Геометрия шоссейного велосипеда. Руководство для новичка. Размер шоссейного руля


Геометрия шоссейного велосипеда. Руководство для новичка

Покупая новый велосипед, нужно учесть ряд факторов: вид езды который вы предпочитаете, ваш опыт, физическая форма, и конечно же бюджет. Но частенько даже эти факторы не позволяют, из огромного списка, выбрать именно свой шоссейник.

Важнейшими показателями будут геометрия велосипеда и его размер. Если купить не подходящий размер, езда на велосипеде будет не комфортной и травмы вам обеспечены.

Прежде чем направиться в велосипедный магазин или заказать байк по интернету, стоит обратить внимание на таблицу с геометрией. Это позволит, во-первых, определиться какой байк подойдет вашему стилю катания и, во-вторых, выбрать нужный вам размер.

Однако, таблицы геометрии велосипеда могут как помочь, так и запутать любого человека, так как разные производители имеют разную размерную сетку, а каждая модель велосипеда может иметь свою геометрию. 

Что такое таблица геометрии велосипеда?

Таблица геометрии велосипеда содержит различную информацию и может отличаться у разных производителей, но в основном вы там найдёте следующие параметры: длина основных трубок рамы, угол наклона рулевой колонки и подседельного штыря. Также, скорее всего будут обозначены: колесная база, нижнее перо, stack и reach

В таблице также будут указаны различные размеры доступных рам, так вы сможете увидеть, как размер рамы влияет на самые важные значения, которые определяют подходит ли вам велосипед.

В добавок, некоторые таблицы будут иметь такие данные, как rake (расстояние между рулевой осью и центром колеса) и trail (расстояние между контактной точкой покрышки и рулевой оси). Эти данные могут помочь определить какой тип геометрии имеет велосипед и дать характеристику управляемости. Мы вернемся к этому позже.

Насколько полезной будет таблица геометрии при выборе велосипеда?

Таблица геометрии позволит подобрать идеально подходящий размер рамы, поможет в последующем байк фите, укажет на совместимость компонентов и охарактеризует управляемость велосипеда.

Для того чтобы цифры в таблице действительно помогли в выборе правильного размера рамы, нужно знать свои параметры, которые лучше всего измерять у специалиста по байк фиту. Но, даже самостоятельно можно разобраться как должны быть размещены седло и руль, а также определить идеальную ширину руля и длину шатунов.

Какие основные параметры помогут выбрать подходящий велосипед?

  • Длина верхней трубы (Toptube length)

Этот параметр указывает на длину рамы и позволит подсчитать длину выноса руля. Это ключевой фактор в определении, такого понятия как, reach (с англ. дотягиваться).

  • Длина рулевой трубы (Headtube length)

Это вертикальное измерение передней трубки рамы. Длина рулевой трубки определяет, можно ли с конкретной рамой получить подходящую вам высоту руля. Эндуранс и туринг велосипеды обычно имеют длинную рулевую трубу, для более ровной посадки, в то время как гоночные велосипеды имеют короткую переднюю трубку для агрессивной посадки.

Длина рулевой трубы влияет на reach (читайте ниже), хотя высоту руля можно будет позже настроить с помощью разделительных колец. 

  • Высота рамы и расстояние между кареткой и рулевой (Stack и Reach)

Stack это вертикальное расстояние между кареткой и верхней точкой рулевой колонки, а reach – это горизонтальное растояние от центра каретки до рулевой.

Если вы знаете свои параметры, то stack и reach будут самыми важными цифрами при выборе правильного размера рамы.  Также, это самый простой способ сравнить размерную сетку у разных производителей. К примеру, не все 56 рамы одинаковые, так что стоит это учитывать. 

В большинстве своем, велосипед для гонок будет иметь низкий stack и длинный reach, в то время как велосипед с более расслабленной геометрией будет иметь высокий stack и короткий reach. К примеру гоночный велосипед S-Works Tarmac в размере 56 имеет stack 564 мм и reach 395 мм, а эндуранс байк S-Works Roubaix в том же размере имеет stack 611 мм и reach 381 мм.

  • Угол наклона подседельного штыря (Seattube angle)

Высота седла легко настраивается, так что длина штыря не имеет особого значения, зато угол наклона будет сильно влиять на посадку.

На профессиональном байк фите вы узнаете подходящее вам расстояние между носом седла и центром руля – это поможет определить нужно ли сдвинуть седло назад или вперед. Угол наклона подседельного штыря влияет на изначальную позицию седла.

Какие параметры в таблице геометрии характеризуют управляемость велосипеда?

Качество езды на велосипеде нельзя определить только лишь по данным геометрии. Тем не менее, следующие цифры могут подсказать, чего можно ожидать от управляемости велосипеда.

  • Длина между осью переднего колеса и кареткой (Front-centre)

Это расстояние помогает определить насколько четко будет ощущаться велосипед в поворотах и насколько отзывчивой будет передняя часть байка во время езды в седле и стоя, упираясь на руль. Этот параметр также может влиять на то, как ощущаются вибрации от дороги на руле.

  • Длина между задней осью и кареткой (Rear-centre)

Чем длиннее расстояние между задней осью и кареткой, тем медленнее байк будет реагировать на изменения мощности педалирования, и тоже самое касательно управляемости.

  • Выкат переднего колеса (Trail)

Многие говорят об уголе наклона рулевой, но на самом деле на управляемость передней части велосипеда по большей части влияет комбинация между смещением вилки (rake) и уголом наклона рулевой, так называемый, trail, или выкат переднего колеса. 

В сущности чем больше значение trail, тем устойчивее будет велосипед, а меньший trail означает быструю управляемость. Значение trail обычно будет в пределах 50-70 мм.

  • Длина нижних перьев (Chainstay)

Также как выкат переднего колеса, на устойчивость велосипеда влияет длина нижних перьев.  Типичный "гоночный" велосипед имеет перья длиной 405-415 мм, в то время как "эндуранс" велосипеды обычно имеют более длинные перья (около 420 мм). К примеру гоночный велосипед Trek Madone в размере 56 см имеет нижние перья в 410 мм, а эндуранс велосипед Trek Domane – 420 мм. Колёсная база тоже имеет похожую историю – эндуранс будет иметь более длинную колесную базу чем гоночный велосипед.

Общее правило – чем длиннее велосипед, тем он более устойчивый и менее поворотливый. 

  • Высота каретки (Bottom bracket height)

Чем ниже каретка, тем ниже центр тяжести велосипеда. Это приводит к стабильной управляемости. Но есть ограничения – должно быть достаточное расстояние, чтобы на поворотах не цепляться педалями об землю. Высоту каретки обычно проектируют в тандеме с выкатом переднего колеса (trail), тогда получается сбалансированный велосипед.

Также измеряют высоту от задней втулки колеса до центра каретки (Bottom bracket drop). У гоночного Trek Madone – это 70 мм, а у эндуранс байка Domane 78 мм. Более высокая каретка у гоночных велосипедов помогает быстро заезжать в повороты.

velojournal.net

Посадка на шоссейном велосипеде (Л. Армстронг) - Техника езды UABike

Посадка на велосипеде зависит от четырех факторов.
  • Удобство
  • Биомеханика
  • Техника
  • Аэродинамика

Все вместе эти четыре фактора являются основой динамически сбалансированного действия

Удобство

Удобство нахождения на велосипеде зависит от индивидуальных особенностей человека. Оно зависит от различных факторов, например, пластичность и физические особенности человеческого тела. Например, у одного человека ступни ног повернуты наружу (супинация) и он давит на педаль внешней стороной ступни, а у другого ступни ног повернуты внутрь (пронация) и он давит на педаль внутренней стороной ступни. Одним из наиболее важных факторов определяющим удобство езды на велосипеде в той или иной посадке является гибкость позвоночного столба, у каждого человека она своя. Данная особенность строения тела должна послужить основанием для выбора размера рамы и длины выноса.

Биомеханика

Биомеханика гонщика, т.е. сила, прикладываемая при педалировании, является другим важным фактором, определяющим посадку гонщика на велосипеде. Каждый велосипедист обладает своей биомеханической способностью. Например, член команды "7-Eleven" Дэвис Финни, которая принимала участие в "Тур де Франс" 1976 года, педалирует при опущенном вниз носке ноги. Это противоречит общепринятому мнению о том, что при движении вниз ступня должна занимать положение параллельно земле. Д. Финни педалирует "носком вниз" из-за того, что у него увеличенные четырехглавые мышцы. Эти мышцы работают как мощные поршни при педалировании. Может быть такое педалирование "носком вниз" хорошо для Финни, но оно может не подходить для большинства других гонщиков. Техника

Третьим фактором, определяющим посадку на велосипеде, является техника велосипедной езды, т.е. его способность проходить повороты, ускоряться и сбрасывать скорость. Ноги, руки и ягодицы - три элемента, образующие так называемый позиционный треугольник. Взаиморасположение этих трех элементов определяет вашу посадку на велосипеде. Во время гонки (или просто прогулки) вы обычно изменяете свою посадку для достижения баланса или улучшения аэродинамики - это зависит от рельефа местности, кривизны дороги, изменения скорости. Если вы сидите на велосипеде правильно, вы не испытываете неудобств и можете изменять свою посадку в зависимости от возникающих условий. Аэродинамика

Заключительным фактором является аэродинамика, т.е. уменьшение сопротивление ветра, которое позволяет вам увеличить свою скорость. Одни положения тела человека на велосипеде являются более аэродинамичными, чем другие. Тесты, проведенные в Центре спортивной медицины США, показали, что высота гонщика имеет меньшее значение, чем его ширина. Иными словами - чем уже вы сидите на велосипеде, тем меньше сопротивление воздуха вы испытываете. Это лучше, чем использовать нижнюю посадку. Если вам удобно сидеть на велосипеде, вы можешь ехать быстрее, даже не имея идеальной аэродинамической посадки.

Основы выбора правильной посадки

После того как вы приобрели велосипед с рамой, которая хорошо подходит для вас, необходимо произвести ряд регулировок, чтобы определить свою посадку на велосипеде. Неправильная посадка на велосипеде может вызвать множество негативных последствий (боли в пояснице, коленях и т.д.). Следует помнить, что в вопросе выбора посадки нельзя полагаться на советы друзей - посадка вещь сугубо индивидуальная. Чтобы выбрать правильную посадку, необходимо первоначально установить велосипед на стационарный тренажер, при этом переднее колесо должно находиться на одном уровне с задним колесом. Если у вас нет такого тренажера, то попросите кого-нибудь, чтобы он удерживал вас, пока вы будете определять свое положение на велосипеде.

Аспекты выбора посадки на велосипеде

Высота седла. Существуют различные формулы определения правильной высоты седла, однако, вам не надо быть математиком, чтобы сделать правильный выбор. В нижнем положении, когда ступня находится на педали, ваша нога должна быть слегка согнута, а ваши бедра не должны качаться из стороны в сторону, если смотреть сзади. Это быстрый метод определения высоты седла, широко распространенный во всем мире. Олимпийский тренировочный центр США рекомендует следующий метод: установите высоту седла так, чтобы между вашей ступней и педалью в нижнем положении оставался зазор 5 мм. Прибавьте несколько миллиметров, если ваши туфли имеют толстую подошву. Если у вас длинные ноги, то для увеличения эффективности педалирования можно приподнять седло еще на 2-3 мм. Для людей, которые испытывают боль в коленях в результате хондромации (размягчение хрящевой ткани) или износа суставных хрящей, подход при выборе высоты седла должен носить терапевтический характер. Постепенно поднимайте седло, пока ваши бедра не начнут гулять, а затем немного опустите седло. Чтобы избежать напряжения в ногах, можно время от времени изменять высоту седла в пределах 2 мм. Продольное положение седла. Чтобы вырабатывать больше энергии на подъемах седло обычно сдвигают назад. Выбор положения седла следует начать со следующего. Сядьте удобнее на центр седла, когда шатуны расположены горизонтально. Установите отвес от коленной чашечки. Отвес должен проходить через центр оси педали. Это нейтрально положение, и от него вы можете сдвигать седло вперед или назад. Велосипедисты-горняки, специалисты в разделках и некоторые другие велосипедисты-шоссейники предпочитают чтобы линия находилась на пару сантиметров за осью чтобы увеличить рычаговое усилие при работе на больших передачах. Наоборот, трековики и специалисты по критериумам предпочитают выдвинутое вперед положение, чтобы увеличить скорость ног. Если после выбора положения седла вам стало неудобно держаться за руль, измените длину выноса руля в ту или другую сторону, но не меняйте выбранного вами положения седла. Наклон седла. Классикой считается горизонтальное положение седла - его использует большинство спортсменов. Для того, чтобы выставить такое положение, воспользуйтесь строительным уровнем. Если вы используете сильно выдвинутое вперед положение при езде на велосипеде небольшой наклон седла вперед может быть удобен, особенно если вы используете "лежак" (рулевая аэродинамическая насадка) и ваши руки находятся на подлокотниках. Однако, при слишком большом наклоне седла вы сильно сдвигаетесь вперед и чрезмерно нагружаете свои руки. Высота руля. При сильно поднятом выносе (в нормальном положении руль расположен ниже седла приблизительно на 2,5 см) ваш корпус распрямлен и вам легко дотянуться до низа руля. При низко опущенном руле ваша аэродинамика улучшается, но при этом ваша грудь сдавлена и дыхание затруднено. Вот несколько вариантов расположения руля в зависимости от вашей физиологии. Выбор высоты руля прежде всего зависит от гибкости вашей поясницы. Встаньте прямо и попытайтесь достать руками до пола:

  • Если вы не можете достать пальцами до пола, установите руль на одном уровне с седлом
  • Если вы достаете пальцами рук до пола, руль должен находиться на 5-10 см ниже седла
  • Если вы можете достать ладонями до пола, то руль дожжен находиться на 10-15 см ниже седла.
Длина горизонтальной трубы и рулевого выноса.Комбинация этих двух размеров, определяющая вашу способность дотянуться до руля варьируется в зависимости от анатомии вашего тела и вашей гибкости. Строгие указания по выбору комбинации этих размеров отсутствуют (хотя есть очень хороший ресурс по подбору этого размера, примечание Метео), однако при этом существует достаточно хороший подход: Если вы удобно сидите на велосипеде, а ваши локти слегка согнуты, и руки лежат на тормозных рукоятках, то втулка переднего колеса должна быть зрительно закрыта рулем. Это относительно высокая посадка, однако со временем вы можете удлинить вынос руля, чтобы улучшить аэродинамику и перевести вашу спину ближе к горизонтальному положению. Другой способ выбора длины рулевого выноса. Попробуйте легко педалировать на велотренажере, положив руки на низ руля так, как будто вы участвуете в гонке или спускаетесь с горы. Когда ваши колени находятся в верхнем положении, попробуйте подвигать локтями в сторону колен и вперед. Ваши колени и локти должны лишь только слегка соприкасаться или же между ними должен оставаться зазор в 2-3 см. Если же ваши колени "перекрываются", это значит, что длина вашего выноса слишком мала. Длина выноса также зависит от длины верхней трубы велосипеда. Хотя все рамы выглядят одинаково, имеется ряд различий, которые лучше определять не на глаз, а с помощью рулетки. Например, у рам итальянских производителей длина верхней трубы почти всегда совпадает с длинной подседельной трубы или же на 1 см короче. Некоторые американские производители выпускают рамы с верхней трубой, которая на 2 см длиннее подседельной трубы. Ширина руля.Ширина руля должна совпадать с шириной ваших плеч. Не думайте, что руль большей ширины облегчит ваше дыхание. Нижняя часть руля в идеале должна быть горизонтальной. Тормозные ручки. Рукоятки могут быть смещены по изгибу руля произвольно в зависимости от ваших желаний. Большинство гонщиков предпочитают устанавливать тормозные ручки в точке перехода от криволинейной части к горизонтальной части руля.

Положение тела при езде на велосипеде

Голова и шея. Постарайтесь не опускать голову вниз, особенно когда вы устали. Во время езды периодически поворачивайте голову, что позволит вам расслабить мышцы шеи. Лицо. Постарайтесь расслабить все мышцы лица, особенно при интенсивных нагрузках.

Торс и плечи. Чем меньше посторонних движений, чем лучше. Подумайте о калориях, которые вы тратите при лишних движениях с каждым оборотом шатунов во время поездки протяженностью 50 км. Используйте всю свою энергию только на педалирование. Избегайте сползания вперед на седле и не опускайте вниз свою голову, особенно когда вы начали ощущать усталость. Периодически переключайтесь на большую передачу и вставайте с седла. Это снимет напряжение с ваших бедер и спины.

Руки. Держите свои локти в согнутом положении и старайтесь расслаблять их для амортизации ударов при столкновении с неровностями дороги. Старайтесь держать руки вдоль своего тела и не выворачивать их наружу. Это поможет вам достичь наиболее компактной посадки и улучшить аэродинамику.

Кисти рук. Чаще меняйте положение рук на руле, чтобы предотвратить онемение пальцев и снизить напряжение в пояснице. Руль следует держать крепко, но "нежно"; слишком крепко держаться за руль до "побеления" костяшек ваших пальцев не следует, так как это повышает напряженность мышц плечевого пояса и рук.

Ягодицы. Перемещаясь в седле вперед-назад, вы можете включить в работу различные группы мышц. Это особенно полезно на длинных подъемах. Движение вперед включает в работу четырехглавые мышцы в передней части бедер, в то время как движение назад включает в работу подколенные сухожилия и ягодицы.

Материал взят из книги "Программа Подготовки Лэнса Армстронга". Авторы: Л. Армстронг и К. Кармайкл.

uabike.com

На что способен шоссейный велосипед

Постоянно встречаю мнение, что по нашим дорогам нет смысла ездить на шоссейном велосипеде — он тут же развалится. Друзья, поверьте, это совершенно не так. Запас прочности любого шоссера очень велик,  и если вы доверяете гибриду, то шоссейник уж точно не будет слабее.

Я понимаю, откуда берется такое мнение — стоит посмотреть на эти тонкие колесики и облегченную раму,  как покажется, что все это лопнет от первого же участка плохой дороги.

На самом же деле эта тонкость очень обманчива. За утонченной внешностью стоят расчеты, поэтому сломать велосипед выбоинами и стыками не получится. Колеса заспицованы очень жестко, но в то же время упруго, что позволяет выдерживать любые нагрузки. Разумеется, это справедливо для хорошо собранного колеса.

Единственное слабое место шоссера — его тонкие шины. Если вскочить на всем ходу в выбоину с острым краем или бордюр, то можно получить «змеиный укус» — пробой камеры об обод. В худшем случае помнется сам обод. Для того, чтобы успешно ездить на шоссейном велосипеде, нужно только обучиться подбрасывать в воздух переднее и заднее колесо, а также подпрыгивать целиком.

road-bike-34

Нужно всегда следить за давлением в камере: учтите, что набитые до 10 атм шоссейный шины имеют свойство спускать до 7-8 за несколько дней, причем это не заметно, если проверять пальцами на сжатие. А вот при движении по плохой дороге пониженное давление может сыграть плохую шутку с колесами. Так что приобретите напольный насос с манометром, чтобы быстро и своевременно подкачивать шины перед покатушками.

Точно также не стоит бояться шоссейного велосипеда людям, у которых вес больше 100 кг. Шоссер замечательно держит вес и больше, проверено на себе. Но тут еще больше следите за бордюрами, выбоинами и давлением в покрышках — нагрузка сильнее. Ни рама, ни втулки, ни обода не повредятся из-за веса вашей тушки, если вы не будете специально убивать велик.

На шоссейниках ездят одну из самых сложных гонок Париж-Рубе. Взгляните на фотографии, чтобы самому представить, что должны выдержать велосипедисты и их шоссеры. И ничего, все живы.

paris-rubaix

Кто-то может спросить, а зачем оно вообще нужно — катать по нашим дорогам на шоссейниках? Зачем следить за ямками, когда можно купить двухподвес и не разбирая дороги ломить по всем выбоинам и трещинам в асфальте. Всё так, друзья, но тот, кто ни разу не ощущал этого бешеного наката, который дает шоссейный велосипед, тот очень много потерял в своей велосипедной жизни.

Когда первый раз садишься на шоссер, то ощущения странные до предела. Посадка просто сумасшедшая даже в верхнем хвате, велик норовит сгреагировать на малейшее движение руля, разгон просто ошеломляющий — все это озадачивает поначалу, даже немного страшно, как будто сел на необъезженного скакуна. Но проехал пару-тройку километров, и всё — влюбился. Нашел удобное положение рук на руле, подобрал темп — свобода! Кажется, что ты не крутишь педали, а только подкручиваешь, а скорость уже 30км/ч и больше.

road-bike-35Не верьте тем, кто говорит, что на шоссерах из-за специфичной посадки некомфортно ездить на дальние дистанции. Это лишь привычка, как только мышцы привыкнут к новой позе, все встанет на свои места. Я лично проехал не один марафон на шоссейном велосипеде, в том числе и 300км, и ни за что не сменил бы его ни на мтб, ни на гибрид. Чего только стоят разнообразные хваты руля и аэродинамическая посадка.

Насчет трясучки на плохой дороге, я могу ответить так: лучше я потрясусь на разбитых участках, но буду лететь на всех остальных. Единственный совет, если будете покупать шоссейник, то у него обязательно должная быть карбоновая или стальная вилка, алюминий вынет душу на колдобинах. Впрочем, насколько я знаю, на современные шоссеры даже бюджетного уровня уже не ставят алюминевые вилки — только карбон.

В идеале, велосипед весь должен быть карбоновым: и рама, и руль, и подсидельный штырь. Кроме меньшего веса это дает поглощение микровибраций. К сожалению, карбоновые модели пока еще дороговаты, но рано или поздно этот материал вытеснит алюминий, как когда-то алюминий вытеснил сталь.

Напоследок, взгляните, что вытворяет на шоссейном велосипеде Мартин Эштон. Причем замечу, что это облегченный велосипед для профессиональных гонок, с карбоновыми колесами. Надеюсь, это убедит вас, что шоссейник очень крепок, и даже наши дороги его не смогут победить.

Друзья, чтобы нам не потерять друг друга, предлагаю получать на емейл извещения о моих новых статьях и заметках. Пройдите по этой ссылке, пожалуйста.

Читать также:

kotovski.net

Рогатый руль: Человечество вряд ли когда-нибудь перестанет изобретать велосипед

Современный гоночный велосипед стоит больше, чем автомобиль бизнес-класса.

В любых велогонках, без сомнения, побеждает спортсмен, сумевший собрать воедино свою силу, волю, опыт и внимание. При этом реализовать все возможности, не потеряв ни капли, помогает велосипед. Процесс подбора и настройки снаряда включает множество нюансов. Еще в 1960-х годах энтузиасты решили подсчитать, из скольких частей состоит гоночный велосипед, включая мельчайшие детальки: гайки спиц, шарики подшипников, корды шин. Они получили невероятное число — 17 000. Чемпионский велосипед шестикратного победителя велогонки Tour de France Лэнса Армстронга стоит более $30 000, и это без учета колоссальных затрат на его разработку и того факта, что до достижения желаемого результата Лэнсу пришлось сменить много машин высшего класса.

В настоящее время мир покорен универсальностью горного велосипеда. В России, где никогда не было специальных асфальтовых велосипедных дорожек, настоящий шоссейный велосипед долгое время можно было увидеть только на спортивных стадионах. В последние годы ситуация изменилась: в Крылатском был построен велотрек международного класса, велотрасса перестала быть безлюдной, а в магазинах и на дорогах появились шоссейники известных фирм.

Подбираем скелет по скелету

Высокая стоимость шоссейных и трековых велосипедов объясняется двумя главными требованиями, предъявляемыми к этим машинам — низкое аэродинамическое сопротивление и малый вес. Это в первую очередь относится к раме велосипеда, его несущей части, определяющей основные свойства снаряда.

В спорте раму подбирают в зависимости от дисциплины, находя оптимальный компромисс между скоростью и жесткостью. К примеру, рамы для спринта (рывка на короткую дистанцию) должны быть максимально жесткими. Такая рама мгновенно реагирует на управляющие движения спортсмена, позволяет быстрее разогнаться, выполнить резкий маневр, обгон. Поэтому спринтерские рамы достаточно тяжелые. В гонке-преследовании или на шоссейном марафоне важна не динамика, а высокая средняя скорость. Для этого жесткость рамы приносится в жертву малому весу.

Свойства рамы зависят от материала, из которого она изготовлена. Карбоновые рамы, применяющиеся в профессиональном спорте, обладают высокой жесткостью и малым весом одновременно. Небольшим их недостатком является невозможность ремонта: карбон имеет значительный запас прочности, но при его превышении просто ломается и не подлежит восстановлению. Свойствами, схожими с карбоном, обладает титан. Однако для компонентов, выполненных с применением космических технологий (карбон и титан), характерны астрономические цены.

Первые велосипедные рамы изготавливали из стали. Со временем сталь уступила первенство алюминию, менее жесткому, но намного более легкому. В настоящее время стальные сплавы вновь завоевывают популярность благодаря применению труб овального, треугольного и переменного сечения, переменной толщины: рама усиливается лишь в тех местах, где это необходимо. Стальные и алюминиевые рамы вполне доступны.

Шоссейная рама классической геометрии имеет верхнюю трубу, параллельную земле, наклонную подседельную трубу и параллельную ей рулевую колонку. Рулевая трубка может иметь меньший наклон. Чем она ближе к вертикали, тем лучше управляемость велосипеда и хуже его устойчивость на прямой. Больший наклон, чем подседельный штырь, рулевая колонка иметь не может.

Спортивные рамы подбираются под антропометрические параметры конкретного спортсмена. Существуют специальные таблицы, увязывающие длину подседельной трубы с длиной ног гонщика, а длину горизонтальной трубы — с длиной его туловища и рук. Высота каретки определяется условиями гонки: высокая каретка позволяет заложить крутой поворот, не зацепив педалью поверхность трека, низкая — снижает центр тяжести, улучшает управляемость и аэродинамические характеристики велосипеда. Понятно, почему профессиональным гонщикам необходимо перепробовать много различных рам, в том числе изготовленных на заказ, чтобы подобрать оптимальную.

Для катания по обычным дорогам, когда райдер не стеснен техническим регламентом гонки, часто применяются укороченные рамы с низкой наклонной верхней трубой (рамы типа «слоупинг»). Велосипеды, оснащенные такими рамами, более удобны и просты в управлении.

Визитная карточка шоссейного велосипеда — характерный руль «бараньи рога». Он позволяет использовать разный хват: удобный высокий на подъемах, при медленном движении, и низкий, существенно снижающий аэродинамическое сопротивление — на скорости. За руль держатся самыми разными способами, в том числе опираясь на кронштейны тормозных рукояток. Поэтому на нем нет привычных ручек: вместо них используются обмотки, как на теннисных ракетках. Обмоточная лента покрывает весь руль, а при стирании ее легко заменить. Иногда к центру руля прикрепляют специальные упоры для локтей, которые позволяют велосипедисту практически лечь на раму.

Ширина руля подбирается в зависимости от условий гонки. Широкий руль обеспечивает лучшую управляемость, но ухудшает аэродинамику. Такой руль хорош для спринта. Для скоростных дисциплин используют узкие рули.

Катись, колесо!

К колесам шоссейного или трекового снаряда предъявляются те же требования, что и к раме: жесткость, малый вес и хорошая аэродинамика. Обода колес также подбираются в зависимости от типа гонки, с предпочтением в сторону веса или легкости. Каждый производитель пытается изобрести особый профиль обода, сочетающий жесткость (внутренний профиль) и аэродинамику (внешний профиль). Для езды по дорогам общего пользования применяются двойные обода повышенной жесткости, которые не боятся дорожных швов и канализационных решеток. Диаметр стандартного шоссейного обода — 28 дюймов (71 см).

Стандартное количество спиц для колеса — 24−28. На некоторых современных колесах можно встретить всего 16 или даже 12 спиц. Меньшее количество спиц дает выигрыш не столько в весе конструкции (он компенсируется ободом повышенной жесткости), сколько в аэродинамике. Дополнительно спицы могут иметь каплевидный профиль. Колеса с уменьшенным количеством спиц не рекомендуются райдерам весом более 75 кг.

В трековых гонках иногда применяются сплошные колеса. Например, на колесе Comete фирмы Mavic спицы заменены карбоновыми стенками. Такое колесо обладает выдающимися аэродинамическими свойствами, однако его применение ограничено. Как правило, такие колеса используют только в помещении, на улице велосипед с огромной площадью боковой поверхности может просто сдуть с дороги порывом ветра. Сплошным может быть только заднее колесо — переднее, рулевое, при повороте будет создавать большое сопротивление. Стоит Comete больше $3000.

Отличными характеристиками обладают цельные колесные диски. Они имеют большую жесткость, хорошую аэродинамику, а небольшой вес достигается применением углепластика. Поэтому стОят такие колеса не намного меньше сплошных.

Важный элемент колеса — втулка. Качество применяемых в ней подшипников и смазки прямо влияет на динамические характеристики велосипеда. Размер фланцев, к которым крепятся спицы, зависит от вида гонки. Более крупные фланцы подходят для спринта, так как обеспечивают бОльшую жесткость колеса, а следовательно, и управляемость велосипеда. Небольшие фланцы экономят вес, что положительно сказывается на средней скорости движения.

Шоссейники оснащаются ободными тормозами. Они очень эффективны благодаря большому диаметру обода. Применение дисковых тормозов отрицательно сказалось бы как на весе велосипеда, так и на его аэродинамических свойствах. На трековые снаряды тормоза вообще не устанавливаются.

На шоссейных велосипедах никогда не применялись покрышки и камеры — это слишком расточительно в плане веса. Классическое решение для спортивного снаряда — так называемая однотрубка. Фактически это камера с утолщением по внешней окружности, на котором, в случае необходимости, нарезан протектор. Однотрубки достаточно дороги, починить их сложно — заплатка изменит форму и баланс колеса. Поэтому современные однотрубки имеют в своей структуре усилительные элементы из кевлара, защищающие от прокола. Достоинством однотрубок является надежность и возможность накачки до очень высокого давления.

Альтернатива однотрубкам — клинчера. Клинчер — это бескамерная шина с бортовой проволокой, она «цепляется» за края обода специальной конструкции (обод, совместимый с клинчерами). Считается, что клинчера дешевле и проще в обслуживании. Однако и то и другое — спорные моменты. У однотрубок и клинчеров примерно равное количество непримиримых поклонников.

По велотреку и сухому асфальту, как правило, гоняются на сликах. Дождевой протектор имеет неглубокие прямые насечки. Шины для зимних условий эксплуатации изготавливаются из мягкой резины и не дубеют на холоде. Существуют даже шелковые и хлопчатобумажные однотрубки, предназначенные специально для трековых гонок.

Отличительная черта всех шоссейных колес — чрезвычайно узкие и накачанные до высокого давления шины. Узкое продолговатое (благодаря большому диаметру обода) пятно контакта шины с дорогой обеспечивает минимальное сопротивление качению.

Не касаясь земли!

Механическая часть шоссейных велосипедов вполне обыкновенная, разве что с некоторыми особенностями.

На шоссейниках применяют до трех звезд спереди и до десяти сзади (всего до тридцати скоростей). Передаточные отношения подобраны очень близко друг к другу, чтобы позволить гонщику поддерживать оптимальный для его организма каденс (скорость вращения педалей) при любом уклоне трассы, скорости ветра, дорожной ситуации. Звездочки имеют сквозные отверстия для снижения веса.

На современных шоссейниках применяются переключатели скоростей (манетки), совмещенные с тормозными рукоятками, причем переключение на меньшую звездочку осуществляется отклонением тормозной рукоятки в сторону. Таким образом, переключение скоростей можно производить, не переставая держать руль. На старых моделях велосипедов переключатели располагались на раме.

Шатуны желательно подбирать в соответствии с антропометрическими данными спортсмена и условиями гонки. Для спринта применяются укороченные шатуны, они позволяют увеличить каденс и быстрее наращивать скорость. В гонке-преследовании и марафоне применяются более длинные шатуны. Точное определение размера шатуна связано с длиной ног гонщика. Подгонка осуществляется с точностью до миллиметра.

В профессиональном спорте случалось, что гонки выигрывались благодаря особой технологии крепления шатунов к системе.

Шоссейный и трековый велосипед немыслим без контактных педалей. Раньше вместо них применялись туклипсы — специальные ремешки, обхватывающие ботинок. Контактные педали в сочетании со специальными ботинками позволяют легко пристегнуться и, что еще более важно, легко отстегнуться от педалей простым движением пятки в сторону. «Контакты» позволяют осуществлять круговое педалирование, не только нажимать на педаль вниз, но и вытягивать ее вверх. Контактные педали позволяют задействовать такие группы мышц, о которых вы даже и не подозревали, и существенно повысить свой спортивный уровень и скорость движения.

Неотъемлемые части «контактов» — собственно педали, устанавливаемые на велосипед, и шипы, прикрепляемые к велосипедным ботинкам. Шипы и педали совместимы в рамках определенных стандартов. Законодатель мод в этой области — фирма Look. В России большой популярностью пользуются «контакты» фирмы Shimano, применяемые и на горных байках. Но применение специальных «шоссейных» педалей предпочтительней: они обеспечивают фиксацию на педали большей части стопы и позволяют не давить на носок, излишне напрягая мышцы голеностопа.

Шипы для педалей — расходный материал. Они стачиваются при пристегивании и отстегивании, а также… при ходьбе. Шипы приходят в негодность после трех километров, пройденных по асфальту.

Главное — мотор

Приобретая шоссейный велосипед для тренировок, стоит посоветоваться со специалистом или даже тренером. Шоссейники и оборудование для них производятся практически всеми известными велосипедными брэндами, от «народного» Shimano до элитного Campagnolo. Запасшись терпением, вы обязательно найдете аппарат, идеально подходящий именно для вас.

Следует помнить, что, покупая шоссейный велосипед, вы получаете отличное шасси, колеса, ходовую часть и коробку передач. Двигателем же будете вы сами. Весь смысл велоспорта заключается в улучшении характеристик этого двигателя, а для этой цели все средства хороши.

Статья опубликована в журнале «Популярная механика» (№7, Июль 2005).

www.popmech.ru