Руль лиаз


Автобус ЛиАЗ-677 — ретротест под «звон бутылок»

Впадаем в детство с автобусом ЛиАЗ-677, которому исполняется 50 лет.

Модернизированный ЛиАЗ-677М легко отличить по квадратным поворотникам, дополнительной решетке охлаждения спереди и отсутствию форточек у части окон.

Модернизированный ЛиАЗ-677М легко отличить по квадратным поворотникам, дополнительной решетке охлаждения спереди и отсутствию форточек у части окон.

Когда из-за поворота показался знакомый силуэт, сердце застучало чаще. Подъехавший к нам ЛиАЗ‑677М (в народе — «луноход») мигом перенес меня на двадцать лет назад — и вот уже я восьмиклассник, стою с рюкзаком на Воронежской улице. В сумерках на меня неспешно плывут две круглые фары и три секции маршрутных указателей над лобовым стеклом… Складные двери распахиваются, и я ступаю в наполненный теплым желтым светом салон. Всё как тогда, в беззаботные юные годы!

Вечерний звон

Этот звон у них песней зовется? ЛиАЗ‑677М нельзя не узнать на слух — легендарный «звон бутылок» надо бы запатентовать! Поднимаюсь по ступеням, держась за рифленые поручни. И шагаю к дивану у водительской перегородки. Это самое козырное сиденье: можно и на дорогу смотреть, и на водителя. Кто в детстве не мечтал оказаться на его месте?

Сиденье достаточно комфортное, все рычажки и кнопки под рукой.

Сиденье достаточно комфортное, все рычажки и кнопки под рукой.

Приборы хорошо читаются, но погрешность велика. У топливомера она достигала 50 литров — надежнее использовать палку, опущенную в бензобак.

Приборы хорошо читаются, но погрешность велика. У топливомера она достигала 50 литров — надежнее использовать палку, опущенную в бензобак.

Селектор коробки находится под рулем. Все положения обозначены по-русски.

Селектор коробки находится под рулем. Все положения обозначены по-русски.

В свое время ЛиАЗ считался невероятно комфортабельным. Помимо мягкой пневмоподвески, сохраняющей постоянный дорожный просвет вне зависимости от загрузки, пассажирам нравился теплый даже в лютые морозы салон. Зимой 677‑е нередко уезжали в парк с заснувшими пассажирами.

Салон 677‑го даже по сегодняшним меркам весьма вместителен. Задняя площадка гигантская! Модернизированный автобус отличали вентиляционные люки в крыше.

Салон 677‑го даже по сегодняшним меркам весьма вместителен. Задняя площадка гигантская! Модернизированный автобус отличали вентиляционные люки в крыше.

Водителям 677‑й тоже очень нравился, ведь это первый в СССР автобус с автоматической коробкой передач. Даже на появившихся в 1970‑е годы Икарусах двухсотой серии стояла механическая, и за смену водитель дергал рычаг до двух тысяч раз. И именно трансмиссии ГМП Львов‑2 обязан этот ЛиАЗ своим фирменным бутылочным бряканьем. Заправленная коробка передач весит почти 200 кг, потому ее пристроили не сразу за двигателем (иначе передняя ось была бы перегружена), а ближе к центру автобуса. Между маховиком и коробкой появился промежуточный карданный вал. Вот все эти фланцы, шлицы, кре­стовины и породили букет звуков, ставший своеобразной визитной карточкой ЛиАЗа.

Расположенный спереди двигатель ЗИЛ‑375 можно ремонтировать не выходя из кабины. Но летом от него идет неимоверный жар.

Расположенный спереди двигатель ЗИЛ‑375 можно ремонтировать не выходя из кабины. Но летом от него идет неимоверный жар.

Все основные тумблеры расположены по центру панели. Правый и левый стеклоочистители включаются по отдельности. Сверху — указатель давления масла в автомате.

Все основные тумблеры расположены по центру панели. Правый и левый стеклоочистители включаются по отдельности. Сверху — указатель давления масла в автомате.

Такие кассовые аппараты использовали до первой половины 1980‑х годов. Позже их сменили компостеры (в первую очередь — серии КП‑74), от души дырявившие билетики.

Такие кассовые аппараты использовали до первой половины 1980‑х годов. Позже их сменили компостеры (в первую очередь — серии КП‑74), от души дырявившие билетики.

Материалы по теме

Автобусу достался так называемый ураловский двигатель ЗИЛ‑375. Но даже увеличенного до семи литров объема (у базового мотора ЗИЛ‑130 он был на литр меньше) и 180 «лошадей» тяжелой машине не хватало. ЛиАЗ‑677 в часы пик увозил до полутора сотен пассажиров, а по некоторым сведениям, и до ста восьмидесяти! При такой загрузке автобуса, да еще и с автоматической коробкой, карбюраторный V‑образный мотор шокировал топливным аппетитом, за что его прозвали «слоном». В городе расход достигал фантастических 60 л/100 км. На день водителям выдавали талоны на 250–280 литров. Разумеется, они быстро нашли решение для экономии — ведь всё, что не съедал автобус, доставалось им. Помните домашний выключатель света около руля? Его врезáли в цепь «контроллер — коробка», и автомат при размыкании цепи «думал», что селектор — в «нейтрали». Так можно было катиться накатом на спусках и экономить до 10% бензина. Для водителей это было золотое время. Те, кто имел свои машины, заправляли их исключительно казенным бензином. Социализм!

Характерная черта «лунохода» — двухступенчатая автоматическая коробка передач Львов‑2.

Характерная черта «лунохода» — двухступенчатая автоматическая коробка передач Львов‑2.

Автобус времени

У этого красно-белого автобуса такого выключателя нет. Плюхаюсь на место водителя — удобно! Сиденье с подвеской, обзор хорош. Салон как на ладони — в зеркало виден буквально каждый закуток, и видеокамеры не нужны! А поле моторного щита — не только отличный склад личных вещей, но и классное спальное место на стоянке.

Сзади у модернизированного ЛиАЗа — прямоугольные фонари. Над дверьми исчезли окошки для надписей «Вход» и «Выход».

Сзади у модернизированного ЛиАЗа — прямоугольные фонари. Над дверьми исчезли окошки для надписей «Вход» и «Выход».

Материалы по теме

Двери закрываются. Выдержав театра­льную паузу, автобус трогается. Двигатель набрал обороты, весело «зазвенели бутылки», им надрывно подвыл компрессор. Почему «луноход» казался таким мягким в детстве? Его ощутимо потряхивает на кочках. Впрочем, это ничуть не умаляет очарования волшебной ностальгии.

Всё хорошее рано или поздно заканчивается, пора выйти из автобуса прошлого на остановке настоящего. Провожая взглядом «луноход», невольно спрашиваю сам себя: почему ЛиАЗ‑677 вызывает настолько теплые чувства, как никакой другой автобус? Может, дело в добродушной внешности? Или в неповторимых звуках и запахах? Думаю, разгадка в том, что он стал родным для нескольких поколений жителей нашей страны. Мало того, ЛиАЗ‑677 продолжает нести вахту по сей день. Например, в Арзамасе исправно курсируют два десятка «шестьсот семьдесят седьмых». Купить билет в детство еще не поздно!

В Москве да и практически во всей стране 677‑й давно уступил место преемникам. Например, нынешней базовой модели — низкопольному автобусу ЛиАЗ‑5292.

В Москве да и практически во всей стране 677‑й давно уступил место преемникам. Например, нынешней базовой модели — низкопольному автобусу ЛиАЗ‑5292.

Александр Виноградов, редактор «За рулем»

Александр Виноградов, редактор «За рулем»

Почти с рождения я живу через дорогу от 16-го автобусного парка столицы, потому пользовался, как правило, именно его маршрутами. Особенно часто ЛиАЗ попадался мне на 694-м, 711-м и 755-м маршрутах. А любимое место, помимо дивана у кабины водителя, — закуток около задней двери. В час пик там было очень комфортно.

Михаил Гзовский, заведующий отделом испытаний «За рулем»

Михаил Гзовский, заведующий отделом испытаний «За рулем»

В детстве всегда хотел занять лучшее место — переднее боковое. Отсюда здóрово разглядывать коробочку с мелочью на обитом дерматином кожухе мотора или, если повезет, наклейки с полуголыми девицами. Наш пригородный маршрут пролегал от съемной дачи в Жуковке до Одинцова. В одном месте рельеф сформировал такую горку, что автобус карабкался наверх еле-еле. Мой детский страх: не дай бог покатимся назад и упадем в Барвихинское озеро!.. Однажды мотор ЛиАЗа действительно захлебнулся — и авто­бус попятился. Я замер, вцепившись в бабушкину руку, и зажмурился. А когда открыл глаза, мы были уже внизу. Водитель высадил всех пассажиров и штурмом взял высоту.

Михаил Кулешов, редактор «За рулем»

Михаил Кулешов, редактор «За рулем»

Есть вещи из детства, любовь к которым бережно проносишь сквозь года. Для меня одна из таких — ­ЛиАЗ-677 желтого цвета. Он всегда был уютным и теплым, у него, в отличие от Икаруса-280, нижняя линия остекления низкая, и я видел всё, что происходит за окном. Разумеется, я хотел работать водителем автобуса — ездить по 687-му маршруту (Строгино — Щукино) и приезжать домой обедать, паркуя автобус под окнами.

Константин Якубов, фотохудожник «За рулем»

Константин Якубов, фотохудожник «За рулем»

Чаще всего я ездил на 42-м, 187-м и 260‑м маршрутах. Отлично помню кассовые аппараты: кидаешь пятак, крутишь ручку и получаешь билетик. В детстве любил стоять у водительской перегородки и наблюдать за работой водителя. Для меня всегда был загадкой размещенный у руля комнатный выключатель, которым водители работали постоянно. Теперь этот секрет для меня раскрыт.

Редакция выражает благодарность Алексею Никитину и Сергею Жлобо за предоставленный автобус.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

www.zr.ru

DALNOBOI.ORG : Автобусный каркас «Группы ГАЗ»

Сергей Суворов, фото автора и компании-производителя

Лидер российского рынка пассажирской техники «Группа ГАЗ» за последние пару лет существенно обновила модельный ряд выпускаемых автобусов. Беглое знакомство с новинками мы провели ещё в сентябре на выставке КомТранс’2017, где были представлены обновленный ЛиАЗ «Круиз New», революционный электробус и прочие нестандартные новинки. Но не эти эксклюзивные лайнеры, а куда более массовые и обыденные модели, такие как ПАЗ Вектор Next, ЛиАЗ Курсор и КАвЗ-4270 составляют основу продаж компании — её модельный каркас. Их-то нам и удалось детально изучить в октябре на автоспортивной трассе «Нижегородское кольцо», где проходила презентация указанных новинок ключевым клиентам компании. Представители заводов-изготовителей рассказали о последних достижениях и планах по развитию их предприятий, а затем дали прокатиться за рулем новинок непосредственно по автотреку.

Перспективы развитияПо ходу презентации представители «Группы ГАЗ» неоднократно заявляли о лидирующих позициях своей компании на автобусном рынке России, но конкретных цифр, к сожалению, не озвучили. Благо таковые имеются в открытом доступе в Интернете со ссылкой на данные агентства «Автостат». Итак, по итогам первого полугодия 2017 года из всего объема новых автобусов, реализованных в РФ, на долю продукции «Группы ГАЗ» приходится около 75%. Если переводить эти показатели в количественное выражение, то из 5,2 тысяч новых автобусов (без учета сегмента LCV), зарегистрированных с января по июнь 2017 года, продажи Павловского автобусного завода составили 3 тысячи единиц, ЛиАЗа — 841 единицу и КАвЗа — около сотни единиц. И пусть доля КАвЗа в приведенной статистике ничтожно мала, зато новости и продукция именно с этого предприятия привлекали наибольший интерес у приглашенных гостей и журналистов.

Перекочевавшие с ПАЗа на КАвЗ автобусы семейства Аврора пользуются небольшим, но стабильным спросом в основном у силовых структур и корпоративных заказчиков

Рестайлинг модели КАвЗ-4235 предполагает обновление дизайна передней маски, замену мотора ММЗ на ЯМЗ-53403 «Евро-5», новый рулевой механизм Bosch и переднюю пневмоподвеску

В агрегатной части 10-метрового КАвЗ-4238 2018 модельного года произойдут аналогичные метаморфозы, а вод дизайн станет заметно интереснее

Представлявший Курганский автобусный завод Сухарев Андрей Геннадьевич рассказал о грядущем рестайлинге двух базовых моделей предприятия — 8,4-метровом пригородном КАвЗ-4235 и 10-метровом пригородном/междугородном 4238. Так, с 2018 года в базовом исполнении пассажирские машины будут комплектовать рядным 4-цилиндровым турбодизелем ЯМЗ-53403, соответствующим пятому экологическому классу. На сопутствующих презентации рендерах можно было увидеть, что несмотря на техническое родство двух моделей, они получат разное дизайнерское оформление передней части. Агрегатная база обновится за счет применения рулевого механизма марки Bosch, замены рессор в передней подвеске на пневмоэлементы, штатной установке системы курсовой устойчивости (ESC).

В 2008 году КАвЗ уже осуществлял попытку создать городской полунизкопольный автобус среднего класса 4239 на китайской агрегатной базе JAC, но попытка не увенчалась успехом

И вот, в 2017 году курганские автобусостроители представляют аналогичный по компоновке автобус, но уже оригинальной конструкции КАвЗ-4270 с газовым двигателем Cummins

Касаемо перспективной разработки завода — полунизкопольного городского 10-метрового КАвЗ-4270, опытный образец которого приводится в движение газовым двигателем Cummins BGe5, то в случае запуска автобуса в серийное производство в 2018 году он получит более привычный дизельный двигатель ЯМЗ-53403 «Евро-5». Но об этой машине мы ещё расскажем более подробно, а пока вкратце поведаем о перспективах ПАЗа, рассказанных на презентации Чайкиным Евгением Игоревичем.

В связи с появлением полунизкопольных городских среднеразмерников у ЛиАЗа и КАвЗа, Павловские автобусостроители перестанут предлагать свою экзотическую машину ПАЗ-3237

В 2018 году ПАЗ сконцентрируется на расширении модельного ряда семейств 3205, 3204 и Вектор новыми полностью газовыми модификациями с моторами ЗМЗ, ЯМЗ, Isuzu и Cummins

В 2018 году завод с берегов Оки продолжит выпуск автобусов малого и среднего класса сразу нескольких поколений: ветерана ПАЗ-3205 и его удлиненной версии 4234, пришедшего ему на смену 3204 и его модификации (в том числе рестайлингового Вектор), а также нового семейства машин Вектор Next, построенных на платформе среднетоннажника ГАЗон Next. Кстати, в связи с появлением у ЛиАЗа городской низкопольной 9,5-метровой модели среднего класса Курсор, в Павлове отказались от выпуска нетипичной для них машины аналогичной размерности и компоновки – 3237, и сконцентрировались на увеличении числа газовых модификаций. В частности, к уже освоенным в производстве 6 моделям газовых автобусов с двигателями, работающими одновременно на двух видах топлива (бензин/солярка+природный газ/пропан-бутан) в 2018 году добавятся полностью газовые модели автобусов семейств 3205 и 3203/3204 с силовыми установками V8 «Евро-5» CNG Заволжского моторного завода.

Также ПАЗ активно работает над расширением модельной гаммы своей новинки – каркасного автобуса Вектор Next, построенного на шасси ГАЗона Next, за счет газовых, школьных и междугородних версий

А этот Вектор Next адаптирован под программу «Доступная среда», для чего его задний свес сделан низкопольным, с 2-створчатой дверью и раскладным пандусом для инвалида-колясочника

Линейка самой свежей разработки — 7,6-метрового каркасного автобуса Vector Next помимо газовой модификации с двигателем ЯМЗ-534 CNG в 2018 году пополнится модификацией с низким уровнем пола в заднем свесе, созданным в рамках программы «Доступная среда». В ней для удобства входа/выхода людей с ограниченными физическими возможностями, сделана двухстворчатая задняя распашная дверь с откидывающейся механической аппарелью для инвалида-колясочника. Заказ на две с половиной сотни подобных автобусов с автоматическими трансмиссиями Allison уже сделан перевозчиками из Подмосковья.

Успешно выдержавший 6-месячные испытания московскими маршрутами электробус ЛиАЗ

Ликинский автобусный завод также регулярно поставляет свою пассажирскую технику в столичные регионы, и по словам Романа Будеева, их завод сейчас борется за право поставки в Москву нескольких сотен 12-метровых пассажирских машин с полностью электрической силовой установкой. Один такой автобус успешно выдержал испытания, проводившиеся ГУП «Мосгортранс» с февраля по июль 2017 года на одном из столичных маршрутов. Зарядка автобуса на конечных остановках занимала порядка получаса, а ежедневные пробеги достигали 200 км. В разработке автобуса принимали участие ведущие мировые компании-производители электроники — Siemens и Continental.

Модернизированный туристический лайнер ЛиАЗ Круиз New получил новое выражение передка, аквариумное остекление, импортные двери и целую россыпь электронных помощников водителя

Что касается основного модельного ряда завода из Ликино-Дулево, то он представлен новейшим 9,5-метровым низкопольным автобусом среднего класса Курсор, классическим 12-метровым городским ЛиАЗом-5256 и модификациями, низкопольным 5292 с модификациями, сочлененным 18-метровым 6213, а также междугородними и туристическими моделями Круиз и Вояж на автобусном шасси Scania, доставшимися ЛиАЗу от упраздненного Голицинского автобусного завода. Примечательно, что именно в стане туристических моделей ожидается долгожданная обновка — в 2018 году ЛиАЗ начнет производство глубоко модернизированного 12-метрового туриста Круиз New. От прежней модели внешне его будут отличать новый дизайн передней и задней масок с применением фар от Вектора Next, так называемое «аквариумное» наружное остекление, скрывающее стойки кузова и бесшовные кузовные панели. Двери получат компактные импортные механизмы открывания с короткой штангой, а также инвалидный подъемник в недрах второй двери. Обновленное шасси Scania также позволит впервые применить на Круизе системы помощи водителю: экстренного торможения, контроля за сходом с полосы, адаптивным круиз-контролем, дистанционной диагностикой и другим. Опытный образец данной машины можно было наблюдать в рамках уличной экспозиции выставки «КомТранс’2017». Но пора переходить от слов к делу, а точнее, к тест-драйву пассажирских новинок «Группы ГАЗ».

Вектор Next – 7,6 метровый каркасный автобус с мотором ЯМЗ-53443 и 5-ступенчатой КП, рассчитанный на 50 пассажиров для 21 из которых предусмотрены сидения

Тест-драйвКак уже было отмечено выше, на ходовые испытания были предоставлены три новинки: Вектор Next, ЛиАЗ Курсор и КАвЗ-4270. В компании уже сегодня отмечают повышенный интерес со стороны перевозчиков к новинкам, а явным фаворитом по популярности становится 7,6-метровая машина из Павлово – Вектор Next. В отличие от прежних ПАЗов — 672, 3205 и 3204, которые являлись полноценными автобусами малого класса с высоким уровнем пола и несущим кузовом, Вектор Next отсылает нас к первой модели автобуса, освоенной павловскими автобусостроителями в начале 50-х — ПАЗу-651. Он не имел несущего кузова и был построен на шасси грузовика ГАЗ-51. По тому же принципу построен современный Вектор Next, имеющий в своей основе шасси от «ГАЗона Next». За счет практически идентичной агрегатной базы автобус был быстро освоен в производстве и оказался чуть дороже модели 3205, но дешевле 3204. А по эргономике водительского места и управляемости он превзошел все прежние машины.

Для водителя в ПАЗе по традиции имеется отдельная дверь, за которой анатомическое сиденье на пневмоподвеске, регулируемая рулевая колонка и современная передняя панель

Неудачно расположен лишь замок зажигания справа на рулевой колонке, в который с непривычки можно врезаться коленом при посадке на место водителя. Многие элементы интерьера позаимствованы у нижегородских грузовиков поколения Next

Удобства для водителя начинаются, что называется, «с порога», благодаря тому, что доступ на водительское место организован через отдельную дверь, за которой скрывается сидение на пневмоподвеске, регулируемая рулевая колонка, а также компактный руль (такой же, как у ГАЗели Next). Единственное замечание — это расположенный справа на рулевой колонке замок зажигания, в который с непривычки можно врезаться коленом, пробираясь на водительское место. Отмечу сразу, что названный элемент унифицирован среди автобусной продукции «Группы ГАЗ» и не вызывает нареканий на тех моделях, где подход к водительскому месту организован через переднюю пассажирскую дверь (как на ЛиАЗах).

За счет «острого» руля, тяговитого турбодизеля и собранной подвески Вектор Next позволяет пройти круг по «Нижегородскому кольцу» в темпе небольшой городской легковушки

Комфортно устроившись за рулем и приметив уже знакомые по ГАЗели и ГАЗону Next щиток приборов, ручку КП и прочие элементы, стартуем. Связка 4-цилиндрового 150-сильного турбодизеля ЯМЗ-53443 вкупе с 5-ступенчатой механической КП ГАЗ C40R13 легко разгоняет пустую 6,2-тонную машину со второй передачи и уже к концу стартовой прямой «Нижегородского кольца» (а это всего 400 м) стрелка спидометра переваливает за 70 км/ч (V передача). Затем следует крутой поворот налево с заранее расставленными организаторами тест-драйва конусами, имитирующими упражнение «змейка». Автобус быстро и предсказуемо оттормаживается и проходит предложенные упражнения без сильных кренов и раскачки на 35-40 км/ч. Тут же раскрывается ещё одна сильная сторона нового ПАЗика — «острый» по автобусным меркам руль, делающий от упора до упора всего три оборота. Оставшуюся дистанцию спортивного трека автобус позволяет проходить со скоростью современной легковушки B-класса, и от этого становится по-настоящему страшно — что же будут вытворять на Векторах Next водители-лихачи, которые и сегодня на куда менее резвых и неудобных «маршрутках» вырываются в лидеры светофорных гонок?

ЛиАЗ Курсор — прямая противоположность Вектору: плавные реакции на газ, ощутимые крены в поворотах, убаюкивающая раскачка и «длинный руль»

Комфортному пребыванию за рулем способствует интуитивно настроенный «автомат» Allison и великолепная обзорность, но вот педаль тормоза очень тугая и неинформативная

Но яркие эмоции от Вектора Next умиротворяюще тонут в мягкой пневмоподвеске водительского сидения нового полунизкопольного ЛиАЗа Курсор. В этой 9,5-метровой городской полунизкопольной машине среднего класса всё настраивает на спокойный лад: это и отделенная от пассажирского салона перегородкой водительская кабина, и огромный по диаметру руль, и размеченный только до 120 км/ч (а не до 160 как на ПАЗе) спидометр, а также селектор автоматической КП. После перевода гидротрансформаторной 5-ступенчатой автоматической КП Allison в положение D, автобус неспешно набирает скорость, плавно покачиваясь в продольном направлении. Если заранее снять ногу с педали газа, то адаптивная АКП сама перейдет на пониженную передачу, не заставляя водителя прибегать к штатной тормозной системе. Хочется отметить, что установленный на тестовом «Курсоре» американский «автомат», даже в таких нетипичных для автобуса условиях эксплуатации, как спортивный автотрек, не разу не вызвал нареканий: без разрыва в передаче крутящего момента от двигателя к ведущей оси переключал передачи, всегда вовремя переходил на пониженный диапазон, да и в целом показался мне оптимальным вариантом для городского автобуса подобной размерности и массы. Конечно, крены в поворотах и при прохождении змейки тут гораздо ощутимее, чем в Векторе Next, да и реакции на педали и поворот руля по сравнению с ПАЗиком ощутимо более ватные, но будь у меня выбор между двумя названными автобусами, я бы не задумываясь выбрал ЛиАЗ Курсор и как водитель, и как пассажир. Ибо создатели наделили именно его всеми благородными повадками современных городских автобусов большого класса.

ЛиАЗ Курсор выпускается в двух исполнениях по компоновке салона: 3-дверном, полностью низкопольном и 2-дверном, с высоким полом сзади. На тест-драйве был именно второй вариант

Салон такого ЛиАЗа всем хорош, но ему не хватает нескольких поручней в задней части салона и места для коленок пассажира на последнем ряду сидений

Но в моем внутреннем рейтинге ЛиАЗу предстояло выдержать конкуренцию с ещё одной пассажирской машиной, предоставленной на тест-драйв. Это на 70 см более длинный одноклассник ЛиАЗа — полунизкопольный КАвЗ-4270. В отличие от уже испытанных мною серийных моделей от ПАЗа и ЛиАЗа, этот курганский автобус ещё числится в разряде опытных образцов, и хоть и является новинкой «Группы ГАЗ», носит на передке не общекорпоративную газовскую эмблему с оленем, а значок родного предприятия-изготовителя. КАвЗ вообще по минимуму унифицирован с другими автобусами «Группы ГАЗ». Например, несмотря на схожие массогабаритные характеристики с Курсором, у него оригинальный кузов, гипоидные мосты DANA, а не портальные ZF, 6-цилиндровый газовый двигатель Cummins BGe5 CNG, а не 4-цилиндровый ЯМЗ, шести, а не пяти диапазонная АКП и так далее.

Опытный 10,2-метровый КАвЗ-4270 по компоновке близок к Курсору, но оснащен обычными, а не портальными мостами, газовым мотором Cummins и 6-диапазонной АКП Allison

По пути к серийному производству агрегатная база КАвЗа ещё претерпит коррективы, но неизменными останутся две ступеньки на входе в салон и огромная внутренняя высота салона

В связи с этим едет и управляется КАвЗ не так, как ЛиАЗ. Например, в нём нет убаюкивающей продольной раскачки, свойственной новому ЛиАЗу. 6-ступенчатая АКП Allison не только управляется по-другому (кнопками на передней панели, а не рычагом справа от водительского сидения, как на ЛиАЗе), но и имеет иные настройки: переключения на повышенные передачи происходят заметнее, да и торможение двигателем при езде накатом менее эффективное, чем у ЛиАЗа. Из-за чуть более высокой посадки водителя в КАвЗе хуже ощущаешь габариты автобуса, да и в целом настройки подвески и рулевого управления в уральской машине показались мне чуть грубее, чем в подмосковной технике. А вот в чем КАвЗ безусловный лидер — это в настройке тормозов. В отличие от ЛиАЗа с его «дубовой» педалью тормоза и резким замедлением в самом начале хода педали, у курганского автобуса достаточно применить умеренное усилие на педаль, чтобы машина соразмерно приложенному усилию начала замедляться. Плюс на 4270 дополнительно установлен гидродинамический тормоз-замедлитель, экономящий штатную тормозную систему.

Водительское место в КАвЗе установлено выше ЛиАЗовского, управление 6-ступенчатой АКП вынесено на пульт. Настройка тормозной системы — наилучшее в тестовом трио

Высокие борта затрудняют обзорность пассажирам низкого и среднего роста в боковые окна с передних сидений. Зато поручней в достатке, как в передней, так и в задней частях салона

С точки зрения пассажирского комфорта автобусы примерно равны: у них достаточная ширина дверных проемов, удобные антивандальные сидения для непродолжительной городской поездки, большая площадь остекления и качественная сборка интерьера. При входе в ЛиАЗ нужно преодолеть всего одну ступеньку, тогда как в КАвЗ — две, зато в последнем есть система наклона кузова в сторону остановки kneeling. Кроме того, ЛиАЗу, несмотря на «частокол» поручней в передней половине салона, явно не хватает поручней над задними рядами, тогда как в КАвЗ они распределены по салоне более равномерно. Стоит отметить, что создателям сравниваемых машин пришлось пойти на компромиссы, вызванные полунизкопольной компоновкой своих автобусов. В ЛиАЗе Курсор таким компромиссом стал сильно урезанный по месту для колен сидящих пассажиров задний ряд сидений, буквально придавленный спинками предыдущего ряда. А в КАвЗе-4270 — высокая подоконная линия в передней части салона, из-за которой выглянуть в окно смогут только сидящие пассажиры ростом выше среднего.

В случае, если КАвЗ-4270 доберется до серийного производства, то базовым для него станет «всегазовский» 4-цилиндровый турбодизель ЯМЗ-534 (на фото), а не газовая «шестерка» Cummins

Но это несущественные мелочи, которые никак не должны повлиять на эффективность эксплуатации в целом удачных и комфортных автобусов «Группы ГАЗ». Остается добавить, что у всех трёх машин есть отличные рыночные перспективы, и если Вектор Next и ЛиАЗ Курсор уже доказывают это реальными продажами, то у КАвЗа-4270 есть на это хорошие шансы, ведь старт производства намечен на 2018 год.

dalnoboi.org

Санкт-Петербург, ЛиАЗ-5292.60 № 2146 — Фотобус

Постоянная ссылка на фото

Комментарии · 23
Molchun · Санкт-Петербург

Фото: 1

Это то самое положение руля, при котором колёса стоят ровно. Привет сборщикам завода ЛиАЗ.

wpwpr · Белгородская область

Фото: 397

Цитата (Molchun, 17.07.2014):> Это то самое положение руля, при котором колёса стоят ровно. Привет сборщикам завода ЛиАЗ.

Я на своем 5256 переставлял, тоже примерно так стоял.

HAV · Санкт-Петербург

Фото: 1981 · Редактор региона

Индикаторные лампочки ещё не перегорели и радуйся)

Фото: 23

Я тоже заметил на многих машинах подобное.Значит все-таки с завода так выходят или в процессе обкатки руль искривляется? У всех как здесь-на н45 градусов вправо где-то.

Нет фотографий

А что мешает в парке выровнять?

Фото: 23

Пофигизм.

Фото: 1

Если на всех так, то косяк не сборщиков, а конструкторов...

wpwpr · Белгородская область

Фото: 397

Цитата (Володя, 17.07.2014):> Если на всех так, то косяк не сборщиков, а конструкторов...

А причем тут конструтроры?

Фото: 1

Цитата (wpwpr, 17.07.2014):> А причем тут конструтроры?

Если в каком-нибудь месте рулевого есть шпонка - то от её положения будет однозначно зависеть положения рулевого колеса. Если везде шлицы - то да, конструкторы не при чём.

wpwpr · Белгородская область

Фото: 397

Цитата (Володя, 17.07.2014):> Если в каком-нибудь месте рулевого есть шпонка - то от её положения будет однозначно зависеть положения рулевого колеса. Если везде шлицы - то да, конструкторы не при чём.

Вот тут свами полностью согласен. Но скорее всего просто халатность сбрщиков. Да и самому переставить руль дело 5 минут, не такая это проблема.

andreev · Санкт-Петербург

Фото: 57

Цитата (wpwpr, 17.07.2014):> Да и самому переставить руль дело 5 минут, не такая это проблема.

Здесь скорее вопрос в том, что почему это должны делать в парке, а уже тем более водители. На новой то машине.

Фото: 16

Цитата (DIGWEED, 17.07.2014):> в парке выровнять?

как говорится "доработка напильником"

Molchun · Санкт-Петербург

Фото: 1

Понятное дело, что водители в таких случаях выравнивают сами. У нас ещё просто пока руки до этого не дошли. Но я тоже уверен, что это косяк сборщиков.

Нет фотографий

Цитата (Molchun, 17.07.2014):> Это то самое положение руля, при котором колёса стоят ровно. Привет сборщикам завода ЛиАЗ.

Это на каждом или только на 2146 ?

Фото: 67

Цитата (wpwpr, 17.07.2014):> Я на своем 5256 переставлял, тоже примерно так стоял.Тут нужно продольной рулевой тягой руль выставлять, а не перестановкой "баранки", иначе в одну сторону радиус поворота будет меньше.

Molchun · Санкт-Петербург

Фото: 1

Цитата (ВоДиЛа2287, 18.07.2014):> Это на каждом или только на 2146 ?

Да как-то не интересовался, но полагаю, что идеально ни у кого не выставлен.

EvcH · Москва

Нет фотографий

Цитата (Molchun, 17.07.2014):> Привет сборщикам завода ЛиАЗ.А на нефазе это было или нет?

Molchun · Санкт-Петербург

Фото: 1

Цитата (EvcH, 05.08.2014):> А на нефазе это было или нет?

На новом не было.

Alex38591 · Ленинградская область

Фото: 1

Это что за зелёная кнопочка с надписью "Linkoln"?

Фото: 53

Цитата (Кум, 19.07.2014):> Цитата (wpwpr, 17.07.2014):> > Я на своем 5256 переставлял, тоже примерно так стоял.> Тут нужно продольной рулевой тягой руль выставлять, а не перестановкой "баранки", иначе в одну сторону радиус поворота будет меньше.

Бред. Переставляя баранку, ты не как не сдвигаешь рулевую рейку. Руль закреплен обычной гайкой, вроде на 36. Если раскрутить эту гайку, ты не как не сдвинешь рейку.

Фото: 95

Цитата (Алексей Катышев, 20.04.2015):

> Бред.

Никакой это не бред, а самая что ни есть правда. В любом нормальном сервисе развал-схождение начинают делать с выставления руля по центру и только потом начинают крутить тяги. Делается это именно для того что б угол поворота колес был одинаковым.

Фото: 1

Цитата (Cерёга, 21.04.2015):> Делается это именно для того что б угол поворота колес был одинаковым.

ну кроме угла поворота есть ещё провода к бибикалке, кнопкам и подушке, которые при не ровном руле просто рвутся ну и комфорт поездки если руль не загораживает приборы выше.

Serginho · Пензенская область

Фото: 7641

А мы исправляли так...Выставляли колеса в прямолинейное направление.Отсоединяли карданный вал от углового редуктора рулевой коронки. Потом выставляли ровно руль и крепили карданный вал обратно,к угловому редуктору

Ваш комментарий
Вы не вошли на сайт.Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

fotobus.msk.ru

Новые автобусы ЛиАЗ — обзор — журнал За рулем

На Ликинском автобусном заводе наращивают выпуск современных низкопольных городских автобусов.

ЛиАЗ

ЛиАЗ

С середины 2000‑х годов ЛиАЗ, входящий в «Группу ГАЗ», поэтапно модернизировали. Сейчас в Ликине производят пятнадцать базовых моделей и около шестидесяти их модификаций. Самая свежая разработка — городские низкопольные автобусы, полностью соответствующие европейским требованиям. Кроме традиционного 12‑метрового ЛиАЗ‑5292 выпускают машины длиной от 9,5 м (ЛиАЗ‑4292) до 18,75 м (сочлененный ЛиАЗ‑6213).

Панель приборов смотрится современно, при этом она функциональна.

Панель приборов смотрится современно, при этом она функциональна.

Урбан-эстетика

Красивый городской автобус — это фактически те же самые «малые архитектурные формы», которые украшают наши улицы. Были времена, когда ЛиАЗы не особо радовали глаз. И дело не в дизайнерских изысках — облезала краска, появлялись дырки в кузовных панелях, на ступенях и даже в полу. Теперь всё иначе. Сваренный кузов каждого автобуса проходит катафорезное грунтование в восьми ваннах с полным погружением. Боковины кузова — из стальных листов с двухсторонней оцинковкой; они натянуты с предварительным нагревом, а затем приварены. Получается очень ровно, без вмятин и пузырей, красиво и долговечно. Кроме того, на современных ЛиАЗах арки колес изготавливают из нержавеющей стали, поэтому завод гарантирует отсутствие сквозной коррозии кузова в течение двенадцати лет.

Кресла — антивандальные, импортные или отечественные. Повредить пластиковые панели интерьера сложно, а чистить и мыть — просто.

Кресла — антивандальные, импортные или отечественные. Повредить пластиковые панели интерьера сложно, а чистить и мыть — просто.

Современный облик ликинским автобусам придают вклеенные стекла. Такая технология к тому же повышает жесткость кузова. За микроклимат отвечают кондиционер и независимые отопители. Кресла — антивандальные, импортные или отечественные. Повредить пластиковые панели красивого интерьера сложно, а чистить и мыть — просто. Благодаря низкому полу шагнуть в салон нетрудно даже пожилым пассажирам. Кочки скрадывает пневмоподвеска.

Наши силы

На большинство ЛиАЗов устанавливают двигатели ЯМЗ‑536 с автобусным навесным оборудованием.

На большинство ЛиАЗов устанавливают двигатели ЯМЗ‑536 с автобусным навесным оборудованием.

Материалы по теме

Двигатели для автобусов, выпускаемых в Ликине-Дулёве, производит ЯМЗ. Эти моторы — плод совместной работы яро­славцев и австрийской компании AVL. Шестицилиндровый ЯМЗ‑536 рабочим объемом 6,65 л развивает мощность 240–312 л.с., четырехцилиндровый ЯМЗ‑534 объемом 4,3 л выдает 190–210 л.с.

В ноябре 2016 года в Ярославле поставили на конвейер двигатели ЯМЗ‑534 CNG и ЯМЗ‑536 CNG (от 150 до 312 л.с.). Аббревиатура CNG обозначает сжатый природный газ (англ. compressed natural gas). Оба мотора не склонны к перегреву и найдут применение на грузовиках и автобусах, предназначенных именно для эксплуатации в городе.

Топливная система — бошевский common rail, давление впрыска составляет 1800 бар (с возможностью увеличения до 2000 бар). Для соответствия требованиям экостандартов Евро‑4 и Евро‑5 моторы оснастили системой рециркуляции отработавших газов (EGR) с жидкостным охлаждением. По экономичности двигатели семейства ЯМЗ‑530 способны конкурировать с зарубежными, при этом на 20–30% дешевле. Заявленный ресурс дизельных «четверок» — не менее 700 тысяч километров, «шестерок» — 900 тысяч.

Новые моторы существенно снизили уровень шума и вибраций в задней части автобуса по сравнению с прежними моторами Cummins и Caterpillar.

ЛиАЗ

ЛиАЗ

Не переключайтесь

Автоматические коробки передач на новых ЛиАЗах импортные — ZF EcoLife с электронным управлением либо Allison Transmission Т2100 или Т270. Обе 6-ступенчатые, с блокировкой гидротрансформатора на каждой передаче. Гидротрансформатор используется и как тормоз-замедлитель, причем его интегрируют в рабочую тормозную систему, что позволяет беречь колодки. Еще один автомат — 4-ступенчатый Voith Diwa D 864. Импортные коробки заметно поднимают цену автобуса, но «Группа ГАЗ» уже работает над собственным семейством автоматов с гидротрансформатором.

На ликинских низкопольниках установлены ведущие портальные мосты ZF с хитрыми бортовыми редукторами. Схематически они схожи с армейскими мостами «уазиков» и вседорожников Benz Unimog. Такие мосты позволяют опустить пол с высоты 405 мм от земли до 205 мм — конечно, при использовании соответствующих шин.

Появятся ли отечественные портальные мосты? Есть надежда, что их выпуск освоят в Чувашии, на Канашском автоагрегатном заводе, входящем в «Группу ГАЗ».

ЛиАЗ-429260-60 4×2
ЛиАЗ-529265 4×2
ЛиАЗ-621365 6×2

Длина/ширина/высота

9500/2500/2938 мм

12 400/2500/2880 мм

18 750/2500/2880 мм

Радиус разворота

8,9 м

11,0 м

12,2 м

Снаряженная/полная масса

н.д./13 150 кг

10 500/18 000 кг

15 730/28 000 кг

Допустимая нагрузка на переднюю/заднюю ось

4200/8950 кг

6500/11500 кг

7100/9700/11 200 кг

Пассажировместимость/количество сидячих мест

75 чел./18 + 1

108 чел./28 + 1

193 чел./33 + 1

Двигатель

ЯМЗ-534030 (Евро-5), 4,43 л; 210 л.с. при 2300 об/мин; 730 Н·м при 1300–1600 об/мин

ЯМЗ-53633 (Евро-5), 6,65 л; 276 л.с. при 2300 об/мин; 1250 Н·м при 1300–1600 об/мин

ЯМЗ-53613 (Евро-5), 6,65 л; 310 л.с. при 2300 об/мин; 1221 Н·м при 1300–1600 об/мин

Запас топлива

180 л

220 л + 70 л

220 л + 220 л

Трансмиссия

ведущий мост — ZF AV110, портальный, с центральным коническим редуктором; коробка передач — ZF 6AP-1000B, А6 с ГМП

ведущий мост — ZF AV133, портальный, с центральным коническим редуктором, с двухпоточными бортовыми редукторами; коробка передач — ZF 6AP-1400B, А6 с ГМП

Ходовая часть

передняя подвеска — независимая, пневматическая, с двумя пневмобаллонами, задняя подвеска — зависимая, с четырьмя пневмобаллонами; тормоза — пневматические, двухконтурные, дисковые, с ABS и с ASR; шины — 265/70 R19,5

передняя подвеска — зависимая, пневматическая, с двумя пневмобаллонами, задняя подвеска — зависимая, с четырьмя пневмобаллонами; тормоза — пневматические, двухконтурные, дисковые, с ABS и с ASR; шины — 275/70 R22,5

передняя подвеска — зависимая, пневматическая, с двумя пневмобаллонами, задняя подвеска — зависимая, с четырьмя пневмобаллонами; тормоза — пневматические, двухконтурные, дисковые, с ABS и с ASR; шины — 275/70 R22,5

Фото: Николай Клочков и ЛиАЗ

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

www.zr.ru


Смотрите также