Компьютер руль


Как выбрать руль для компьютера

Современный мир наполнен различными электронными устройствами, без которых многие люди попросту не могут жить. Такое состояние дел свидетельствует о постепенной информатизации общества. Конечно, это достаточно позитивный фактор, так как помимо необходимых устройств, на рынке техники начинают появляться аппараты, предназначенные для развлечения. К числу подобных вполне можно отнести компьютер. Этот электронный прибор на сегодняшний день можно увидеть практически в любом доме. Важной характеристикой компьютера является тот факт, что на нем можно играть в видеоигры. Причем современная индустрия компьютерных развлечений на сегодняшний день достигла своего пика. По сути, человек может стать любым героем, каким только душа пожелает. При этом существенное разнообразие в процесс игры вносят различного рода дополнительные приспособления управления, такие как джойстик или компьютерный руль. Последний элемент пользуется наибольшей популярностью среди людей, которые обожают видео-гонки. Но для того, чтобы знать, как грамотно выбрать этот девайс для компьютера, необходимо понимать основные критерии оценивания качества гаджета, о которых пойдет речь далее в статье.

Предназначение игрового устройства

Для многих людей остается большой загадкой предназначение такого приспособления, как компьютерный руль. По своей сути, это специальный джойстик, который используется для управления в некоторых играх. Следует отметить тот факт, что данное устройство имеет достаточно богатую историю. Первый аналог такого аппарата появился в 1983 году. Устройство представляло собой небольших размеров девайс, оснащенный дополнительной пластмассовой педалью. То есть, это была достаточно примитивная попытка реализации задумки, подразумевающей собой управление виртуальной машиной посредством отдельного модуля. Изначально, данная разработка не произвела особого фурора на рынке. Однако, с развитием индустрии компьютерных игр, джойстики в виде руля начали приобретать все большую популярность. Наибольший пик спроса устройств начался с развитием моды на персональные компьютеры. Что касается современности, то в XXI веке игровые рули – это частое явление среди людей, которые любят проводить время в процессе виртуальной гонки. Помимо того, данное устройство на сегодняшний день выпускается многими фирмами-производителями, что позволяет выбрать подходящий вариант среди большого ассортимента различных по своим функциям гаджетов.

Какой гаджет лучше выбрать?

При покупке игрового руля прежде всего необходимо посмотреть на его цену. В случае с данным устройством, этот фактор играет достаточно весомую роль. Многие специалисты утверждают, что покупать дешевую модель попросту нет смысла. Потому что устройства, имеющие низкую цену — не отличаются высоким качеством. Более того, они обделены многими функциональными возможностями, которые присутствуют в дорогостоящих аппаратах. Лучше всего, обратить свое внимание на игровые устройства знаменитых брендов. На сегодняшний день в сфере игрового «инвентаря» таковыми являются фирмы Logitech и Thrustmaster. Эти фирмы гарантируют высокое качество своих продуктов, а какие-либо неполадки с их устройствами случаются крайне редко. Конечно, игровые рули этих фирм-производителей имеют достаточно высокую цену, однако это с лихвой окупается отличным качеством техники. Но помимо особенностей производителя, большое значение имеет внутренний функционал устройства.

Типы игр и основные функции

Перед покупкой игрового руля, прежде всего нужно определиться с жанром используемых в дальнейшем игр. В данном случае наибольшей популярностью пользуются симуляторы автомобильной езды. Эти игры позволяют почувствовать себя ночным гонщиком или участником бешеных соревнований, где машины разбиваются вдребезги. Руль в этом контексте дает возможность почувствовать всю реалистичность процесса гонки, а также окунуться в ночную скорость. Менее популярными у владельцев гаджета являются игры такого типа, как бродили. В них, как правило, минимум вождения, что исключает использование устройства, которое крайне неудобно использовать для стрельбы, бега и т.п.

Функциональность гаджета

Что касается функциональной составляющей девайса, то тут нужно проанализировать несколько главных особенностей. Прежде всего, на руле должно быть много кнопок. Это позволит максимально расслабиться во время игры и не лезть к клавиатуре или же мышке для настройки тех или иных параметров. Много манипуляторов обеспечит полное управление процессом езды. Также большое значение имеет функция вибрации гаджета. Она обеспечивает реалистичность и полноту ощущений при игре. По свидетельствованиям многих пользователей, от развлечений без функции вибрации устройства удовольствия мало.

Крепление устройства

Далее, при выборе игрового гаджета нужно обратить внимание на его крепление. В этом вопросе крайне важна прочность и плотность крепежного механизма. Если он плохо держится на столе или иной поверхности — этот негативный фактор может существенно повлиять на комфорт игрового процесса, особенно — если устройство наделено функцией вибрации. Следует отметить, что наиболее некачественными типами крепления являются липучки, и присоски. Они, как правило, очень плохо держат компьютерный руль, от чего последний «гуляет» во время игры.

Материал покрытия устройства

Покрытие руля в принципе оказывает не слишком большое влияние на процесс отдыха. Но этот фактор очень часто беспокоит людей, которые имеют определенные пунктики в этом вопросе. Поэтому следует отметить, что обычные пластмассовые рули являются мало-популярными из-за своего низкого качества. При игре руки очень часто скользят, что существенно усложняет весь процесс. Самыми лучшими материалами покрытия являются резина и кожа. Они обеспечивают не только комфортную игру, но еще и эстетически приятный вид игрового устройства.

Комплектация устройства

В стандартном варианте, любой игровой руль продается с педалями. Тем не менее, комплектация устройства может быть совершенно разной. Например, сегодня очень популярны системы, дополнительно оснащенные коробкой передач. Этот модуль позволяет наиболее полно прочувствовать весь процесс вождения автомобиля. Что касается педалей, то они не должны быть слишком маленькими, особенно когда устройство приобретается для ребенка. Помимо того, нажатие должно осуществляться плавно и легко. Обратная сторона конструкции педалей должна быть оснащена специальным покрытием, которое обусловит их крепкое положение на полу. То есть, данный элемент системы не должен скользить при нажатии, иначе о комфорте игры можно забыть.

Рекомендуем просмотреть интересное видео:

Заключение

Итак, в статье мы попытались проанализировать основные критерии выбора качественного игрового руля. Представленные факторы учитывать просто необходимо, ведь они позволят приобрести самое лучшее устройство в области функциональности и эстетического вида. Остаётся напомнить, что более подробную информацию о приглянувшейся модели можно узнать на тематических форумах, прочитав отзывы владельцев гаджета, а как выбрать хороший руль для своего компьютера вы уже знаете.

Приятного выбора и удачной покупки.

 

VN:F [1.9.22_1171]

Рейтинг статьи: 8.5/10 (4 проголосовало)

hi-tech-pro.ru

Как выбрать руль для компьютера?

Владельцы персональных компьютеров и ноутбуков согласятся, что создавалось это чудо техники не только для работы, но и для развития, общения, и конец концом, отдыха! Невероятно популярными стали различные компьютерные игры. Они дают возможность почувствовать себя воином, знаменитым полководцем, опасным бандитом или профессиональным копом. Практически ни одна игра не обходится без использования транспорта в ней, а некоторые игры специально созданы для любителей автомобилей. Бешеные скорости, тюнинг машин, столкновения, обгоны, все, что только может пожелать фанат гонок.

Такие игры действительно затягивают, и проводить в них время очень приятно. Но со временем, клавиатура и мышь не обеспечивают полного кайфа от скорости, хочется не просто тыкать по кнопкам, а по-настоящему управлять машиной. Для этой цели и был создан руль для компьютера. С его помощью получать наслаждение от высоких скоростей и улучшать свои водительские навыки можно не выходя из дома. Главное – не покупать что попало, а обдуманно подойти к выбору устройства.

Содержание статьи:

Комплектация педалей

Вначале нужно обратить внимание, идут ли к рулю еще и педали. Они обеспечивают максимальную реалистичность процесса управления машиной. Более доступные варианты оснащаются двумя педалями – тормозом и газом. В моделях, которые стоят немного дороже есть еще и сцепление.

Кроме наличия самих педалей и их количества нужно тщательно выбирать их подставку. Она должна быть не скользкой, а педали обладать средней упругостью, и не быть слишком жесткими. Это позволит плавно управлять своим виртуальным транспортом, не нажимая на них изо всех сил. Конечно, в Need For Speed большинство игрового времени мы едим с зажатой педалью в пол, но вот уже в симуляторах придется стать более аккуратным водителем. И упругость педалей тут очень важный критерий.

Также некоторые модели оснащены коробкой передач как в реальном автомобиле. Так как коробка является частью USB-устройства, то и подключается она вместе с рулем и отображается ее управления. Тут важно, чтобы конкретная игра или симулятор поддерживали такие устройства и позволяли использовать в управлении педаль сцепления и коробку передач.Модели без педалей и трансмиссии оснащены панелей кнопок на поверхности руля. Их нажатие и выполняет функцию смены скоростей и торможения. Это позволяет не отвлекаться на нажатие клавиш мышки или клавиатуры.

Рулевое колесо

Форма колеса в большей части моделей выполнена в традиционном варианте. Но для заядлых гонщиков существуют аналоги рулей из болидов Формулы-1 или других спортивных авто.

Модели отличаются не только по форме, но и по используемым материалам. Самые дешевые рули производят из пластика. Иногда, бюджетные модели не комплектуют даже резиновыми вставками. В руках такой руль будет скользить и придется мириться с такими неудобствами, или наклеивать резину самостоятельно.

Рули среднего класса делают из каучука (резины). Они хорошо лежат в руке. Резиновый руль имеет достаточную жесткость для избегания скольжения во время игрового процесса.

Самые лучшие и соответственно, дорогие рули для компьютеров имеют кожаное покрытие. По характеристикам, такое устройство будет напоминать рулевое колесо настоящего автомобиля, что по максимуму передаст ощущения от езды.

Крепление

Обязательно нужно учесть при выборе способ крепления устройства. В недорогих вариантах рулей крепление обеспечивается при помощи нескольких липучек или присосок. Во время резких маневров в игре, а особенно, если за рулем нервный водитель, такой руль может оторваться от поверхности.

У более дорогих и качественных моделей для крепления используются струбцины и перемычки. Это позволяет надежно зафиксировать устройство, и его невозможно будет оторвать во время игры. Также современные модели реагируют на силу рук и ведут себя как настоящие рули в автомобиле.

Угол поворота

Когда только начали производить рули для компьютеров, то они обладали углом поворота в 150°. Все изменила компания Logitech, которая сделала первые модели с увеличенным углом в 180°.

Сегодня самые продвинутые рули обладают углом в полные 360°. Но они значительно усложняют процесс игры, ведь нужно подобрать конкретное положение руля для вхождения в каждый поворот.

Поэтому и сегодня чаще всего используют рули на 180°. Они способны передавать реальные ощущения управления автомобилем, и в то же время не повышает уровень сложности симулятора или игры и позволяет без проблем рулить даже тем, кто в реальности машиной не управляет.

Наличие системы Force Feedback

В процессе выбора руля для ПК, очень важным параметром становится наличие Force Feedback. Это специальная система, которая позволяет делать руль туже или легче, создавать сопротивление на поворотах. В общем, максимально передает ощущение реальности и позволяет делать настройки под конкретного пользователя.

В бюджетных моделях такую систему найти очень сложно. Они, в большинстве своем, оснащены системой Vibration Feedback. При конкретных действиях, устройство начинает просто вибрировать (без сопротивления). Это немного улучшает игровой процесс, но функция вибрации подходит скорее для джойстика, чем для руля.

На геймпаде вибрация погружает в игру каждого пользователя, а вот на руле она нравится далеко не всем. Также некоторые считают, что вибрация на элементах управления компьютером плохо влияет на работу кистей рук.

Подключение

Компьютерные рули – это USB-устройства и подключается точно также. Как и джойстик, микрофон или веб-камера. Шнур нужно вставить в один из USB-входов (на передней или на задней панели корпуса). После этого, нужно следовать указаниям программы «Мастер установки» или ее аналогам.

Если после подключения, компьютер не видит руля, то проблема кроется в драйверах. Может быть, что установлены несовместимые драйвера (например, драйвер для Windows 7, а на компьютере установлен XP). Установить тот драйвер, который нужен, можно скачав его с официального сайта компании производителя устройства, или с диска, которые был в комплекте.

Советы по выбору

Правильно выбрать устройство помогут простые советы:

  • Вначале нужно выяснить, для каких целей нужно устройство. Если важен дрифт и другие автомобильные выкрутасы, то важным показателем будет отдача руля и крутящий момент. Если важно максимальное сходство с реальным вождением, то нужен руль с высокими показателями чувствительности. Игра за таким устройством будет сложной, но и реалистичной;
  • Людям, которые хотят просто погонять без лишних мыслей и тонких расчетов должны сделать свой выбор в пользу руля с большим количеством кнопок, которые позволят играть без клавиатуры;
  • Независимо от целей, самые дешевые рули непонятных производителей и сомнительного качества покупать не стоит. Они лишены множества функций. Если устройство не способно сделать даже одного круга вокруг оси, то его покупку не нужно даже рассматривать. Такой руль будет бесполезным;
  • Нужно расспросить консультанта о дополнительных функциях. Если руль оснащен системой Force или Vibration Feedback, то игра станет реалистичной, а руки не будут затекать;
  • Обязательно нужно попробовать руль еще в магазине. Он не должен скользить, а педали должны нажиматься плавно, не слишком легко, и не слишком тяжело;

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Одноклассники

 

sdelaicomp.ru

Как подключить игровые руль и педали к компьютеру или ноутбуку

Как там, в известном киножурнале «Хочу всё знать» — «Орешек знанья твёрд, но всё же…» и так далее. Да, можно вспомнить ещё и выходивший когда-то очень неплохой журнал «Знания — Сила». Нет, всё верно, всё верно, знания — большая вещь. Но иногда и они могут только навредить. Начинаешь вдруг мудрствовать, опасаться неизвестно чего, видя перед собой тот же руль или педаль, хотя на самом деле всё элементарно просто. Не надо просто, что называется, брать себе лишнего в голову.

Смотришь, тот «знающий учёный, с опытом» провозился с рулём целый час. А этот мальчишка, без году неделя на компе, проблему, как подключить руль с педалями к компьютеру, решает буквально за 10 минут. Так у него глаза голубые открыты на все 100, улыбка до ушей, он ничего не боится и кофе чуть не разлил на новенькие педали, а у того руки трясутся от одного вида коробок и вид, ну, страшно серьёзный.

Другими словами, что мы хотим сказать? Да то, что чтобы подключить руль к компьютеру, требуется радость жизни, примерно та радость, для которой и предназначены сами эти устройства.

Принцип всё тот же, не сложнее флешки

Ладно, для тех, кто привык жить, «как в архиерейском строю», скажем – установка и настройка руля и педалей практически ничем не отличается от установки любого другого оборудования, того же принтера или сканера.

Итак, начинаем, а помогает нам, как всегда, этот спасительный USB-порт. Сначала проводим соединение кабелей и разъёмов. Тут будьте повнимательней, и советуем не пренебрегать схемами, которыми пестрит инструкция по установке, входящая в комплект поставки устройств. Схемы и помогут быстро решить, как подключить игровой руль.

Соединяем руль и педали между собой — конструкции существуют разные: руль к педали и дальше в ноут, педаль к рулю, это не имеет никакого принципиального значения. Главное, что когда вставим кабель в USB-разъём ноутбука, устройства начнут автоматически распознаваться. В идеале весь процесс тут же в течение 20–30 секунд и закончится, вам останется только с удивлением от такой простоты в нижнем правом углу экрана прочитать ласкающую взгляд фразу: «Устройство установлено и готово к работе».

И всё-таки не будем обижать руль, это не флешка

Но прямо скажем, руль и педали всё-таки не флешка, до такой элементарщины дело может и не дойти. Более того, скорее всего, фраза будет другой, что-то вроде «Устройство не готово» или «Устройство не распознано».

Ничего страшного, это нормальный ход вещей. Значит, система не распознала ваши гонщицкие принадлежности, не имеет для них драйверов и предлагает установить их самостоятельно.

Для этого вставляем в CD-дисковод диск с программным обеспечением руля и педалей, этот диск входит в комплект поставки изделий. Инсталлятор оборудования с диска запускается автоматически. Устанавливаем все драйверы и программы, возможно, перезагружаем компьютер.

CD-диск с программным обеспечением руля и педалей

Далее, вы ведь не собираетесь использовать педали и руль для гонок по файлам системы, не в «Моём компьютере» же использовать это оборудования а-ля Сенна.

Поэтому для испытаний установки понадобиться запустить какую-нибудь игру и попробовать поуправлять уже рулём, не забывая тормозить и разгоняться педалями.

Настройка средствами системы

Ну а если пока любимой гонки на ПК нет.

Тогда проверить результаты установки можно и системой.

Заходим в «Панель управления» «Пуска» и выбираем «Оборудование и звук».

В открывшемся окне нам нужен «Просмотр устройств и принтеров» — здесь мы увидим все подключённые устройства, в том числе и наш руль.

«Просмотр устройств и принтеров»

Если же руля пока нет, добавляем его через кнопку «Добавить» (её нужно поискать на экране, всё зависит от версии системы и стиля представления окна).

Добавление нового устройства

Система сама попытается найти новые устройства и предложит все в едином списке. Выбираем в нём руль и жмём «Далее». Устройство установится — скорее всего, система установит драйвер из своей библиотеки (репозитория) драйверов, которая была заполнена с CD.

Но руль мало установить. Когда вы запустите игру, она не будет работать ни с рулём, ни с педалями. Да просто уже нужно саму игру научить реагировать на все повороты руля и нажатия педалей. Но это уже совсем другая песня, она зависит от того, с какой ноги встали сами разработчики программы, тут обычно идём в «Настройку игры» и внимательно смотрим на экран, в этом увлечении не проливая кофе на клавиатуру.

Подключаем и командную строку

Калибровку руля можно провести и более простыми средствами:

  1. Входим в работу с командной строкой «Пуск/Стандартные/Выполнить».
  2. Набираем и запускаем joy.cpl.

    В окне 3 нам даются все работающие устройства

  3. Выбираем нужное и вызываем его контекстное меню (правая клавиша мыши).
  4. В меню, в самом низу окна, для нас строка «Свойства».
  5. Здесь уже и производим более тонкую настройку.

Существует и другой путь:

  1. Входим теперь в «Пуск/Панель Управления/Оборудование и звук».
  2. Переходим в раздел игровых устройств.
  3. Выбираем нужное и снова через контекстное меню — «Свойства».
  4. Открывается окно «Настройка», а в нём кнопка «Откалибровать».

Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понимать, что настройка руля и педалей дело тонкое (ну, автомобилисты от Ламборджини это знают), поэтому необходимо на этом этапе запастись вниманием и терпением.

Ну, а дальше бросаемся в это безбрежное море игр, где руль и педали — настоящие короли, вернее, они сделают королями уже именно вас: AutoClubRevolution, DriverParallelLines, TestDriveUnlimited, Richard Burns Rally, Live For Speed.

Среди перечисленного нет вашей любимой. Ну извините, не знали! А что вообще можно знать в этой круговерти коллекций трасс и моделей, которые появляются чуть ли не каждый день новые как грибы после дождя.

nastroyvse.ru

Как устроены игровые рули — Автокадабра

Привет, Автокадабра! Вчера случайно наткнулся на Хабре на свой же пост, старый как мир. Но считаю, что вам будет интересно его почитать - тем более, если хоть раз, играя на компьютере в гонки, у вас мелькала мысль о покупке руля.

Все, что вы хотели знать, но боялись спрость ) Доступным языком, подробно и наглядно. Трафик. На самом деле, в начале должно быть небольшое введение про разновидности игр, в которых может понадобиться указанные выше манипуляторы. Я не являюсь матерым игроком (не знаю, к счастью или к сожалению… просто нет на это времени, хотя поиграть иногда хочется), но думаю, не ошибусь, если назову две разновидности гонок – аркады и симуляторы. Первые – поэффектней, но попроще в плане управления. Разработчики не прикладывают огромных усилий для создания реалистичной физической модели поведения игрового автомобиля, а просто дают возможность вдоволь погонять. Ввиду своей зрелищности и геймплея, как правило, такие игры пользуются большим спросом у многих категорий игроков. Типичный пример - серия NFS, Race Driver: Grid.

Симуляторы – дело посерьезней, потому и менее распространенное. Главный козырь в таких играх – реалистичное управление и множество настроек, которые действительно так или иначе влияют на игровой процесс. Примеры - NFS Shift, Colin McRae Rally, Live For Speed, GTR и GTR2, rFactor, Richard Burns Rally.

Даже если моя классификация не верна, сути это особо не меняет – очевидно, что руль в гонках позволяет добиться большего погружения в игру, нежели пара кнопок на клавиатуре.

Как известно, основная задача руля – точно измерять угол отклонения оси от «начала координат», после чего передавать эти значения в игру. Т.е. если физически баранка была повернута на 15 градусов, это же значение (ни больше, ни меньше!) должно передаться в игру, чтобы авто повернул в нужную сторону.

То же и с педалями – чем больше тапка в пол, тем быстрей взлетим ;) Но вот тут-то и начинается самое интересное...

Думаю, ни для кого не секрет, что каждый производитель игровой периферии старается выдумать что-то свое – тогда есть вероятность, что товар купят. Поэтому, на данный момент, существует несколько технологий, которые применяются в подобных устройства. Если быть точным, решения проблемы три (если кто-то еще что-то знает на этот счет – добавляйте!) – механическое, оптическое и магнитное. Давайте разберемся, что к чему и где какие подводные камни.

Переменный резистор (потенциометр)

Самое простое и дешевое решение – вы могли многократно видеть его в огромном количестве устройств, даже в бородатые года.

Принцип действия прост - на оси руля (под корпусом, мы этого не видим) крепится небольшая шестеренка, которая своими зубцами соединена с другой шестеренкой, установленной на оси потенциометра. Поворачивая руль, механизм приходит в действие – контакты потенциометра передают значения угла поворота руля к контроллеру, а тот – в игру. Бывает и такое, что оси педалей связаны с потенциометрами напрямую, но это не делает погоды – эти «часы» устроены таким образом, что в любом случае будут люфты.

Они в свою очередь являются причиной «мертвых зон» руля, когда игра не видит незначительных поворотов руля. А механический износ деталей этому только поспособствует.

Но не люфтами едиными сыт обладатель подобного устройства. Основной проблемой является разрушение движков и стирание резистивной дорожки потенциометра. Один движок скользит по ротору, второй – по резистивной дорожке. Ничто не вечно - все эти элементы стираются. Для более наглядного представления, внизу приведен рисунок.

В итоге через некоторое время потенциометр начинает давать не правильные данные (те, кто застал советские телевизоры и радиоприемники, на которых громкость регулировалась как раз потенциометрами, должны помнить, как при вращении регулятора звук начинал «хрипеть» – именно так и проявляется внутреннее разрушение потенциометра). Именно поэтому потенциометр не может проработать очень долго - против законов природы не попрешь… и все, что трется, рано или поздно выйдет из строя. И чем энергичнее трешь – тем быстрее это случится.

Результат - дорогое устройство через непродолжительное время станет всего лишь «визуальным» дополнением к игре, но никак не средством для получения удовольствия ;)

Плюсы - Простота и дешевизна изготовления. Минусы - Недолговечность к механическому износу; - «Мертвые зоны» руля и педалей.

Оптический датчик (энкодер)

Другим, более надежным вариантом решения проблемы, является использование оптического датчика. Принцип действия так же может быть многим знаком еще из школьного курса физики. На специальной подставке закреплен вращающийся диск с прорезями, показания поворота с которого считывает закрепленный фотоэлемент. Благодаря тому, что нет механического контакта между «колесом» и фотоэлементом, механический износ сведен к минимуму. НО… из-за того, что этот диск не имеет «центра» (начала отсчета), его приходится калибровать при каждом включении.

Именно поэтому, некоторые рули, при включении компьютера или его перезагрузке, встроенным приводом сперва поворачивают руль до конца в одну сторону, потом в другую. Деля полученное значения пополам, устройство узнает, от какого положения диска с прорезями надо производить отчеты.

Несмотря на то, что дешевизна самого датчика имеет место быть, рули на оптике стоят значительно больше рулей на потенциометрах. Именно из-за необходимости калибровки разработчик руля на оптике и попадает в засаду. Датчик-то дешевый, но как при включении узнать, в центральном ли положении находится баранка? Повсеместно применяемое решение – поставить электромотор, который будет крутить баранку, чтобы найти центр. Но чтобы электромотор мог крутить баранку, надо ставить редуктор, который переведет скоростное вращение вала мотора в плавное движение баранки. В итоге дешевый датчик влечет за собой дорогую механику – электромотор и редуктор.

Мертвых зон, как правило, нет, но они могут возникнут по мере износа шестерен редуктора, которые с помощью мощной обратной связи (Force Feedback) могут убиться еще быстрее. Далее по списку – достаточно большие размеры датчика и редуктора, благодаря чему оптику вставляют только в рули. Поэтому все рули, работающие на оптических датчиках, комплектуются педалями на… переменных резисторах, о которых говорилось выше )

Результат – похожая песня, но за бОльшие тысячи. «Подсластить» эмоции от дополнительных затрат может Force Feedback (силовая обратная связь), которую реализуют за счет упомянутого выше двигателя. Не простаивать же ему просто так ) Но проблемы с педалями-то это не решает!...

Плюсы - Бесконтактный, нет трения; - Дешевизна самого энкодера;

Минусы - Требуется принудительная калибровка; - Большие габариты редуктора, сложно установить в педали; - Дороговизна изготовления редуктора и электропривода для калибровки.

Сейчас самое время сделать небольшое лирическое отступление, ведь постепенно мы подкрались к самому интересному ;) Если рассмотреть более глобальную сферу деятельности, хотя бы такую, как автомобилестроение, то можно обратить внимание на то, что все ведущие компании в большинстве случаев давно отказались от переменных резисторов и оптических датчиков в своих автомобилях. Повсеместно используется магнитные датчики, крупнейшим поставщиком которых является небезызвестная компания Philips, точнее ее дочерняя компания Philips NXP Semiconductors.

Такие датчики могут применяться где угодно – в отклоняющихся спинках автокресел, напичканных электроникой; в педалях и в руле, в дворниках, в элементах двигателя… да много где!

Вряд ли производители выбирали бы ненадежные решения… так почему бы не применить эту технологию в геймерских продуктах? Ведь в таком случае руль будет как в хороших иномарках ;)

Магнитный датчик

Принцип работы в следующем – берется диаметрально намагниченный магнит, который надежно устанавливается в подвижной части корпуса, в нашем случае это сама баранка.

В неподвижном корпусе крепят непосредственно сам датчик, который обрабатывает значения углов поворота магнита.

Благодаря тому, что вумная электроника способна работать с магнитом на некотором расстоянии от него, то механического износа нет как такового. Ломаться тоже нечему – мелкие хрупкие детали просто отсутствуют.

Второй бочкой меда в ложке дегтя является высочайшая точность, которая получается при таком подходе – электроника способна регистрировать повороты в сотые доли градуса! Ну и третий не менее приятный бонус – небольшие размеры магнита и датчика, что делает возможным их установку хоть в руль, хоть в педали. Собственно, так и делают.

Плюсы - Бесконтактная работа, отсутствует трение и механический износ; - Высокая точность и регистрация малейших отклонений руля или педалей; - Небольшие размеры.

Минусы - Дороже чем резисторы и оптические энкодеры.

Дописывая текст про третий вид датчиков, невольно возникает чувство гордости за «наших» - до недавнего времени никто, кроме отечественной компании Gametrix эту технологию в доступных игровых устройствах вроде не применял.

У них датчики имеют имя MaRS (Magnetic Resistive Sensor, Магнитный Резистивный Сенсор).

Теория vs практика

Народная пословица намекает, что лучше один раз увидеть, нежели сто раз услышать ;) Что же, давайте подкрепим сказанное практическим испытанием.

Для эксперимента понадобится:

- Три руля (на трех видах датчиков – резисторный, оптический и магнитный) - Программа JoyTester (для наглядно отображения данных, полученных от контроллера руля и педалей) - Чемпион мира 2006-ого года по игре в NFS - Алан Енилеев :)

Итак, сначала были взяты три руля, которые были последовательно подключены к компьютеру. Играть пока не будем – просто небольшие полевые испытания в программе JoyTester. Эта программа в координатной плоскости рисует линии, соответствующие углам поворота руля или степени нажатия педалей.

Датчик на потенциометре

Начнем с того, что руль совершенно не обрабатывает небольшие отклонения руля вправо и влево, которые совершаются непосредственно вблизи «центра координат». Те самые мертвые зоны, о которых я говорил. Т.е. если вы несетесь в игре по прямой, то можно не делать вид матерого водилы, который небольшими поворотами держит полный контроль над дорогой ) Говоря проще, игра не заметит ваших стараний ) Мало того, без внимания остаются движения, которые совершаются в максимальных углах поворота. Из-за этого у многих людей складывается впечатление, что все рули и игры с рулями – фигня. Мол крутишь баранку, а машине хоть бы хны. Это сильно бьет по самолюбию действительно опытных автомобилистов ;)

Производитель гордится углом поворота руля в 270 градусов (а бывает и 900!), мол можно крутеть-вертеть-неперевертеть. Что же… учитывая, что почти везде используется 8-битный контроллер, который выдает 256 отсчетов, минимальный угол восприятия - 270/256 = 1,056 градуса. Этот самый градус, точнее «лестницу», которую получает игра, мы можем видеть в программе, значительно отклоняя руль.

Еще один всплывший недостаток – нелинейность. Т.е. разница между реальным углом отклонения игрового устройства и данными, переданными игре.

Педали – это тоже что-то. Все начинается с того, что педали не обрабатывают мертвую зону в самом начале, а она составляет ни много, ни мало – примерно 30% от всего диапазона (15-30 градусов). Те же 30% составляет мертвая зона в конце того диапазона, который предлагает комплект. Итого в нашем распоряжении есть всего 40 процентов от полного хода педалей.

Результат – мы жмем тапку в пол, а игра смотрит на это и откровенно ржот ) Соответственно, вы не сможете точно «дозировать» газ и тормоз – нажимая педаль на 70%, игра будет принимать их за все 100. Куда это годится? )

Оптический датчик

Тут уже все лучше. Во-первых, нет мертвых зон, во-вторых, точность намного выше. Данные поступают плавно, «ступенек» нет. Немного напрягают ясно ощущающиеся при вращении руля зубчики шестеренок редуктора, но к ним быстро привыкаешь.

Но… рули на оптических датчиках комплектуются педалями на резисторах ) Педали из комплекта:

Данные поступают рывками (явно видны ступеньки), в начале и в конце большие мертвые зоны. Что, впрочем, не удивительно.

Магнитный датчик

В руле Gametrix Viper три магнитных датчика – один в руле и два в каждой педали (позволяют обрабатывать повороты и нажатия от 0.06 градуса).

Для более очевидной разницы поведения, был собран макет, в котором для одной баранки применяются сразу два датчика – магнитный и резисторный.

Запускаем программу и… думаю, комментарии излишни.

Но если вы ничего не поняли – магнитный датчик регистрирует даже самые незначительные отклонения руля от центра, полностью отрабатывает весь диапазон, который предоставляет руль… и то же самое касается педалей. Думаю, это именно то, на что рассчитывают разработчики игр, выпуская свои шедевры.

3... 2... 1... GO!

Ну и самая, пожалуй, интересная часть теста. Алану Енилееву, лучшему виртуальному автогонщику мира 2006-ого года, было предложено прокатиться в игре под наблюдением программ, таких как JoyLogger и WheelTester.

Анализируя запись игры Алана, было выяснено, что самыми востребованными углами поворота в игре находятся в диапазоне от -20 до +20 градусов от центра. Именно те градусы, которые в рулях на потенциометрах находятся в мертвой зоне ;)

Так же выяснилось, что в среднем игрок совершает одно движение рулем в секунду. А учитывая, что ресурс бюджетного потенциометра всего 800 000 циклов (800 000 секунд), то игровое время, на которое рассчитан руль – всего 250 игровых часов! Ну или чуть больше 10 суток непрерывной игры… мда.

Если играть 2-4 часа в день, то удовольствие будет длиться всего 4-6 месяцев (собственно, тут можно обратить внимание на срок гарантии, которую предоставляют большинство производители). Даже если по истечении этого времени руль останется жив, то показания, передаваемые им в игру, будут далеки от настоящих. А ведь это всего лишь кроха внутри устройства, которую мы даже не видим… про остальные артефакты, которые вылезут на дешевых устройствах, я даже не говорю.

Итого

Если Вы действительно неравнодушны к автомобильным симуляторам на компьютере, то без руля и педалей «радость будет неполной». Ассортимент игровых устройств на рынке сейчас очень широк, но по сути, все они одинаковые – меняется лишь «кожура». Поэтому первый совет – не введитесь на россыпи кнопок, кучи педалей, всякие рюшечки и прочие закосы под знаменитых брендов типа Ferrari (ой, случайно возникла ассоциация с черкизовскими мажорами в куртках «Харли Дэвидсон»). Да, все эти модные отделочки могут быть красивыми, но… 15 килобайт текста выше подтверждены практикой и многочисленными темами форумов.

Ничто не вечно – любой продукт, а тем более, подверженный активному механическому воздействию, рано или поздно выйдет из строя. Но сроки жизни у этих устройств сильно разнятся. Поэтому, я считаю, лучше не иметь отдельную статью расходов, покупая раз в год новый комплект рулей и педалей, а купить один раз, но долговечный и более функциональный продукт. После покупки в долгу останутся разработчики игр – действительно качественные автосимуляторы сейчас можно посчитать по пальцам.

* UPD: Программы JoyLogger и JoyTester. Можете скачать и попробовать запустить ) Если что-нибудь получится - сравните с вышеописанным ;)

Успехов!

autokadabra.ru


Смотрите также