История автомобилестроения в деталях. История рулевого колеса. История автомобильного руля


История автомобилестроения в деталях. История рулевого колеса

Рулевое колесо выглядит в автомобиле весьма органично. Транспортное средство на колесах управляется при помощи устройства в форме колеса.  Кажется, это вполне естественно, и так было всегда.

Однако руль не был изобретен вместе с первым автомобилем, он появился несколько позже. Первые транспортные средства, сконструированные в 80-х годах 19 века, управлялись с помощью рычагов. Скорость первых автомобилей была не большая, и рулевое управление в них осуществлялась по тому же принципу, как в современных моторных лодках.

Изобретение рулевого колеса было связано с популярностью гонок в 1895-1898 годах. Увеличение скорости делало управление с помощью рычагов неэффективным. Впервые круглый руль был установлен изобретателем Альфредом Вашероном на автомобиль "Panhard 4hp".

Инновация отлично показала себя в гонках Париж-Руан. К началу 20 века большинство производителей стали оснащать свои модели рулевым колесам. Автора первой леворульной машины звали Томас Джефри.  К 1910 году выпуск автомобилей с левым рулем стал всеобщей тенденцией в Америке.  

Далее автомобилестроители стремились сделать рулевую колонку более мобильной и устойчивой к вибрации. Так появилась конструкция «банджо» и энергопоглощающая рулевая колонка.

Регулируемый руль изобрел Эдвард Лобелл в 1927 году. Однако внедрить эту инновацию смогли лишь в 1960-х годах. В то время многие производители авто ставили целью сделать свои модели более удобными. Фирма "Cadillac" установила на свои машины рулевые колонки, положение которых с помощью храповика можно было менять в 7 позициях.  У автомобилей фирмы "Ford Thunderbird" руль вообще мог смещаться вправо при установке машины на парковку. Опция эта была придумана для удобства водителя при высадке.

В 1970 году изобрели противоугонную опцию – когда ключ извлекали из зажигания, руль блокировался. Примерно в это же время на руль впервые стали устанавливаться кнопки управления – тогда это был автопилот. Это стало прообразом системы «мультируль», которая получила распространение лишь в 90-х годах. Тогда и сейчас с помощью кнопок на руле можно управлять аудио-системой  и включать другие функции, не отрываясь от управления.

В 60-х годах появился и гидроусилитель руля. Изначально рулевое колесо было просто деревянным. Но со временем рулевое управление стало требовать большей мобильности. Изобретателем гидроусилителя стал Фрэнсис У.Дэвис, и работа над установкой этой инновации длилась не одно десятилетие. Первые разработки существовали уже в 1920 году, но наладить массовый выпуск автомобилей с гидроусилителем руля стало возможно лишь в 60-х годах.

Сегодня рулевое колесо выглядит таким же надежным, как и сами современные автомобили. Мульти-управление, гидро и электрические усилители, встроенная подушка безопасности  - все эти удобства имеет руль практически  каждой машины.

www.letopis.info

Крепче за "баранку" держись, шофер: история автомобильного руля

Но, видимо, конструкторы авто хотели и в этом вопросе быть абсолютно оригинальными и непохожими на изобретателей других видов транспорта. Впрочем, достаточно скоро автомобильный руль все же приобрел свою оптимальную форму, которая с небольшими изменениями триумфально дошагала до нашего времени.

Этапы развития рулевого колеса

Прототипы автомобилей сегодняшнего дня - моторизованные экипажи - управлялись с помощью специальной рукоятки, которая называлась румпелем. Такое управление использовалось практически до конца 19-го века. Считается, что первое рулевое колесо появилось на автомобиле марки «Panhard 4hp». Сам автомобиль был разработан и создан в компании «Панар-Левассор», а вот круглый руль на эту модель в 1894 году установил изобретатель и автогонщик Альфред Вашерон в процессе подготовки машины к гонке Париж-Руан. В этом же году в компании «Панар-Левассор» были проведены специальные испытания на моделях, оснащенных как румпелем, так и рулевым колесом. Испытания показали безусловное преимущество руля, и к 1898 году уже все автомобили марки «Panhard» оснащались при производстве круглым рулем. Остальные производители авто очень быстро признали круглую форму руля за эталон, и через 10 лет на машинах уже не осталось рулевых конструкций другого типа. Но и круглый руль подвергался постоянным доработкам и усовершенствованиям. Так, например, изначально плоскость рулевого колеса располагалась параллельно полу авто, но уже в том же 1898 году французский офицер Артур Константин Кребс догадался наклонить рулевую колонку, что сразу же сделало управление автомобилем намного более удобным. Конструктивно первые рули имели жесткую четырехспицевую конструкцию. Такая схема руля была неудобна тем, что передавала сильные вибрации от колес на руки водителя. Для борьбы с этим эффектом были изобретены рули «Банджо» (по схожести конструкции с известным музыкальным инструментом), отличавшиеся тем, что каждая спица не была монолитной, а состояла из нескольких более тонких спиц, которые и поглощали значительную часть вибраций, передававшихся на руль от дороги. Это интересно: Несмотря на общую тенденцию к уменьшению количества спиц на руле, французская компания Renault довольно долго выпускала модели с пятиспицевым колесом. А первые трехспицевые рули были разработаны и внедрены в Америке в 20-е годы прошлого века.

Незаменимые помощники рулевого колеса

Рост размера и веса новых автомобилей достаточно быстро поставил перед конструкторами очередную техническую задачу: как облегчить водителю процесс вращения рулевого колеса. С этой проблемой был призван бороться гидроусилитель руля. В истории остались имена нескольких обладателей патентов, оспаривающих право называться изобретателем этого незаменимого устройства: англичанин Фредерик Ланчестер, американка Клара Гэйлис, американец Чарлз Хаммонд... В принципе, нам не особенно важно, кто же из них был первым. Главное, что их идеи помогли решить инженерам поистине важнейшую задачу, и сейчас благодаря этому мы можем управлять легковыми автомобилями и многотонными фурами практически "одним пальцем". Реальный образец автомобильного гидравлического усилителя руля (ГУР), напоминающего по конструкции и принципу действия современные устройства, был создан и применен на автомобиле американским инженером Фрэнсисом Дэвисом, начинавшим свою карьеру в компании Пирс Эрроу, а затем перешедшим в General Motors. Это интересно: Как это часто и случается, мощный толчок развитию ГУР дала Вторая Мировая Война. Армии требовались тяжелые автомобили, которые должны были легко управляться. Под руководством Ф. Дэвиса General Motors построила для военных 10 тыс. бронированных авто марки Chevrolet, оснащенных гидроусилителями. Важным изобретением в 1927 году отметился американец Эдвард Лодбелл, предложивший автомобильному миру конструкцию регулируемой рулевой колонки с помощью встроенного храповика. Через 36 лет эта идея нашла свое воплощение в серийных моделях компании Cadillac. Современные конструкции рулевых колонок используют разные технические разработки и позволяют проводить регулировку руля как по высоте, так и по наклону. Первая энергопоглощающая рулевая колонка, снижающая риск получения тяжелых травм водителем при столкновении, была изобретена в 1934 г., а начала использоваться на серийных моделях Mercedes Benz W111 только в 1959 г. В 70-е годы прошлого века на всех американских авто по требованию национального законодательства стала устанавливаться система блокировки поворота руля при вынимании ключа из замка зажигания. Это было сделано с целью затруднения возможности угона авто. В дальнейшем такая опция распространилась на автомобили и в других странах мира. Несколько позже на серийных автомобилях компании Oldsmobile появились и первые подушки безопасности, встроенные в корпус рулевого колеса. А сегодня такую схему защиты используют практически все автопроизводители. На рулевое колесо современного автомобиля конструкторы возлагают все больше и больше дополнительных функций:
  • управление аудиосистемой, навигационной системой, телефонной связью и пр.;
  • управление бортовым компьютером;
  • управление круиз-контролем.
Никто не отменял и такого аспекта, как эргономичность рулевого колеса и его эстетическая привлекательность. Подогрев руля, разноцветная отделка, деревянные вставки, кожа и т.д. - вот те маленькие нюансы, которые могут привлекать наше внимание и дарить море позитивных эмоций. И этим активно пользуются дизайнеры ведущих компаний.

trezvyi-voditel.su

История и эволюция рулевого колеса

Уже на самом первом «Mercedes-Benz» 1901 года прижилась «баранка»

Уже на самом первом «Mercedes-Benz» 1901 года прижилась «баранка».

Невозможно представить себе автомобиль без «баранки». Рулевое колесо очень естественно укладывается в эргономические каноны. Эту его особенность человечество оценило давно. На судах рулевые испокон веков пользовались штурвалом, и было бы странно, если бы подобный элемент не прижился на автомобиле.

Первые автомобили в истории были довольно легкими, и наиболее простым и удобным решением для них казался велосипедный руль. Но машины совершенствовались, скорости росли… И такой руль прямого действия оказался для автомобиля совершенно не приемлемым — булыжная мостовая на высоких скоростях выбивала его из рук водителя.

В качестве руля на «Oldsmobile» 1902 года использовался так называемый «коровий хвост»

В качестве руля на «Oldsmobile» 1902 года использовался так называемый «коровий хвост»

В конце XIX века появился «коровий хвост» — длинный изогнутый рычаг, который водитель удерживал обеими руками, благо плечо этого рычага было довольно длинным, и передаваемый им на управляемые колеса крутящий момент помогал надежно «командовать» автомобилем. Но что такое «коровий хвост»? На крутых поворотах водителю, которому не хватало длины рук, приходилось смещаться всем телом то влево, то вправо.

 

Круглое — крутим

Очень многие изобретатели быстро оценили удобство круглого руля, который начал свое победное шествие уже в первое десятилетие XX века. Но, чтобы не прилагать к нему больших усилий, диаметр его пришлось делать равным 350 — 450 мм. А на тяжелых грузовиках и автобусах начала прошлого века «баранки» выросли до 500 мм. Редукторы в рулевых механизмах уже тогда применялись вовсю, но усилители в те времена еще не были известны.Очень разумным решением стало размещение под ободом рулевого колеса различных органов управления. Пользоваться ими оказалось очень удобно — снимать руки с руля водителю не требовалось.

Маленькие гоночные рули стали неизменным атрибутом спортивных автомобилей

Маленькие гоночные рули стали неизменным атрибутом спортивных автомобилей

«Баранка» постепенно обрастала кнопкой звукового сигнала, рычажками переключения света фар и другими органами управления. Удивительно, правда, что многофункциональные блоки подрулевых переключателей вошли в обиход лишь в 70-е годы.

Усилители руля, преимущественно гидравлические, нашли массовое применение на американских легковых автомобилях в 40-х. На грузовиках и автобусах не были редкостью пневматические усилители. Как следствие, диаметр рулевого колеса постепенно уменьшался.

Хитрости «баранки»

Этот «Wartburg Coupe» 1959 года вызывал интерес не только своим внешним видом...

Этот «Wartburg Coupe» 1959 года вызывал интерес не только своим внешним видом…

История знает немало ухищрений с рулевым колесом. На английских автомобилях 30-х — 40-х годов изготавливали «баранки» с пружинными спицами, призванными снизить вибрации, передаваемые от колес. На спортивном «Mercedes-Benz 300 SL» довольно большой руль затруднял посадку-высадку. И его сделали откидывающимся. На некоторых моделях «Wartburg» 60-х годов верхняя половина обода руля имела один диаметр, а нижняя — другой, уменьшенный.

 

...но и рулевым колесом необычной формы

…но и рулевым колесом необычной формы

При маневрировании, на парковках водитель брался за верхнюю половину, прилагая к ободу не очень большое усилие. При езде же по трассе, когда достаточно лишь корректировать направление движения, он имел дело с сектором обода малого диаметра.

На гоночных автомобилях с очень тесным кокпитом уже в 30-е годы нашли применение быстросъемные «баранки» с хитроумными шариковыми защелками. Гонщик вылезал из машины с рулевым колесом в руке.

Тенденция к повышению удобства, а также стремление еще больше обезопасить водителя к девяностым годам привели к широкому внедрению усилителей даже на микролитражках. В последнее время автомобили стали оснащать уже не гидравлическими, а более компактными электрическими усилителями. Тем более что при использовании последних такую функцию, как регулировка величины усиления в зависимости от скорости движения, организовать значительно проще.

Пусть хуже, но иначе

Быстросъемный гоночный руль современного болида «Формулы-1»

Быстросъемный гоночный руль современного болида «Формулы-1». На ступице — множество кнопок и выключателей

Всевозможные усилители в рулевом приводе, тормозной системе, автоматические коробки передач, электронные устройства, управляющие подачей топлива, революционировали процесс «командования» машиной. В этих условиях конструкторы сочли удобным свести управление автомобилем к одному рычагу. Его перемещения вправо-влево обеспечивают поворот машины, а вперед-назад контролируют подачу топлива в двигатель и тормозное усилие. Идея соблазнительная. Пространство, которое в машине занимает водитель, не стеснено. «Волшебная палочка», называемая «joystick», располагается между водительским и пассажирским сиденьями. Все бы хорошо, если бы не водительские привычки, выработанные десятилетиями. За целый век автомобилисты успели «срастись» с традиционными «баранкой», педалями и «кочергой» переключения передач.

Апеллирование к этим органам управления происходит уже на подсознательном уровне. Их расположение стало неким стандартом, обеспечивающим безопасность. Отход от него может в критической ситуации означать потерю долей секунды на осознание того, где и как надо воздействовать на рычаг или педаль.

Быть ли джойстику?

В этом свете любое изменение расположения органов управления, возможно, чревато определенными сложностями в области безопасности. Здесь уместно напомнить, что в начале XX века существовал разнобой в размещении и функциях рычагов и педалей. Неудивительно, что в России до 1914 года каждый водитель получал «права», в которых обязательно указывалась марка машины, которую он может водить. Причиной тому — существовавшая тогда нестандартность органов управления.

Все это — информация к размышлению о судьбе джойстиков и тому подобных устройств.

autoistok.com

История и будущее автомобильных рулей — AVTOkapitan

Не всем автолюбителем известно, что традиционная форма рулевого колеса, давшая ему народное прозвище «баранка», появилась у автомобилей далеко не сразу. Первые бензиновые машины управлялись прямым вертикальным рычагом, который в начале эры автомобилизма часто называли румпелем. Колеса поворачивались вращением рукоятки, установленной на верхнем конце румпеля или отклонением рычага влево и вправо.

Несколько примеров рулей, не вошедших в описание — подборка (листайте влево или вправо).

Далее вы сможете подробнее ознакомиться с историей и перспективой решений в управлении автомобилями.

Эволюция рулевого колеса

Управление рычагом на малых скоростях движения (до 20 километров в час) устраивало первых автомобилистов только до появления мощных двигателей, которыми тогда считались моторы в 4, 6 лошадиных сил. Практически одновременно (1894, 1896 г.г.) были запатентованы круглый руль (французом Альфредом Вашероном) и руль, подобный велосипедному (чешский Präsident производства фирмы Nesselsdorfer Wagenbau).

Руль велосипедного типа недолго конкурировал с круглым рулевым колесом. Через десять лет после установки наклоненного к водителю руля на гоночную машину Panhard (1898 г.), все серийные модели выпускались с рулевым колесом знакомой нам конструкции.

Практически сразу появились и разногласия в расположении руля. Для правильной ориентации на дороге водитель должен располагаться как можно ближе к встречному транспорту. Поэтому водительское сиденье и руль в странах и доминионах Британской империи (а позже и в Японии), где было традиционным левостороннее движение, располагались справа.

Страны Европы и обеих Америк, принявшие правостороннее движение (впервые введенное для Франции специальным указом Наполеона), конструировали автомобили с левым рулем. При этом удобство управления (а переключать передачи, находить кнопки на «торпедо» легче правой рукой) отошло на второй план. Исключение составляют одноместные гоночные машины, у которых руль устанавливается по центру кокпита.

За более чем сто лет эволюции у руля появилось не так уж много усовершенствований:

  • шарнирная конструкция рулевой колонки;
  • кнопка или рычаг клаксона;
  • регулировки положения руля;
  • выносные кнопки управления;
  • чехлы, подогревы.

Появление дополнительных функций было вызвано заботой об удобстве управления, обеспечением безопасности или автомобильной модой. Самым опасным из компонентов руля оказалась рулевая колонка, изготовленная из цельной трубы. При увеличении скорости и появлении дорожных аварий цельная колонка передавала энергию удара в район грудной клетки водителя, что часто приводило к смертельным травмам.

Этот недостаток был характерен и для отечественной «Победы», которая статистикой признана самой травмоопасной моделью СССР. Для искоренения недостатка инженеры придумали несколько демпфирующих конструкций с шарнирными соединениями, из которых самой распространенной стала двухтрубная рулевая колонка. В США применение энергопоглощающих рулевых колонок автопроизводителям прописано законодательством.

Одновременно с изменением конструкции на рулевую колонку «переехали» замок зажигания, рукоятки переключения указателя поворотов, управления головным светом и работой стеклоочистителей. Стараясь сделать руль удобным для водителей разного телосложения, конструкторы изобрели сначала телескопические регулировки руля (Форд, 1955 г.), позже — регулировки храповиком в семи позициях (Кадиллак, 1963 г.).

Сейчас даже серийные бюджетные модели снабжаются регулировками руля по наклону и вылету. Премиальные машины представительского класса комплектуются электрорегулировками руля с запоминанием нужного положения. Одной из самых оригинальных конструкций стал откидывающийся руль модели «Форд Тандерберд» (1961 г.).

Руль ТандербердаРуль Тандерберда

Установив селектор коробки в положение «паркинг», рулевую колонку можно было отодвинуть вправо, что было удобно для выхода водителя из автомобиля. Новинка чрезвычайно понравилась американцам, но была законодательно запрещена через шесть лет.

По количеству и форме спиц, связывающих центральную втулку с рулевым ободом, первые рули подражали штурвалам прогулочных катеров. Прямой крест спиц руля указывал направление движения и позволял оценить радиус поворота. Такую форму руля до сих пор предпочитают использовать конструкторы дорогих ретро — автомобилей компании Spyker.

ретро-руль Spykerретро-руль Spyker

С увеличением количества циферблатов на приборной доске более удобным признали расположение четырех спиц «косым крестом», не заслонявшим приборов. Количество спиц у автомобильных моделей менялось в угоду оригинальности и моде. Известны модели руля с двумя, тремя, шестью спицами. Своеобразный рекорд в модели «DS» установил «Ситроен», выпустивший руль с одной спицей, переходящей в рулевую колонку.

Оригинальный руль СитроенОригинальный руль Ситроен

Увеличение количества приборов сделало самой распространенной трехспицевую конструкцию руля. В ней верхняя часть обода совмещается с обрезом приборной доски, боковые спицы заслоняют приборы только при малом радиусе крутого поворота. Именно такой руль использовал «Порш» для комплектации Porsche 911 с рекордным числом циферблатов.

руль для Порш с приборной доской на пять циферблатовруль для Порш с приборной доской на пять циферблатов

Из дополнительных приборов первым на руль переместился клаксон. Воздушный сигнал с раструбом и грушей долго располагался рядом с водителем. Изобретение электрического клаксона (1910 г.) позволило расположить кнопку управления сигналом в центре руля.

Позже для управления предупредительной звуковой сигнализаций использовали металлические кольца, полукруговые мембраны, спицы руля. На современных рулях клаксон может управляться различными кнопками. Большинство водителей считает самыми удобными для подачи сигнала мягкие фрагменты на правой и левой спицах трехспицевого руля, которыми можно управлять большими пальцами обеих рук.

С развитием электроники на руль перекочевали кнопки автопилота (круиз-контроля), регуляторы аудио и медиасистем, переключатели режимов бортового компьютера. Нажатием большого пальца можно активировать включение телефонного «блютуза», СД-чейнджера. Первым рекорд по количеству кнопок на руле установила концептуальная Lancia Medusa, в которой на руле разместились все регуляторы механизмов автомобиля.

руль Лянчия с рекордным количеством кнопокруль Лянчия с рекордным количеством кнопок

Интересно, что в дорогих моделях спортивных «Феррари» и «Бугатти» конструкторы избегают выноса кнопок на руль, считая, что они отвлекают водителя от управления скоростной машиной. Оригинальное решение предложили итальянские проектировщики модели Maserati Boomerang, которые отказались от спиц, полностью освободив обзорность приборной доски.

руль Мазератируль Мазерати

Функциональность такого руля оказалась сомнительной, но единственный экземпляр машины получил сертификацию для дорог общего пользования и был успешно продан.

Обод первых рулей изготавливался из дерева или металлической трубы. Чтобы не скользили руки, металлические рули снабжались веревочной или резиновой оплеткой. Появление пластмасс сделало их основным материалом для ободов руля. Обод руля постепенно расширялся, приобретал объемные, «дутые» формы с волнообразными расширениями для удобства удерживания «баранки». Пластмассовый руль с внутренним металлическим каркасом стал основной конструкцией для бюджетных моделей.

Тем не менее, ободы рулей дорогих «Роллс-Ройсов» и «Бентли» по-прежнему набираются из гнутых фрагментов дорогих пород дерева. У премиальных массовых моделей бизнес — класса рулевое колесо обычно обтягивается кожей.

Большое влияние на форму руля оказало изобретение подушек безопасности. Первая подушка безопасности, помещенная в руль, выглядела довольно неуклюже (по современным понятиям).

первый руль с подушкой безопасностипервый руль с подушкой безопасности

С развитием опции подушки безопасности стали компактнее и сейчас у многих моделей прочно заняли небольшое место в центре руля. Из других скрытых механизмов рулевого управления наиболее важными стали усилители руля. Крутить руль первых автомобилей было нелегко, управление облегчалось только при наборе скорости, при этом автогонщики даже помогали себе коленями. Появление гидроусилителей позволило вращать руль одной рукой или одним пальцем. Не рассматривая особенностей гидравлических и электрических усилителей, нужно заметить, что работа этой опции во многом определяет «остроту» руля и точность управления машиной.

Расположение руля в непосредственной близости к ветровому стеклу приводит к тому, что обод руля первым нагревается или охлаждается при изменениях погоды. Особенно неприятным у ранних моделей авто было прикосновение к холодному рулю, от которого руки водителя замерзали даже в перчатках. Частично спасали положение теплые оплетки и чехлы на руль. Настоящий комфорт при управлении остывшей машиной принесли встроенные в рулевое колесо механизмы электроподогрева, которые в дорогих моделях можно включать дистанционно.

Руль будущего: концепты и тенденции развития рулевого управления

Не считая, что автомобильный руль достиг совершенства, конструкторы и дизайнеры постоянно выдвигают новые концепции, направленные на улучшение эргономики рулевого колеса, его функциональности. Заметное влияние на тенденции изменения рулевого управления несет развитие электронных приборов.

Как принято в автомобилестроении, многие новшества приходят в массовое производство после проверки на гоночных автомобилях. Рули для гонщиков «Формулы 1» разрабатываются индивидуально, эти конструкции уже трудно назвать рулевым колесом. Примером может служить руль знаменитого гонщика Мики Хаккинена.

Гоночный руль ХаккиненаГоночный руль Хаккинена

Нетрудно увидеть, что руль потерял круглую форму, превратившись в сложную конструкцию. Во многом это связано с тем, что большие радиусы поворотов гоночных трасс не требуют полного вращения, в сложных поворотах руль поворачивается на 45–60 градусов. Гоночный болид не имеет заднего хода, не нуждается в маневрировании для парковки.

На руль не вынесены только управление газом и тормозной системой. На плоскости руля расположены кнопки включения функций (ограничителя скорости, радиосвязи), тумблеры и многопозиционные переключатели. Не отрывая рук от руля, гонщик может регулировать баланс тормозов, переключать режимы подачи топливной смеси, настраивать контроль тяги.

В более поздних конструкциях гоночного руля центральное место занял электронный дисплей, на котором отражаются команды распорядителей гонки, информация с бортового компьютера (о скорости, лимите топлива, состоянии шин, текущей передаче). На экране гонщик может увидеть допустимую скорость прохождения сложных участков и оптимальную траекторию движения.

Создатели концепт-каров идут по такому же пути. Один огромный дисплей, выполненный в форме традиционного круга, заменил руль в концептуальной модели «Ситроена Осмос».

концепт Ситроен Осмосконцепт Ситроен Осмос

При вращении руля, выполненного как единое целое с рулевой колонкой, многообразная информация не изменяет своего горизонтального положения. Машина существует только в виде макета, так что о практическом удобстве управления таким рулем судить пока невозможно.

Массу необычных решений для руля предложил концепт — кар из Баварии под названием BMW Z22.

концепт БМВконцепт БМВ

Кроме нетрадиционной прямоугольной формы, этот руль оборудован многочисленными сенсорными клавишами, которыми можно переключать передачи, управлять медиасистемой, включать проектор на ветровом стекле. Даже двигатель машины включается не ключом зажигания или кнопкой «стоп-старт». Для этой цели в руль вмонтирован отдельный дактилоскопический сенсор.

Только дизайнерским изыском можно назвать оформление салона концепта Ford Interceptor.

Концептуальный руль ФордаКонцептуальный руль Форда

Увлечение квадратными и прямоугольными формами, в которых выполнены все элементы салона (декоративные вставки, приборы, дефлекторы вентиляции, кулиса коробки передач) не обошло и форму руля. О практической функциональности этого руля судить трудно, так как машина не пошла в массовое производство.

На управление детской электронной игрой похож руль электрического концепта «Хонды» EV-STER. Не попробовав рулевого управления такого типа, трудно оценить его возможности.

концепт Хонда с джойстикамиконцепт Хонда с джойстиками

Вызывает сомнения точность управления джойстиками, похожими на тракторные рычаги. Непонятно, почему их два, как управлять, сняв руку с одного джойстика, чем они лучше обычного руля. Необычность концептуального электрокара несомненна, но практичность новинки придется доказывать автомобилистам еще много лет. Возможно, проект рассчитан на новое поколение японской молодежи, воспитанной на электронных играх.

Одну из самых интересных электронных тенденций развития руля предложил концерн Volkswagen, показав на Парижском автосалоне новый концептуальный электрокар Volkswagen ID. Неподвижный руль концепта выполнен в виде шестиугольной обтекаемой ниши.

концептуальный руль VW I.Dконцептуальный руль VW I.D

Кисти рук водителя управляют поворотами, перемещаясь по сенсорному дисплею. Большие пальцы могут сенсорными кнопками переключать передачи, управлять бортовым компьютером, медиа-системой, навигатором, регулировками климат-контроля.

Наиболее реальным и функциональным выглядит руль роскошного электрического концепт-кара EXP 12Speed от британско-немецкого бренда «Бентли».

концепт Бентликонцепт Бентли

Руль концептуального кабриолета на электрической тяге, обтянутый дорогой красной кожей, эргономичен по форме и элегантен. Продумано расположение всех дополнительных переключателей, вынесенных на руль. Функциональны даже торцы разрезного руля. Они заканчиваются кнопками, украшенными позолоченными логотипами «Бентли». Эти переключатели отвечают за включение моментального разгона и ограничителя городской скорости. Представляется, что такой руль наиболее близок к реальному воплощению в серийном (если так можно говорить о «Бентли») автомобиле.

Нужно заметить, что любое усовершенствование проходит долгий путь от концепт-кара до массового автомобиля. Не все новинки проходят эти испытания, что доказано примерами рулей «Лянчи» или «Мазерати». Чаще всего изменения традиционной конструкции проходят медленно и постепенно, так что сказать, какие из приведенных новшеств мы вскоре увидим в массовом производстве — достаточно сложно.

Наш любимый руль :)

Наш любимый рульЧич и Чонг

АВТОкапитан:

27.04.2018

` 188

★★★★★

avtokapitan.ru

История автомобильного руля

История автомобильного руля

В Москве в Политехническом музее находится экземпляр старого Российского автомобиля Руссо-Балт модели К-12/20. Этот черный автомобиль, с красными кожаными сиденьями и позолоченной надписью Руссо-Балтъ на облицовке радиатора . Но нельзя было не обратить внимания и на то, что руль у этой машины находится справа.

Нет, левостороннего движения в России никогда не существовало. Более того, указом императрицы Елизаветы Петровны от 5 февраля 1752 года всё движение в Российской империи должно было быть только правосторонним. А два года спустя за ним последовал аналогичный указ петербургского генерал-губернатора.Но почему же руль был тогда справа? – спросите вы.Дело в том, что правый руль и правостороннее движение сосуществовали в большинстве европейских стран аж до окончания второй мировой войны, а до 1932 года все производившиеся в России, а потом и в СССР автомобили тоже были с правым рулем. При этом рычаги коробки передач и ручного тормоза чаще всего монтировались справа от водителя. Располагались они либо снаружи автомобиля, и водитель управлял ими, высунув в окно правую руку, либо между водительским сиденьем и правой дверью. Расположение органов управления справа считалось более безопасным, так как, во-первых, при встречном столкновении больше страдает левая сторона, а, во-вторых, такое расположение органов управления избавляло водителя от необходимости выходить при остановке на проезжую часть и подвергаться риску быть сбитым едущим следом автомобилем.

Почему же тогда руль стал левым? Спросить об этом следовало бы виднейшего американского автоконструктора и организатора автомобильной промышленности Генри Форда. Пионером леворульности стала модель Форд Т, продержавшаяся на конвейере с 1907 по 1927 год. В Политехническом музее она тоже есть – прямо напротив Руссо-Балта. До нее даже в Америке все автомобили тоже были с правым рулем. Форд впервые позаботился не о водителе, а о пассажире. В Европе какой-нибудь граф или барон всегда сидел сзади, а сесть рядом с шофером было для него несовместимо с понятием чести. Никто всерьез не думал о том, попадет ли под машину сидящий рядом с шофером дворецкий, выбежавший за сигарами для хозяина. В Америке же ни лордов, ни графов, ни баронов отродясь не водилось, а Форд Т, стоил 998 долларов. Правда, надо отметить, что это были доллары образца 1873 года, каждый из которых в то время был приравнен к 1,50463 граммам чистого золота. Но все равно купить Форд Т, мог человек среднего достатка. А человек среднего достатка не возил барина, а ехал с приятелем или с подругой. Пассажир сидел рядом и вел с водителем непринужденную беседу, пытаясь перекричать трескотню мотора. Время от времени он мог выходить, чтобы купить Нью-Йорк Таймс или Вашингтон Пост.

Именно в расчете на часто выходящего пассажира и расположил Форд руль с левой стороны Форда Т,. А чтобы водителю не переключать передачи левой рукой, Форд расположил рычаг переключения передач не снаружи машины, а на рулевой колонке. Такая система переключения передач существовала и на многих советских машинах. Например, на ГАЗ-21. На Москвичах эта система продержалась до 408-й модели и была похоронена только с переходом на 412-ю. Почему же левый руль появился в СССР? Первым советским автомобилем, получившим левый руль, стал Я-3. Однако все остальные отечественные автомобили продолжали выпускаться с правым рулём. Лишь после того, как в 1932 году в городе Горьком был пущен Горьковский автозавод, где первоначально выпускалась легковушка ГАЗ-А, и грузовик ГАЗ-АА, в народе прозванный полуторкой, Совет Народных Комиссаров решил внедрить левый руль также и на московском ЗиСе, и на ярославском ЯАЗе, чтобы не было разнобоя.

О преимуществах левого руля при обзоре дороги заговорили лишь в 1936 году, когда проблемы уже не существовало. А в марте 1937 года вышел приказ наркома внутренних дел Ежова о запрете эксплуатации праворульных автомобилей в городах. Приказ был направлен против последних частных автовладельцев, у которых сохранились автомобили, купленные до революции или во время НЭПа. С тех пор правый руль в СССР остался только на тракторах. В Европе же продолжали делать машины с правым рулем. Их выпускали помимо левосторонней Англии и правосторонняя Франция, и правосторонняя Италия, и правосторонняя Чехословакия. И только одна Германия, оценив новшество Форда, стала ставить руль слева. Но на большинстве немецких машин рычаг переключения передач был не на рулевой колонке, а между водительским и пассажирским местом. Хотя были и модели с переключением передач по-американски. Франция же переходила на левый руль постепенно, и на одном заводе могла одновременно выпускаться и старая праворулька, и новая леворулька.

Конец правому рулю пришел в Европе вместе с концом второй мировой. Вся Европа была наводнена американскими автомобилями, и быстро оправившиеся от послевоенной разрухи итальянцы тоже перешли на левый руль. Чехи же перешли на него еще во время немецкой оккупации. Послевоенная Англия, в которой тоже было много машин с левым рулем – как импортных американских, так и трофейных немецких – тем не менее, не отказалась от правого руля ввиду сохранения левостороннего движения. Автомобили с левым рулем бегали по ее дорогам до полной выработки моторесурса и через полтора десятилетия оказались на либо на свалках, либо в коллекциях. В дальнейшем экспотртёры делали специально для англичан и жителей стран Британского содружества праворульные варианты своих моделей. Многим знакомы реэкспортные праворульные Жигули. А были и праворульная Волга, и праворульный Москвич.

История автомобильного руля

Подпишитесь на рассылку по теме «Как защитить свои права при общении с инспектором ДПС» и выбудете владеть всеми правовыми нормами при общении с ИДПС   http://www.yral2012.ru/

subscribe.ru

рулевое колесо - история автомобиля

Предыстория.

 

Автомобильный руль – инструмент, который мы воспринимаем как весьма традиционную вещь. То есть мы знаем, что все автомобили оснащены ими, а о машинах без руля мы даже не слышали. Покупая автомобиль, мы консультируемся с менеджером по поводу мощности двигателя, обивки салона, дополнительных функций и удобств, однако никто не спрашивает про его руль.

 

По мнению многих, автомобиль был изобретен одновременно с рулевым колесом, но это совсем не так. Руль изобрели значительно позже, ведь до наиболее удобной формы для прибора управления, нужно было дойти практическим путем. Как оказалось, овальный или круглый руль - это наиболее оптимальное средство для управления автомобилем.

На самые первые моторизованные автомобили, такие как "Benz" 1885 года, устанавливали румпели (рычаги управления).

 

Управлять автомобилем при помощи такого румпеля было не совсем удобно, хотя на малых скоростях вполне сносно. Водитель тянул эту "палку" либо влево, либо вправо и машина меняла свое направление, в точности, как на современных моторных лодках.

 

К 1894 люди все больше стали увлекаться гонками, поэтому использование румпеля стало неэффективно. В этом же году Альфред Вашерон установил на "Panhard 4hp" круглый руль и с достоинством выступил в гонке Париж-Руан.

Первая модель Альфреда Вашерона с круглым рулем называлась "Panhard 4hp" (1894г.), в книге регистрации патентов он записал ее как модель, с круглым поворачивающимся рулевым колесом.

 

Проведенные в 1894 году испытания показали преимущества рулевого колеса перед румпелем. Уже к 1898 году все серийные автомобили "Panhard" были оборудованы рулевым колесом. Эту тенденцию подхватили и другие автопроизводители, тем самым сделав круглый руль эталонным. После того, как Артур Кребс установил руль под наклоном, автомобилем стало управлять еще удобнее.

 

Все в том же 98 году Томас Джефри (основатель фирмы "Rambler"), построил автомобиль с передним приводом и левым рулевым колесом. Так что, первым кто установил руль слева, был американец Джефри.

 

В 1902 году "Rambler" начинает массовый выпуск автомобилей, оснащенных румпелями, но уже в 1903 году их переоснащают уже привычными "баранками".

На фотографии "Rambler" 1901 года, за рулём Чарльз Джефри, сын изобретателя.

 

Уже к 1910 году большинство американских автомобилей выпускались с левым расположением руля.

 

Конструкция руля подразумевает соединение с рулевой колонкой, причем раньше оно было жесткое, так что у водителя был риск получить тяжелую травму при аварии. В 1934 году была представлена первая энергопоглощающая рулевая колонка, но на автомобиль ее установили только в 1959 году.

"Mercedes Benz W111" – первый автомобиль с энергопоглощающей рулевой колонкой.

 

Первые рулевые колеса, как правило, были с четырьмя спицами, но из-за высокого уровня вибраций пришлось внести некоторые изменения. Вскоре появились рули "Банджо", названные так из-за сходства с этим инструментом. Каждая спица была поделена на 4-5 тонких, которые погашали вибрации от дороги.

Руль "Rolls Royce Phantom".Руль "Rolls Royce Phantom". Руль "Banjo".Руль "Banjo".

Первый регулируемый руль был изобретен Эдвардом Лодбеллом в 1927 году, но только в 1963 его "взяла на вооружение" фирма "Cadillac". Фишка этой опции заключалась в том, что рулевая колонка была зафиксирована неподвижно, но положение руля при помощи храповика можно было менять в 7 позициях. На многих американских машинах такая регулировочная система сохранилась до нынешних дней, совсем не претерпев изменений.

 

В 1955 году на "Ford Thunderbird" появляется телескопическая регулировка руля, которая позволяла изменять глубину руля в диапазоне 8 см, это было сделано, для удобства посадки. С 1961 года появляется новая опция – откидной руль, руль при включенном на автоматической коробке передач режиме Паркинг, можно было отодвинуть вправо рулевую колонку, для большего удобства при посадке-высадке водителя. Опция обрела такую популярность, что с 1962 года она вошла в базовую комплектацию "Ford Thunderbird".

 

Компания "Cadillac" так же не отставала от своих конкурентов: начиная с 1965 года, автомобили стали оснащать рулями с телескопической регулировкой и функцией изменения наклона.

 

В 1968 году была внесена поправка в законе о безопасности, и теперь нельзя было использовать откидные рулевые колонки, так что "Ford" использовал свое нововведение всего 6 лет. Со стороны "Ford" были попытки видоизменить свою систему, но после очередного ужесточения в правилах, они полностью от нее отказались.

 

В 1970 году появились первые противоугонные системы: при вытаскивании ключа, происходила блокировка руля.

 

В те же 50-60 е годы появляется и рулевая колонка, которую можно регулировать по глубине и наклону, в основном такую опцию устанавливают на европейские автомобили.

 

В 1910 году появляется электрический клаксон, который изобрел Оливер Лукас. Позднее кнопку клаксона перенесли на отдельное кольцо (чтобы не отрывать руки от руля), а спустя 60 лет изобрели систему "Rim Blow", особенность которой была в том, что сигнал срабатывал от любого прикосновения к спице рулевого колеса.

"Rim Blow" на "Ford Thunderbird"."Rim Blow" на "Ford Thunderbird".

В 1972 году появляются первые подушки безопасности в руле, на "Oldsmobile toronado".

Руль с подушкой безопасности на "buick" 1975 года.Руль с подушкой безопасности на "buick" 1975 года.

В 1960х годах на рулях появляются кнопки автопилота. В 1990х появились кнопки, которые отвечают за регулировку аудио системы, борт-компьютера, телефона и т.д. Сегодня мы не можем представить руль без этих опций, а ведь все начиналось с обычной палки-румпеля.

 

Рулевое управление. 

 

Многие десятилетия, рулевое колесо представляло собой обыкновенный деревянный круг, который установлен внутри автомобиля. С его помощью водитель управлял транспортным средством. На первый взгляд все просто, повернул влево или вправо, и автомобиль послушно поворачивает, но сам процесс поворота руля очень сложен, особенно на грузовых автомобилях (особенно если автомобиль стоит). Сила сопротивления не позволяет рулю свободно крутиться.

 

На первое время никто даже не пытался ввести в производство авто усилители руля. Хотя GW Fitts уже в 1876 году получил патент на механизм гидроусилителя. Вакуумная система была запатентована Фредериком Ланчестером только в 1904 году, но в массовое производство так и не было организовано.

Современный руль "Ferrari"Современный руль "Ferrari"

В 1920 году Фрэнсис У.Дэвис, инженер "Davis' Pierce Arrow roadster" (первого автомобиля с гидравлическим усилителем руля) попутался облегчить управление грузовиками, но невольно начал немассовое производство гидроусилителей для легковых автомобилей.

 

После последующих усовершенствований, системой гидравлического усиления руля заинтересовывается компания "Cadillac". В 1930-40х годах, Фрэнсис У.Дэвис получает патенты на гидроусилитель руля.

 

В 1936 году корпорация "Bendix", подписала контракт с У.Дэвисом на продвижение его продукта (гидроусилителя). А через четыре года распространению продукции Дэвиса способствовала Вторая мировая война. Гидроусилителями У.Девиса были оснащены 10 000 бронированных автомобилей "Chevrolet".

 

После войны "Chrysler" начал разрабатывать собственный вариант усилителя, который основан на наработках Дэвиса. Новая система получила название "Hydraguide" и была крайне успешной (к 1956 году каждый четвертый автомобиль оснащался усилителем руля).

 

В наше время можно встретить машины как с электро-гидравлическим, так и с электрическим усилителем. Некоторые компании, вроде "Citroen", запатентовали свои системы.

avto-moto-avto.jimdo.com

История происхождения правостороннего и левостороннего движения. История расположения руля. Правый руль. Левый руль | Автоисток

Этим зычным окриком чеховский возница предупреждал обгоняемых им извозчиков. Транспорт в наших краях всегда держался правой стороны дороги, а обгон совершал слева. В Англии — наоборот. Почему так?

Говорят, например, будто римские легионеры, захватившие пол Европы и даже Англию, двигались по дорогам, держа в правой руке обнаженный меч. Чтобы быстро нанести удар встречному противнику, они-то и держались левой стороны. Возможно. Но обратим взоры в самое начало XX века, когда улицы городов стали заполнять первые автомобили.

Правое дело

В большинстве стран Европы экипажи ездили по правой стороне. Однако в Англии, Швеции и части Австро-Венгрии уличное движение было левосторонним! А в Италии царила чехарда: в Генуе, Турине, Милане, Падуе и Риме ездили слева, а в остальных городах — справа. Особой опасности это не создавало — машин было немного, а скорость конных повозок невысока.

Уже в 1915 году уличное движение в Соединенных Штатах Америки было настолько плотным, что переход на левый руль стал неизбежностью

В странах с правосторонним движением руль тогда устанавливали, где бы вы думали? Неверно — справа! Считалось, шоферу так проще, совершая обгон, случайно не зацепить своими порогами и крыльями обгоняемую машину. Риск был большой, так как разница его скорости и «соперника» была невелика. При этом за бортом справа от водителя размещались рычаги переключения передач, ручного тормоза и запасное колесо — забраться на переднее сиденье можно было только через левую дверь. А это означало, что шофер выходил не на сухую обочину, а в дорожную грязь. Правый руль отразился и на первоначальной компоновке агрегатов двигателя. Первые два десятилетия XX века на рулевой колонке размешали рычажки опережения зажигания и управления воздушной заслонкой карбюратора. Поэтому карбюратору и магнето досталось место на правой стороне мотора, чтобы сократить длину тяг управления.

Левый уклон

С годами дорожное движение становилось все интенсивнее, и при обгонах стало важнее уберечься от встречной машины. Первыми это поняли американцы. США уже в 1908 году стали мировым лидером по производству автомобилей. И именно в этом году «Ford» одним из первых начал выпускать машины с левым расположением руля — знаменитую модель Т.

В Европе 20—30-х годов автомобильные фирмы, занимавшиеся производством общедоступных моделей, тоже отдали предпочтение «левому рулю». Но дорогие, особенно быстроходные, марки — такие, как «Voisin», «Delahaye», «Hispano-Suiza», «Delage», — сохранили правый руль. Завидев их издали, им всегда уступали… К тому же владелец роскошного авто получал эксклюзивное право выходить из машины не на опасную проезжую часть, а на тротуар, нередко покрытый ковровой дорожкой…

На дорогих и быстроходных моделях, как эта Hispano-Suiza J12, несмотря на правостороннее движение, еще долго сохранялся правый руль

Перекочевавшая налево баранка «потянула» за собой и органы управления — перед Первой мировой войной все рычаги начали перемещаться внутрь кузова. Тогда-то и появились на свет коробки передач с центрально расположенным рычагом, качающимся в шаровой кулисе. Однако в Англии и ее бывших колониях — например, в Индии и Австралии — до сих пор господствуют левостороннее движение и правый руль. То же самое и в Японии — делая первые шаги в автомобилестроении, японские фирмы копировали английские модели.

Орднунг!

Парадоксальный Panhard-Levassor 1938 года с центральным расположением руля. И нашим, и вашим…

Довоенная Чехословакия унаследовала от Австро-Венгерской империи, в которую входила большая часть этой страны… левостороннее дорожное движение! Так что до 1938 года у всех чехословацких машин руль располагался справа. Когда же фашистская Германия оккупировала страну, нацисты немедленно издали приказ: завтра с утра всем автомобилям ездить по правой стороне улиц и дорог. А проконтролировать его исполнение поручили танкистам с указанием безжалостно давить автомобили неподчинившихся владельцев. Так руль на чехословацких автомобилях навсегда перекочевал налево.

А вот Швеция при левостороннем движении сначала выпускала автомобили… с левым расположением баранки, пока в сентябре 1967 года за одну ночь не переориентировалась слева направо, присоединившись к общеевропейскому порядку.

Что же касается Страны советов, то до 1931 года заводы АМО и «Спартак» выпускали автомобили с правым расположением руля. А первым советским автомобилем с левым рулем стал в 1926 году грузовик Я-3. Хотя для уборочных и почтовых машин, забирающих корреспонденцию из ящиков, предпочтительнее был бы руль справа. В 60-х годах по крупным городам бегало немало переделанных таким образом «четыреста тридцатых Москвичей». А потом они внезапно исчезли, так что принцип «Пр-р-р-раво держи!» свято сохраняется…

autoistok.com