Как выбрать джойстик, руль или геймпад? Руль геймпад это


Как выбрать джойстик, руль или геймпад?

Этой статьей наш сайт продолжает целый цикл полезных материалов, целью которых станет облегчение выбора какого-либо товара из тысяч предложенных на рынке вариантов. Согласитесь, выбор конкретной модели какого-то устройства всегда отнимает много времени, которое можно потратить с пользой. В сегодняшнем материале мы поговорим о выборе игровой периферии - джойстиков, рулей и геймпадов.

Введение

Каждый игрок знает - для наслаждения всеми новинками и старыми хитами индустрии видеоигр недостаточно одних лишь клавиатуры и мыши. Многие игры рассчитаны в первую очередь на управление с помощью геймпада домашней консоли или даже с помощью специального руля или джойстика (в случае авиасимуляторов и гонок).

С помощью геймпада от Xbox или PlayStation многим гораздо удобнее играть в игры самых разных жанров - например, гонки, футбольные симуляторы или файтинги. Расположенные на геймпадах аналоговые "стики" и "курки" позволяют более плавно указывать, скажем, направление удара или мощность тяги двигателя, что делает игровой процесс более приятным и сбалансированным. Кроме того, геймпад гораздо проще взять с собой на диван или в кресло, если ваш игровой ПК подключен к телевизору.

Энтузиасты симуляторов предпочитают использовать для игр не только геймпады, но и специальные устройства - рули и джойстики. Если вы всегда мечтали стать первоклассным виртуальным гонщиком или пилотом, то без них не обойтись - по общему мнению, именно отдельные девайсы такого типа обеспечивают лучшие результаты в соответствующих играх.

В следующем разделе мы расскажем о главных характеристиках рулей, джойстиков и геймпадов, а после - представим вашему вниманию 10 лучших моделей-представителей игровой периферии.

Основные характеристики джойстиков, рулей и геймпадов

Тип

Самые популярные типы игровых контроллеров - геймпад, джойстик и руль. Геймпад универсален - его можно использовать в качестве замены как клавиатуры с мышью, так и вместо джойстика или руля. Джойстики и рули же предназначены для тех, кто хочет добиться максимальных реалистичности и погружения в игры-симуляторы авиации и гонок. При этом в продаже есть как дешевые модели для тех, кто только начинает интересоваться этими жанрами, так и сверхдорогие и многофункциональные модели для экспертов, создание которых идет вместе с известными пилотами или гонщиками.

Проводные и беспроводные модели, источники питания

Многие геймпады являются беспроводными - для связи с ПК они используют Bluetooth или радиоканал. Беспроводные рули и джойстики встречаются куда реже - они предназначены для игры за столом или в специальном кресле, что подразумевает легкую доступность провода.

Беспроводные геймпады в большинстве случаев никак негативно не повлияют на игровой процесс, но избавят вас от лишних длинных проводов - расслабиться на диване с беспроводным контроллером куда проще.

Поддерживаемый API

Большая часть игровых контроллеров поддерживает API DirectInput, входящий в состав DirectX. Это набор программных инструментов, с помощью которых ОС "общается" с девайсом и понимает команды, которые с него поступают.

Некоторые геймпады, джойстики и рули поддерживают еще один API - XInput (или оба сразу, но такие модели встречаются довольно редко). Контроллеры с поддержкой одного лишь XInput лучше избегать - этот API разработчики почти не берут в расчет, в результате чего с каждой новой игрой XInput-девайс придется "дружить" заново.

Совместимость с ПК и консолями

Тут все просто: если вы планируете использовать геймпад или другой контроллер со своим ПК, то убедитесь в том, что он поддерживает эту возможность. К примеру, геймпад Dualshock 4 от PlayStation 4 получил ПК-драйвера далеко не сразу после выхода на рынок.

То же касается и обратного случая - геймпад Dualshock для PlayStation не получится использовать с Xbox, а геймпад для Xbox не получится использовать с PlayStation.

Виброотдача и обратная связь

Виброотдача позволяет в некотором смысле почувствовать внутриигровые события на себе - с помощью специальных моторчиков геймпад или другой контроллер вибрирует, сигнализируя, например, о езде по неровной дороге или о пулях, попадающих в вашего персонажа. Подавляюшее большинство игровых контроллеров виброотдачу поддерживают, и ее почти всегда можно отключить по желанию.

Продвинутые модели рулей и джойстиков поддерживают еще и обратную отдачу, которая имитирует сопротивление при повороте колес или наклоне самолета.

Число стиков, крестовина, кнопки

Современные геймпады всегда оснащаются двумя аналоговыми стиками (мини-джойстиками), крестовиной и четырьмя основными кнопками вида A/B/X/Y, а также четырьями дополнительными кнопками/курками на заднем торце. Больше кнопок размещать на них смысла почти нет - все разработчики игр ориентируются на типовые контроллеры от Xbox и PlayStation.

С джойстиками и рулями интереснее - на них количество элементов управления может серьезно различаться. Естественно, чем больше на джойстике расположено кнопок и переключателей, тем реалистичнее будет выглядеть управление виртуальным самолетом, а игроку реже придется обращаться к клавиатуре.

В более дорогих моделях могут использоваться дополнительные ручки, несколько педалей, коробка передач и многое другое - все это позволяет еще в большей степени почувствовать себя гонщиком или пилотом.

Количество осей джойстика

В дешевых джойстиках для авиасимуляторов используются 2-3 оси - например, для крена, тангажа и регулировки тяги. Более дорогие модели могут использовать 5-7 осей, на которые можно назначить доволнительные действия - управление закрылками, шасси, камерой и многими другими функциями.

Материал оплетки руля

Самый популярный материал, который используется для оплетки - резина. Более дорогие модели могут использовать натуральную кожу или замшу.

Детектор движения

Некоторые контроллеры оснащаются внутренним датчиком движения, который позволяет управлять играми более активно. К сожалению, в случае с ПК-контроллерами эта функция практически нигде не используется - подавляющее большинство таких контроллеров работают только с определенными консолями и определенными играми.

10 лучших джойстиков, рулей и геймпадов

Mad Catz F.L.Y. 5 Stick

Отличный джойстик для начинающих авиаторов - недорогой, качественный и обладающий 12 кнопками. К сожалению, никаких дополнительных "фич" вроде виброотдачи в нем нет.

Thrustmaster HOTAS Warthog

Самый продвинутый джойстик на рынке по мнению многих специалистов и реальных пилотов. 10 (!) осей, 28 кнопок, четыре переключателя, ручка тяги, премиум-материалы и огромная стоимость. Выбор энтузиастов.

Saitek X52 Pro Flight System

Гораздо более доступная модель с ручкой тяги, девятнадцатью кнопками, семью осями и тремя переключателями. Также рассчитана на энтузиастов-авиаторов.

Logitech Extreme 3D Pro

Бюджетная модель с привлекательным дизайном, четырьмя осями, одним переключателем и двенадцатью кнопками. Подойдет любому начинающему авиалюбителю.

Logitech G27 Racing Wheel

Довольно крупный руль премиум-класса с тремя педалями, коробкой передач, восемнадцатью кнопками и поддержкой консолей PlayStation 2 / PlayStation 3. Полностью оправдывает свою высокую стоимость.

Logitech Driving Force GT

Более доступный руль: две педали, не такая продвинутая коробка передач и меньшее количество кнопок, чем у G27. Также поддерживает работу с PlayStation 2 и PlayStation 3.

Microsoft Xbox One Wireless Controller

По мнению многих экспертов - лучший геймпад для использования с ПК на данный момент. Практически идеальный дизайн контроллера Xbox 360 (о котором ниже) конструкторы Microsoft сделали по-настоящему удобным. Стоит отметить, что полноценная поддержка этого геймпада на уровне ОС есть только в Windows 10.

Microsoft Xbox 360 Controller

Лучший выбор для тех, кто стеснен в средствах. Отлично покажет себя в любых современных играх, прочен, дешев и удобен.

Sony Dualshock 4

Для тех, кому больше нравится симметричное расположение стиков. Геймпад от PlayStation 4 тоже признан весьма удобным, хоть он и немного меньше соперника от Microsoft (то есть подойдет тем, у кого не слишком крупные ладони). К сожалению, поддержки сенсорной панели на ПК пока нет, да и драйвера работают не всегда правильно.

Thrustmaster GPX LightBlack

Один из лучших вариантов геймпада от Xbox 360. Хорошо подойдет для казуальных любителей гонок и тех, кому нужен еще один геймпад для консоли.

Заключение

Надеемся, что эта статья помогла вам разобраться с непростой задачей выбора джойстика, руля или геймпада. В следующей статье речь пойдет о блоках питания для ПК!

review.1k.by

Геймпад и джойстик - это одно и то же?

Сфера компьютерных игр ширится с каждым днем. На рынок выходят все более новые и сложные проекты, которые позволяют с головой окунуться в фантастические миры, побывать в вымышленных местах и стать кем угодно. Некоторые видеоигры для полноты погружения требуют специальный контроллер – джойстик. Это позволяет прочувствовать всю динамику и получить новые эмоции. Но далеко не все понимают особенности средств управления и очень часто их путают.

Джойстик или геймпад

Джойстик очень часто путают с геймпадом, хотя эти устройства имеют совершенно разное строение и назначение. Геймпад – это кнопочный пульт управления. Манипулирование игровыми героями осуществляется нажатием на клавиши, вращением специальных «стиков» и даже изменением положения манипулятора. Представленное оборудование используется во всех современных игровых приставках и является универсальным – позволяет наслаждаться любыми играми.

В свою очередь, джойстик – это приспособление для ввода информации в игровое устройство. Оно представляет собой качающуюся в двух направлениях ручку. Очень собой напоминает штурвал современных самолетов-истребителей, посему используется для игры в авиасимуляторы. Нормально насладиться проектом без него не получится.

джойстик это

Основные отличия

Главное отличие между геймпадом и джойстиком состоит во внешнем виде – различить их сможет каждый. Более того, второй манипулятор более массивный, требует устойчивую подставку для управления (столешницу, гладкий пол), на которой фиксируется специальными креплениями. Игровые пульты же помещаются в руках.

Второе отличие заключается в способе управления. Требуется всего одна рука, чтобы объект видеоигры выполнял действия, которые отдает джойстик. Это очень удобно и часто используется вместе с дополнительными контроллерами: педалями, ручкой переключения скоростей.

Джойстик xbox 360Для игры с геймпадом обязательно требуются обе руки: одна руководит движением, а другая – обзором и другими действиями над главным героем. Это же устройство выполняет функцию обратной связи – при свершении определенных игровых событий появляется вибрация.

Другим важным отличием является тип проектов, под которые предназначены эти виды контроллеров. Геймпад можно использовать для любых игр, а вот джойстики созданы специально для симуляторов управления космическими кораблями, подводными лодками и самолетами.

Причины путаницы

Путаница между устройствами возникла во времена появления игровой приставки от Nintendo – NES. Джойстик – это основной манипулятор, который использовался в «первобытных» компьютерных играх, а японская компания ввела совершенно новый вид контроллеров – геймпады - и сумела их популяризировать. Но тогдашним геймерам было привычнее все называть «джойстиками».

Вторая причина путаницы состоит в кнопках, расположенных на игровом пульте. Как отмечалось ранее, для управления обзором и движением используются стики, которые вращаются в нескольких направлениях. По своему начертанию они напоминают «штурвалы» самолетов, джойстики. Вскоре их так и стали называть, а вместе с ними и контроллер.

Контролеры для современных игр

Сейчас на рынке современных устройств можно найти как джойстик для ПК, так и для консолей - XBOX 360, PS3 и других представителей. Наиболее распространены устройства для персональных компьютеров – они обладают универсальным штекером USB, подходят для большинства машин и обладают приемлемой ценой.

джойстик для пк

Цена на джойстики для современных игровых приставок гораздо выше, чем у предыдущих представителей, но они не требует дополнительных манипуляций со стороны пользователя: установку драйверов, настройку, назначение клавиш. Более того, джойстик Xbox 360 подходит и для персональных компьютеров.

На чем остановиться?

Выбирая контроллер для себя, определите то количество игр, в которое вы сможете играть с данным устройством. Геймпады позволят насладиться большинством современных игр, особенно приятно с ними играть в слэшеры и файтинги, а вот в шутерах возникнут некоторые сложности с прицеливанием.

джойстик ps3

Если же вы хотите воплотить детскую мечту и стать пилотом, хотя бы на компьютере, то ваш выбор очевиден – выбирайте джойстик. PS3, XBOX и ПК игры позволят вам прокатиться верхом на драконе. Для других же проектов лучше ограничиться более традиционными манипуляторами.

fb.ru

Чем отличается геймпад от джойстика

«Хлеба и зрелищ!» – знаменитое выражение древнего сатирика, сказанное в адрес римского народа, находит свое отражение и в нынешней жизни. Испокон веков спортивные игры как зрелище привлекали огромное количество людей. Но в 80-х годах прошлого века с развитием компьютеров и цифровых технологий появилась особая виртуальная игровая индустрия. Игровые автоматы и консоли, клубы и киберспортивные соревнования – все это объединяет нынешнее сообщество геймеров, не представляющих свою жизнь без виртуальных баталий. Обилие разножанровых игр дало возможность каждому производителю найти свою нишу, а большой выбор игровых аксессуаров и вовсе разнообразил игровой процесс геймеров. Появление различных джойстиков, рулей, игровых манипуляторов и шлемов виртуальной реальности позволило миллионам людей окунуться в игровой мир, не отрываясь от дивана. Но большая часть геймеров даже и не подозревают, чем отличается геймпад от джойстика. Ведь для них это два одинаковых устройства. Так ли это, выясним в данной статье.

Немного об устройствах

Геймпад

Геймпад (англ. gamepad) – один из видов игрового манипулятора, представляющий собой пульт с кнопками, удерживаемый преимущественно двумя руками. На левой части пульта, как правило, находится крестовина для управления персонажем (кнопки вправо, влево, вперед, назад), а на правой части – кнопки действий (стрельба, прыжки, удары и прочее). В управлении большинства геймпадов задействуются как большие пальцы рук, так и указательные (курки в «дуалшоках»).

Джойстик

Джойстик – (англ. joystick) – игровой контроллер в виде небольшой рукоятки на подставке с набором дополнительных клавиш, кнопок и курков. Управление осуществляется в двух плоскостях преимущественно одной рукой. Из-за незнания этимологии слова и предназначения данного типа манипулятора джойстиком называют геймпады консолей Sony PlayStation и Xbox, а также игровых приставок Dendy и Sega.

Таким образом, отличие геймпада от джойстика заключается как во внешнем виде, так и в способах управления, ввода информации.

к содержанию ↑

Сравнение

Большая часть игровых манипуляторов выпускается под отдельные игровые жанры. Так, руль с педалями предназначен в основном для игр жанра racing, контроллер консоли Wii – для спортивных тайтлов, а джойстик используется геймерами в авиационных симуляторах и космосимах. И только геймпады являются универсальными аксессуарами, позволяющими управлять персонажем в разножанровых играх, будь то спортивный симулятор, экшен или гонка.

Благодаря компании Nintendo и ее приставке NES геймпады обрели небывалую популярность. Расположение кнопок «крестовина управления – слева» и «блок кнопок действий – справа», предложенное вышеуказанной компанией в ее первой консоли, стало неким эталоном в игровой индустрии. В дальнейшем конфигурация не изменялась, увеличилось лишь количество кнопок. Так, к геймпаду добавились курки, расположенные на задней грани корпуса и управляемые указательными и средними пальцами. Затем присоединились своеобразные аналоговые стики или небольшие многопозиционные джойстики, имитирующие кнопки действий и управления персонажем. Именно из-за этих аналоговых стиков многие стали называть геймпады джойстиками.

Так в чем разница между геймпадом и джойстиком? Внешний вид, различное предназначение, способы управления – все это отличает один вид контроллера от другого. Но не стоит забывать и о цене игрового манипулятора. Несмотря на развитие мобильного сегмента игровой индустрии, консоли и персональные компьютеры по-прежнему популярны среди геймеров. Приобретая тот или иной игровой аксессуар, геймеры обращают внимание не только на дизайн, функциональность, но и на цену устройства. Минимальная стоимость геймпада значительно ниже ценника самого дешевого джойстика.

к содержанию ↑

Таблица

ДжойстикГеймпад
В основном предназначается для игр жанра «авиасимулятор»Подходит для игр различных жанров
Для управления джойстиком достаточно одной рукиУдерживается и управляется двумя руками, как правило, в управлении задействованы большие и указательные пальцы
Джойстики популярны лишь среди любителей авиасимов и фанатов космических сагБольшая популярность среди геймеров, возможность подключения геймпада к любому устройству с интерфейсом USB
Высокая стоимостьСтоимость контроллера значительно ниже

thedifference.ru

Рули, джойстики, геймпады - отзывы покупателей о товарах

Беспроводной, Li-Ion АКБ, достаточно лёгкий. И, лично для меня, достоинство - снизу кнопки, а не триггеры. Более-менее приличный пластик, и есть тач-софт по всему корпусу (прикольно). Работает в обоих системах ввода - эмуляторы не нужны. (По умолчанию - D-input).

Форма корпуса неудобная, плоскости некоторых кнопок и углы наклона и расхождения рукояток, по отношению к плоскости кнопок (особенно L2, R2) - совершенно 'от балды' сделаны, факт. Срабатывание кнопок нечёткое - из-за плохих подложек.

Джойстики 'резкие'. Те, кто написал, что 'плавные' - просто плавных не видел. Иногда это не важно - но есть игры, в которых очень даже важно, и сразу возникают вопросы, ответ: дешёвые 3D аналоги делают устройство доступнее по цене. Хотя, на мой взгляд, в данном случае, можно было и не экономить на ключевых деталях. Зато геймпад стал бы на порядок интереснее, привлекательнее. Решение всего одно: перепайка 3D аналогов на качественные. Процедура не из простых, да и качественные найти ещё надо. Конструкция, реально, 'недодуманная'. Однако внешне выглядит неплохо. Кнопки над триггерами, может быть, не вполне удобно расположены - но это далеко не главная проблема его конструкции (это вообще не проблема, я считаю - привыкнуть можно). А проблемы, таки, есть. 1. Кнопки '1-2-3-4' выполнены не в одной плоскости, а 'холмиком', типа, как на Xbox360 GP. Но есть существенная разница. На X360 GP плоскость кнопок 'скругляется' вправо/вниз. А на Scorpion L1 'холмик смотрит вершиной строго вверх'. Т.е. кнопки '1' и '4' (они же 'Y' и 'X', соответственно) - для нажатия плохо доступны, и утапливаются, при нажатии, практически, полностью, из-за недостаточно высокой подложки. Данный момент 'лечится' подбором других подложек, которые будут чуть повыше. 2. Стики (это пластиковые 'грибы', а не весь механизм джойстика) - слишком высокие, для такой конструкции. Удобно это будет только пианисту. С 'обычными' руками 'грибы' надо обязательно менять (чтоб пальцы не уставали) - но отдельно их заменить не выйдет. При разборе выглядит, как средние подделки под DS3: АКБ прилеплена к плате на кусок полимерной 'подушки', контакты АКБ неразъёмные (для замены нужен паяльник и прямые руки). Но - работает ))) Громоздкий приёмник-передатчик, на коротком проводе, с ярко-красным светодиодом - это вообще, ИМХО, 'колхоз' какой-то. Но - работает ))) Итог: попытка интересная - но недостаточная. Если 'допилить' - становится заметно лучше. Но возможно плохое срабатывание L2 и R2, из-за их 'неуместно гнутой' формы.

viberi-verno.ru

Геймпад - это... Что такое Геймпад?

Игровой пульт (геймпад, джойпад) — тип игрового манипулятора. Представляет собой пульт, который удерживается двумя руками и в то же время можно использовать геймпад который в свою очередь используется одной рукой, для контроля его органов управления используются большие пальцы рук (в современных геймпадах также часто используются указательный и средний пальцы).

Геймпады обеспечивают взаимодействие между игроком и игровой приставкой. Тем не менее, геймпады используются и на персональных компьютерах, хотя пользователи в большинстве случаев предпочитают использовать привычные клавиатуру (обычную или игровую) и мышь. Стандартное исполнение геймпада таково: под левой рукой кнопки направления (вперёд-назад-влево-вправо), под правой — кнопки действия (прыгнуть, выстрелить).

Во многих современных контроллерах совместно с направляющими кнопками используются аналоговые стики. Впервые подобное решение было представлено на контроллере Emerson Arcadia 2001, но обрело популярность среди игроков только после появления консолей Nintendo 64, Sony PlayStation и Sega Saturn.

Органы управления

Повсеместно применяемые

  • D-pad (англ. direction — направление) — кнопка-крестовина, объединяющая в себе четыре (иногда восемь). Предназначена для управления движением.
  • Кнопки действия (англ. action buttons) — дают возможность взаимодействовать с объектами игрового мира. Взять, кинуть, зацепиться, выстрелить и т. д.
  • Триггеры — кнопки, располагаемые под указательными пальцами (часто отвечают за стрельбу). На геймпадах появились с увеличением сложности игр, дабы отделить функцию стрельбы от общих действий. Нередко к триггерам привязываются и другие функции, которые удобно отделять от основных функций, привязанных к кнопкам действия.
  • Аналоговый стик — представляет собой выступающую часть на базе контроллера, от положения которой зависит результат управления. Основная функция — ориентирование в трёхмерном пространстве. Лишён каких-либо дополнительных кнопок. Исключение составляет возможность нажатия на сам стик. Данная функция используется для дополнительных действий, расширяя тем самым функциональность устройства.
  • Cлужебные кнопки Start, Select, Mode, Back — кнопки, обеспечивающие контроль за самим игровым процессом (пауза во время игры, вызов меню опций игры, смена режима работы геймпада).

Опциональные

  • Обратная связь, функция вибрации — предусмотренная в геймпаде возможность, усиливающая активные события в момент игрового процесса (взрывы, удары и пр.) посредством работы вибромотора.
  • Некоторые модели, как например Space Orb, имеют встроенный трекбол.
  • В некоторых моделях присутствует высокоточная рулевая ось, упрощающая игру в автосимуляторы.

Nintendo

NES: D-pad

Геймпад для Famicom

Внешне, контроллер NES (Nintendo Entertainmen System) напоминал кирпичик. Техническая реализация была столь же проста, как и его форма. Две кнопки действия (А и B), кнопки Start и Select, и наконец D-pad. Форма кнопки была запатентована и являлась модификацией Milton Bradley’s Cosmic Hunter Dpad. Впервые она нашла применение в серии карманных игр Nintendo «Game and Watch» (в СССР аналогом игр стала серия «Электроника»: Хоккей, Веселый повар, Тайны океана, Автослалом, Ну, погоди!). Ближе к закату эпохи NES, перед выпуском AV Famicom и NES2, «кирпичик» превратился в «собачью косточку», напоминая по форме будущий контроллер для Super Nintendo.

Контроллеры Famicom отличались от NES иным дизайном. На втором контроллере вместо кнопок Start и Select, размещался микрофон, задействованный лишь в нескольких играх. Ко всему прочему, отсутствовала возможность отключения контроллеров от консоли.

Super Nintendo Entertainment System (SNES): Внедрение вспомогательных кнопок

Геймпад для SNES

Более скругленная форма «собачей косточки», кнопки X и Y (в дополнение к старым A и B), расположенных ромбом, а также вспомогательные клавиши L и R, под указательными пальцами (с тех пор включенных в конфигурацию многих других контроллеров) — таким предстал перед всеми геймпад для Super Nintendo. Известен тот факт, что версия манипулятора для Северной Америки отличается от подобной для Японии или Европы. В то время как кнопки A,B,X и Y последних имели выпуклую форму и окрашены в разные цвета, в американском варианте, те же кнопки были вогнутыми и ограничивались двумя цветами: фиолетовым (А,B) и сиреневым(X,Y).

Virtual Boy: Двойной D-pad

Геймпад Virtual Boy

Весьма интересная разработка геймпада была представлена Nintendo для консоли Virtual Boy. Использовавшая эффект параллакса, для наиболее правдоподобного воспроизведения трехмерной картинки на плоском экране, консоль обладала специальным контроллером, включавшим в себя две кнопки направления движения — D-pad. Один из них отвечал за повороты объекта вокруг своей оси и дополнительные действия, другой обеспечивал движения по плоскости. Подобный принцип двойного контроля (dual control), был использован позднее, в манипуляторах с аналоговыми стиками приставок шестого поколения, и в частности, в системе GameCube.

Nintendo 64: Аналоговые стики на геймпаде

Геймпад N64

Одновременное использование аналоговых стиков и D-pad, стало доступным на консоли Nintendo 64. Геймпад системы обладал привычными кнопками A, B, L и R, а также триггером на его тыльной стороне. Четыре кнопки, объединенные под маркером «C», отвечали за контроль положения виртуальной камеры в играх. Ко всему прочему, контроллер предоставлял возможность использовать дополнительные устройства, расширяющие его функциональные свойства. К ним можно отнести Rumble Pak, отвечавший за вибрацию геймпада, карту памяти для сохранения игр, а также микрофон.

Форма контроллера была выполнена в необычной форме трезубца, что позволяло держать его тремя разными способами. Наиболее распространенный — левая рука на центральном зубце, её большой палец управляет аналоговым стиком, указательный зажимает «Огонь/Триггер». Правая рука держит правый зубец и отвечает за основные кнопки на лицевой стороне геймпада, а также кнопку R.

GameCube: Два аналоговых стика и беспроводной контроллер

Два аналоговых стика, D-pad и четыре главных кнопки на лицевой стороне. Важное нововведение касалось кнопок L и R, которые теперь обладали повышенной чувствительностью и об их полном нажатии свидетельствовал тихий щелчок. Кнопка Z располагается над клавишей R.

Позже, Nintendo представила Wavebird — беспроводной манипулятор использовавший доработанную радиочастотную технологию (исключив возможное влияние низкочастотных помех на работу устройства) контроллеров Atari Wireless RF. Wavebird отличался от предыдущей модели геймпада отсутствием вибромотора (что позволило сохранить длительность работы батареек). В среднем же, двух источников питания АА хватало примерно на 100 часов игры.

DS: Сенсорный экран

Nintendo DS не первая консоль, в которой был реализован сенсорный экран. Это касается, как средства управления, так и использования сенсорного экрана в видеоигровых системах вообще. Но, безусловно, консоль является одним из ярких примеров подобного решения. Nintendo объединила сенсорный экран со стандартными кнопками управления и используя стило (перо), пользователь получает возможность альтернативного управления.

Wii: Новый тип контроллера

Контроллер Wii в сравнении с другими обладает нетрадиционными чертами. По внешнему виду он больше напоминает пульт дистанционного управления от обычного телевизора (официально он так и называется Wii Remote) и включает целый ряд особенностей, наиболее значимые из которых, сенсор движения и определения положения в пространстве, что позволяет системе распознавать движения по всем осям координат, включая вращение.

Контроллер мультифункционален и обеспечивает возможность подключения различных дополнительных устройств. Для использования другой рукой, аналоговый стик представлен отдельным устройством и обладает двумя триггерами. При этом, было анонсировано приложение в виде традиционного контроллера, которое будет служит не просто дублером «классического контроллера», но ещё и дает возможность использовать сервис Virtual Console. На смену привычным кнопкам Start и Select, пришли кнопки -, home и +.

Sega

Sega Master System

Геймпады Sega Master System с дополнением в середине D-pad и без него

Геймпады Master System имеют схожий вид с контроллером NES, но в отличие от него, D-pad выполнен в форме квадрата, а не креста. Кнопок Start и Select нет вообще. Две кнопки отвечающие за действия, пронумерованы как «1» и «2». При этом «1» дублирует кнопку «Старт». Игры на Master System входили в режим паузы только через нажатия специальной кнопки на корпусе консоли. В нескольких ранних моделях контроллеров в середине D-pad был встроено небольшое дополнение, которое при нажатии придавало геймпаду большее ощущение сходства с джойстиком. Обычный же джойстик для системы был выпущен позже. Важно отметить, что, в отличие от Nintendo, Sega использовала для своих контроллеров универсальное соединение DE-9, позволявшее использовать эти геймпады на других игровых системах.

Sega Genesis/Mega Drive

Уже в Mega Drive/Genesis контроллер обладал восьминаправленным D-pad, кнопкой Старт и тремя кнопками действия. Трех кнопок было достаточно для первых аркадных игр вроде Golden Axe. Однако, появление «файтингов» послужило поводом для релиза шестикнопочной версии контроллера. Значительно меньший по размеру, он обладал дополнительными тремя кнопками над рядом основных (так называемая раскладка «Street Fighter»), а также кнопкой Mode располагавшейся под правым указательным пальцем. Её необходимость была обусловлена тем, что некоторые игры были несовместимы с новым контроллером (например John Madden Football and Olympic Gold). В момент загрузки консоли, при демонстрации логотипа Sega, необходимо было нажать эту кнопку. Обе версии геймпадов вновь использовали соединение через стандарт DE-9.

Sega Saturn

Игровой контроллер для Sega Saturn был исполнен восьмью кнопками, шесть из которых отвечали за действия, а оставшиеся две, левая и правая, были дополнительными (плюс кнопка Start). 3D Control Pad с аналоговым стиком (на фотографии) входила в часть комплектов популярной на платформе игры Nights into Dreams. Официально для Sega Saturn были созданы несколько контроллеров: световой пистолет (названный Stunner), рулевое колесо (Arcade Racer), рукоятка для авиасимулятора (Mission Stick), пара аркадные джойстики (Twin Sticks), и привычный аркадный джойстик (Virtua Stick).

Dreamcast

Геймпад Sega Dreamcast

Схожий с 3D Control Pad по дизайну, геймпад для Sega Dreamcast, обладал следующим набором кнопок: D-pad, четыре кнопки на лицевой стороне, кнопка Старт и два аналоговых триггера, впервые представленных на тыльной стороне, с левой и правой стороны. Контроллер также имел два слота, для использования карт памяти, VMU (Visual Memory Unit — модуль, который объединял в себе возможности карты памяти и портативной консоли), или модуль вибрации.

Позднее, слоты для аксессуаров, размещение кнопок и аналоговые триггеры с внутренней стороны геймпада, будут представлены на контроллере для Xbox от Microsoft.

Как и в случае с Sega Saturn, Dreamcast обладал дополнительными контроллерами, включая уникальный контроллер-удочку (для игр Get Bass/Sega Bass Fishing), мышь, клавиатуру, а также световой пистолет, рулевое колесо, аркадный джойстик и маракасы (для игры Samba de Amigo).

Microsoft

Microsoft Sidewinder

Геймпад Microsoft Sidewinder

Линейка геймпадов Sidewinder от Microsoft, была представлена в 1996 году, и прошла путь от простых игровых джойстиков, до включающих в себя все виды игровых контроллеров, от геймпадов до инновационного Sidewinder Strategic Commander, ориентированного на игроков в стратегии реального времени. В то время, как первые геймпады для персональных компьютеров, брали за основу популярный дизайн Dual Shock от Sony, Sidewinger Gamepad, с десятью кнопками (шесть кнопок действия, две триггера, Mode и Start) и возможностью последовательного соединения до четырёх контроллеров к одному игровому порту, был лидером среди геймпадов для спортивных игр, поэтому многие игры с 1998 по 2002 год разрабатывались с учетом возможностей Sidewinder.

Xbox

Геймпады для Xbox. Оригинальный контроллер (слева) и контроллер Type-S

Дизайн контроллера Microsoft Xbox имел общие черты с контроллером Sega Dreamcast. Он включал в себя два слота, шесть аналоговых кнопок, два аналоговых триггера, два аналоговых стика. Восемь цифровых кнопок (четыре из которых можно отнести к D-pad), давали возможность получения вибрации. В отличие от контроллера Sega, Microsoft реализовал правый аналоговый стик, черную, белую и черную (Select) кнопки. Контроллер Xbox прошёл отдельную проверку для японских пользователей ввиду того, что контроллер в комплекте был слишком громоздким (это послужило предметом для насмешек и шуток в сетевых комиксах посвященных видеоиграм). Как результат, был создан геймпад Type-S, который был утвержден Microsoft и позже вошёл в комплект с консолью по всему миру.

Оба контроллера имели слабое место на месте подключения к проводу. Если в норме при выдергивании провода из контроллера, провод должен просто отсоединиться от консоли, после чего игра войдет в режим паузы, то в случае с Xbox, консоль сама падала на пол и могла нанести увечья игрокам.

Xbox 360

Геймпад для Xbox 360

Контроллер для Xbox 360 обладает возможностью беспроводного подключения. У него отсутствуют «черная» и «белая» кнопки, вместо них, над каждым триггером размещены кнопки «bumper». При использовании не входящего в основной комплект поставки Xbox 360 специального аккумулятора для беспроводного контроллера, используется USB порт для зарядки от консоли. Данный контроллер является основным геймпадом для операционных систем Windows XP, Windows Vista и Windows 7

22 октября 2007 года[1] выпуск наиболее дешевой версии Xbox 360 с проводным контроллером — Core был прекращён — она была заменена Xbox 360 Arcade с беспроводным геймпадом.

Sony

PlayStation

Геймпад для PlayStation

Оригинальный контроллер Sony снабжен четырёхсторонним D-pad и двумя группами цифровых кнопок. Первая, насчитывает 4 кнопки, которые вместо привычных цифр, букв или цветов, промаркированы формами: квадрат () — обозначение кнопки меню, треугольник () — знак движения вперёд, круг () — положительный ответ на вопрос или выбор, а также крест () — отрицательный ответ или отмена (в приставках, выпущенных за пределами Японии, () — положительный ответ, а () — отрицательный). Вторая группа, представлена оставшимися 4-мя, вспомогательными кнопками, которые обозначены как правые и левые триггеры — R1, R2 и L1, L2. Ко всему прочему, на геймпаде размещены кнопки Start и Select. Данный тип контроллера был основным на протяжении всего первого года жизни PlayStation, вплоть до выхода модели Dual Analog.

В конце 1995 года, впервые анонсирована модель Dual Analog. Окончательно представлена на суд общественности она была в ноябре 1996 года, на выставке PlayStation. Внешне контроллеры были очень похожи, различия касались непосредственно конструктивных особенностей. Ручки Dual Analog были чуть длиннее и имели более коническую форму. Главным же отличием стали аналоговые стики, размещенные чуть ниже центра геймпада. Первые версии для Японии обладали режимом вибрации, а аналоговые стики сверху имели вогнутую форму. Под стиками располагалась трех-функциональная кнопка «Mode». Однако, ввиду отсутствия интереса, более поздние модели японских версий Dual Analog, были лишены вибрации.

Dual Shock стал следующей моделью представленной Sony. Устройство вновь обрело режим вибрации (что подчеркивается в названии), внешне были изменены ручки, убран третий режим кнопки «Mode» и добавлены положения «R3 и L3», которые были совмещены со стиками (появилась возможность нажимать на каждый стик до щелчка). В конце 1997 года, в Японии, контроллер поступил как дополнительный аксессуар, а в мае 1998 года — в Северной Америке. Его популярность означала конец Dual Analog, после которого Dual Shock был выбран новым стандартом контроллера, на протяжении большей части оставшейся жизни PlayStation.

PlayStation 2

Геймпад для PlayStation 2

В дальнейшем, Dual Shock вошёл в комплект с PlayStation 2. Тем не менее, контроллер был слегка изменен и его кнопки стали чувствительнее к силе нажатия. Новый геймпад был назван Dual Shock 2. Если ранее в некоторых играх, была возможность использовать базовый контроллер для PlayStation, то теперь, практически все игры создаются из расчета использования Dual Shock 2.

PlayStation 3

Геймпад для PlayStation 3 Геймпад концепт для PlayStation 3

Изначально, концептуальный геймпад для PlayStation 3, был похож на банан или бумеранг. Такой дизайн вызвал множество насмешек, в результате его часто называли «бананмеранг». На конференции E3, Sony отказалась от подобного визуального исполнения контроллера в пользу формы идентичной моделям Dual Shock, при этом добавив беспроводное подключение к консоли и возможность улавливать изменение положения в пространстве. Однако, функция вибрации, доступная в Dual Shock, была убрана. Сама Sony объясняла это помехами, которые создает вибро-режим, влияющие на работу датчика движения (хотя на самом деле, все объясняется конфликтом между Immersion Corporation — разработчиком технологии обратной связи и Sony. Компания Immersion подала в суд на Sony и Microsoft, за нарушение патентных прав. Microsoft отказалась от разбирательства, в отличие от Sony, которая решила продолжить тяжбу и проиграла дело). В то же время, Wii Remote, без каких либо проблем сочетает в себе и функцию вибрации, и датчик позиционирования в пространстве. Сама корпорация Immersion выпустила новую версию контроллера с измененной системой вибрации, использующая не два мотора, а один. По словам компании, этот мотор может быть использован в геймпаде для PlayStation 3. Джойпад назвали Sixaxis. Рычаги «L2» и «R2» в задней части стали почти аналоговыми, степень их нажатия можно регулировать подобно педалям в автомобиле. У аналоговых стиков был увеличен максимальный угол отклонения и повышена чувствительность. Так, в новом контроллере точность аналоговых стиков увеличена с 8 бит (в DualShock 2) до 10.

Недавно в продажу поступили контроллеры Dual Shock 3, они идентичны геймпадам Sixaxis, но имеют больший вес из-за 2 вибромоторов.

Примечания

Ссылки

dic.academic.ru