Руль vabis


Ретротест Scania Vabis L36 Super, 1968

 

Даниил Минаев, фото автора

Выполняя очередное редакционное задание, я оказался на территории одного из официальных дилеров Scania – ООО «Скан-Юго-Восток». Тут ОНА мне и попалась, пока я прогуливался вблизи гостевой парковки. И тогда я немедля начал охоту, без НЕЁ я решил домой не возвращаться. ОНА – Scania Vabis L36 1968 года выпуска, проживающая и проходящая здесь реставрацию. Впрочем, она и так неплохо сохранилась, и мне удалось с ней познакомиться.

Не то, что нынешнее племя…

Тахограф, гидроусилитель, пневмогидропривод сцепления, турбокомпрессор с охладителем наддувного воздуха – перебор, нет, как же всё это в обычном пятитонном скромном грузовичке, а не в магистральном тягаче, да ещё в далёком 1968-м…

Внешне очертания пятитонного бортового грузовика напоминают формы соотечественников того времени – ЗИЛ-130 или ГАЗ-52. У нас тогда производство этих массовых грузовиков вовсю набирало обороты, а Scania Vabis L36 продержалась на конвейере ещё около года, и в 1969-м на смену модели пришла уже бескапотная машина – одна из первых в Европе в классе грузовых автомобилей.

Посадка за рулём продиктована компоновкой кабины, и тоже весьма схожая с нашими «зилками» и «газончиками». Локти сильно согнуты, пятая точка покоится на мягкой подушке дутого дивана, естественно, нерегулируемую рулевую колонку венчает тонюсенькое рулевое колесо огромного диаметра. Сквозь три спицы франтоватого белого цвета видны простенькие приборы, но информации не так уж и мало. Слева – очень похожая на наши советские грузовики и автобусы комбинация приборов, состоящая из набора шкал и контрольных ламп. В центре – манометр пневмосистемы, на периферии температура и давление масла, указатель уровня топлива. В центре приборной доски указатель температуры двигателя, справа – спидометр, объединённый с механическим тахографом. Скорее всего, тахограф здесь уже появился позднее, в семидесятых, когда это стало требованием законодательства, и пришлось дооборудовать автомобиль, а изначально здесь, возможно, был просто спидометр.

Для пущей объективности

Вообще, когда приходится тестировать ретротехнику, то перед испытателем встаёт много дополнительных вопросов. Главное – качество реставрации: чем оно выше, тем точнее можно определить технические возможности и потребительские свойства старенького авто. Только так можно дать объективную оценку. А если что-то не доделано, исполнено не на должном уровне или просто заменено на современное, то верное восприятие машины именно тех лет может быть напрочь утрачено! Реставрация машинки, о которой идёт речь, ещё полностью не закончена, поэтому сомнительные моменты я тактично обойду стороной.

И перед тем, как прокатиться, продолжу изучение органов управления. Флажок внизу слева – управление жалюзи радиатора – норма тех лет, справа расположен центральный переключатель света, в центре консоли замок зажигания и набор электрических выключателей, чуть выше – управление вентиляцией и отоплением. В принципе всё понятно и очень похоже на... «407-й» «Москвич». Но как всё аккуратно исполнено и ладно подогнано!

Песня из-под капота

А под капотом так просто песня! Рычаг открывания капота спрятался за передней облицовкой, опять как на ЗиЛ-130. Встаю на бампер, тяну капот вверх, и его с лёгкостью поднимает и фиксирует в открытом положении довольно хитрый механизм. Моему взору предстаёт рядная дизельная «четвёрка» с турбонаддувом. Для своего времени очень даже передовая конструкция. Масляный щуп затаился внизу справа, ничего, сейчас я его достану, чтобы убедиться, что конечно же уровень в норме. Затем, отвернув изящную крышку, обнаруживаю полный радиатор, в бачке гидроусилителя тоже полный порядок. К запуску!

Замок зажигания не имеет положения «старт». Для запуска двигателя поворачиваю ключ и кнопкой включаю стартёр. Оживает старенький дизель, кстати, похоже, что внутрь него за все эти годы никто и не лазил, но, несмотря ни на что, он чувствует себя хорошо! Не потеет маслом, не кидается дымом, да и компрессия недавно замерялась, и она в норме. Прогреваем до рабочей температуры, и пробую тронуться с места.

Предварительно опробовав напольные педали с очень большими по сегодняшним меркам ходами, выжимаю довольно тугое сцепление и начинаю орудовать длинным напольным рычагом коробки передач. Ходы просто огромные, но работает всё чётко: передача находится мгновенно, легко фиксируется! И лёгкий металлический «блям» в момент входа передачи прямо ностальгически ласкает ухо! Этого навыка достаточно, чтобы просто тронуться с места на негружёной машине, а дальше необходимо разобраться с алгоритмом управления коробкой передач, к сожалению, схемы для водителя на приборной панели я не обнаружил. Дело в том, что Scania Vabis L36 в исполнении Super, за рулём которой мне посчастливилось оказаться, – версия, предназначенная для перевозки тяжёлых грузов и особых условий эксплуатации. Поэтому, как можно понять из довольно дискретной информации, исходящей из фрагментов шведского описания и отрывочных устных сведений, дополнительно к 5-ступенчатой КП здесь применена ещё и двухступенчатая, управление ею осуществляется при помощи тросового привода, расположенного на рычаге основной коробки передач. По всей видимости, это предтеча современных многоступенчатых трансмиссий с рядами и «половинками». Только вот с чем я здесь имею дело, с делителем или демультипликатором? И как своими неумелыми действиями не навредить заслуженному агрегату? И подсказки в виде тахометра с зелёной зоной оптимальных оборотов у меня, к сожалению, нет. Тогда я покинул кабину, нашёл картонную упаковку, и, подстелив её, полез под автомобиль. «Скорее всего, особых тайн не будет, если дополнительная коробка расположена перед основной КП, со стороны сцепления. Я имею дело с делителем, если мудрёный агрегат пристыкован сзади – чистой воды демультипликатор», – так рассуждал я, пока не оказался в непосредственной близости от объекта исследований.

Техническая характеристика автомобиля Scania Vabis L36 Super
Колёсная формула 4х2
Полная масса, кг 11 200
Масса без нагрузки, кг 5710
Двигатель DS5RO1, дизельный, 4 цилиндра в ряд
Рабочий объём, cм3 5 193
Мощность, л.с. 120
Коробка передач Механическая
Количество ступеней вперёд/ назад 10/2
Тормозная система Пневматическая
Годы выпуска 1964–1968

Лучше один раз увидеть

«Опыт – сын ошибок» – примерно так у классика», – рассматривая фланец отбора мощности на хвостовике коробки, думал я. А тросик от флажка на рычаге оказался просто не подключён. Между тем моя странная поза в зимней солёной луже под машиной не осталась без внимания слесарей технического центра. Среди них нашёлся человек, который быстро прояснил ситуацию. Оказалось, что в Эстонии, где был обнаружен этот раритет, машинка трудилась с надстройкой-эвакуатором, отсюда и фланец отбора мощности. Хитрый «флажок», который я сначала принял за делитель, на самом деле отвечает за блокировку дифференциала, управляемую при помощи пневматики. Но в данный момент система бездействует, так как, чтобы воссоздать её в первоначальном виде, не хватает справочной информации. Пока не удалось до конца разобраться и с алгоритмом работы КП, но 5 передач для движения в любом диапазоне скоростей находятся железно, так что ездить, в принципе, можно.

Даже несмотря на то что Scania имеет обширный собственный архив технической документации, поиск в этой базе данных осуществляется по VIN-коду, которого наш экземпляр не имеет, а попытка запроса по номеру шасси ничего не дала. Русскоязычная область всемирной паутины крайне скупа на сведения относительно Scania Vabis L36, немногим лучше и зарубежные сайты. Даже по более старым моделям информации больше, а эту модель выпускали всего 4 года, и на сегодня она практически забыта. Но процесс реставрации потихонечку идёт, по мере сбора данных и поиска компонентов. Это не помешало мне прокатиться на редкой «Скании». Простая и удобная коробка в сочетании с тяговитым турбодизелем позволили мне забыть о том, что машине почти полвека, если бы не ватные педали и неудобная посадка, да и радиус поворота великоват. Но, по-моему, я чересчур придираюсь. Всё-таки, ОНА хороша!

Благодарим за помощь в подготовке материала специалистов ООО «Скан-Юго-Восток»!

Краткая историческая справка

Фирма «Скания-Вабис» официально образована в марте 1911 г. при слиянии компаний Scania из Мальмё и Vagnfabriken из Сёдертелье, известная под аббревиатурой VABIS. Производство грузовиков было развёрнуто в городе Мальмё.

В послевоенное время из-за угрозы банкротства производство грузовиков было переведено на предприятие в Сёдертелье.

Ещё в годы Второй мировой войны фирма разработала программу модульных дизельных моторов семейства D. В 1944 г. была выпущена серия 2-осных грузовиков L10 полной массой 7,5 т с первым серийным 4-цилиндровым предкамерным дизелем D402 (5650 cм3, 90 л.с.). Следом за ними были созданы 2-осные модели L13, L20 и L21, а также 3-осные шасси LS20 и LS23 (6x2) полной массой 9–16 т.

В 1949 г. «Скания-Вабис» выпустила сразу две новые серии грузовиков. Для лёгкой машины L40 полной массой 9,5 т использовали новый 90-сильный дизель D422, впервые оснащённый системой непосредственного впрыска топлива. Для следующей 5,5-тонной модели L60 полной массой 10 т был создан 6-цилиндровый дизель D622 (8470 cм3, 135 л.с.).

С 1964 г. «Скания-Вабис» начала изготовление более лёгкой капотной модели L36 полной массой 10,5 т с новым 4-цилиндровым дизелем D5 (5,2 л, 95–105 л.с.). На усиленном варианте этого грузовика Scania Super, рассчитанного на более высокие нагрузки, применялся тот же мотор с турбонаддувом, мощностью соответственно 120 л.с. Другим важным техническим новшеством, внедрённым в 1964 г., стал единый блок из основной 5-ступенчатой синхронизированной коробки передач и 2-ступенчатой дополнительной. Так появилась принципиально новая 10-ступенчатая коробка. Автомобили получили более округлые крылья с встроенными фарами и обтекаемый капот аллигаторного типа. Впервые в Европе кабину устанавливали на резиновых опорах.

www.gruzovikpress.ru

Хроника: 100 лет Scania-Vabis — журнал За рулем

Знаменитый производитель тяжелых грузовиков и автобусов когда-то был крупнейшим производителем легковых автомобилей в Швеции.

Почтовый автобус Scania-Vabis Typ 3241 на линии в городе Вятка (Киров). Такие автобусы работали также в Челябинской области.

Почтовый автобус Scania-Vabis Typ 3241 на линии в городе Вятка (Киров). Такие автобусы работали также в Челябинской области.

Почтовый автобус Scania-Vabis Typ 3241 на линии в городе Вятка (Киров). Такие автобусы работали также в Челябинской области.

18 марта 1911 года шведские заводы Vagnfabriks-Aktiebolaget из города Содельтелье и Scania Maskinfabriks AB из города Мальмо объединились в акционерное общество AB Scania-Vabis со штаб-квартирой в Мальмо. Управляющим объединением был избран Пер Нордеман. Новообразованная компания заручилась гарантиями Skanska Handelsbanken и стала крупнейшим в Швеции промышленным объединением, в частности, по производству… легковых автомобилей.

Грузовик Scania P113HK 6х6 на испытаниях в Сибири, 1994 год.

Грузовик Scania P113HK 6х6 на испытаниях в Сибири, 1994 год.

Грузовик Scania P113HK 6х6 на испытаниях в Сибири, 1994 год.

Компания Vagnfabriks-Aktiebolaget знаменита тем, что ее инженер Густав Эриксон в 1897 году построил первый шведский автомобиль. В основном же компания специализировалась на железнодорожном подвижном составе и пробовала выпускать грузовые и легковые автомобили, стационарные и судовые двигатели. Этой, «непрофильной» продукции в июне 1906 года решено было присвоить марку Vabis.

Scania — тоже торговая марка, зарегистрированная в апреле 1900 года шведским филиалом известного британского велозавода Humber. Скания — это крупная область на юге Швеции, с сильными датскими корнями, проявляющимися, в частности, в говоре коренного населения. В 1901 году появился первый легковой автомобиль Scania.

Scania серьезно преуспела в области легковых автомобилей. К примеру, с 1905 года марка располагала представительством в Санкт-Петербурге. В Российскую империю завозилось немало легковых и грузовых автомобилей Scania-Vabis.

Специализированный автомобиль для обслуживания трамвайных проводов на шасси Scania IL, поставлен в Санкт-Петербург в 1910 году.

Специализированный автомобиль для обслуживания трамвайных проводов на шасси Scania IL, поставлен в Санкт-Петербург в 1910 году.

Специализированный автомобиль для обслуживания трамвайных проводов на шасси Scania IL, поставлен в Санкт-Петербург в 1910 году.

При советской власти связи были нарушены, хотя известно о закупке в 1926 году шести специализированных почтовых автобусов Scania-Vabis Typ 3241 для эксплуатации в суровых климатических условиях Сибири.

Легковые автомобили компания прекратила выпускать в 1929 году, передав эстафету Volvo. Внимание Scania-Vabis с тех пор было нацелено на грузовики, автобусы и военную технику.

Внешнеторговые организации СССР неоднократно закупали единичные образцы грузовиков Scania-Vabis с целью оценки проходимости и прочности шасси. Как говорят, спецификацию составляли с учетом пожеланий военных. Однако шведы бдительно охраняли свои секреты, направляя заказчику из СССР машины в гражданской комплектации.

Пожарная автолестница Scania-Vabis — такие закупались в том числе и Россией, 1912 г.

Пожарная автолестница Scania-Vabis — такие закупались в том числе и Россией, 1912 г.

Пожарная автолестница Scania-Vabis — такие закупались в том числе и Россией, 1912 г.

В 1950-е годы Scania-Vabis становится генеральным импортером Volkswagen и Willys Jeep в Швеции, через нее проходит вся предпродажная подготовка. Это, разумеется, не выпуск, но все же возвращение на рынок легковых автомобилей. А в 1969 году происходит объединение AB Scania-Vabis и Saab — компания переименовывается в Saab-Scania AB. Грузовикам и автобусам присваивается торговая марка Scania, и про Vabis забывают. Формально компания вновь становится производителем легковых автомобилей, сохраняя при этом за собой роль импортера Volkswagen. Союз с Saab продержится до 1995 года.

Отношения с Россией переходят на новый уровень с открытием в 1993 году представительства в Москве.

Автобус, спроектированный по предложению главного почтмейстера Шведского королевства Юлиуса Юлина, оснащался лыжами на передние колеса и резино-тканевыми гусеницами на задний мост, который для этого дополнялся парой опорных катков. Кроме того, под подножками автобуса устанавливались небольшие плуги, разгребавшие снег перед гусеницами. В северных областях Швеции подобные автобусы служи порой единственным связующим звеном с «материком». Они одновременно выполняли роль пассажирского и грузового транспорта, скорой медицинской помощи, к ним прицепляли волокуши и даже плуг для расчистки дорог. В СССР при разгильдяйстве и крайне низкой квалификации шоферов и механиков дополнительное оборудование автобусов быстро сломалось.

Автобус, спроектированный по предложению главного почтмейстера Шведского королевства Юлиуса Юлина, оснащался лыжами на передние колеса и резино-тканевыми гусеницами на задний мост, который для этого дополнялся парой опорных катков. Кроме того, под подножками автобуса устанавливались небольшие плуги, разгребавшие снег перед гусеницами. В северных областях Швеции подобные автобусы служи порой единственным связующим звеном с «материком». Они одновременно выполняли роль пассажирского и грузового транспорта, скорой медицинской помощи, к ним прицепляли волокуши и даже плуг для расчистки дорог. В СССР при разгильдяйстве и крайне низкой квалификации шоферов и механиков дополнительное оборудование автобусов быстро сломалось.

Автобус, спроектированный по предложению главного почтмейстера Шведского королевства Юлиуса Юлина, оснащался лыжами на передние колеса и резино-тканевыми гусеницами на задний мост, который для этого дополнялся парой опорных катков. Кроме того, под подножками автобуса устанавливались небольшие плуги, разгребавшие снег перед гусеницами. В северных областях Швеции подобные автобусы служи порой единственным связующим звеном с «материком». Они одновременно выполняли роль пассажирского и грузового транспорта, скорой медицинской помощи, к ним прицепляли волокуши и даже плуг для расчистки дорог. В СССР при разгильдяйстве и крайне низкой квалификации шоферов и механиков дополнительное оборудование автобусов быстро сломалось.

В условиях усилившейся борьбы за рынки сбыта, Scania едва не становится в 1999 году собственностью Volvo — этому помешало антимонопольное законодательство. В 2006 году крупный пакет акций Scania приобретает другой производитель тяжелых грузовиков — MAN AG. А с июля 2008 года Scania стала девятой по счету маркой в составе группы Volkswagen, легковыми автомобилями которой она не переставала торговать все эти годы.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

www.zr.ru

Хроника: 100 лет Scania-Vabis — журнал За рулем

Знаменитый производитель тяжелых грузовиков и автобусов когда-то был крупнейшим производителем легковых автомобилей в Швеции.

Почтовый автобус Scania-Vabis Typ 3241 на линии в городе Вятка (Киров). Такие автобусы работали также в Челябинской области.

Почтовый автобус Scania-Vabis Typ 3241 на линии в городе Вятка (Киров). Такие автобусы работали также в Челябинской области.

Почтовый автобус Scania-Vabis Typ 3241 на линии в городе Вятка (Киров). Такие автобусы работали также в Челябинской области.

18 марта 1911 года шведские заводы Vagnfabriks-Aktiebolaget из города Содельтелье и Scania Maskinfabriks AB из города Мальмо объединились в акционерное общество AB Scania-Vabis со штаб-квартирой в Мальмо. Управляющим объединением был избран Пер Нордеман. Новообразованная компания заручилась гарантиями Skanska Handelsbanken и стала крупнейшим в Швеции промышленным объединением, в частности, по производству… легковых автомобилей.

Грузовик Scania P113HK 6х6 на испытаниях в Сибири, 1994 год.

Грузовик Scania P113HK 6х6 на испытаниях в Сибири, 1994 год.

Грузовик Scania P113HK 6х6 на испытаниях в Сибири, 1994 год.

Компания Vagnfabriks-Aktiebolaget знаменита тем, что ее инженер Густав Эриксон в 1897 году построил первый шведский автомобиль. В основном же компания специализировалась на железнодорожном подвижном составе и пробовала выпускать грузовые и легковые автомобили, стационарные и судовые двигатели. Этой, «непрофильной» продукции в июне 1906 года решено было присвоить марку Vabis.

Scania — тоже торговая марка, зарегистрированная в апреле 1900 года шведским филиалом известного британского велозавода Humber. Скания — это крупная область на юге Швеции, с сильными датскими корнями, проявляющимися, в частности, в говоре коренного населения. В 1901 году появился первый легковой автомобиль Scania.

Scania серьезно преуспела в области легковых автомобилей. К примеру, с 1905 года марка располагала представительством в Санкт-Петербурге. В Российскую империю завозилось немало легковых и грузовых автомобилей Scania-Vabis.

Специализированный автомобиль для обслуживания трамвайных проводов на шасси Scania IL, поставлен в Санкт-Петербург в 1910 году.

Специализированный автомобиль для обслуживания трамвайных проводов на шасси Scania IL, поставлен в Санкт-Петербург в 1910 году.

Специализированный автомобиль для обслуживания трамвайных проводов на шасси Scania IL, поставлен в Санкт-Петербург в 1910 году.

При советской власти связи были нарушены, хотя известно о закупке в 1926 году шести специализированных почтовых автобусов Scania-Vabis Typ 3241 для эксплуатации в суровых климатических условиях Сибири.

Легковые автомобили компания прекратила выпускать в 1929 году, передав эстафету Volvo. Внимание Scania-Vabis с тех пор было нацелено на грузовики, автобусы и военную технику.

Внешнеторговые организации СССР неоднократно закупали единичные образцы грузовиков Scania-Vabis с целью оценки проходимости и прочности шасси. Как говорят, спецификацию составляли с учетом пожеланий военных. Однако шведы бдительно охраняли свои секреты, направляя заказчику из СССР машины в гражданской комплектации.

Пожарная автолестница Scania-Vabis — такие закупались в том числе и Россией, 1912 г.

Пожарная автолестница Scania-Vabis — такие закупались в том числе и Россией, 1912 г.

Пожарная автолестница Scania-Vabis — такие закупались в том числе и Россией, 1912 г.

В 1950-е годы Scania-Vabis становится генеральным импортером Volkswagen и Willys Jeep в Швеции, через нее проходит вся предпродажная подготовка. Это, разумеется, не выпуск, но все же возвращение на рынок легковых автомобилей. А в 1969 году происходит объединение AB Scania-Vabis и Saab — компания переименовывается в Saab-Scania AB. Грузовикам и автобусам присваивается торговая марка Scania, и про Vabis забывают. Формально компания вновь становится производителем легковых автомобилей, сохраняя при этом за собой роль импортера Volkswagen. Союз с Saab продержится до 1995 года.

Отношения с Россией переходят на новый уровень с открытием в 1993 году представительства в Москве.

Автобус, спроектированный по предложению главного почтмейстера Шведского королевства Юлиуса Юлина, оснащался лыжами на передние колеса и резино-тканевыми гусеницами на задний мост, который для этого дополнялся парой опорных катков. Кроме того, под подножками автобуса устанавливались небольшие плуги, разгребавшие снег перед гусеницами. В северных областях Швеции подобные автобусы служи порой единственным связующим звеном с «материком». Они одновременно выполняли роль пассажирского и грузового транспорта, скорой медицинской помощи, к ним прицепляли волокуши и даже плуг для расчистки дорог. В СССР при разгильдяйстве и крайне низкой квалификации шоферов и механиков дополнительное оборудование автобусов быстро сломалось.

Автобус, спроектированный по предложению главного почтмейстера Шведского королевства Юлиуса Юлина, оснащался лыжами на передние колеса и резино-тканевыми гусеницами на задний мост, который для этого дополнялся парой опорных катков. Кроме того, под подножками автобуса устанавливались небольшие плуги, разгребавшие снег перед гусеницами. В северных областях Швеции подобные автобусы служи порой единственным связующим звеном с «материком». Они одновременно выполняли роль пассажирского и грузового транспорта, скорой медицинской помощи, к ним прицепляли волокуши и даже плуг для расчистки дорог. В СССР при разгильдяйстве и крайне низкой квалификации шоферов и механиков дополнительное оборудование автобусов быстро сломалось.

Автобус, спроектированный по предложению главного почтмейстера Шведского королевства Юлиуса Юлина, оснащался лыжами на передние колеса и резино-тканевыми гусеницами на задний мост, который для этого дополнялся парой опорных катков. Кроме того, под подножками автобуса устанавливались небольшие плуги, разгребавшие снег перед гусеницами. В северных областях Швеции подобные автобусы служи порой единственным связующим звеном с «материком». Они одновременно выполняли роль пассажирского и грузового транспорта, скорой медицинской помощи, к ним прицепляли волокуши и даже плуг для расчистки дорог. В СССР при разгильдяйстве и крайне низкой квалификации шоферов и механиков дополнительное оборудование автобусов быстро сломалось.

В условиях усилившейся борьбы за рынки сбыта, Scania едва не становится в 1999 году собственностью Volvo — этому помешало антимонопольное законодательство. В 2006 году крупный пакет акций Scania приобретает другой производитель тяжелых грузовиков — MAN AG. А с июля 2008 года Scania стала девятой по счету маркой в составе группы Volkswagen, легковыми автомобилями которой она не переставала торговать все эти годы.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

www.zr.ru

Руль - Автозапчасти и аксессуары

Алматы, Алатауский район

Сегодня 03:15

Астана, Есильский район

Вчера 22:35

2 000 тг.

Договорная

Астана, Сарыаркинский район

Вчера 16:07

Руль БМВ

Автозапчасти и аксессуары » Автозапчасти

Уральск, 2-й рабочий

Вчера 16:03

Шымкент, Абайский район

Вчера 14:09

Алматы, Жетысуский район

Вчера 13:54

Алматы, Медеуский район

Вчера 13:33

Алматы, Ауэзовский район

Вчера 12:37

Продам руль

Автозапчасти и аксессуары » Аксессуары для авто

Костанай

Вчера 10:58

Алматы, Ауэзовский район

Вчера 10:17

Алматы, Жетысуский район

Вчера 09:01

Алматы, Бостандыкский район

Вчера 05:06

10 000 тг.

Договорная

Усть-Каменогорск, ЦУМ

15 февр.

Алматы, Бостандыкский район

15 февр.

Алматы, Медеуский район

15 февр.

www.olx.kz


Смотрите также