраняющих конвой, и дать возможность подводной лодке атаковать торговые суда. Рабочая частота, на которой работала аппаратура самонаведения, была 24,5 кГц. Торпеда должна была поражать цели, идущие на скорости 10 – 18 узлов. В сентябре 1943г. немецкие подводники группы Leuthen использовали эти торпеды против объединенных конвоев ON. 202 и ONS. 18. Подводные лодки U270. U952. U666. U305 повредили фрегат , его не ремонтировали, потопили фрегат, корвет Великобритании, канадский эсминец , применив торпеды T V с усовершенствованной системой самонаведения. Торпеда имела тот же калибр 21” , длину 7,163 метра, вес 1495 кг, скорость 24 узла, дальность 5700 метров, несла боезаряд 274 кг, имела неконтактные взрыватели КНВPi 4, на боевой взвод взводимые после прохождения 400 метров. Рабочее напряжение батареи составляло 104 – 106V, ток 720А. Мощность доходила до 75 -76кВт. Аппаратура самонаведения имела 11 электронных ламп, 26 реле, 1760 контактов соединяли аппаратуру самонаведения. Затрачивалось на соединение самонаведения 330 метров провода.

Торпеду модернизировали в 1944г. Поставили переключатель напряжения, который позволял при скорости 20 узлов иметь дальность 7000 метров, при скорости 23 узла дальность составляла 6000 метров. Боезаряд такой торпеды был 260 кг ВВ, в конце 1944 г. ставили взрыватель KHB Pi5. Описание торпеды на www.ubjatarchive.net/U-371 INT.htm в отчете военнопленных о торпеде T V с U371, есть схема торпеды.

В 1944г. пытались создать торпеду Т X Lerche управляемую оператором с подводной лодки по кабелю. Телеуправляемая многожильным кабелем с подводной лодки торпеда захватывала цель , наводилось самонаведением в режиме поиска. В головной части T X Lerche на основании воронки изготовленной из губчатой резины устанавливался кольцевой вибратор, работающий с частотой 35 кГц , который по максиму обнаруживал акустический шум в пределах сектора. При совпадении максимума сигнала с линией соединяющей торпеду с целью срабатывала аппаратура самонаведения осуществляющая перекладку рулей на цель. Электродвигатель обеспечивал торпеде бесследность движения и позволял без всплытия скрытно атаковать цель по командам управления. Результат был не очень хорошим, на вооружение T X Lerche не поступила. В книге ( 6 ) дана структурная схема аппаратуры самонаведения работающая по равносигнальному методу с коммутацией сигналов. Такая приблизительна схема стояла на последних торпедах Т V, Т XI. В торпеде Т XI имелся акустический датчик, настроенный на характеристику частоты гребного винта, исключающий срабатывание взрывателя под акустической ловушкой. Новая конструкция малошумящих ходовых винтов позволила обеспечить низкую шумность торпеды, это позволила увеличить радиус самонаведения на корабль – цель. Торпеда Т XI могла запускаться с новых торпедных лодок XXI серии с глубины 50 метров. В боевых действиях эта торпеда не применялась, хотя результаты испытания были обнадеживающими. В самом методе равносигнальной направленности пассивных самонаводящихся торпед существует «мертвый угол», в пределах которого система самонаведения не срабатывала. Такой угол уменьшался при сближении торпеды с целью, так как возрастает сигнал и поэтому срабатывание аппаратуры происходит при меньших углах. Изменение напряжения на выходе приемно-усилительного устройства имеет вид релейной характеристики с переменной зоной нечувствительности. Релейно - испольнительная схема отключая прибор курса перемещает вертикальные рули торпеды с запозданием. В этом положении руль находится до тех пор, пока не сработает гидрофон противоположного сектора, переводящий руль, к цели. Торпеда , идя змейкой, проходит сектор + 0 2 градусов с перекладыванием рулей вправо - влево в зависимости от сигналов, получаемых от гидрофонов. Система самонаведения заменяется двумя эквивалентными звеньями, одно звено осуществляло связь между гидрофоном и вертикальными рулями торпеды, а другое звено с запаздыванием не реагирует на «мертвый угол». Такая программа работает на малых расстояниях торпеда - цель. Перекладывание рулей происходит одно за другим время нахождения рулей в среднем положении min. Таким образом, прослушивается и управляется рулями весь спектр от + 00 до + 300 и - 00 до -300.

Акустическими торпедами, потоплено и повреждено около 70 кораблей, точных данных нет и их невозможно узнать, из - за потопленных подводных лодках, унесших вмести с экипажами на морское дно эти сведенья. В марта 1944 г. в Неаполитанском заливе легкий крейсер Великобритании Penelope водоизмещением 5270 тонн получил попадание акустической торпеды с U410 и через 10 минут затонул - погибло 417 членов команды. 29 мая 1944 г. U549 потопила американский конвойный авианосец Block Island, затем сторожевой корабль Barry, повредила одной T V. Корабль E. E. Elmore уклонился, от акустической торпеды. Вскоре U549 была потоплена тремя залпами бомбометов с эсминца Arens. Эта продолжалось, до окончания беспощадной войны подводных лодок против конвоев. Многие ссылаются на скромные показатели попадания для таких дорогостоящих торпед. Из диапазона атаки выпадали слишком тихоходные суда и быстроходные эсминцы. В список атакованных, попадали и подводные лодки, торпеда могла возвратиться и потопить субмарину. Ловушка «Foxer» , наводила самонаводящуюся торпеду на себя, спасала корабль от потопления. Ожидание немецких разработчиков от многообещающих пассивных самонаводящихся торпед не оправдались. Преждевременное срабатывание взрывателя торпеды, огромное количество естественных помех и их влияние на работу гидрофона приводили к промаху, преждевременному взрыву в кильватерном следе. Влиял на отказ индукционный взрыватель не срабатывающий при большой глубине прохождения торпеды под корпусом .

Самонаводящаяся акустическая электрическая торпеда должна своими гидрофонами захватить цель. Для этого прибор управления торпедной стрельбы вводил данные в торпеду при помощи вращающихся шпинделей пристыкованных к системе управления торпеды. Данные вводились в торпеду торпедистам без извлечения её из торпедного аппарата. Устанавливалась глубина хода, угол поворота на боевой курс. Прибор управления торпедной стрельбы ПУТС усовершенствовали в 1942г. он стал электромеханическим. Через электрический кабель вводили в приемные приборы значения и сервомоторы при помощи шпинделей устанавливали данные учитывая: дистанцию до цели, длину цели её курс собственную скорость субмарины и пеленг на цель скорость хода торпеды. Из боевой рубки осуществлялся пуск, выводящий торпеду с углом поворота при пуске в точку встречи её с целью, или в радиус захвата гидрофонами которые, корректируя курс, захватывали аппаратурой самонаведения цель. Усовершенствование уменьшило временной интервал от внесенных данных от ПУТС , до пуска торпеды с подводной лодки. При стрельбе существуют техническое рассеивание по курсу, эти погрешности создает кордонный подвес волчка гироскопа. Величина этой ошибки зависит, под каким углом происходит движение торпеды в горизонтальной плоскости и как торпеда накренена, под каким углом крен. Существенно возрастает широтная ошибка гироскопа с тремя степенями свободы, это описано в литературе (1). Применяя торпеды в различных морских театрах в северных, южных широтах следует учитывать скорость вращения горизонта, она разная, к тому же и в разных направлениях. Разумеется, прибор торпедной стрельбы должен учитывать все перечисленное, но все изменения курса, ошибки, технические сбои просчитать невозможно. Торпеды Т V Zaunkonig были обнаружены 4 июля 1944г. на захваченной подлодке U505 американцами, на субмарине их было две. Одна из этих торпед в экспозиции в Чикагском музее науки и промышленности. Войдя в First acoustic torpedo и найдя сайт http://www.ibiblio.org/hyperwar/USN/rep/ASW-51/ASW-15.html HyperVVar.Antisudmarine VVorld VVarII Chapter 15 можно ознакомится, с методами противодействия немецкой акустической торпеды. Три торпеды были обнаружены на борту U250 потопленной в проливе Бьорке-Зунд малым охотником МО-103. Близость потопленной подлодки к главной базе Кронштадт и небольшая глубина позволили поднять субмарину и в сентябре 1944г. в Кронштадте изучить германскую подводную лодку. Минно-торпедное управление ВМФ исследовало германские торпеды. Это позволило после войны разработать и принять на вооружения ВМФ СССР торпеду САЭТ-50 с радиусом реагирования системы самонаведения 600 – 800 метров, с дальностью хода 4000 метров при скорости 23 узла с акустической системой наведения. В 1955 г. на вооружение приняли модернизированную торпеду САЭТ – 50М, имевшую скорость 29 узлов, дальность хода 6000 метров. С приказом об изучении германской подводной лодки U250 и определении дальнейшего её использования, номер 824 от 6 ноября 1944г. читатель может ознакомиться на www.town.ural.ru/ship/start

Писатели-моринисты в основном занимаются статистикой морского вооружения. Может со временем этот пробел о разработке самонаведения, тернистых трудностях стоящих перед конструкторами будет подробно описан и читатель узнает о разработчиках, конструкторах, технологах самонаводящихся торпедах. Дело за историками, которые должны описать более подробно создание этих торпед.

Во время Второй мировой войны подводные лодки США на бескрайних просторах Тихого океана использовал 14748 торпед , торпедоносная авиация 4919. Около 33% из выпущенных торпед попали в цель, это один из лучших показателей их применения. Одной из типов торпед, применяемых в войне, была авиационная противолодочная самонаводящаяся торпеда Mk-24 Fido. Осенью в 1941г. ВМФ обратился в исследовательский комитет с заявкой на разработку авиационной противолодочной электрической торпеды. 19 декабря 1941г. провели совещание, где рассмотрели вопрос о разработке такой торпеды. На втором совещании были оговорены параметры, которые бы устроили заказчика. Размеры и вес, как у торпеды Mk-13, глубина погружения торпеды 50 футов, батарея свинцово – кислотная, время работы электромотора ориентировочно 15 минут. В декабре были определены подрядчики, которые приступили к предварительной разработке такой торпеды. Гарвардская лаборатория подводного исследования должна была разработать пассивную акустическую аппаратуру самонаведения с размещением её в торпеде. Bell Telephone Labs изготовить эту аппаратуру и испытать. Westeern Electrik поставить аккумуляторы и обеспечить ход торпеды. General Electrik – установить электродвигатель , систему управления, рулевое устройство и состыковать всё это. Дэвид Тейлор - провести испытания в бассейне и дать свои рекомендации.

Исследования и изготовление пьезоэлектрического гидрофона, подтвержденные расчетами, подтвердились. Сделать авиационную противолодочную самонаводящуюся торпеду стало возможным.

В приведённой схеме торпеды Mk-24 Fido видны такие гидрофоны, их расположение в торпеде за боеголовкой и аппаратурой самонаведения, затем аккумуляторная батарея, электродвигатель, трёх лопастной винт, управление рулями от электродвигателей постоянного тока. Расчеты и испытания показали: батарея способна дать скорость 12 узлов, электродвигатель работать 15 минут.

Гидрофоны, расположенные под углами 00 и 1800 управляли горизонтальными рулями, перекладывая их вверх - вниз, гидрофоны с углами 900 и 2700 вертикальными рулями, перекладывая их вправо - влево. Четыре пьезоэлектрических гидрофона работали на частоте 24 кГц, подавая сигналы с выхода на усилители. Расположили их за боезарядом, который срабатывал от контактного взрывателя при ударе о корпус подводной лодки. В январе 1942г. Bell Telephone Labe представила торпеду заказчику. General Electric продемонстрировал рулевое управление и двигатель торпеды. Были изготовлены аккумуляторы, их соединили в батарею, которая давала 48 V. Всю аппаратуру разместили в корпусе, и в июне 1942г. образец торпеды был поставлен в Дэвид Тейлор для проведения испытаний в бассейне.

Проведённые испытания дали положительные результаты. Исследования и настройка позволили совместить электрическую часть с рулями, отрегулировать аппаратуру самонаведения. Существующий корпус торпеды Mk-13 был изменен, уменьшили диаметр, сократили длину, снизили вес. Электродвигатель мощностью 3,7 кВт в 5 л.с. дал дальность 4000 ярдов. Торпеда имела в диаметре 19”, длина составила 84”, вес 680 футов, боезаряд 92 фунта ВВ, «торпекс». Торпеда осуществляла поиск подводной лодки с погружением по кругу при сбросе её с самолета. Первый образец торпеды был настроен на глубину 50 футов. Затем в ходе испытания глубину поиска довели до 150 футов. Сброс такой торпеды осуществлялся с высоты 200 – 300 футов на скорости 120 узлов. 7 декабря 1942 г. на полигоне вблизи Бостона был осуществлен первый сброс торпеды Mk-24 Fido. Относительно малая скорость торпеды держалась в тайне. Подводная лодка при атаке такой торпеды могла выйти из зоны поражения. Производство и выпуск осуществляли Western Electric вмести с General Electric, который поставлял электромоторы и рулевое управление. В мае 1943г. первые 500 торпед были поставлены ВМФ. Первая подводная лодка U640 была потоплена в мае. Первоначально был выдан заказ на производство 10000торпед. Он был пересмотрен, и всего изготовили 1800 торпед. В целом прошло 17 месяцев от выдачи заказа до изготовления и потопления немецкой U640. Торпеду применяли не только флот США, но и британские и канадские вооруженные силы.

Общее количество израсходованных торпед 340
Количество торпед , примененных против подводных лодок 142
Количество лодок, потопленных торпедой 31
Количество поврежденных 15
Количество торпед, использованных британским и канадскими флотом 62
Потопленных лодок 6
Поврежденных лодок 3
Общее количество потопленных лодок 37

Торпеда Mk-24 Fido на вооружении ВМФ США находилась до 1948 г.

Торпеда Mk-27 mod 0. Cutie была разработана в 1943г. Bell Telephone Laboratories. Аппаратура самонаведения в основном была с торпеды Mk-24. По замыслу разработчиков она должна была использоваться с подводных лодок против японских противолодочных кораблей охранения в прибрежной мелководной зоне. С такими торпедами подводная лодка, получала возможность оборонятся, от кораблей охранения. Торпеда имела диаметр 19”, длина была 90”, вес 720 фунтов, боезаряд 95 фунтов, скорость 12 узлов, дальность 5000 ярдов, электромотор, работал 12 минут, вращая один винт. Таких торпед было изготовлено немного: около 1000. Делали их Electric Corporation вмести с Kearney и Hj. Торпеда имела гироскоп, и он управлял начальным курсом при движении ее к цели. Курс задавался счетно-решающим устройством , управлял торпедой на начальном прохождении к цели, с учетом скорости корабля и торпеды, пеленга атакованного корабля и субмарины. Угловой прибор позволял устанавливать угол гироскопа в любую сторону, это позволяло стрелять залпом – веером с поворотом стреляющей подводной лодки выводя торпеду на курс, встречи с кораблем. Четыре гидрофона расположенные по окружности торпеды в средней части обнаруживали цель во всех направлениях. При захвате цели гидрофонами с углами 90 и 270 градусов аппаратура самонаведения анализируя сигналы с правого и левого гидрофона, перекладывала вертикальные рули, направляя торпеду в сторону сильного сигнала . Сигналы от гидрофонов усиливались усилителями постоянного тока и задавая напряжение на потенциометры передавались на управляющие электромоторы вертикальных рулей наводя торпеду на корпус корабля цели. При уменьшении сигнала с левого и правого гидрофона равновесии напряжения, рули возвращались в исходное состояние на продольную ось торпеды. Фиксированное управление глубиной хода торпеды на начальном прохождении торпеды, задавал прибор управления торпедной стрельбы, обеспечивающий глубину хода внося данные в гидростатический прибор. Сигналы гидрофонов с углами 0 и 180 градусов передавали управление на горизонтальные рули, отключали гидростат глубины хода торпеды, перекладывая горизонтальные рули вверх, вниз. Сигналы с гидрофонов блокировались в целях безопасности, если торпеда опускалась, ниже заданной глубины, уходила вниз. Гидростат, восстанавливал глубину хода торпеды, до задаваемой при начальной установке для повторного поиска цели. Торпеда, заглубляясь и всплывая, управляемая гидростатическим прибором и сигналами с гидрофонов выводилась на корпус противолодочного корабля, имела контактный взрыватель. Mk-27 mod 0. Cutie с диаметром 19” запускалась из кормовых торпедных аппаратов 21” используя деревянные вставки. Mark 27 Torpedo можно увидеть heroicrelics.org/codia/torpedo-mk-27/index.html Сжатый воздух под большим давлением при пуске выталкивал торпеду из торпедного аппарата. Торпеда выходила при пуске в облаке из пузырьков воздуха, выходящих на поверхность. Этот воздух указывал место подводной лодки. Имея малую скорость и дальность хода, самонаводящаяся пассивная электроторпеда Mk-27 mod 0. Cutie использовалась как оружие самообороны из кормовых торпедных аппаратов навстречу преследующему противолодочному кораблю. Торпеду выпускал Western Electric, и её поставляли ВМФ США с июня 1944г. Как и все новые торпеды, она имела серьезные ограничения в применении против эскортных кораблей. Представлял подводникам торпеду Картер Беннет, который в боевом походе демонстрировал её возможности. Торпеда осенью 1944г. в Желтом море потопила сторожевой корабль. Вблизи Нагасаки торпеда Mk-27 mod 0. Cutie повредила патрульный катер, электроторпеда Mk-18 , отправила патрульный катер на дно. Вскоре Беннет обнаружил эсминец, были выпущены две торпеды Mk-27 mod 0. Cutie, они не попали в эсминец. После доклада командующему подводными лодками Чарльзу Локвуду решили применить торпеды, хотя испытания и были «пятнистыми». Были попытки довести торпеду, улучшить характеристики, повысить скорость. Израсходовали 106 торпед , потопили 24 корабля и повредили 9. После войны торпеда была модернизирована, получила развитие как Mk-27 mod 4, в 1960г. была заменена на торпеду Mk-37.

Последней торпедой, пассивной самонаводящейся, изготовленной в 1945 г., была торпеда Mk-28. Она несла аппаратуру пассивного самонаведения в модернизированной торпеде Mk-18, которая была разработана на основе германской трофейной G7e. Торпеда имела один винт, это позволила снизить шум от самой торпеды. В носовой части разместили пьезоэлектрические гидрофоны позволяющие создать, пассивную двухплоскостную систему самонаведения с электрическим управлением рулями. Удалось создать и установить гироскоп и контроль глубины управляемый электрической энергией, отказавшись от пневматических средств управления. В 1945 – 1952 гг. торпеда изготавливалась, постоянно модернизировалась, оставаясь на вооружении до 1960 г. Торпеда имела вес 2800 футов, диаметр 21 дюйм, длину 20 футов 6 дюймов, скорость 19,6 узлов, дальность 4000 ярдов, имела боеголовку Мк 28 mod 2 весам 585 футов, взрыватель Мк 14 mod 2. Система пассивного самонаведения включалось по прохождению 200 – 2500 метров. Батарея свинцово–кислотная. «Вестингауз», Westinghouse Electric Corp. Пенсильвания сделал 1750 торпед Mk-28. Она не применялась в боевых действиях, хотя и в некоторых источниках говорится о её применении, это сомнительно война закончилась.

Список Литературы:
1. В.И.Марисов, И.К.Кучеров. Управляемые снаряды. Воениздат 1959.2. С.Н.Красильников. Атом и оружие. Воениздат 1964.3. Г.М.Подобрый, В.С.Белобородов и др. Теоретические основы торпедного оружия. М. 1969. 4. С.Т.Рабинович. Торпеды. ДОСААФ.1957.5. В.А.Сычев. Корабельное оружие. ДОСААФ.19846. В.Л.Дородных, В.АЛобашевский. Торпеды. ДОСААФ.1986.7. Ю.Роувер. Субмарины, несущие смерть. Центрополиграф. 2004.
На главную
© HeleonPrime 2010. Все права защищены.

Радиоруль. Удар под водой

Бреннан и Эдисон достигли большего успеха, чем капитан Луппис. Но все же проволоки Бреннана и кабель Эдисона оказались непригодными, как и веревки Лупписа. Все эти передатчики выдавали торпеду, показывали ее направление; торпеда теряла свое важнейшее качество — скрытность. Выходило, что задача не решена. После опытов Эдисона прошло еще двадцать лет, началась первая мировая война. Все лучшие достижения передовой техники были поставлены на службу войне. И все же ни один флот не мог похвастать управляемыми торпедами; таких торпед не было во всем мире. И только в конце 1917 г. произошло событие, положившее начало новому решению задачи.

Радиомагнитная торпеда

1 — антенна; 2 — автомат, открепляющий антенну; 3 — замедляющий механизм; 4 — часовой механизм; 5 — автомат, «по приказу» детектора включающий остальные механизмы; 6 — радиоприемник механизма замедления хода; 7 — сжатый воздух и заряд; 8 — магнитный детектор; 9 — регулируемый клапан, определяющий угол поворота торпеды; 10 — двигатель торпеды, работающий от сжатого воздуха; 11 — пневматический механизм, управляющий рулями; 12 — рулевая тяга; 13 — рули направления

Большой военный корабль шел под охраной нескольких эсминцев и других вспомогательных военных судов. Неожиданно на расстоянии в 3000 метров заметили неприятельский торпедный катер, идущий в атаку. Высоко в воздухе появился неприятельский самолет, который как бы сопровождал торпедный катер. Все корабли открыли бешеный огонь по катеру и самолету и начали уходить. Но катер продолжал мчаться вперед. Суденышко прорвалось сквозь строй эсминцев, круто повернуло на большой корабль и на полном ходу… врезалось в его середину. Раздался оглушительный взрыв, и столб огня и дыма взлетел над кораблем. Впоследствии было установлено, что на катере не было людей; им управляли на расстоянии по способу Эдисона. На суденышке была помещена катушка (вьюшка), и на нее было намотано 35 километров электрического кабеля. Пловучая или береговая станция по этому кабелю посылала электрические сигналы, которые перекладывали рули.

Сопровождающий самолет следил за ходом катера и сообщал о своих наблюдениях на станцию, указывал, куда нужно направлять катер. Грузом катера был заряд взрывчатого вещества, который и взорвался при ударе о корабль. Получилось что-то в роде большой надводной управляемой торпеды. Новейшие достижения техники позволили намного улучшить способ Эдисона, но недостатки оставались те же. Обязательно нужна была близкая станция: атаку замечали издалека. Было ясно, что кабель не годился, что нужно передавать сигналы управления без всяких веревок, проволок, кабелей. Но как осуществить такую передачу?

На помощь пришло радио. Уже в 1917 г. удавалось управлять катерами по радио. Такие катера еще не имели большого значения в военных действиях мировой войны. Но после войны все чаще появлялись сообщения о постройке и испытании катеров, управляемых по радио с сопровождающего их самолета. Суденышко приближается к атакуемому кораблю и автоматически выпускает торпеду. Но тогда зачем катер? Гораздо проще управлять самой торпедой по радио. И действительно, уже в самое последнее время стало известно об испытаниях радиоуправляемых торпед. Такая торпеда, управляемая с корабля или самолета, может на замедленном ходу за 10 и больше миль найти противника и нанести ему удар.

За некоторое время перед началом второй мировой войны в США была запатентована конструкция торпеды, к которой прикрепляется длинный провод. Если торпеда, направленная в корабль, прошла, не задев его, у его носа, тянущийся за торпедой провод приходит в соприкосновение с форштевнем корабля, замыкает контакты в приборе торпеды, и торпеда возвращается обратно, чтобы поразить цель.

Подробности вероятного устройства таких торпед мало известны. Но можно представить себе, как они действуют.

Торпедой прицеливаются так, чтобы в случае промаха она прошла не сзади, а спереди корабля, перед его носом. Выстрелили. Видно, что торпеда действительно уходит в сторону и пройдет перед носом цели. Тут возможны два случая. Если торпеда радиоуправляемая, передается сигнал, замедляющий ее ход; торпеда как бы «ожидает» свою цель и попадает в нее, когда цель подходит ближе. Может случиться, что торпеда все же пройдет мимо (особенно во втором случае, если она не радиоуправляемая и нельзя замедлить ход). Тогда начинает работать другое устройство. За торпедой тянется длинный провод-антенна. Уж он-то обязательно соприкоснется с носом корабля. Тысячи тонн стали в корпусе корабля через этот провод воздействуют на специальный прибор внутри торпеды. Сработает реле, руль повернется, и торпеда начнет описывать большой полукруг вперед, нагоняя корабль. Она возвращается обратно и ударяет корабль с другого борта.

Атака с помощью радиомагнитной торпеды

В период второй мировой войны вместе с прогрессом техники шло дальнейшее усовершенствование торпедного оружия. Поэтому очень может быть, что по окончании войны мы узнаем о торпедах, которые преследовали противника по пятам.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

tech.wikireading.ru


Смотрите также