Как научиться правильно рулить на велосипеде. Руль свободно ходит


Руление на велосипеде, как научиться управлять правильно

Полагаю, что среди моих читателей, особенно начинающих велосипедистов есть те, кто ощущает себя довольно неуверенно в ситуации, когда нужно много и активно рулить, например на узких извилистых тропинках, с корнями и булыжниками.

В свое время я столкнулся с осознанием того, что могу неплохо вваливать по прямым и ровным дорогам, но как только дело доходит до рулежки на техничных участках, то мой темп ощутимо падает, а уровень стресса растет, лишая удовольствия от покатушки.

Определенно, многие люди постигают это искусство интуитивно, но есть и такие, как я — для кого важно пропустить навык через мозг, чтобы тело смогло его реализовать. Поэтому мне пришлось разложить весь процесс руления на велосипеде на составляющие и понять, в чем моя проблема.

Симптомы — ощущение неуверенности на извилистых участках, плохое чувство велосипеда на корнях и булыжниках, необоснованное снижение скорости, помощь себе ногой на техничных отрезках и многое подобное.

Из чего складывается руление

Важнейшие факторы, влияющие на управление любым двухколесным транспортом — положение тела и рук (посадка в активной фазе рулежки), направление взгляда и положение головы, а также контроль тяги (постоянное педалирование).

Посадка

Самая глобальная ошибка всех новичков и даже некоторых опытных катальцев в том, что их тело крайне закрепощено в плечевом поясе и локтевых суставах, это препятствует легкой и непринужденной рулежке.

Проблема в том, что в процессе езды мы опираемся на руль, перенося на него процентов 30 веса всего тела — в результате становится сложно оперировать тем, что также является и точкой опоры.

Поэтому первое, что нужно в себе проанализировать — это положение тела в момент активного руления, скорее всего вы почувствуете, как напряжены плечи и локти — это препятствует легкому обращению с рулем, вы сами себе мешаете.

Теперь немного напрягите мышцы спины и брюшного пресса, чтобы снять нагрузку с руля — перестаньте на него опираться, держите туловище над велосипедом в основном при помощи спины и пресса. Чем более низкая посадка у вашего байка, тем это сложнее, но в конце концов, это нужно только в фазе активного руления, а потом снова можно опереться на руль.

Согните немного руки в локтях, для того, чтобы вектор приложения силы на грипсы руля был направлен параллельно земле, а не сверху вниз. Иными словами, вы должны тянуть-толкать руль только одними кистьми и предплечьями, а не всем корпусом на вытянутых руках.

Итак, ваш корпус удерживается над велосипедом мышцами туловища, руки свободно держат руль, не опираясь на него. Расслабьте локти, опустите плечи. Подвигайте руль — вам больше не надо бороться с силой своих же рук, которые вцепились в него, чтобы удержать тушку на велосипеде, теперь руль свободно ходит вправо-влево.

Постоянно закрепляйте этот навык — проверяйте, насколько ваши руки и плечи расслаблены, дело в том, что с ростом уровня стресса наше тело имеет свойство непроизвольно закрепощаться.

Контроль тяги

Постоянная тяга на заднем колесе — важное условие для успешного руления, особенно на низкой скорости и в подъемах. Вам нужно постоянно подбирать такую передачу, чтобы при комфортном каденсе велосипед двигался как бы внатяг — без движения накатом.

Тут даже особо нечего добавить, кроме того, что контакты рулят в плане контроля над педалированием.  Кто еще не перешел на них, читайте мою заметку про контактные педали, это очень полезный апгрейд велоувлечения.

Взгляд и голова

С направлением взгляда вроде бы всё понятно, даже новички знают, что нужно смотреть туда, куда едешь, но на практике это получается не у всех. Люди стараются смотреть вперед, но как только под колесами оказываются препятствия, которые надо объезжать, то взгляд непроизвольно упирается в метре перед велосипедом.

Это лишает вас возможности динамично проходить извилистые участки, потому что мозг сконцентрирован на обработке текущего отрезка дороги и не «видит» того, что будет в десяти метрах впереди, поэтому вам приходится снижать скорость.

Способ борьбы с этим — как ни странно, держать голову высоко, не смотреть на дорогу исподлобья. Если так можно выразиться, нижняя плоскость подбородка должна быть параллельна земле. Таким образом легко контролировать направление взгляда: глаза должны быть сфокусированы на определенном расстоянии впереди, зависящем от скорости. При этом, нижний сектор зрения как бы облизывает дорогу, лежащую перед колесом, замечая препятствия.

Второй важный момент при активной рулежке — полностью поворачивать голову в сторону поворотов. Вы не должны скашивать глаза, а полностью поворачивать голову туда, куда собираетесь ехать. Глаза всегда смотрят вперед, а направление взгляда задается поворотом головы.

Возможно, что это покажется странным, но тут есть какая-то связь с вестибулярным аппаратом, наша голова как датчик направления — дает команду рукам. Это действительно очень важно — не только взгляд, но и поднятая и направленная в нужном направлении голова. Попробуйте так делать, и вы увидите, насколько проще стало даваться активное руление.

Старайтесь придерживаться правила «не вижу — не еду», то есть, не въезжайте на полном ходу в закрытый поворот — лучше притормозите перед ним и входите по максимально возможно широкому радиусу — это позволит увидеть неожиданное препятствие.

То же самое со спуском с горок — часто на синглтреках есть такие мини-обрывчики, где вы не видите дороги, пока не подъедете к самому началу спуска. Лучше всего снизить скорость, быстро оценить траекторию, глубоко вдохнуть для успокоения (это не шутка) и поехать, глядя вперед, туда, где вы хотите оказаться.

Если нужно проехать по узкой доске, между камней, вдоль обрыва и т.д. — соблюдайте главные правила — глаза смотрят прямо, голова поднята, постоянная тяга на заднем колесе. Чтобы сохранить равновесие, особенно на маленькой скорости, нужна точка опоры для взгляда. Выберите некую точку в метрах двадцати впереди на уровне глаз, будь то ветка, ствол дерева, камень или еще что-то, и сфокусируйте на ней зрение — вы гарантированно проедете.

Практикуйтесь в рулении с применением этих рекомендаций, и вскоре вы сами удивитесь, как могли «ковыряться» на простых, как оказалось, участках.

Я не стал в данной заметке касаться технической стороны вопроса рулежки, как то: длина руля и выноса, диаметр колеса и т.д. — на мой взгляд, на первом месте должен идти навык, и тогда любой велосипед будет послушным инструментом.

Также ничего не написал про руление на большой скорости, это хоть и небольшая, но отдельная тема.

Прошу рассказать в комментах, как у вас обстоят дела с рулежкой, любите ли вы техничные трассы, учились ли рулить или родились с этим навыком. Ну, и может быть, советы и рекомендации, которые вы можете дать начинающим.

kotovski.net

Как научиться правильно рулить на велосипеде

Полагаю, что среди моих читателей, особенно начинающих велосипедистов есть те, кто ощущает себя довольно неуверенно в ситуации, когда нужно много и активно рулить, например на узких извилистых тропинках, с корнями и булыжниками.

В свое время я столкнулся с осознанием того, что могу неплохо вваливать по прямым и ровным дорогам, но как только дело доходит до рулежки на техничных участках, то мой темп ощутимо падает, а уровень стресса растет, лишая удовольствия от покатушки.

Определенно, многие люди постигают это искусство интуитивно, но есть и такие, как я — для кого важно пропустить навык через мозг, чтобы тело смогло его реализовать. Поэтому мне пришлось разложить весь процесс руления на велосипеде на составляющие и понять, в чем моя проблема.

Симптомы — ощущение неуверенности на извилистых участках, плохое чувство велосипеда на корнях и булыжниках, необоснованное снижение скорости, помощь себе ногой на техничных отрезках и многое подобное.

 

Из чего складывается руление

 

Важнейшие факторы, влияющие на управление любым двухколесным транспортом — положение тела и рук (посадка в активной фазе рулежки), направление взгляда и положение головы, а также контроль тяги (постоянное педалирование).

 

Посадка

 

Самая глобальная ошибка всех новичков и даже некоторых опытных катальцев в том, что их тело крайне закрепощено в плечевом поясе и локтевых суставах, это препятствует легкой и непринужденной рулежке.

Проблема в том, что в процессе езды мы опираемся на руль, перенося на него процентов 30 веса всего тела — в результате становится сложно оперировать тем, что также является и точкой опоры.

Поэтому первое, что нужно в себе проанализировать — это положение тела в момент активного руления, скорее всего вы почувствуете, как напряжены плечи и локти — это препятствует легкому обращению с рулем, вы сами себе мешаете.

Теперь немного напрягите мышцы спины и брюшного пресса, чтобы снять нагрузку с руля — перестаньте на него опираться, держите туловище над велосипедом в основном при помощи спины и пресса. Чем более низкая посадка у вашего байка, тем это сложнее, но в конце концов, это нужно только в фазе активного руления, а потом снова можно опереться на руль.

Согните немного руки в локтях, для того, чтобы вектор приложения силы на грипсы руля был направлен параллельно земле, а не сверху вниз. Иными словами, вы должны тянуть-толкать руль только одними кистями и предплечьями, а не всем корпусом на вытянутых руках.

Итак, ваш корпус удерживается над велосипедом мышцами туловища, руки свободно держат руль, не опираясь на него. Расслабьте локти, опустите плечи. Подвигайте руль — вам больше не надо бороться с силой своих же рук, которые вцепились в него, чтобы удержать тушку на велосипеде, теперь руль свободно ходит вправо-влево.

Постоянно закрепляйте этот навык — проверяйте, насколько ваши руки и плечи расслаблены, дело в том, что с ростом уровня стресса наше тело имеет свойство непроизвольно закрепощаться.

 

Контроль тяги

 

Постоянная тяга на заднем колесе — важное условие для успешного руления, особенно на низкой скорости и в подъемах. Вам нужно постоянно подбирать такую передачу, чтобы при комфортном каденсе велосипед двигался как бы внатяг — без движения накатом.

Тут даже особо нечего добавить, кроме того, что контакты рулят в плане контроля над педалированием.  

 

Взгляд и голова

С направлением взгляда вроде бы всё понятно, даже новички знают, что нужно смотреть туда, куда едешь, но на практике это получается не у всех. Люди стараются смотреть вперед, но как только под колесами оказываются препятствия, которые надо объезжать, то взгляд непроизвольно упирается в метре перед велосипедом.Это лишает вас возможности динамично проходить извилистые участки, потому что мозг сконцентрирован на обработке текущего отрезка дороги и не «видит» того, что будет в десяти метрах впереди, поэтому вам приходится снижать скорость.Способ борьбы с этим — как ни странно, держать голову высоко, не смотреть на дорогу исподлобья. Если так можно выразиться, нижняя плоскость подбородка должна быть параллельна земле. Таким образом легко контролировать направление взгляда: глаза должны быть сфокусированы на определенном расстоянии впереди, зависящем от скорости. При этом, нижний сектор зрения как бы облизывает дорогу, лежащую перед колесом, замечая препятствия.Второй важный момент при активной рулежке — полностью поворачивать голову в сторону поворотов. Вы не должны скашивать глаза, а полностью поворачивать голову туда, куда собираетесь ехать. Глаза всегда смотрят вперед, а направление взгляда задается поворотом головы.Возможно, что это покажется странным, но тут есть какая-то связь с вестибулярным аппаратом, наша голова как датчик направления — дает команду рукам. Это действительно очень важно — не только взгляд, но и поднятая и направленная в нужном направлении голова. Попробуйте так делать, и вы увидите, насколько проще стало даваться активное руление.Старайтесь придерживаться правила «не вижу — не еду», то есть, не въезжайте на полном ходу в закрытый поворот — лучше притормозите перед ним и входите по максимально возможно широкому радиусу — это позволит увидеть неожиданное препятствие.То же самое со спуском с горок — часто на синглтреках есть такие мини-обрывчики, где вы не видите дороги, пока не подъедете к самому началу спуска. Лучше всего снизить скорость, быстро оценить траекторию, глубоко вдохнуть для успокоения (это не шутка) и поехать, глядя вперед, туда, где вы хотите оказаться.Если нужно проехать по узкой доске, между камней, вдоль обрыва и т.д. — соблюдайте главные правила — глаза смотрят прямо, голова поднята, постоянная тяга на заднем колесе. Чтобы сохранить равновесие, особенно на маленькой скорости, нужна точка опоры для взгляда. Выберите некую точку в метрах двадцати впереди на уровне глаз, будь то ветка, ствол дерева, камень или еще что-то, и сфокусируйте на ней зрение — вы гарантированно проедете.Практикуйтесь в рулении с применением этих рекомендаций, и вскоре вы сами удивитесь, как могли «ковыряться» на простых, как оказалось, участках.

Я не стал в данной заметке касаться технической стороны вопроса рулежки, как то: длина руля и выноса, диаметр колеса и т.д. — на мой взгляд, на первом месте должен идти навык, и тогда любой велосипед будет послушным инструментом.

Также ничего не написал про руление на большой скорости, это хоть и небольшая, но отдельная тема.

xt.ht

Актурия - Туризм и активный отдых

Катаем мы неделю, катаем две, и вдруг, замечаем, что руль начинает как-то странно себя вести при торможении. И тут на ум приходит мысль, проверить, а не люфтит ли у нас шток вилки в рулевой колонке?Задумано – сделано. 1. Левой рукой беремся за руль и зажимаем передний тормоз. Большой и указательный палец правой руки прикладываем к крышке рулевой колонки так чтобы одновременно касаться пальцами и крышки рулевой колонки и рулевой трубы рамы. И, зажимая передний тормоз, пытаемся попеременно сдвинуть велосипед вперед , затем назад.

1

И… вот напасть, действительно замечаем, что шток вилки немного болтается в рулевой трубе рамы (чувствуем, как под пальцами немного ходит крышка рулевой колонки относително рулевой трубы рамы, при движении байка вперед-назад).На лицо имеем люфт вилки в рулевой колонке.

2. Берем подходящий шестигранник и ослабляем болты на выносе, фиксирующие его на штоке вилки.

2

3. Далее подтягиваем шестигранником стяжной болт, какой располагается сверху и посредством крышки над выносом и якоря в штоке вилки стягивает систему вынос-вилка-рулевая, тем самым выбирая слабину данного узла.

3

4. Можно его просто подтягивать, я же производил подтяжку болта, совмещая процесс его затяжки с перемещением байка вперед-назад с зажатым передним тормозом, аналогично процедуре выявления люфта штока вилки в рулевой колонке. Считаю, что так люфт устраняется полнее, и все рабочие части садятся на свои места лучше. Мне это помогло.

4

5. Итак, стяжной болт подтянут, еще раз проверяем систему вынос-вилка-рулевая на наличие люфта и отмечаем, что, наконец-то, под пальцами нет никакого движения, все сидит плотно.

5

 

6. В таком случае нам осталось выровнять руль, приведя его в положение перпендикулярное колесу и затянуть фиксирующие болты на выносе. Для затяжки болтов выноса мне хватает относительно небольшого усилия одного пальца + рычага в половину длинной части шестигранника, кто-то затягивает сильнее. Главное не сорвать перетяжкой болтов резьбу в выносе.

6

7. И в качестве последнего шага проверим не перетянули ли мы рулевую. Руль должен поворачиваться свободно, без каких-либо усилий. Выставляем руль прямо, поднимаем переднюю часть байка над полом и слегка его наклонаем в любую сторону. Если рулевая не перетянута, то руль должен сам повернутся в сторону наклона байка.

7

Если руль при легком наклоне байка остается на месте или поворачивается туго, стало быть, рулевая все же перетянута, и надо провести процесс устранения люфта заново, ослабить стяжной болт, а затем вновь его подтянуть.

Все. 

Далее продолжаем катать и радоваться.

www.acturia.ru