Мал «малюх», да удал: история Fiat 126. Руль fiat 126


История Fiat 126 (Фиат 126)

Маленькая машина больших возможностей

Компактная машинка в своё время стала для поляков тем же, чем для восточных немцев был «Траби», а для советских граждан – Запорожец. Ведь 126-й был заметно доступнее полноразмерных автомобилей, но при этом позволял небогатой польской семье обрести собственное средство передвижения. При этом владельцы умудрялись не только просто ездить на этих машинах, но и путешествовать: в благополучные восьмидесятые в качестве автотуристов, а чуть позже – отправляясь в своеобразные «бизнес-туры». Именно на таких машинках в конце восьмидесятых годов многие польские семьи везли нехитрый товар в «приоткрывшиеся» западные регионы СССР, с выгодой продавая одежду, косметику и аксессуары в стране «вечного товарного голода». Несмотря на, казалось бы, смехотворные размеры багажного отсека (да и самого автомобильчика в целом), предприимчивые поляки навьючивали своих «тружеников», как могли, забивая салоны товаром, что называется, под самый потолок.

Когда финансовое положение Польши улучшилось, многие из этих машин снова отправились на просторы «1/6 суши» – только теперь уже навсегда, обретя новых владельцев в странах СНГ. До наших же дней в бывших советских республиках сохранились буквально единицы 126-х, причем практически все – в той или иной мере «заколхоженные», то есть с неродными агрегатами, деталями интерьера и колесами.

Технический вопрос

Что же представлял собой Fiat 126? В 1972 году на Туринском автосалоне итальянская компания Fiat представила новую модель – 126, которая должна была заменить откровенно устаревшую «пятисотку». Именно поэтому многие технические решения, а также колесная база 126-го идентичны Fiat 500. Сохранилась и заднемоторная компоновка, при которой двигатель с воздушным охлаждением был установлен позади задних сидений и приводил в движение задние ведущие колеса. Несмотря на то, что весь мир в начале семидесятых активно переходил на передний привод (разумеется, при переднем расположении силового агрегата), итальянцы в этой модели остались верны проверенной временем (но, увы, не имевшей перспектив) заднемоторной схеме. Возможно и потому, что эта модель создавалась «с прицелом» на выпуск по лицензии в Польше, а в самой Италии 126-й так и не стал полновесным правопреемником знаменитой «пятисотки». Вполне благополучные к тому времени итальянцы отдавали предпочтение чуть более просторной модели «со следующим номером» – 127, у которой, к тому же, был обычный ДВС с жидкостным охлаждением, расположенный спереди. Да и привод на передние колеса, опять же, способствовал популярности именно 127-го… Кроме того, Fiat 127 даже умудрился стать Европейским автомобилем года-1972!

Внешне обе модели (126 и 127) были выполнены в одном дизайнерском ключе – угловатые формы, капот, заходящий на передние крылья с разъемом в вертикальной плоскости, прямоугольные фары небольшого размера с расположенными под ними подфарниками. Даже спустя сорок лет после начала выпуска Fiat 126 не выглядит откровенно устаревшим или архаичным, поскольку его внешность лишена спорных или скоротечных решений.

Интересно, что на базе 126-го в 1976 году была создана пара любопытных концептов.

Концепт-кар Vettura Urbana от ателье Michelotti на базе Fiat 126 (1976 г.)

Прототип утилитарного автомобиля Cavaletta на базе Fiat 126 (1976 г.)

Под покатым задним «капотом» Fiat 126 скрывался двухцилиндровый двигатель Straight-2 объемом 594 см³ c воздушным охлаждением. Такое тщедушное «сердечко» развивало 23 л. с. и обеспечивало «фиатику» посредственные скоростные характеристики. Так, разгон до сотни занимал целую вечность (48 секунд!), а ускорение прерывалось на 105 км/ч – показатель послевоенной «Победы» М-20. Даже наш Запорожец был куда динамичнее…

В 1977 году рабочий объем увеличили до 652 «кубиков», что не сказалось на максимальной мощности, но привело к увеличению крутящего момента с 39 Нм до 43 Нм. В 1987 году мотор 126p претерпел более радикальную модернизацию и получил оппозитное расположение цилиндров и жидкостное охлаждение. Модель под названием 126 Bis развивала 26 л. с. – то есть была даже слабее «инвалидной» версии ЗАЗ-968М-005. Зато вожделенную «сотку» Фиат стал набирать за «каких-то» 33 секунды…

Фото: Fiat 126 Bis

Внешне машину осовременили чуть раньше – в 1984 году. «Фейслифтинговый» 126-й получил пластиковые бамперы и более современную приборную панель, несколько улучшилась в мелочах и другая отделка кузова. Отличить «осовремененный» Фиатик можно по колесным дискам, зеркалам и бамперам.

Конечно, уровень комфорта в машинке длиной всего три метра был спартанским, да и просторностью багажного отделения (100 л) 126-й похвастать не мог. Тем не менее, при необходимости четыре человека внутрь все же помещались, но обычно на заднем сидении перевозили детей или багаж. Впрочем, благодаря отдельным техническим решениям (например, маленьким 12-дюймовым колесам) пассажирскому отсеку было отдано максимум пространства, а компоновка силового агрегата и других узлов была максимально плотной и компактной. Этому способствовала и конструкция двухцилиндрового воздушника, лишенного громоздкой системы охлаждения.

Ходовая часть и силовой агрегат Fiat 126

Производство

В Италии Fiat 126 выпускался до 1980 года на заводах в городах Кассино и Термини-Имерезе. При этом «итальянский подданный» модели 126 попал в социалистическую Польшу практически сразу же после начала выпуска. Ведь еще в 1971 г. «с прицелом» под выпуск такой машины на базе небольшого завода по производству мотопомп «Polmo» в г. Бельско-Бяла было создано предприятие FSM (Fabryka Samochodow Malolitrazowych). Такой завод на основании соглашения между польской компанией FSO и концерном Fiat и должен был выпускать по лицензии Fiat 126.

Первый Polski Fiat 126p был собран в Бельско-Бяла из итальянских комплектующих 6 июня 1973 года, а уже месяц спустя началось полноценное производство польских 126-х. Кроме фабрики в Бельско-Бяла, FSM располагало и производственными мощностями в городе Тыхы, которые и позволили выйти на требуемый уровень производства. Основное количество автомобилей было изгодовлено именно на новом заводе в Тыхы, а в Бельско-Бяла производили двигатели. Кроме того, Fiat 126 по лицензии выпускался в Югославии на заводе Zastava. Именно поэтому в Сербии встречалось довольно много 126-х.

Интересно, что около 2 000 экземпляров было произведено и в… Австрии под брендом Steyr 126 P4, а на рынке Дании автомобиль носил «историческое» название Topolino (мышонок). Маленький Фиатик существовал и в праворульных версиях для рынка Великобритании – под именами Saloon и De Ville.

Даже после перехода Польши «на капиталистические рельсы» производство модели 126р не было свернуто. В 1994 году машина пережила очередной «фейслифт» с использованием деталей от итальянского Fiat Cinquecento, получив при этом индекс 126EL. В 1997 году появилась модификация (ELX), оснащенная катализатором.

В 2000 году закончился двадцатый век – и одновременно век 126-го, поскольку производство модели прекратили в октябре, выпустив «финальную» партию автомобилей под названием «Happy End» с кузовами желтого цвета. И в этом же 2000-м польская группа «Big Cyc» выпустила композицию «Maly fiat», посвященную модели 126р.

За без малого три десятилетия 126-х было выпущено 1,35 миллиона экземпляров в Италии и 3,32 миллиона в Польше. Таким образом, Fiat 126p является наиболее массовым польским автомобилем.

В 1991 году предприятие FSM было приватизировано Фиатом и получило название Fiat Auto Poland. С 1992 года FAP выпускает автомобили Fiat. Интересно, что преемник 126-го, Cinquecento, также производился в Польше на данном заводе. Еще более интересно, что в период с 1973 по 1975 гг. одновременно выпускался и «старичок» модели 500, и 126-й, причем последний – как в Италии, так и в Польше. При этом длительное время польская версия была самым дешевым и доступным автомобилем в Европе, превосходя по этому показателю не только легендарный Mini, но и восточнонемецкий Trabant.

Смешной, но любимый

За двадцать семь лет производства 126-й стал в Польше культовой машиной, народным любимцем и одновременно героем анекдотов, как наш «горбатый» Запорожец. Над ним подшучивали, насмехались, но на нём ездили и при этом… любили. Именно поэтому симпатичный автомобильчик с прозвищем «Малюх» (Малыш) стал настоящим символом автомобильной Польши социалистического периода. Ведь как и его собрат по соцлагерю Trabant, 126-й был заметно дешевле «полноразмерных» машин, что позволяло миллионам поляков «обрести четыре колеса» заметно быстрее.

P.S. «Малюх» оказался способен на многое. К примеру, польский путешественник Аркадий Фидлер в октябре 2014 года отправился на 126-м из Каира в Кейптаун (!). За три с половиной месяца отважный фиатик-пушественник с Фидлером за рулем преодолел более 16 000 километров по 11 странам Африки, чем поставил в ступор не одного аборигена. Ведь мало кто мог поверить, что крошечная машинка способна выдержать столь суровое испытание песками пустыни и африканским зноем.

Аркадий Фидлер возле своего Фиата

Читайте также:

www.kolesa.ru

Тест-драйв польского Fiat 126p (Фиат 126п)

В историческом обзоре польского социалистического автопрома мы вспоминали, что Fiat 126р для миллионов поляков стал первой в жизни машиной, позволившей к тому же пережить непростые времена. Да, в конце восьмидесятых для многих жителей Польши крохотная машинка с весело жужжащим воздушником стала не просто транспортным средством, а инструментом для заработка денег – проще говоря, выживания.

Сегодня – все иначе. Польша давно в Евросоюзе, а 126-й стал славной страницей в истории социалистического автопрома Восточной Европы. Но… вот он стоит перед нами – не в истории, а на украинской улице, крепко опираясь на многовековой булыжник неожиданно широкими и крупными колесами.

Подарок

Каким же ветром его занесло на самый запад Украины? История конкретного экземпляра довольно замысловата. Сергей, его нынешний владелец, в своё время приобрёл «фиатик» в соседней Венгрии для пожилого отца и пригнал его в Закарпатье.

Автомобиль пребывал практически в аутентичном состоянии – не считая фиолетового цвета кузова, в который венгры зачем-то перекрасили машину. Удивительно, но Fiat 126p был растаможен «по-честному» и поставлен на учет по всем правилам, что с экономической точки зрения было не очень выгодной затеей. Фиат в итоге вообще оказался весьма дорогостоящим проектом для Сергея, ведь на него потрачено не менее 5 000 долларов…

Тем не менее, решение о покупке машины было принято. Так Фиат появился в семье и его новый водитель пользовался им еще несколько лет.

Увы, никто не вечен. После того, как отца не стало, Сергей решил отреставрировать машинку – к тому же об этом просила и маленькая дочь, которой Фиатик очень нравился. Восстановление началось с перекраски – поскольку при регистрации в техпаспорте указали красный цвет, в который машина когда-то была окрашена на заводе, Сергей решил вернуться к родному колеру – но не простой эмали, а «металлику». Машинке ведь предстояло быть не столько утилитарным транспортным средством, сколько игрушкой для дочери и своеобразной данью памяти об отце. Приведение автомобиля в порядок потребовало заказа запчастей из соседней Венгрии и родной для машины Италии, а цена вопроса оказалась неожиданно высокой – маленький автомобильчик при реставрации потребовал вполне серьезных денег.

Цель восстановить машину в полный оригинал не преследовалась, но изменения по технике минимальны. Кроме «металлика», Фиат щеголяет неожиданно большими 14-дюймовыми дисками на широченных (для этой машинки!) низкопрофильных «лаптях» шириной 195 мм, а внутри примитивные «стульчики» уступили место анатомическим креслам от Toyota MR2. Вот, собственно, и все. У Сергея были планы превратить Фиат в «музыкальную шкатулку», из-за чего он даже переварил площадку под полноразмерный аккумулятор. Но потом стало ясно, что Фиату музыка не нужна вообще никакая – этот автомобиль – сам по себе праздник.

Снаружи

Сверкающий металликом 126-й вызывает неизменную улыбку на лицах окружающих, ведь выглядит машинка очень мило и забавно. Он «няшный», хотя с точки зрения дизайна кузов выполнен очень серьезно и лишен «игривых» решений. Скорее всего, дело в пропорциях и габаритах машины – трудно не улыбаться, когда из крошечной машинки вылезает здоровенный мужчина.

Дизайн начала семидесятых – вне времени. Смотришь на лаконичные линии и понимаешь, что устаревать здесь попросту нечему. Фиат настолько самобытен, что приходящие и уходящие тенденции моды его не касаются.

Деталей отделки минимум, но все находится на своих местах. Оптика небольших размеров отлично вписана как в передок, так и в заднюю часть машинки. Удивительно, но Fiat 126p выглядит на редкость гармонично, сочетая несочетаемое – миниатюрные габариты и красивые пропорции. Редко какая сверхкомпактная машина смотрится настолько хорошо – вспомните японские «кирпичи на колесах» или корейские машины вроде Kia Picano или Daewoo Tico. А ведь этой внешности уже больше сорока лет!

Наш конкретный экземпляр несколько моложе – он покинул конвейер FSM в 1987 году. Именно поэтому перед нами – рестайлинговая версия, которую начали выпускать с 1984-го, ее проще всего отличить от более ранних 126-х по пластиковым бамперам и накладкам на кузове. К слову, именно в 1987 году поляки запустили производство модификации 126 Bis с жидкостным охлаждением двигателя, но «наша» машина не такая – под Г-образным капотом у неё скрывается двухцилиндровый «воздушник», что концептуально роднит польскую машинку с отечественным Запорожцем.

Внутри

Оказавшись внутри, удивляешься неожиданно просторному салону. Конечно, взрослые водитель и пассажир «нормальных» габаритов сидят «по-дружески», почти соприкасаясь плечами. Но – удивительное дело: крошечный Фиатик нигде «не жмет» и внутри оказывается больше, чем снаружи!

Благодаря заднемоторной компоновке здесь много места для ног, ведь салон в передней части глубоко уходит «в багажник» – точно так же, как на Запорожце. Причем колесные ниши на Фиатике выступают намного меньше, чем у запорожской машины, ведь они здесь гораздо компактнее. Вообще, организацию внутреннего пространства на Фиате следует признать очень толковой – рационально использован практически каждый сантиметр интерьера.

Видимо, именно поэтому салон выполнен в духе минимализма. Плоские дверные панели, практически отсутствующая «торпеда» – по сути, перед водителем есть лишь комбинация приборов, а голый металл прикрыт компактной накладкой. Еще обращают на себя внимание поворотные форточки – точно такие же, как на забытых уже Жигулях первых моделей.

Из-за неродных сидений посадка в этом 126-м гораздо ниже, чем в оригинале, но рослому водителю такие отклонения от заводского варианта только на пользу. Эргономика рабочего места водителя вопросов не вызывает – все вполне «цивильно», как на современных автомобилях. Честно говоря, в украинском аналоге посадка гораздо менее удобная, да и в «большом советском Фиате» под названием Жигули – тоже.

Единственное, чем Фиат удивляет – это своеобразной конструкцией педального узла, которая также роднит эту машину с советским ЗАЗом. Впрочем, приноровиться к педалям можно. Зато передачи переключаются на удивление четко – нет никакой «ватности» и разболтанности, чем грешит механизм выбора у многих автомобилей с задним расположением силового агрегата.

Формально Фиат 126р считается четырехместным автомобилем, но… на практике сзади места примерно столько же, как в ином суперкаре, а громоздкие спортивные «ковши» лишь усугубили ситуацию. Впрочем, в своё время польские семьи эксплуатировали свои машины, что называется, «на полную». У нас же такой необходимости нет, а посему мы проверим машинку в деле в двухместном варианте, использовав заднее сиденье в качестве багажного отделения для фотоаппаратуры.

На ходу

Глядя на реакцию прохожих, понимаешь, что они воспринимают Фиат, как большую четырехколесную игрушку, а не настоящий автомобиль. Однако на водителя 126р производит другое впечатление еще до запуска двигателя. Оказавшись за рулем пусть небольшой, но полноценной машинки, к ней проникаешься уважением и понимаешь, за что её любили миллионы поляков. Компактный, но не убогий, доступный, но не примитивный – именно такое ощущение вызывает этот автомобиль.

Двухцилиндровое «сердечко» оживает моментально – моторчик запускается с пол-оборота. И работает он гораздо тише и равномернее, чем печально известный своим грохотом мелитопольский «воздушник». Удивительно, но двухцилиндровый мотор с воздушным охлаждением, оказывается, тоже может быть избавлен от шума и вибраций!

А вот сцепление оказалось весьма норовливым – тронуться с первого раза, не заглохнув, мне не удалось. Сидящий сбоку владелец лишь улыбнулся – говорит, надо привыкнуть. Впрочем, длительного привыкания не понадобилось – поддав больше газу и придержав тугую педаль сцепления, удалось плавно, но при этом довольно резво тронуться с места. Передачи удачно «цепляются» одна за другу, и на четвертую выходишь очень быстро, практически сразу же после 40 километров в час.

С первых же минут в движении 126-й удивляет неожиданным запасом тяги – никак не ожидаешь, что крохотная машинка со всего-то 23-сильным мотором будет так бодро и резво бежать по дороге, без труда удерживаясь в дорожном потоке. Похоже, в городском диапазоне скоростей 126-й мало чем отличается от любой современной малолитражки. Правда, Сергей подсказал, что при восстановлении объем двигателя немного «разжали», увеличив его в объеме примерно до 700 «кубиков». Мощность на стенде никто не замерял, но есть вероятность, что «лошадей» после капремонта стало чуть больше, чем было в оригинале.

Рулевое управление хоть и лишено усилителя, на практике оказалось очень легким и при этом достаточно информативным. Сам же Фиатик со временем вызывает у водителя чувство вседозволенности – желания пролезть в любую «дырку» в потоке, развернуться на самом маленьком «пятачке», сорваться со светофора первым и доказать, что итальянские корни и цвет «Rosso» – это не просто для красного словца.

Несмотря на короткую колесную базу и специфические пропорции нештатных колес, Фиатик вообще не «козлит» – подвеска отлично справляется с неровностями, а повороты тридцатилетний «малыш» проходит с молодецким задором. В своё время мне пришлось достаточно поездить за рулем Запорожца модели 968М – так вот, между этими двумя автомобилями близкой концепции и компоновки по управляемости – пропасть… Фиат настолько хорошо «стоит» на дороге, что только диву даёшься. И при этом, по словам владельца, потребляет в городе 4-5 литров бензина на сотню километров пробега.

Правда, желание «пошустрить» отпадает, когда нажимаешь на педаль тормоза. Спору нет, автомобиль вполне адекватно замедляется, но… педаль настолько тугая и неинформативная, что хочется ехать медленнее, чтобы пользоваться тормозами как можно реже. При этом система абсолютно исправна, просто конструкцией не предусмотрен вакуумный усилитель, который стал обязательным атрибутом любого автомобиля уже в начале восьмидесятых годов прошлого века. Впрочем, в «копейке» и «Запорожце», помнится, тормоза были точно такие же.

Несколько часов вместе с красной машинкой позволили сделать вывод, что Fiat 126p – удивительный автомобиль. Маленький, но настоящий. Очень слабый «на бумаге», но бодрый в действительности. И явно нестареющий – оказавшись за рулем такой задорной крохи, и сам словно сбрасываешь лет пятнадцать, попутно избавившись от груза социально-экономических проблем. Как было верно подмечено в песне Вилли Токарева: «Небоскрёбы, небоскрёбы, а я маленький такой». И кто сказал, что быть маленьким – это плохо?..

Габариты (Д х Ш х В) 3 105 × 1 375 × 1 345
Снаряженная масса, кг 600
База, мм 1 840
Объем багажника, л 110
Объем топливного бака, л 21
Объем двигателя, см³ 652
Коробка передач механическая, четырехступенчатая
Привод задний
Разгон 0-100 км/ч, с 40
Максимальная скорость, км/ч 105
Средний расход топлива, л/100 км 4,7

Читайте также:

www.kolesa.ru

1976 FIAT 126 0.6 MT / 26 л.с. - польский фиат

cop2

Фиат 126 — городской автомобиль, выпускавшийся фирмой Fiat и представленный публике в октябре 1972 года на Туринском автосалоне в качестве замены Fiat 500. Большая часть машин была произведена вПольше под названием Польский Фиат 126p. В 1993 году в качестве аналога 126 модели пришел Fiat Cinquecento с передним расположением двигателя.

NCA001001070_009, 06-09-2007, 10:32, 8C, 8000x5282 (0+1), 100%, NCAD, 1/80 s, R43.8, G10.9, B8.2

История

 Польский Фиат 126p в 1973

 Польский Фиат 126p

 Итальянский Fiat 126, незначительно отличается от польского Fiat 126p

В Фиате 126 был использовано многие технические решения его предшественника, с которым его роднит общая колесная база, но специально для Фиата 126 был разработан кузов внешне напоминающий слегка уменьшенный Фиат 127.

Объем двигателя был увеличен с 594 см в куб. до 652 см в куб. к концу 1977, когда диаметр рабочих цилиндров двигателя был увеличен с 73,5 до 77 мм.[2] Мощность двигателя осталась прежней, (17 кВт, 23 л.с.), однако крутящий момент вырос с 39 Н м (4,0 кгс м) до 43 Н м (4,4 кгс м).

fiat-126-07

В дальнейшем, объем двигателя вырос до 704 см в куб. в рестайлинговой версии Фиат Fiat 126 Бис (1987–1991), в которой мощность двигателя возросла 26 л.с..

В Италии автомобиль выпускался на заводах в Кассино и Термини-Имересе до 1980-х.

702ddb3e2a1dc74a43046480a6edc7fd

Позже автомобиль выпускался в Польше на Заводе Малолитражных Автомобилей (FSM) с 1973 по 2000 год, под названием Польский Фиат 126p. Даже после появления модели 126 Бис (126p с двигателем с водяным охлаждением польской разработки) 126p продолжал выпускаться для польского рынка. Также автомобиль выпускался по лицензии на заводе Застава в Югославии. В 1984 году была произведена модернизация внешнего вида 126 модели, он получил пластиковые бампера и новую приборную панель (модель получила наименование Фиат 126p FL). В 1994, был обновлен внешний вид модели 126p, она получила некоторые элементы оформления от Fiat Cinquecento и стала называться Фиат 126 EL. Модель Фиат 126 ELX получила каталитический нейтрализатор.

9687094.5a36370e.560

Несмотря на хороший маркетинговый подход, популярность 126 модели не достигла уровня Фиат 500. Всего произведено 1 352 912 автомобилей в Италии, 3 318 674 в Польше, 2 069 в Австрии (Отсутствуют данные о числе машин произведенных в Югославии).

 

2133837121

FIAT 126 бежевый хетчбэк, 1976 г.,

0.6 MT (26 л.с.), бензин, задний привод, левый руль, не битый.

продам польский фиат,на белорусском учёте.на ходу.комплектный.

 

Цена: 60 000

avito.ru

 

 

Вконтакте

Одноклассники

Facebook

Мой мир

Twitter

E-mail

xn--80aafe9bhdrpm.com