Формула-1: руль, стоимостью в $50 000 [видео]. Руль от болида


Как устроен руль гоночного болида

Давным давно, на заре развития автоспорта, руль гоночного болида изготавливался лишь из металла и дерева и кроме функции управления передними колесами никаких задач более не нес. 

  Как устроен руль гоночного болида

Казалось бы, этого и достаточно, руль – он и в Африке руль, но технологический прогресс и ожесточенная конкуренция в различных гоночных сериях не давали инженерам покоя, поэтому теперь руль спортивного болида делается из карбона, титана и алюминия и отвечает за огромное количество систем автомобиля. Стоимость его достигает нескольких десятков тысяч долларов. 

Итак, давайте вместе разберемся, как устроен руль гоночного болида.

«Формула-1»

 

«Формула-1» является самой престижной и самой затратной гоночной серией мира. Соответственно и руль здесь самый «навороченный» и технологически продвинутый. 

Каждый сезон участия в «Королевских гонках» команде обходится в несколько сотен миллионов долларов, а руль стоит более 10 тысяч долларов. 

В командах используют разные рули: все они отличаются расположением кнопок и роликов. Однако у всех участников на руле расположен примерно одинаковый набор функций. В них мы сейчас и разберемся. В качестве примера мы возьмем руль от гоночного болида Renault R.S.18. 

Как устроен руль гоночного болида

Все кнопки и рычаги на нем раскрашены разными цветами. Делается это для того, чтобы пилоту легче было мимолетным взглядом найти нужную ему кнопку. 

Начнем по порядку. В первую очередь в глаза бросается большой экран. Это LCD-дисплей, на который могут выводиться не только скорость и количество оборотов двигателя, но и давление в шинах, температура масла, настройки дифференциала, а также закодированные сообщения от команды с мостика.

Как устроен руль гоночного болида

Непосредственно над экраном расположены светодиоды. На горизонтальной строке показываются обороты двигателя и индикация момента переключения передач. Три вертикальных светодиода справа показывают уровень заряда гибридной системы рекуперации энергии KERS. Три таких же лампочки слева от дисплея указывают пилоту, когда можно включить DRS — во время активации данной системы угол заднего антикрыла меняется, снижая уровень прижимной силы болида, и он может развить более высокую максимальную скорость на прямой. 

Под дисплеем находится 5 роликов. Обозначения самого большого из них, центрального, засекречены, о них мы можем лишь догадываться. Судя по обозначениям, при помощи выбора одной из 14 позиций пилот может сообщить команде о возникших с одной из систем болида проблемах. Слева от центрального переключателя находится ролик «SOC» — он отвечает за выбор режима работы гибридной установки автомобиля. Рядом с ним переключатель «Fuel» — выбор режима расхода топлива. 

С правой стороны также находится два ролика. Первый из них, «PU» отвечает за режим работы силовой установки, а рядом с ним, второй, «Exit», может регулировать сразу несколько систем болида для оптимальной настройки поведения болида на выходе из поворота. 

В верхней части руля на ручках по обеим сторонам находятся два черных «барабанчика». Слева — «Torque» — настраивает режим работы двигателя болида, а справа — «Scenario», один из ключевых переключателей, на котором запрограммировано сразу несколько систем болида, чтобы пилоту не приходилось регулировать каждую отельной кнопкой. 

Пониже, в средней части руля по обеим сторонам, находится еще два ролика. Слева — Brake, выбирает режим работы тормозной системы и баланс усилий передней и задней систем. Справа находится переключатель «Entry». Он работает примерно так же, как и вращающийся селектор «Exit» в центре руля, только отвечает за поведение болида на входе в поворот.

Как устроен руль гоночного болида

Все кнопки расположены максимально приближенно к правой и левой сторонам руля. Сделано это специально для того, чтобы пилот мог большим пальцем руки дотянуться до любой нужной ему кнопки.

Сначала пройдемся по правому ряду:

  • Cиняя кнопка с желтым ободком «OV» (Overtake). Самая расточительная. Гонщик нажимает ее во время обгона, либо атаки от соперника сзади. Она усиливают отдачу всех систем болида, но при этом уменьшает ресурс агрегатов, поэтому ее использование ограничено несколькими секундами. 
  • Красная «R» (Radio). Пилот зажимает ее для радиопереговоров. Пока он держит ее нажатой, на капитанском мостике его слышат. 
  • Оранжевая «+1». Как и кнопка с левой стороны руля «+10/-1», она участвует в настройке систем болида во время гонки. С их помощью можно уменьшить на один пункт или прибавить сразу 10 единиц к какому-то конкретному показателю. 
  • Зеленая «OIL» выводит на экран температуру и давление масла в двигателе. Хотя за этим показателем следят инженеры, пилот может посмотреть на приборы во время гонки, в случае подозрения на какую-то поломку ДВС. 
  • При помощи белой кнопки «ОК» пилот подтверждает переданные ему данные по изменению тактики или настроек машины. 
  • И наконец бирюзовая «N» (Neutral) переключает коробку передач автомобиля на нейтральную скорость. Кнопки заднего хода на руле болида нет. Для того, чтобы ее включить на кокпите есть специальный рычаг.

С левой стороны руля также расположено 6 кнопок: 

  • Cамая верхняя «PIT», желтая с синей окантовкой, включает ограничение скорости на пит-лейне (60 км/ч). 
  • Зеленая «RW» (Rear Wing) активирует DRS, о котором мы уже рассказывали ранее. 
  • Голубая «RCH» меняет режим работы аккумуляторов гибридной системы. Если они заряжены, пилот может воспользоваться ими для увеличения мощности на 200 лошадиных сил примерно на 30 секунд. Повторное нажатие на кнопку активирует режим зарядки батареи. 
  • Фиолетовая «BO» используется на прогревочном круге или во время FCY (виртуальная машина безопасности) для пробуксовки и нагрева задних покрышек.
  • Желтая «D» (Drink) активирует подачу изотонического напитка в шлем пилота. «Мохито с малиной» не ждите: спустя 15 минут жидкость становится слишком горячей, поэтому наливают ее лишь с запасом на четверть часа для экономии массы. 

На этом еще не все! С обратной стороны руля находится 6 лепестков. Два верхних рычага команда может программировать согласно пожеланиям гонщика (Например, можно установить включение системы DRS или режима обгона). Два лепестка по середине отвечают за переключение передач: правый повышает, а левый понижает ступень. Нижние рычаги выполняют функцию сцепления. Пилот может использовать любой из двух. 

Руль болида класса LMP2

Как устроен руль гоночного болида

Автомобили класса LMP2 участвуют в чемпионатах мира и Европы по гонкам на выносливость. Список функций на руле здесь немного отличается, но основные позиции все равно остаются на своем месте. 

Как устроен руль гоночного болида
  • Кнопка «PIT» включает/отключает ограничение скорости на пит-лейне (60 км/ч). 
  • Рядом с ней розовая кнопка — подача воды на лобовое стекло болида. 
  • Чуть ниже, оранжевая кнопка KILL — глушит двигатель. Желтая FCY (full course yellow) — ограничение скорости во время выезда машины безопасности (80 км/ч). 
  • И последняя справа, зеленая кнопка включения двигателя. 
  •  

Слева находятся кнопки: 

  • Оранжевая ACK — сброс всех ошибок на дисплее. 
  • Зелёная P+ — перелистывание страниц на экране. 
  • Розовая кнопка — подача воды в питьевую трубку. Она находится рядом с головой пилота, до нее можно дотянуться. 
  • Верхняя слева, желтая — дальний свет для обгона «круговых» болидов. 
  • И наконец, крайняя слева, зеленая RAD — связь пилота с командным мостиком. 

Кроме кнопок на руле находятся еще несколько переключателей и индикаторов. Желтый ролик GAIN с правой стороны руля регулирует мощность Traction Control, а слева, точно такой же, оранжевый, регулирует момент его подключения.

Как устроен руль гоночного болида

В центральной части руля есть 4 регулировки: 

  • Оранжевая Engine: смена топливных карт болида;
  • Розовая PPS: отвечает за чувствительность педали газа;
  • Зеленая EPS: настройка электроусилителя руля;
  • Желтая Mode: регулировка всех систем болида. Ее настраивают инженеры в зависимости от пожеланий пилотов и конфигурации трассы.

В верхней части руля расположен индикатор оборотов двигателя из нескольких светодиодов, а по бокам, в виде треугольников, индикация флагов.

Фотографии руля болида Renault R.S.18 взяты с сайтов Watch Daily и Racefans.net.

somanyhorses.ru

руль, стоимостью в $50 000 [видео] — АвтоМания

Новые требования к рулевому колесу болида Формулы-1 впервые будут применены  в эти выходные на трассе гонки в Австралии. Подразумевая повышение безопасности гонщика, рулевое колесо претерпевает кардинальные изменения. 

Если раньше рулевое колесо имело только три кнопки: для включения нейтральной передачи, для подвода питьевой воды пилоту через трубочку и управления радио. То сегодня, с развитием электронных систем, водитель имеет возможность, используя кнопки и переключатели, выполнить до 747 операций. Иными словами, руль превращается в "игровой" высокотехнологичный джойстик. Причем набор дисплеев, кнопок и переключателей строго регламентирован, а компоновка у каждой команды может быть своя. Стоимость такого руля порой доходит до 50 тысяч долларов. Не будем перечислять все функции, их вы увидите ниже.

Еще одно новшество - руль должен сниматься не менее, чем за пять секунд. Пилот, покидая болид, обязан забирать его с собой. От упора до упора рулевое колесо вращается только 3/4 оборота, поэтому руль перестал быть круглым. Изготавливают его по новейшим технологиям с применением углеродного волокна, алюминия, титана, стали, каучука и пластмассы. При этом его вес не превышает одного килограмма. В течение сезона для каждого пилота производится как минимум семь-восемь рулей.

 1. Основной дисплей, на который выводится выбранная пилотом информация, в частности: номер включенной передачи, обороты двигателя, температура охлаждающей жидкости и моторного масла. 

 2. Два дисплея, на которых отображается текущее время и время прохождения круга. 

 3. Многофункциональные переключатели... 

 4. "Тахометр", отображающий обороты двигателя. По мере того, как раскручивается, по одному загораются светодиоды. Когда загорается последний, пора переходить на более высокую передачу. Как правило, это делает электроника. 

 5. Задняя передача. 

 6. Подготовка к старту. 

 7. Кнопка перевода КП на нейтральную передачу. Используется во время пит-стопа. 

 8. Кнопка включения ограничителя скорости на пит-лейн. 

 9. Система контроля старта. Нужно нажать один раз, чтобы активировать ее, и затем снова, когда погаснут стартовые огни (данная система запрещена FIA с 2003 года). 

10. Кнопка включения радиосвязи с боксами. 

11. Тумблер регулировки чувствительности дифференциала. Предусмотрены несколько вариантов настроек. Дифференциал определяет, насколько могут отличаться скорости вращения задних колес в повороте. 

12. Тумблер выбора различных программ функционирования электронного акселератора. 

13. Кнопка блокировки дифференциала после изменения его настроек. 

14. Кнопка разблокировки дифференциала. Если гонщик хочет изменить его настройки, то эту функцию возможно осуществить с помощью кнопок 13 и 14, а также тумблера 11. 

15. Регулятор состава бензино-воздушной смеси. 

16. Рычаг программирования режимов работы двигателя (в рамках, установленных регламентом). 

17. Отвечает за скорость подачи топлива. 

18. Также как и клавиша 6 предназначена для подготовки к старту. 

19. Регулятор тормозного усилия на переднюю и заднюю оси. 

20. Регулятор оборотов двигателя. 

21. Давление масла... 

22. Тумблер смены режима подачи информации на основном дисплее. 

23. Кнопка электросистемы и выключения двигателя, которая необходима для того, чтобы пилот мог заглушить двигатель в случае пожара или иной внештатной ситуации. 

24. Подтверждение. 

25. Два рычага управления электронным сцеплением. Пилот пользуется одной из двух подрулевых клавиш в зависимости от угла поворота руля. 

https://www.youtube.com/v/T6HFvF-QfTo

avtomaniya.com

Руль гоночного болида // ОПТИМИСТ

≡  3 Октябрь 2015

А А А

Перед тобой орудие победы — руль от болида, с которым Льюис Хэмилтон стал чемпионом мира в гонках «Формула-1» 2015 года.

1, 21 — регулируют настройки дифференциала, соответственно при входе и выходе из поворота.

2 — система снижения сопротивления (регулирует положение заднего антикрыла).

3, 19 — мультифункциональные переключатели, работающие в паре с колесиком №11, изменяют настройки выбранного на нем показателя на +1 или +10.4 — нейтральная передача.

5, 17 — смещают баланс в тормозной системе между передними и задними колесами.

6 — кнопка, подтверждающая получение информации от инженеров. Также используется для кодированных сообщений в случае отказа радиосвязи.

7/15 — предустановленные настройки дифференциала для, соответственно, среднего поворота и скоростной прямой.

8 — активирует полную мощность и соответствующие ей настройки всех систем, когда водитель пытается защищать свою позицию на трассе или пытается обогнать соперника.

9 — кнопка «сброс», работает в паре с колесиком №11 и сбрасывает выбранные настройки.

10 — «стратегические установки», управляют режимами рекуперации энергии и прочими настройками торможения (не только с использованием тормозов, но и с применением торможения двигателем).

11 — многофункциональное колесико, позволяет изменять до 15 различных параметров, включая настройки под разные типы шин (4 вида сликов для сухой погоды — супермягкие, мягкие, средние и жесткие — и дождевые шины для мокрого покрытия).

12 — настройки дифференциала.

13 — позволяет выбрать ту или иную информацию на экране.

14 — настройки для старта болида с места.

16 — включает связь пилот/инженер.

18 — включает ограничитель скорости для движения по пит-лейн.

20 — подтверждает то, что пилот едет на пит-стоп, чтобы команда готовилась к встрече.

Метки: болид • гоночный автомобиль • интересно • как устроен • технологии • транспорт

Комментарии:

oppps.ru

Рули болидов F1 Ferrari - ТехФото

В музее Лаборатории Касперского помимо различных коробок с продуктами разных лет и наград есть еще парочка очень интересных экспонатов. Поклонники королевских гонок конечно знают, что Лаборатория является спонсором команды Scuderia Ferrari, и Евгений Валентинович Касперский болеет за эту команду уже много лет. Вот поэтому на полках музея лежит пара рулей от болидов. Давайте посмотрим на них ближе:

Первый герой нашей записи: руль от болида Ferrari F10, автомобиля для участия в гонках сезона 2010 года.2. Рули имеют карбоновый корпус. С их помощью не только управляют направлением движения болида, но и управляют значительной частью его настроек.Верхняя полоса индикаторов — обороты двигателя. Цифровые указатели: левая часть — спидометр, средняя цифра — номер передачи, правая часть — время круга.

3. Значение кнопок: F- активация настроек переднего антикрыла, N — нейтральная передача, P — ограничение скорости на питлейне, Radio — связь с командой, Pump — маслянный насос, F+ и F- — тонкая настройка переднего антикрыла. Переключатели: Mix — настройки соотношения топливо-воздушной смеси, DIF In и DIF Ex — настройки дифференциала, FFA — настройка угла переднего антикрыла, GRP — настройки сцепления.

4. Кнопки: BP — баланс тормозов, Drink — подача питьевой воды пилоту, +10 и -1 — настройка значений в заданном режиме многофункционального переключателя (по центру руля с логотипом), применение настройки кнопкой Ack. Переключатель TRQ — крутящий момент двигателя, REV — ограничитель максимальных оборотов двигателя.

5. Переключатели: Start — запуск систем, Burn — зажигание, Wet — дождевая резина.

6. Коробка передач на болидах полуавтоматическая, переключение осуществляется с помощью подрулевых лепестков. На этой фотографии они выглядят длинной планкой по середине руля. Так же руль является быстросъемным, без этого пилот не сможет сесть или вылезти.

7. Руль болида Ferrari F14 T — машины, для участия в чемпионате сезона 2014. Гонщиками команды стали: двукратный чемпион мира Фернандо Алонсо и чемпион мира Кими Райкконен. Руль является точной копией оригинала (с индивидуальным номером).

8. С каждым годом болиды становятся все более сложными и обрастают все новыми системами. Пилот во время гонки не просто ведет машину по трассе, но еще и следит за множеством параметров и при необходимости корректирует их.

9. Цена каждого такого руля превышает 20000$, однако данная копия несколько дешевле: всего 1900 фунтов стерлингов.

Выражаем благодарность сотрудникам Лаборатории Касперского за предоставленную возможность съемки.

Фотограф: Моисеенков Андрей.

agtf.ru

Петров: "Пять часов изучал руль от болида Формулы-1"

- Давайте начнем с презентации болида Рено, в которой вы приняли участие в минувшее воскресенье.

- Да уж, такая церемония была у меня впервые в жизни! Ведь в гоночной серии GP2, где я раньше выступал, все совершенно иначе - как таковых презентаций нет, все происходит в рабочем порядке. Но это Формула-1, и демонстрация автомобиля вызывает невероятный интерес у прессы. Когда мы с Робертом Кубицей открывали полог Рено R30, за нами наблюдало сто-о-олько журналистов! Но прошло все отлично - машина красивая! - А с Кубицей вы когда встретились?

- Прямо перед презентацией и познакомились. Правда, поговорить толком не успели. За все три дня тестов - тоже. Ничего, еще будет время.

- Зато с остальными пилотами Рено - третьим и резервным - вы хорошо знакомы.

- Да, и с Хо Пин Туном, и с Жеромом Д’Амброзио. Оба будут выступать в GP2 за команду DAMS, которой в прошлом году руководил Эрик Буйе - нынешний босс Рено в Формуле-1. Посмотрим, как ребята покажут себя в гонках.

- А саму машину когда в первый раз увидели?

- Разумеется, еще до официальной презентации. За день до этого я ездил на фабрику Рено в английском городе Энстоун. Уже тогда посидел в кокпите, и стало ясно, что под меня надо переделывать пилотское кресло. Переделали, привезли в Валенсию к тестам, и уже там - вечером во вторник - я окончательно настроил его под себя.

- В стартовый день тестов вы на трассу не выезжали, но на автодром прибыли с самого утра?

- Конечно, мы вообще приезжали туда рано утром, а уезжали поздно вечером - дел было множество. К примеру, понедельник начался с брифинга. Инженеры обсудили, что будет на тестах делать Кубица. А я очень внимательно за всем наблюдал. Анализировал, какие задачи ставят перед Робертом, как все работает, что получается.

- Так что же хотела команда от Кубицы?

- Первым делом ему предстояло тщательно познакомиться с машиной. Ведь и для Роберта она была в новинку. Он в Рено не ездил - надо было пробовать. Плюс в нынешнем сезоне предстоит с полными баками стартовать, а это тоже новый опыт. Машины по сравнению с прошлым годом серьезно изменились, нужно во всем разобраться, понять все плюсы и минусы. Короче, главное в Валенсии было - привыкнуть к автомобилю.

- Честно говоря, не думала, что на первых же тестах пилоты станут ездить с полными баками.

- А как же иначе? Опыта езды на такой "тяжелой" машине нет, ведь прежде никто не ездил в Формуле-1 без дозаправок. Это может предсталять определенную проблему.

В любом случае в Валенсии мы попробовали, что это такое - новая машина. А вот со вторых тестов - в Хересе - начнется настоящая работа: тренировки, подготовка к старту сезона.

- Два дня вы слушали и смотрели, что происходит в команде, но на трассу не выезжали. И, предположу, все это время вас донимали журналисты? О чем спрашивали?

- Да обо всем. Хотели знать, нравится ли мне в Рено, как проходят тесты. Я отвечал, что нравится. Что Кубица показывает хорошие результаты, машина едет. Что нет серьезных технических проблем, и это очень важно. - На каком языке идет общение в Рено?

- На английском. Да, в команде есть французы, но все они говорят на английском.

- И вы с Кубицей - братья-славяне - тоже говорите на английском?

- Разумеется.

- Руль в Формуле-1 - это нечто особенное, недаром его демонстрируют всем важным гостям, поскольку там просто невероятное количество кнопок. Руль действительно совсем не такой, как, скажем, в GP2? - Абсолютно! С помощью этих кнопок ты можешь менять настройки двигателя, переднего антикрыла и многое другое. Переключение скоростей и сцепление - тоже на руле.

- С этим суперрулем, наверное, сначала необходимо разобраться еще "на суше" - в боксах?

- Честно скажу: на фабрике в Англии я пять часов его изучал! - А что же в GP2 - вообще без кнопок?

- Их там гораздо меньше. Кнопки передач, сцепления, ограничения скорости на пит-лайн и командное радио. Вот и все.

- А каково главное, базовое отличие Формулы от всех тех машин, за рулем которых вы до сих пор гонялись?

- Отличие это в том, что нет практически ничего похожего. Да и самому пилоту в такой машине нужно быстрее принимать решения.

- Удалось ли в Валенсии понаблюдать за другими командами и пилотами?

- В первые два дня у меня действительно было время посмотреть, как и что делают другие. И если вы имеете в виду Шумахера, то да - его видел. Но в принципе во время подобных тестов никто друг на друга внимания не обращает, все занимаются по своим программам и не ориентируются друг на друга. - И все же к Шумахеру, уверена, было повышенное внимание?

- Журналистов и фотографов вокруг него действительно крутилось очень много. Как, впрочем, и вокруг Фернандо Алонсо. Это и понятно, он - испанец. Но не только журналисты пришли на них посмотреть: на автодроме было 30 тысяч зрителей, которые купили билеты. - А что смотреть-то?

- Тесты для иных болельщиков даже интереснее, чем гонки: они проходят практически целый день, и с центральной трибуны видно все, что происходит в боксах. Будь я болельщиком, мне самому было бы любопытно понаблюдать за тестами.

old.isport.ua

Руль болида Формулы-1

Все знают, что на современном руле болида Формулы 1 множество разных кнопочек и выключателей. Но зачем их так много? Давайте вместе с вами попытаемся разобраться.

История

Буквально в недалеком 1992 году руль в болиде Формулы 1 не представлял собой ничего особого. Обычный круглая деталь, с металлической пластиной посередине для прикрепления к рулевой колонке, и не более трех кнопок – одна из них для выбора нейтральной передачи, вторая для подачи питьевой жидкости через трубочку в шлеме пилота, ну а третья для радиосвязи.

Развитие сложных электронных систем в 90-х годах полностью изменило представление о рулях. Инженер команды МакЛарен Джон Барнард был первым, кто внедрил революционную систему, которая позволила Найджелу Менселлу переключать передачи не отрывая рук от руля. С обратной стороны руля появились рычажки; нажимая к себе левый лепесток рычажка можно было включить передачу вниз, а правый – соответственно вверх. Переключая передачи таким образом, практически исключается ошибка пилота в выборе неверной передачи, и, конечно же, улучшается плавность переключения, что напрямую ведет к уменьшению задержек в коробке передач. Это нововведение, наряду с появлением полуавтоматических коробок передач, стало наиболее значимым событием для пилотов за довольно долгий промежуток времени в истории Формулы 1. Немногим позднее, с появлением практики торможения левой ногой, убрали педаль сцепления; само же сцепление стало полностью автоматическим и гидравлическим, работа сцепления синхронизировалась с переключением передач на руле.

Алгоритмы работы двигателя, трекшн контроль, вспомогательные системы для оптимизации при старте – все это требовало наличия дополнительных кнопок и переключателей, чтобы позволить пилоту более гибко управлять болидом на трассе. Современные рули Формулы 1 снабжены также и дополнительным рычагом сцепления, которым пилоты могут воспользоваться во время оставновки, например, на питстопах или в гравийных ловушках при вылете с трассы, не позволив таким образом двигателю заглохнуть.

Конструктивные особенности

В настоящее время руль представляет собой сложное электронное устройство, которое позволяет пилоту изменять огромное количество настроек. Очень часто команды Формулы 1 назначают специального инженера, который является ответственным за электронику и комфорт руля. Использование жестких типов резины и анатомическая форма помогают пилоту надежно удерживать рулевое колесо в руках. Каркас руля, как и другие многие детали болида Формулы 1, изготавливают из углеводородного волокна (carbon fibre) для уменьшения его веса. Стоимость руля за единицу – около €23,000, и эту цену очень легко объяснить – примерно 100 часов уходит на его изготовление с использованием вышеуказанных материалов, а также аллюминия, титана, стали и пластмассы.

Большинство рулей несут в себе управление 12 различными параметрами болида, поэтому не должно удивлять, что при его сборке используется до 120 различных компонентов – кнопки, переключатели и т.д. И не смотря на изобилие материалов и деталей, руль весит всего лишь 1,3 кг.

Для проведения одного сезона Формулы 1 на каждого из пилотов отводится как минимум по 5 рулей – 3 для гонок и 2 для тестов. Не стоит забывать и про тестовых пилотов, на них причитается еще по 2 руля каждому. Не взирая на высокую стоимость рулевого колеса, некоторые команды предпочитают не расставаться с рулем победившего болида, а сразу добавить его в свою коллекцию на память о выигранном Гран При.

Регламент FIA предписывает наличие специального механизма (подпружиненное кольцо с обратной стороны руля) для быстрого снятия рулевого колеса.

Руль BMW Sauber 2006 года:

1. Ограничение скорости на питлейне 2. Увеличение дифференциала 3. Повышение оборотов двигателя 4. Передача вверх 5. Увеличение трекшн контроля 6. Переключатель режима нагрузки двигателя 7. Рычаг сцепления 8. Трекшн контроль 9. Обмен данными с командой во время нахождения на питлейне. 10. Блокировка трекшн контроля 11. Многофункциональный переключатель 12. Изменение топпливной смеси 13. Диагностика 14. Информация команде перед питстопом о необходимой настройке аэродинамических элементов 15. Сцепление 16. Переключатель режимов дифференциала 17. Радиообмен 18. Уменьшение трекшн контроля 19. Передача вниз 20. Уменьшение оборотов двигателя 21. Уменьшение дифференциала 22. Нейтральная передача 23. Выбор режимов меню дисплея.

Руль BMW Sauber 2007 года.

Источник: www.yaplakal.com/

bashny.net

Руль болида Формулы-1

2. Руль для пилота Формулы-1 служит не только для выполнения своей главной функции — изменения направления движения машины, а, фактический, является главным центром управления машиной. На нем сконцентрированы все те управляющие переключатели и тумблеры, которые мы привыкли видеть в наших дорожных машинах разбросанные по всей панели приборов. Расположение органов управления на руле зависит как от особенностей машины, так и от предпочтений пилотов команды, так что разные рули не только у всех команды, ну часто и у гонщиков, т.к. руль каждая команда разрабатывает с учетом своих особенностей и конкретных предпочтений того или иного пилота (разве что за исключением небольших команд с ограниченными бюджетами). Чаще всего используемые кнопки располагаются в верхней части руля и под большим ЖК-дисплеем, который появился на руле с этого года – так, чтобы пилотам было легко добраться до них большими пальцами. Именно здесь практически на всех рулях можно найти кнопки ограничителя оборотов на пит-лейн, радиосвязи, а также DRS и ERS. Для последней на руле есть как правило еще несколько переключателей, отвечающих за накопление и отдачу энергии.

3. На примере руля Фернандо Алонсо в команде Scuderia Ferrari расскажу какие именно кнопки и за что отвечают. В отличие от рулей других команда, у Ferrari отсутствуют кнопки управления DRS и ERS. Они, как и у Red Bull, расположены на двух дополнительных лепестках с обратной стороны руля. Самый большой переключатель посередине руля — мультифункциональный MF, который управляет основными параметрами дифференциала. Вокруг MF-переключателя расположены еще четыре поменьше — переключатель управления крутящим моментом двигателя TRQ, оборотами двигателя STRAT, топливной смесью FUEL, уровня заряда ERS-системы, когда система потребляет или генерирует энергию SOC. Слева кнопки радиосвязи с командным мостиком, управление подачей масла. Внизу на руле пристроены три тумблера. BO – режим «Burn out» для прогрева шин. START, когда пилоту необходимо включить на старте, а WET, если трасса мокрая. Около дисплея, в верхней части кнопки нейтральной передачи и ограничителя скорости на пит-лейн P, аокруг которой сделан небольшой колодец, чтобы пилот не нажал на нее случайно

4. Руль крепится в рулевую колонку при помощи хитрого крепления, которой одновременно является и портом связи со всеми электронными системами. Руль не стоит в машине все время, а наоборот, его устанавливают только после того, как гонщик сядет в автомобиль и сам гонщик его снимает перед тем, как покинуть кокпит. Иначе он просто не сможет выбраться из него.

Рули, как правило, изготавливают из углеродистого волокна, алюминия, титана, стали, каучука и пластмассы. Вес руля составляет 1-1,5 килограмма. Сбор одного руля занимает от 90 до 120 часов. В среднем за сезон команда производит порядок 8-9 рулей для одного пилота. Один руль может стоить до 65 тысяч евро и за сезон команд на них тратят, в среднем от 315 000 до 325 000 евро на одного пилота.

--img5--

Источник: aquatek-filips.livejournal.com

bashny.net