Руль маза


особенности, признаки неисправности, пути их устранения

Подробности Создано: 22.12.2015 13:14

Комфорт и безопасность за рулём автомобиля МАЗ во многом обеспечивается исправно работающему рулевому управлению и всех его комплектующих. В статье описаны часто встречающиеся проблемы, способы их обнаружения и устранения.

 

Ничто не оказывает такое влияние на комфорт и уверенность водителя большегрузного автомобиля МАЗ, как исправная работа механизмов рулевого управления. Согласитесь, когда каждый поворот или другой манёвр сопровождается похрустыванием, щелчками, скрипом и другими посторонними звуками, то это не может не действовать на нервы и не отвлекать от дороги, нарушая концентрацию. Это касается не только появление сторонних шумов, но и неисправностей, из-за которых возникает необходимость прилагать заметные физические усилия для управления транспортным средством. В этой статье мы рассмотрим самые распространённые виды поломок рулевого управления МАЗ, пути их обнаружения и своевременного устранения.

Общие неполадки

Достаточно часто водители автомобилей МАЗ сталкиваются с такой проблемой, как заметное увеличение усилия рулевых колёс и неравномерность его вращения. Наличие рывков или нужда в излишних усилиях, как при движении, так и во время проворачивания колёс на месте, обычно связаны с низким уровнем масла в системе или со слабым натяжением приводящих ремней насоса.

Очевидно, что описанные проблемы устраняются доливанием масла до нужной отметки и точной регулировкой ремней соответственно. Осмотр названных деталей не выявил неисправности? Тогда обратите внимание на плунжер клапана расхода давления, под который могли попасть посторонние предметы, грязь, песок или что-то еще. Тщательно прочистите агрегат и установите его обратно.

class="eliadunit">

Не менее часто водители обращаются за помощью к специалистам, ссылаясь на плохую управляемость автомобилем МАЗ в целом. При движении по прямой автомобиль «сносит» в сторону? Рекомендуем для начала хорошо подтянуть крепёжные гайки и болты, избавиться даже от малейшего люфта в шарнирах, выполнить схождение колёс, заменить изношенные уплотнители и смазать трубы кардана.

Рулевой механизм

Совершенно внезапно может обнаружиться, что масло протекает через манжеты валов. Причин такой неприятности может быть несколько: 1) под кромку мог случайно попасть камешек, грязь, песок и т. д., которые просто надо аккуратно удалить; 2) вследствие удара или другого механического воздействия манжета могла деформироваться или лопнуть и тогда требуется установка новой; 3) один из валов мог проржаветь и требует зачистки; 4) могла быть сорвана резьба из-за чего не обеспечивается должный уровень натяга манжеты.

На входном вале после определённого срока эксплуатации может увеличиваться угловой люфт. Устраняется он точной настройкой натяжения  подшипников, надёжной фиксацией гайки-рейки на сектор, иногда — проще будет купить запчасти маз, или обойтись самостоятельной  заменой винта со всеми сопутствующими деталями.

Насос рулевого гидроусилителя 

Достаточно сложный механизм, в котором достаточно сложно своевременно выявить и устранить неисправность. Насос перестал подавать масло в систему? Это первый признак выхода узла из строя. В такой ситуации следует выполнить проверку и замену ступицы шкива и вала насоса, если они нуждаются в этом. Если же масло подаётся, но не обеспечивается нужный уровень давления, то причину нужно искать в следующем: 1) мог износиться насос в местах контакта с шестернями; 2) плунжер заклинивает в открытом положении; 3) неправильно срабатывает предохранительный клапан. Все эти проблемы довольно быстро устраняются на специализированных АТС.

Выше были описаны наиболее распространённые неполадки рулевого управления МАЗ, но список можно продолжать еще долго. Например, следует уделять внимание и следить за степенью изношенности силового цилиндра, масляного бака и рулевой колонки. Но самое главное — не затягивать с прохождение планового ТО и не экономить на комплектующих, устанавливая автозапчасти МАЗ от проверенных производителей.

class="eliadunit">
Добавить комментарий

with-avto.ru

МАЗ-500: Установка рулевого управления с Супер МАЗа - Ремонт и эксплуатация грузовиков | Ремонт и эксплуатация грузовиков

Работая на пятисотых МаЗах и не по наслышке зная все прелести этой машины, невольно  пытался модеренизировать его. С течением времени устанавливал цилиндр гидроусилителя от КРАЗа, насос лопастной менял вместе скронштейном на НШ-10. Это конечно облегчало управление автомобилем, но не кардинально. Приглядывался  и задавался вопросом, где можно не дорого приобрести рулевое от Супера, но не дорого. И однажды судьба привела меня к старому остову ПаЗовского автобуса. С удивлением обнаружил в нем не снятый Суперовский рулевой механизм с вычурной рулевой сошкой. При упоминании магарыча с помощью газового резака, он быстро перекочевал в мои руки вместе со шлангами. В последуещее время подобрал бэушный цилиндр гидроусилителя (который потребовал замену ремкомплектов РТИ), затем рулевую сошку, насос НШ-32 с кронштейном крепления к двигателю и продольную рулевую тягу с верхним рычагом цапфы.

Больше всего времени ушло на поиск кронштейна гидроусилителя и кронштейна крепления гидроцилиндра к раме. После того как насобирал полный комплект гидроусилителя включая рулевую колонку с механизмом наклона рулевого колеса, стало понятно, что пора приступить к переоборудованию. Первым делом приобрел три комплекта пальцев и сухарей и сразу же перебрал рулевые наконечники. Затем взял резак и срезал все заклепки с кронштейна гидроцилиндра и рулевого управления. Затем крепким боротком выбил все заклепки, где не получалоь то вырезал и части кронштейнов. Помучившись немного, я полностью демонтировал весь гидроусилитель с цилиндром и насос с двигателя.

Настала очередь примерить кронштейн гидроусилителя на раму. При примерке старался поймать хоть одно отверстие от старого крепления. Для этого пришлось подрезать болгаркой заднюю часть кронштейна крепления кабины. После подрезания кронштейна кабины стало возможно закрепить кронштейн на первое вертикальное отверстие. После этого просверлил оставшиеся отверстия в раме и закрепил кронштейн на все болты. Затем пришлось поменять верхний рулевой рычаг на Суперовский. Ведь рулевой палец Супера как и отверстие под него имеют больший диаметр. Затем прикрутил к раме кронштейн гидроцилиндра на старое место.

Настал черед сборки. Для этого установил на место рулевой механизм. Рулевой механизм пришлось разобрать и перевернуть крышки сошки и саму сошку в обратную сторону, а затем и отрегулировать зацепление в паре. Продольную рулевую тягу соединил сначала с рычагом цапфы. А второй  с сошкой, нашел нейтральное положение в рулевом механизме и наживил сошку на вал сошки. Затем установил цилиндр усилителя. Передний конец штока цилиндра с продольной рулевой тягой, а задний конец цилиндра посредством пальца с кронштейном на раме. Затем настала очередь подсоединить насос гидроусилителя к двигателю. Насос установил на двигатель, но показалось что очень малое растояние от шкива насоса до нижней полки рамы. Чтобы перестраховаться подрезал раму напротив шкива на 30 мм. Кстати, впоследствии пришел к выводу, что раму я зря подрезал, можно было не делать этого и в принципе места хватает. На насос натянул 2 ремня с размером 987, хотя в инструкции к Cуперу написано что ремни должны быть размером 1000 мм.

Затем приступил к установке расширительного бачка. Расширительный маслобак я тоже нашел CуперМаЗовский. Старый бачок снял с радиатора, а вот новый у меня никуда не влазил, мешала раскладная штанга ограничивающая падение кабины. Но и тащить длинющие шланги к насосу меня также не устраивало. Для того, чтобы установить бачок на причитающеся ему место, я перенес эту раскладную штангу предохранительную с левой стороны на правую. И установил расширительный маслобак на положеное ему место. После этого объвязал насос гидроусилитель и цилиндр шлангами гидравлическими и затянул все рулевые наконечники и зашплинтовал их. После отпускания кабины стало ясно, что отверстие в полу нужно немного подрезать, а заднюю часть не использованую заваривать. Впринципе рулевую колонку с рулем можно было оставить родную, ведь диаметр выходного вала с рулевого механизма одинаков. Но рулевая колонка с Супера лежала рядом, руки чесались и потому демонтировал старую колонку и принялся устанавливать новую.

Не буду расказывать об этой операции так как она заняла слишком много времени. Несколько раз я подрезал и кронштейн и панель, сверлил и резал. Но как итог скажу так, что подогнал. Но вот с рулевым колесом вышла промашка, руль с МаЗ-500 не подходил к суперовской колонке. Пришлось искать дополнительно КамАЗовскую баранку, а на баранку по класике жанра установить маховичек как на погрузчике.

Вид на ГУР Супер МАЗ на МАЗ-500

После всех доделок и заливки масла и прокачки системы, стало понятно насколько рулевое управление Супера легче и быстрее против родного. Но сразу же высветилась одна небольшая оплошность. Передний рулевой наконечник задевал при повороте кронштейн рессоры. Для устранения такого казуса выточил болты длинее на 1 см и катушки между рулевым механизмом и кронштейном также высотой одит сантиметр. После этого казуса, года три ездил  и не тужил. Благо с таким легким рулевым развернуться в стесненых условиях, объехать яму или просто камень на дороге стало просто в радость.

Также нужно добавить, что какие Суперисты не сидели у меня в кабине – все удивлялись, что на старом МАЗе рулевое легче чем на новом Супере. Потихоньку понял в чем дело, а дело все в нагрузке на передний мост, в МАЗ-500 на передний мост приходится 6 000 кг, а на Супере 7 000 кг. Где меньше нагрузка на мост там и легче поворачивать колеса..

Похожие записи:

www.capfa.ru

5.1. Рулевое управление автомобилей МАЗ. Устройство. Рулевой механизм с встроенным распределителем. — "ВАЖНО ВСЕМ"

 

Рулевое управление включает в себя рулевой механизм 10 (рис.78) с встроенным распределителем, колонку 2, рулевое колесо 1, силовой цилиндр 9, насос 3, масляный бак 4, а также шланги.

 

 

Рулевой механизм с встроенным распределителем. Рулевой механизм (рис.79) состоит из винта 2 и шариковой гайки-рейки 4, находящихся в зацеплении с зубчатым сектором 8. Полукруглые резьбовые канавки на винте 2 и гайке-рейке 4 образуют спиральный канал, который заполняется при сборке руля шариками высокой точности 5. Комплектность деталей, принятую при заводской сборке (винт, гайка-рейка, шарики), нарушать не разрешается. Зубчатый сектор 8 установлен в подшипниках скольжения 13, запрессованных в эксцентричные втулки 12 с рядом отверстий 11 на торцах. Ось наружной поверхности втулок 12 смещена относительно оси отверстия подшипников 13 на величину эксцентриситета «h», что даёт возможность регулировать зубчатое зацепление поворотом втулок 12. Регулировка натяга подшипников 1 осуществляется с помощью прокладок 9. Распределитель гидроусилителя руля - золотникового типа, встроен в рулевой механизм. В корпусе 6 (рис.80) золотника 26 имеются три кольцевых расточки C, E, D. Средняя расточка Е соединяется с каналом В для подвода рабочей жидкости от насоса, а крайние С и D - с каналам А для отвода жидкости на слив. В трёх реактивных камерах корпуса 6 свободно с возможностью осевого перемещения размещены плунжеры 25. В центральном отверстии корпуса установлен золотник 26, закреплённый упорными подшипниками 4 и 11 на втулке 12, которая шлицами соединена без бокового зазора с винтом 28 рулевого механизма с возможностью осевого перемещения, а винтовым соединением с входным валом 18. Шлицевое соединение вала 18 и винта 28 выполнено с зазором. Зазор выбирают из условия обеспечения полного хода золотника. Кроме того, входной вал 18 соединён торсионом 20 с винтом 28 рулевого механизма. В канал средней расточки Е ввёрнут обратный клапан 7.

 

 

При прямолинейном движении автомобиля золотник (рис.80,1) занимает нейтральное положение и рабочая жидкость от насоса 18 поступает к средней расточке Е (см.рис.80) корпуса золотника по маслопроводу 11 (см.рис.81,1) и через крайние расточки С и D(см.рис.80) на слив по маслопроводу 13 (см.рис.81,1), заполняя при этом реактивные камеры между плунжерами 6 и через каналы К и F (см.рис.80) в корпусе по трубопроводам 8 и 12 (см.рис.81,1) полости силового цилиндра 17. При повороте рулевого колеса против часовой стрелки и, следовательно, входного вала 1 (рис.81,ΙΙ) благодаря винтовому соединению втулка с закреплённым на ней золотником 5 по шлицам вала 7 перемещается в осевом направлении вверх. В начальный момент смещения, когда давление в системе незначительно, усилие на рулевом колесе в основном создаётся торсионом 2, который непосредственно воздействует на вал 1. Винтовое соединение при этом перемещает золотник и практически не нагружается. При смещении золотника, величина которого ограничена зазорам, в шлицевом соединении, прекращается доступ рабочей жидкости к кольцевой расточке С (см.рис.80). Рабочая жидкость от насоса подаётся к средней расточке Е, в затем через канал К в корпусе и трубопровод 12 (см.рис.81.ІІ) поступает в подпоршневую полость силового цилиндра 17, в результате его поршень 19 со штоком 16 перемещается, поворачивается по часовой стрелке вал сектора с сошкой 4, и через продольную тягу 15 поворачивает управляемые колёса влево. Из штоковой полости силового цилиндра рабочая жидкость по маслопроводу 8 и каналу Г (см.рис.80) в корпусе поступает в кольцевую расточку D и далее по маслопроводу 13 (см.рис.81,ΙΙ) в масляный бак 10. При повороте рулевого колеса по часовой стрелке втулка 3 (см.рис.81.ΙΙΙ) с золотником 5 перемещается вниз. Подвод рабочей жидкости к кольцевой расточке D (см.рис.80) прекращается. Рабочая жидкость от насоса поступает в среднюю расточку Е в далее по каналу F и маслопроводу 8 (см.рис.81.ΙΙΙ) в штоковую полость цилиндра. Поршень со штоком перемещается, поворачивая против часовой стрелки сошку 14, и через продольную тягу поворачивает управляемые колёса вправо. Из подпоршневой полости цилиндра рабочая жидкость по маслопроводу 12 и каналу К (см.рис.80) в корпусе поступает в кольцевую расточку С и далее по маслопроводу 13 (см.рис.81.ΙΙΙ) в маслянный бак. При увеличении момента сопротивления повороту управляемых колёс увеличивается давление рабочей жидкости в системе и, следовательно, в реактивных камерах, что вызывает пропорциональное увеличение усилия на рулевом колесе. Таким образом, у водителя создаётся «чувство дороги». При снятии усилия с рулевого колеса, торсион 2 и плунжеры 6 возвращают золотник в нейтральное положение. При неработающем насосе или недостаточной эффективности гидроусилителя выбирается зазор «n» в шлицевом соединении вала 1 с валом 7 и усилие от рулевого колеса передаётся как в ручном управлении без усилителя. При этом обратный клапан 9 перепускает рабочую жидкость из одной полости силового цилиндра в другую.

 

vajnovsem.ru

Как отремонтировать рулевой механизм МАЗа

Страница 1 из 2

Снятие рулевого механизма с автомобиля.

 Для снятия рулевого механизма с автомобиля выполните следующее:

— установите передние колеса прямо;

— отсоедините вилку карданного вала рулевой колонки от входного вала, для чего выверните стяжной болт;

Рис. 1

— расшплинтуйте и отверните гайку крепления сошки на валу и снимите сошку с вала с помощью специального съемника (рис. 1), не отсоединяя от сошки продольную тягу следующим образом:

— расшплинтуйте и отверните гайку вала сектора. Установите съемник так, чтобы захватывающий буртик корпуса 1 съемника расположился между картером рулевого механизма и сошкой. Вращением винта 2 с помощью воротка снимите сошку 3.

— отсоедините шланги от распределителя, предварительно слив масло из бака и картера рулевого механизма;

— отверните болты крепления рулевого механизма к кронштейну рамы и снимите рулевой механизм.

Разборку рулевого механизма выполните в такой последовательности:

Рис. 2

— снимите распределитель, предварительно нанеся отметки взаимного расположения корпуса 1 рулевого механизма (см. рис. 2), корпуса 6 распределителя

крышки 9 распределителя. Снимать распределитель рекомендуется с помощью простого приспособления. Для этого отверните болты 10 крепления распределителя и два противоположных болта 23, которыми закрепите основание приспособления к крышке 22 сальника, уприте винт приспособления через шарик в торсион так, чтобы штифт 19 свободно проходил вместе

входным валом 18, а затем, завинчивая винт приспособления, снимите распределитель.

рис. 3

При отсутствии приспособления распределитель можно снять следующим образом — отверните болты 10, повернуть корпус 6 распределителя так, чтобы отверстия в нем не совпадали с отверстиями в корпусе 1 рулевого механизма и, завинчивая два специальных болта (рис. 3) в корпус 1 рулевого механизма (см. рис. 2), снять распределитель;

- отсоедините крышку 9 распределителя в сборе с входным валом 18 от корпуса 6 распределителя в сборе с золотником 26 и втулкой 12, предварительно отметив положение паза на втулке 12, в который производится кернение буртика гайки 3, относительно входного вала 18;

— выбейте штифт 19 из входного вала 18 и зачистите круговые пазы вала к торсиона;

Рис. 4

— поворотом винта 2 (см. рис. 4) переместите гайку-рейку в одно из крайних положений;

отверните болты и снимите боковые крышки 15 к 19, извлеките из корпуса вкладыши 12 и зубчатый сектор 8;

— отверните болты и снимите крышку 10, извлеките из корпуса винт 2 с гайкой-рейкой 4.

Внешним осмотром проверьте состояние зубьев гайки-рейки и сектора, беговых дорожек винта и гайки-рейки, состояние подшипников, шариков и их направляющих.

Наличие мелких оспин (питтинга) на зубьях сектора и гайки-рейки, на шариках или на беговых дорожках винта, гайки-рейки и подшипников качения указывает на начало износа этих деталей. В этом случае детали лучше заменить, так как износ будет прогрессировать. При замене изношенных деталей имейте в виду, что замену винта, гайки-рейки и шариков можно производить только комплектно.

Проверьте состояние резьбы на входном валу, резьбы и шлицев втулки золотника, шлицев винта и подшипников скольжения, которые не должны иметь следов задиров. Не должно быть также зазора в соединении торсиона с винтом.

Восстановлению в рулевом механизме подлежат только картер, боковая и нижняя крышки при износе посадочных мест под подшипники постановкой ремонтных втулок. Остальные детали рулевого механизма при видимых повреждениях и износах подлежат замене.

autoruk.ru


Смотрите также