Ремонт велосипеда своими руками. Разбор руля велосипеда


Ремонт велосипеда своими руками, как перебрать велосипед в домашних условиях

remont

Регулярный осмотр и ремонт велосипеда – это гарантия того, что владелец этого транспортного средства будет жив и здоров, с ним не случится никакого форс-мажора. Многие предпочитают обращаться для профилактического обслуживания велосипеда к профессионалам, но и своими руками вполне реально подготовить транспортное средство к эксплуатации.

Оглавление: 1. Подготовительный этап 2. Как перебрать велосипед своими руками - Рама велосипеда - Рулевая колонка - Подвеска велосипеда - Кассета, цепь, система, переключатели передач и трещотка – перебираем трансмиссию - Каретка - Тросики и манетки - Тормозные ручки, гидролинии и калиперы – тормозная система - Педали - Втулки, спицы, обода – переборка колес 3. Уровень изнашиваемости деталей

Подготовительный этап

Прежде чем начинать текущий ремонт велосипеда, нужно запастись определенными инструментами. Они пригодятся в любом случае и прослужат долгое время.  Основные инструменты для обслуживания велосипедов:

  • шестигранные ключи разных размеров – их желательно приобретать сразу в наборе;
  • гаечные ключи разных размеров – целесообразно купить набор;
  • отвертки – понадобятся и крестообразные, и шлицевые;
  • плоскогубцы разных размеров;
  • пинцет;
  • киянка;
  • насадки торцевые;
  • ножницы;
  • хомуты.

Эти инструменты и приспособления должны всегда находиться в наличии, потому что понадобиться они могут в любой момент. Кроме перечисленного, стоит приобрести:

  • щетку для чистки велосипедной цепи;
  • втулочный ключ;
  • выжимка для велосипедной цепи;
  • трещоточный ключ;
  • спицевой ключ.

К необходимому инструменту  для ремонта и обслуживания велосипедов относятся и расходные материалы – они должны быть не только всегда в наличии, но и в достаточном количестве. К расходным материалам в данном случае относятся:

  • тормозная жидкость;
  • масло для различных деталей;Обратите внимание: иметь в наличии нужно масло для каждой детали – для вилки, цепи, педалей и так далее.
  • растворители;
  • очистители;
  • гидравлическое масло.

Все эти расходные материалы помогут не только качественно отремонтировать велосипед, но и поддерживать свое транспортное средство практически в идеальном состоянии. Особое внимание нужно уделить смазочным материалом – выбор их на рынке просто огромный, доверять продавцам можно, но с опаской. Чтобы не ошибиться, следует запомнить следующие рекомендации специалистов:

  1. Любая жидкая смазка (масло И5А, например) подходит только для обработки барабана задней втулки и цепи. У такой смазки есть индивидуальная особенность – она отлично подходит для точечного применения. Но есть и один критический момент – если планируется кататься на велосипеде в холодное время года, то жидкую смазку применять нельзя, так как при минусовых температурах она быстро твердеет и затрудняет работу механизмов.
  2. Если времени для проведения полноценных ремонтных работ нет, а необходимо срочно смазать цепь и тросики, то можно использовать аэрозольные смазки. Они моментально восстанавливают работу всех шарнирных соединений, в эксплуатации просты – с работой справится даже ребенок.
  3. Для обработки резьбы и подшипниковых узлов оптимальным вариантом станет использование густой смазки.

Как перебрать велосипед своими руками

Чтобы грамотно перебрать велосипед, нужно знать и предназначение каждой детали и уметь внимательно осматривать их.

velosiped

Рама велосипеда

Самое важное в уходе за рамой велосипеда – содержание ее в чистоте. Поэтому перед тем как приступать к переборке транспортного средства нужно тщательно очистить раму от загрязнений, пыли и отшелушившейся краски, чтобы эти частицы не попали в механизмы и не привели их в негодность. Оптимальным вариантом для очищения рамы велосипеда будет ее мытье мыльным теплым раствором.

Избежать проблем при эксплуатации велосипеда можно только при тщательном осмотре раны на предмет наличия трещин и сколов. Специалисты рекомендуют особое внимание при осмотре уделять верхним перьям заднего треугольника, рулевому стакану, задней подвеске и кареточной трубе. Если при осмотре рамы велосипеда обнаруживаются потертости и сколы краски, то их нужно устранить – целесообразно использовать для этого краску из баллончика, предварительно очистив место от ржавчины, пыли и остатков краски.

Рулевая колонка

Правила переборки рулевой колонки велосипеда зависят только от ее типа – если установлена интегрированная колонка, то понадобится лишь смазать  ее, а вот при полуинтегрированной рулевой колонке с шарикоподшипниковым механизмом нужно будет заменить не только смазку, но и шарики. Есть даже прямой признак необходимости замены деталей – при эксплуатации велосипеда будет явно слышен скрип рулевого стакана и появятся проблемы с поворотом колеса.

Ustroystvo-bezrezbovoy-rulevoy-kolonki (1)

Подвеска велосипеда

Обязательно при обслуживании двухколесного транспортного средства особое внимание уделяется вилке – нужно регулярно очищать ноги пыльники от дорожной грязи, при необходимости проводить замену сальников, поршней, пружин и смазочного материала.

Обратите внимание: при обслуживании вилки велосипеда очень важно не повредить кольцевые пружинки – они выполняют роль защиты от частиц пыли и внешней грязи.

Мастера не рекомендуют самостоятельно чистить и ремонтировать подвеску – ее механизм достаточно сложный и требует наличия определенных знаний и опыта. Но даже если перебрать подвеску получилось самостоятельно, то замену картриджей пусть проводит профессионал.

Кассета, цепь, система, переключатели передач и трещотка – перебираем трансмиссию

В регулярном уходе нуждается и велосипедная цепь – ее снимают с помощью специальной выжимки, если на цепи имеется замок, а если он отсутствует, то процесс осуществляется вручную. Цепь очищается от грязи, проверяется ее натяжение, смазываются ролики – это необходимый минимум работы, которую нужно провести.

velosiped

Систему нужно очистить с помощью специального растворителя (этой жидкостью можно пользоваться и при работе с цепью). Обязательно нужно проследить, чтобы при сборке системы звездочки были поставлены в нужном порядке – ориентируйтесь по специальному пину на средней звезде, который должен «смотреть» на каретку.

Набор задних звезд (они называются кассетой) нужно снять с помощью съемника и тщательно очистить их от грязи и пыли – эта работа не представляет сложности даже для малоопытного велосипедиста.

Переборка трещотки заключается в промывании и смазывании промышленного подшипника, если установлен шариковый механизм, то он внимательно осматривается, при необходимости детали заменяют. После такого обслуживания велосипедный механизм будет работать намного лучше.

От переключателей передач зависит комфорт велосипедиста при движении транспортного средства. Не рекомендуется самостоятельно производить их обслуживание, лучше доверить работу профессионалам. Но если решено своими руками перебрать переключатели передач, то понадобится правильно настроить винты, которые ограничивают ход лапки. Обязательно обратите внимание на правильную установку механизма по отношению к системам и звездам. Нельзя забывать и о регулярной проверке натяжения троса.

Каретка

Вообще, конструкция каретки выполнена таким образом, что не подлежит разборке. А в реальности многие мастера разбирают ее для проведения текущего обслуживания.

Обратите внимание: если осуществляется переборка каретки, то нужно запомнить исходное расположение всех ее деталей и чашек промышленных подшипников – они при сборке должны встать точно в свои места.

Тросики и манетки

Особенность манеток в том, что они при эксплуатации велосипеда испытывают минимальную нагрузку – это позволяет проводить их обслуживание один раз за весь сезон. При работе с ними нужно будет почистить весь механизм, смазать его. Нельзя забывать и о тросиках – их протирают специальным маслом, что обеспечивает их мягкое скольжение внутри механизма.

Тормозные ручки, гидролинии и калиперы – тормозная система

Тормоза велосипеда – это безопасность эксплуатации транспортного средства, поэтому при обслуживании им нужно уделять особое внимание. Специалисты считают, что при переборке велосипеда работа с тормозной системой – самый важный процесс.

Работа с тормозной системой должна осуществляться в трех направлениях:

  1. velosipedПроверка поршней, переборка калиперов и при необходимости замена деталей на новые. Обнаружить проблемы в работе калиперов очень легко – велосипедист отметит «проваливание» тормозной ручки и неоправданно долгое торможение транспортного средства.
  2. Тормозная ручка должна полностью разобраться. И хотя ее устройство простое (ручка, корпус и поршень), могут случиться проблемы – например, часто из строя выходят уплотнительные кольца. В случае обнаружения такой проблемы, кольца подлежат полной замене.
  3. Проверка тормозной жидкости в гидролинии. Обязательно этот этап нужно провести, потому что даже изменение структуры тормозной жидкости (она часто теряет свою однородность) может привести к сбоям в работе тормозной системы.

Педали

Педали – самая нежная часть всего велосипеда, а вот нагрузка на них оказывается всегда максимальная. Чтобы проверить их работу, достаточно будет рукой прокрутить их. Если педали крутятся слишком медленно или слишком быстро останавливаются, значит нужно их разобрать и смазать. Этот процесс осуществляется классически – разборку проводят с торца, внимательно осматривая подшипниковый механизм.

Обратите внимание: на некоторых моделях велосипедов стоят контактные педали. При их переборке очень важно тщательно смазать пружинки, в противном случае, обувь будет защелкиваться слишком туго.

Втулки, спицы, обода – переборка колес

Колеса также относятся к деталям велосипеда, которые постоянно испытывают повышенные нагрузки. Что следует учесть при переборке колес:

  • velosipedвтулки с промышленными подшипниками нужно перебирать 1 раз в два сезона – запас прочности у них просто огромен;
  • втулки с шарикоподшипниками перебирают перед каждым сезоном – шарики могут быть с вмятинами и потертостями, что подразумевает их замену;
  • обода проверяют на искривление и в случае обнаружения этой проблемы вытягивают спицы в противоположную сторону.

Уровень изнашиваемости деталей

Велосипедистам нужно знать не только особенности ремонта и регулярного обслуживания своего транспортного средства. очень важно вовремя обращать внимание на износ некоторых деталей и сразу же устранять проблемы. На какие детали велосипедов рекомендуют обращать внимание специалисты:

  • подшипники;
  • трансмиссия;
  • рама;
  • тормозная система;
  • колеса;
  • подвесы.
Загрузка...

sportzoom.ru

Разборка велосипеда на узлы

Разборка и сборка являются необходимыми операциями при ремонте, регулировке и уходе за велосипедом. Поэтому процесс и приемы разборки и сборки велосипеда, а также применяемые при этом приспособления и инструменты должны быть знакомы каждому велосипедисту, желающему производить техническое обслуживание своей машины без посторонней помощи.

Разборку велосипеда начинают с руля. Гаечным ключом освобождают натяжение распорного болта, отвертывая его на несколько оборотов, чтобы шестигранник болта оказался на некотором расстоянии от опорной площадки стержня руля или стержня выноса руля. В верхнюю плоскость шестигранника распорного болта упирают небольшой кусочек твердого дерева или пластмассы. Молотком, вес которого не должен превышать 200 г, наносится удар сверху вниз, чтобы опустить распорный корпус, находящийся внутри стержня, и этим освободить стержень руля от плотного прилегания к внутренним стенкам стержня вилки. Когда производится удар по распорному болту, шина переднего колеса должна быть накачана. Если шина без воздуха, то велосипед надо поставить так, чтобы наконечники вилки упирались в какой-нибудь деревянный предмет.

Руль из стержня вилки вынимают следующим образом: нужно встать лицом к велосипеду, переднее колесо поставить между ступнями ног, а верхнюю часть колеса зажать между колен (рис. 41). Обхватив руками трубу руля как можно дальше от середины, нужно поворачивать его на 180° в ту и другую сторону вокруг оси стержня, в то же время вытягивать его вверх. Вынимая руль, нужно соблюдать осторожность, так как, если приложить большое усилие, руль, выйдя из стержня вилки, может ударить в лицо.

Рис. 40. Приспособление для разборки трещоток Рис. 41. Снятие руля

После этого снимают седло, для чего сначала отвинчивают гаечным ключом гайку подседельного узла. Затем, упираясь ногой в педаль велосипеда, седло берут одной рукой за носок, а другой за заднюю рамку с нижней стороны и начинают поворачивать на 180° вокруг оси подседельного крюка или пальца, соблюдая ту же осторожность, что и при разборке руля.

После этого снимают передний щиток. Если ушко щитка имеет круглое отверстие под болт, то последний нужно вывернуть из коронки вилки совсем; если же ушко щитка имеет долевой паз, то болт отвертывается настолько, чтобы можно было свободно снять щиток. В случае, когда распорки щитка укреплены при помощи гаек на оси переднего колеса, то ключом отвертывают гайки, снимают шайбы, а затем снимают распорки и сам щиток. Встречаются велосипеды, у которых распорки щитков крепятся при помощи хомутиков и специальных болтов на перьях передней вилки (и у задних щитков на подседельных стойках). Эти болты крепят распорки щитков с помощью ручных гаек (барашков), которые дают возможность легко снимать щитки.

После удаления щитка снимают переднее колесо, которое вынимается из вилки, когда отвернуты или отпущены на несколько оборотов гайки его оси.

Далее снимают заднее колесо. Если на оси заднего колеса имеются регуляторы натяжений цепи, то ключом отвертывают их гайки на 10—12 мм от колпачков. У велосипедов, имеющих тормозную втулку, вывертывают винт из тормозного рычага втулки, соединенного с хомутиком, удерживающим тормозной рычаг на левом цепном пере рамы. Гаечным ключом отвертывают гайки на оси задней втулки и снимают с оси распорки заднего щитка. Рукой слегка ударяют в колесо по ходу велосипеда, чтобы колесо в наконечниках цепного пера продвинулось вперед на 10—12 мм; благодаря такому смещению цепь освобождается от натяжения и свободно снимается с ведущей и ведомой зубчаток.

Чтобы цепь не была выпачкана, ее снимают с ведущей зубчатки в левую сторону по ходу велосипеда и помещают на наружный диаметр кареточного узла.

Снятая с ведомой зубчатки цепь размещается на верхней плоскости наконечника цепного пера, либо на крючке, которым бывает снабжена рама специально для этой цели (крючок припаивают к подседельной стойке выше наконечника цепного пера на 130—150 мм).

После этого, удерживая велосипед левой рукой за подседельную трубу, правой рукой берутся за наружную часть обода колеса и вынимают его из горизонтальных пазов наконечников цепных перьев. Из рамы, у которой нет регуляторов цепи и наконечники цепных перьев имеют наклонные пазы, обращенные открытым концом вперед, колесо вынимается легким ударом руки под углом, равным углу наклона оси пазов. В таких наконечниках гайки или барашки полностью с оси втулки не свертываются.

Как только колесо удалено из цепной вилки, вывертывают отверткой винты, крепящие щиток к мостикам подседельной стойки и цепных перьев (удерживая гайку винта ключом), и снимают щиток. Если на раме имеется ручной тормоз для заднего колеса, его снимают прежде, чем снять щиток. Для этого на центральном болте тормоза отвертывают гайку и снимают шайбу, после чего болт вынимается из отверстия мостика подседельных стоек.

В следующую очередь снимают шатуны с вала каретки. Гаечным ключом отвертывают на 2—3 оборота; гайки, которые держат шатуны на валу. Чтобы выколотить клинок, необходимо раму большой головкой шатуна поместить на какую-нибудь опору (рис. 42). В качестве опоры могут быть использованы тиски, на губки которых предварительно положены прокладки из цветного металла или в них зажимают трубу из меткого материала для того, чтобы во время ударов не попортить никелированной поверхности большой головки шатуна. Раму размещают на опоре так, чтобы шатуны находились в горизонтальном положении, а клинок — резьбой вверх. В торец гайки клинка упирают выколотку из цветного металла, по длине превышающую радиус ведущей зубчатки на 50—70 мм. По торцу выколотки молотком, вес которого должен быть не больше 200 г, наносят удары да тех пор, пока клинок не сдвинется с места. После этого свинчивают гайку и, пользуясь выколоткой, окончательна выбивают клинок из отверстия шатуна. Удары должны быть резкими.

Для удобства дальнейшей работы производят разборку передней вилки. Отвертывают накидным ключом контргайку чашки верхнего шарикоподшипника, снимают шайбу с усом, затем отвертывают чашку шарикоподшипника, соблюдая осторожность, чтобы не рассыпать шариков. Поддерживая одной рукой стержень вилки, другой рукой аккуратно начинают вынимать вилку из головной трубы, следя за тем, чтобы шарики из шарикоподшипников вилки падали на ладонь руки, которая поддерживает стержень. Шарики из чашек шарикоподшипников вилки нужно сложить в коробочку или неглубокую баночку. Обе чашки и оба конуса шарикоподшипника тщательно очищают от старой смазки. Если смазка загустела, ее отмывают керосином, стараясь, чтобы керосин не попадал на окрашенные поверхности, так как краска от керосина! тускнеет, а через непродолжительное время начинает разрушаться.

После снятия узлов раму тщательно протирают сухой тряпкой и очищают от грязи. Если некоторые пятна не очищаются тряпкой, нужно их отмыть горячей водой. Ни в коем случае нельзя применять для чистки рамы ацетон, бензин, керосин и т. п.; от этих растворителей портится лакировка, которой покрыта рама.

Рис. 42. Выбивание клинка шатуна

www.velorider.ru

Как разбирается велосипедная вилка: инструкция к действию

Вилка велосипеда – это то самое устройство, которое соединяет переднее колесо и велосипедную раму. В составе вилки три трубки, которые соединены между собой и выглядят как буква «у». С помощью вилки колесо велосипеда вращается, выбирается направление движения. Также, сверху вилки прикреплен руль, при помощи которого, собственно, вилка и вращается.

Как разбирается велосипедная вилка инструкция

Итак, какие инструменты понадобятся для разбора велосипедной вилки:

во-первых, обязательно наличие гаечного ключа; во-вторых, нужны будут пассатижи; в-третьих, ничего не делается без отвертки; и, в-четвертых, есть необходимость в маленьком раздвижном газовом ключе.

Как разбирается велосипедная вилка инструкция

Пункт первый

Чаще всего вилка снимается только тогда, когда подшипники в рулевой колонке окончательно износились. Для этого, нужно поставить велосипед на ровную поверхность, например, прислонив к стенке. Берем гаечный ключ необходимого размера, подходящего к головке болта, который расположен посередине руля. Руль прикреплен к вилке именно с помощью данного болта.

Пункт второй

Теперь нужно этот болт выкрутить. Не пугайтесь, он довольно-таки длинный. В верхней трубке вилки находится конусообразная гайка, в которую и вкручен болт. Так вот, болт вынимаем, после чего, расшатываем руль и снимаем его с трубки вилки.

Как разбирается велосипедная вилка инструкция

Пункт третий

Следующий этапом будет вынимание трубки вилки, а вынимается она из цилиндра рамы. Для этого, нужно взять газовый ключ, с его помощью, открутить накладную гайку, местонахождением которой является вершина цилиндра рамы. Кстати, трубка вилки проходит как раз через этот цилиндр. В принципе, данная гайка откручивается и специальным ключом, вот только на практике сделать это достаточно сложно.

Пункт четвертый

После того, как гайку открутили, вынимаем подшипник. Чаще всего, он разрушен, а шарики повыпадали из креплений. Трубка вилки вынимается из цилиндра велосипедной рамы. Снизу будет виден другой подшипник, его необходимо аккуратно снять и отложить в сторонку.

Пункт пятый

Берем отвертку и откручиваем болтик, который держит наверху крыло велосипедного колеса. Болт этот обычно находится на цилиндре велосипедной рамы. Те же действия нужно провернуть и с теми болтами, который удерживают проволочный держатель велосипедного крыла.

Пункт шестой

Крыло необходимо вынуть. После этого, нужно ослабить те гайки, при помощи которых к колесу прикреплена вилка. И, собственно, освобождаем вилку, на чем и заканчивается весь процесс разборки. Осталось только поменять подшипники, тщательно смазать все литолом и, само собой, вернуть все в исходное состояние.

Григорий Сорокин

Об авторе:

Редактор проекта 2Kolesa.com.ua

Понравилась статья?

2kolesa.com.ua