Гидроусилителя руля


Подробное устройство гидроусилителя руля | Blog-Mycar.ru

Многие водители начинали свою карьеру за рулем с управления автомобилем отечественного производства, оснащенного рулевой колонкой или рулевой рейкой. Пересев за руль более современных отечественных или иностранных авто, водители испытывают несказанное облегчение от легкости обращения с рулем. Объяснение этого блага кроется в рассмотрении подробного устройства гидроусилителя руля (далее ГУР).

Подробное устройство гидроусилителя руля

Шаг в историю

Превращение механизма рулевой рейки и уменьшение самого рулевого колеса началось с Фредерика Ланчестера, который первым изобрел гидроусилитель и запатентовал его. Изначально это благо автомеханики превалировало только в грузовых автомобилях и автотранспорте специального назначения (пожарные машины). А уже в 20-х годах XX-го века компания Rolls-Royse оборудовала ГУРом свой автомобиль-визитку Phantom. Хотя на тот момент все так и закончилось пробными образцами данного ноу-хау.

Следующим «выходом в свет» гидроусилитель руля обязан Второй мировой войне. В это время американские и английские машиностроители оборудовали ими тяжелые и неповоротливые бронемашины. А в 50-х годах эта технология получила широкое применение в автопроме Америки и Европы.

В настоящее время существует много видов ГУРа, а также других доработанных технологий облегчения вращения рулевого колеса:

  • Электрогидроусилитель;
  • Электроусилитель.

Как устроен гидроусилитель руля

Как говорилось выше, гидроусилитель руля – это модернизированная рулевая рейка. К ее простой конструкции добавили следующие детали:

  • Масляный насос;
  • Бачок с рабочей жидкостью;
  • Золотниковый распределитель;
  • Силовой гидроцилиндр;
  • Регулятор давления;
  • Соединители и шланги.

 

Узлы гидроусилителя руля

Устройство насоса гидроусилителя руля определяет деление этого узла на виды:

  • Лопастный;
  • Шестеренный.

Еще устройство насоса включает в себя корпус, уплотнительное кольцо, ротор. Насос отвечает за создание и поддержание определенного давления специальной жидкости в системе и обеспечивает ее движение. Запускается передачами от двигателя:

  1. Шестеренчатой;
  2. Ременной.

Устройство насоса гидроусилителя руля

Насос ГУР подает под высоким давлением в золотниковый распределитель специальную жидкость. Золотниковый распределитель – сложная деталь, состоящая из торсиона и золотникового клапана. Она регулирует жидкостную подачу в полость цилиндра и возвратное движение жидкости в бачок. Силовой гидроцилиндр обладает бинарным действие, то есть создает усилие в двух направлениях. В нынешнем автомобилестроени этот узел, передающий усилие в рулевую рейку, в неё же и интегрирован.

Изобретено много способов трансформировать усилие поворота руля в работу золотника. Многие из них основываются на движении отдельно взятого промежутка вала рулевой колонки. В актуальных технологиях автомобилестроения роль этого промежутка выполняет торсион, представляющий собой пружинящий лучевым способом промежуток вала рулевой колонки.

Золотник отзывается на угол смещения концов при прикладывании усилия к рулю. Еще применяют конструкции валов с участком с осевой подвижностью, в которых движение соответствующей направленности создается путём винтовой передачи, которая превращает поворот руля в поступательное движение золотникового штока. Есть также механизмы, в которых усилие вращения рулевого колеса отмечается не на рулевой колонке, а на других узлах передачи между рулём и колесами.

Принцип работы ГУР

Схема работы ГУР

Если автомобиль находится без движения, двигается прямо, насос перекачивает вхолостую гидравлическое масло внутри системы. Когда рулевое колесо приходит в движение, начинает закручиваться торсион, а золотник поворачивается относительно гильзы распределения. Одновременно открываются соединительные шланги, по которым масло из бачка попадает в определенную камеру в силовом цилиндре (это зависит от того, в какую сторону маневрирует автомобиль под действием поворота руля). А из другой камеры одновременно по открытым протокам гидравлическое масло попадает в бачок. Поршень цилиндра перемещает рулевую рейку, с одновременной передачей усилия рулевым тягам, поворачивающим колёса.

Если авто маневрирует на невысокой скорости, то КПД гидроусилителя руля максимален. Это достигается возрастанием количества оборотов электродвигателя насоса. Увеличение его производительности способствует интенсивному притоку гидравлической жидкости в цилиндр и сила, прикладываемая к повороту руля, уменьшается в разы. Повышение скорости движения машины снижает частоту вращения электродвигателя, при этом в действие вступает электромагнитный клапан, который уменьшает проходимость каналов гидросистемы, а для поворота руля приходится прикладывать больше усилий.

Бочка мёда и ложка дегтя в наличии ГУРа

Несомненным положительным качеством этого узла являются:

  1. Улучшение управляемости авто;
  2. Экономия усилий, прикладываемых к рулю;
  3. Уменьшение передачи ударных явлений от дорожного покрытия.

К самым существенным отрицательным моментам при использовании гидроусилителя рулевого управления многие автомобилестроители причисляют потерю автомобилем информативности. Пока решение вопроса совмещения комфорта, обеспечиваемого ГУРом, и четкости управления машиной остается не по силам лучшим конструкторам гигантов автомобилестроения.

blog-mycar.ru

Гидроусилитель рулевого управления автомобиля (ГУР)

Сейчас почти каждый современный автомобиль оборудуется гидравлическим усилителем рулевого управления. Основная задача этого механизма заключается в создании дополнительного усилия на элементы рулевого управления для облегчения поворота колес во время маневрирования.

Изначально гидроусилитель устанавливался исключительно на грузовые авто и с/х технику по одной простой причине – без этого механизма управлять грузовиком или трактором очень сложно. Но со временем ГУР стал появляться и на легковых авто.

На небольших скоростях и при стоянке для поворота управляемых колес водителю на авто без ГУР приходится прилагать значительные усилия, на большой же скорости сопротивление снижается, то есть для совершения маневра усилия со стороны водителя снижаются.

Усилитель же обеспечивает одинаковое усилие, которое должен приложить водитель, как при малых, так и значительных скоростях. Поэтому парковка, маневрирование при начале движения с гидроусилителем руля значительно легче.

Гидроусилитель не только повышает комфортабельность при поездках но и  дополнительно повышает безопасность, поскольку позволяет удержать автомобиль на дороге в случае пробития колеса на скорости.

Также на рулевом механизме наличие ГУРа позволяет уменьшить передаточное число. То есть, снижается количество оборотов рулевого колеса.

Содержание статьи

Конструкция гидроусилителя руля

Конструкция гидроусилителя

Любой гидравлический усилитель рулевого управления, какую бы он не имел конструкцию, состоит из ряда основных составных элементов:

  1. насос;
  2. распределительное устройство;
  3. исполнительный механизм;
  4. трубопроводы;
  5. бачок для жидкости;

Все составляющие компоненты ГУР соединены при помощи трубопроводов в закрытую систему, по которой циркулирует жидкость под давлением. Именно она и является главным рабочим элементом системы.

Устройство насоса гидроусилителя руля

Насос включен в схему для создания давления жидкости. В работу он может приводится либо от шкива коленвала посредством ременной передачи, либо же от электродвигателя. Регулировка давления же осуществляется перепускным клапаном, включенным в систему.

Распределительное устройство обеспечивает перераспределение потоков жидкости, которая подается от насоса. Основным элементом его является золотник, который при перемещении открывает и закрывает необходимые каналы.

Если колеса авто установлены ровно, то золотник соединяет между собой трубопровод высокого давления, по которому подается жидкость с патрубком обратной подачи. То есть, жидкость от насоса подается на распределитель и сразу возвращается обратно на него, не выполняя никаких действий. А вот при повороте колеса золотник смещается, открывая и закрывая требуемые каналы, и жидкость направляется на исполнительный механизм.

Этот механизм представляет собой гидроцилиндр двойного действия. В нем имеется поршень, разделяющий цилиндр на две полости. Во время поворота распределитель подает жидкость в необходимую полость, которая за счет давления заставляет перемещаться в необходимую сторону. При этом поршень связан с рулевым механизмом, поэтому при перемещении он передает усилие на механизм.

Виды и их конструктивные особенности ГУР

Видео: Устройство гидроусилителя руля.

Существует несколько видов гидроусилителей, отличающихся по своей конструкции:

  • раздельный;
  • комбинированный;

ГУР с раздельной конструкцией применялся на ряде грузовиков. Особенностью его являлось то, что распределитель устанавливался на рулевом механизме, а вот гидроцилиндр устанавливался отдельно и был поршнем связан с рулевой трапецией посредством рычага. При повороте рулевого колеса золотник распределительного устройства подавал жидкость в требуемую полость, и поршень, перемещаясь, тянул или толкал рычаг рулевой трапеции.

На легковых же авто распространение получила комбинированная конструкция гидроусилителя. Ее особенность заключается в том, что распределитель и гидроцилиндр входят в конструкцию рулевого механизма.

При этом поршень цилиндра располагается непосредственно на рулевой рейке.

При повороте колес в определенную сторону, золотник, смещаясь, открывает нужные каналы, жидкость поступает в требуемую полость и давит на поршень, тот смещается вместе с рейкой.

Принцип работы гидроусилителя руля

Теперь более подробно рассмотрим принцип работы комбинированного ГУР.

В распределительном механизме такого усилителя используется золотник поворотного типа. То есть открытие и закрытие каналов производится за счет проворота этого элемента вокруг оси.

В нейтральном положении, когда колеса авто установлены ровно, золотник соединяет между собой нагнетательную магистраль с трубопроводом обратной подачи. Кроме того открытыми остаются и каналы, ведущие на полости гидроцилиндра.

То есть жидкость не только циркулирует от насоса на распределительное устройство и обратно, она еще и подается в полости, причем в равных количествах и с одинаковым давлением.

При повороте колеса влево, золотник проворачивается, при этом подающая магистраль соединяется с трубопроводом, ведущим к левой полости. Жидкость подается в нее и начинает воздействовать на поршень. При этом золотник соединяет трубопровод обратной подачи с правой полостью, чтобы не создавалось противодействующего давления, и жидкость из нее уходит к насосу.

Если руль выкручен не до упора и оставлен в таком положении, золотник вернется в исходное положение, из-за чего произойдет выравнивание давления в полостях и поршень перестанет перемещаться.

При повороте колес вправо будут происходить процессы, противоположные описанным.

Недостатком такого гидроусилителя является то, что давление, подаваемое на гидроцилиндр одинаково как на малой так и большой скорости. А поскольку при увеличении скоростного режима сопротивление рулевого механизма снижается, то это приводит к такому эффекту как «пустой руль». Результатом такого явления становиться потеря водителем «чувства дороги» из-за того, что руль вращается очень легко.

Чтобы избавиться от этого негативного эффекта, в конструкцию ГУР часто включаются электронные элементы, контролирующие работу усилителя и регулирующие ее в зависимости от скорости.

Все достаточно просто – в систему включен электромагнитный клапан, работающий от электронного блока управления. ЭБУ считывает показания датчиков (скорости, частоты вращения коленвала), и при повышении скорости он подает сигнал на электромагнитный клапан, которые плавно снижает давление жидкости, подаваемой на распределитель. То есть, усилие ГУР на рулевой механизм будет снижаться.

Поделитесь с друзьями:

avtomotoprof.ru

Гидроусилитель руля автомобиля.

Гидроусилитель руля (ГУР) считается очень полезной опцией любой современной машины, основная задача которого — это существенное уменьшение усилия при повороте водителем рулевого колеса. От этого увеличивается удобство управления машиной (особенно при парковке), уменьшается утомляемость водителя, ведь не нужно прилагать большое усилие для поворота руля (особенно на больших машинах). В этой статье мы рассмотрим принцип работы гидравлического усилителя, на что обратить внимание при его проверке, при покупке машины с ним, его техническое обслуживание и как продлить ресурс ГУРа.

Кроме своей основной функции — облегчения поворота руля, гидравлический (или электрический) усилитель руля повышает манёвренность автомобиля, так как он позволяет уменьшить прилагаемое усилие к рулевому колесу, а значит передаточное отношение зубчатой передачи рулевого механизма можно уменьшить. От этого количество полных оборотов руля (от упора до упора) уменьшается, а значит повышается манёвренность машины.

Кроме того ГУР позволяет смягчить вибрацию на руле от неровностей дороги, снижая этим утомляемость водителей (особенно женщин), да и при внезапном проколе колеса или разрыве шины, усилитель поможет удержать руль в прямолинейном направлении. И даже если ГУР когда нибудь и выйдет из строя, то управляемость автомобиля сохранится, и можно будет доехать домой или до автосервиса своим ходом (хотя и крутить руль будет тяжелее).

Любому водителю полезно знать из чего состоит гидроусилитель, чтобы было легче его обслуживать и выявить неисправность того или иного узла. А чтобы отсрочить неисправности ГУРа и его гидравлического насоса, следует регулярно менять рабочую жидкость свежей, с интервалом замены, рекомендованным заводом изготовителем. Подробнее о замене жидкости в ГУРе можно почитать вот здесь.

Из чего состоит гидроусилитель руля.

Гидроусилитель руля состоит из нескольких узлов, каждый из которых важен:

  • гидравлический насос — основная функция которого, это прокачка (циркуляция) специального масла по системе и создание необходимого давления этого масла. Насосы бывают, роторные, поршневые, пластинчатые (у последнего, которого ещё называют шиберным, при хорошем КПД меньше чувствительность к износу). Насос крепится обычно на моторе и привод его шкива осуществляется клиновым ремнём от шкива коленвала двигателя. При вращении шкива насоса, он создаёт необходимое давление масла (примерно 50 — 100 бар), которое поступает по трубопроводам в золотниковый распределитель.
  • Распределитель — его задача отслеживать усилие на рулевом колесе и дозируя давление масла, направлять его в нужную полость гидроцилиндра (за поршнем или перед ним) и тем самым помогать поворачивать управляемые колёса машины. Чтобы отследить усилие на рулевом колесе (баранке) используют следящее устройство — чаще используют торсион.
  • Торсион при повороте баранки закручивается в ту или иную сторону, и чем сильнее поворот руля, тем сильнее закручивается торсион. Когда автомобиль едет строго прямо, то торсион не закручен и в этот момент перекрыты дозирующие каналы распределителя, а сливные каналы открыты, и масло просто сливается обратно в масляный бачок. Когда торсион закручивается в какую то сторону, то золотник распределителя перемещается и открывает соответствующие каналы (и перекрывает сливные каналы) и направляет масло под давлением в исполнительные механизмы, причём с нужной стороны поршня. Главным исполнительным механизмом является гидроцилиндр и поршень в нём.
  • Гидроцилиндр — его задача преобразовать давление масла в поступательное движение поршня, который от давления на него масла (с тои или иной стороны поршня — это зависит от того, куда нужно повернуть и какой канал открыт) давит на шток, а шток через систему рычагов поворачивает колёса машины. Гидроцилиндр как правило установлен в рулевом механизме.

Вообще расположение исполнительных механизмов и перемещение их от давления масла на поршень, зависит от устройства рулевого управления. Например в более старой червячной системе, давление масла подаётся за поршень или перед ним (в зависимости куда нужно повернуть — вправо или влево) и помогает перемещаться поршню вдоль рулевого вала.

В реечном рулевом механизме масло подаётся под давлением в цилиндр связанный с зубчатой рейкой, с тои или другой стороны поршня, а поршень помогает перемещаться зубчатой рейке вправо или влево.

Когда рулевое колесо повёрнуто до упора (вправо или влево), то в этот момент открываются специальные предохранительные клапаны, которые тут же сбрасывают давление масла. Этим предотвращается поломка деталей исполнительных механизмов гидроусилителя, и выдавливания уплотнений.

  • Имеются ещё дополнительные механизмы, контролирующие лёгкость поворота колёс, то есть силу трения шины с поверхностью дороги при повороте колёс. Ведь на сухом асфальте повернуть руль труднее, чем на снегу или льду. И вот эти дополнительные механизмы, позволяют водителю почувствовать эту разницу в трении покрышек колёс, на разном покрытии, чтобы не потерять чувства поверхности дороги. Это важно для безопасного движения.

Дополнительные механизмы — это система реактивных шайб (cм. рисунок ниже), различных плунжерных пар или камер, которые зависят от конструкции ГУРа, и у разных машин они могут отличаться. Принцип работы этих механизмов не так уж сложен: чем лучше сцепление покрышек с дорогой и тяжелее поворачивать руль, тем выше давление в распределителе и в гидроцилиндре.

И при этом реактивная шайба (их может быть несколько) уже с увеличенным усилием пытается вернуть золотник обратно и открыть сливной канал. При этом давление масла падает и поворот руля становится тяжелее, чем на скользком покрытии. Таким образом водитель чувствует меняющееся усилие на руле, которое зависит от сцепления колёс с дорогой, что позволяет чувствовать дорогу так же как и на машинах без гидроусилителя.

Дополнительные механизмы ГУРа выполняют ещё одну полезную функцию. Например вы движетесь на высокой скорости, и какое то из колёс машины наезжает на холмик на дороге (или камень). Внезапное препятствие воздействует на колесо и пытается его повернуть, что на скорости нежелательно.

Усилие от стремящегося повернуть в сторону колеса, передается по рулевой тяге к корпусу распределителя, который тоже смещается в сторону (относительно золотника) и моментально перекрывает сливной канал, таким образом повышая давление масла. Масло начинает поступать и давить на поршень в противоположном направлении, не давая повернуться колесу от действия камня, или иного препятствия.

Всё срабатывает быстро и на автомате, и так как ход золотника очень маленький (в пределах одного миллиметра), то колесо машины практически не изменит своего движения, а если и изменит на мизерное расстояние, то моментально вернётся в первоначальное положение. Увод автомобиля в сторону от прямолинейного движения исключён.

  • Бачок для масла как правило установлен прямо на насосе (но может стоять отдельно и соединяться шлангами) и служит ёмкостью для хранения масла и слива его обратно. В бачке установлен фильтр очистки масла, который нужно периодически чистить. или менять (зависит от конструкции). В крышке бачка расположен щуп, благодаря которому можно периодически контролировать необходимый уровень масла в бачке (по меткам на щупе).
  • Трубопроводы подачи масла — они обеспечивают движение масла (циркуляцию) по гидравлической системе ГУРа и бывают высокого давления (стальные трубки), которые соединяют гидроцилиндр с насосом и распределителем, и трубопроводы низкого давления (резиновые шланги) которые соединяют распределитель и бачок, для слива масла обратно. Шланги низкого давления ещё могут соединять бачок с маслом и сам насос (если бачок установлен отдельно от насоса).
  • Ну и ещё одна важная деталь гидроусилителя самых современных автомобилей — это электронный блок управления. Основная задача такого блока, это отслеживание скорости движения машины (обычно связан с электронным спидометром) и не дать возможность водителю слишком резко вильнуть рулём на большой скорости.

Это существенно повышает безопасность движения. Электроника мгновенно даёт команду исполнительным механизмам (если попытаться резко дёрнуть руль) и те в свою очередь работают подобно той системе, которую я описал выше, на примере попадания камня под колесо (см. работа дополнительных механизмов).

Своевременное техническое обслуживание ГУРа и правильная эксплуатация — позволит увеличить его ресурс.

  1. Самое первое и простое действие водителя — это проверка  с помощью щупа и доливка масла, той маркировки, какую рекомендует завод изготовитель.
  2. Если уровень масла слишком быстро понижается, значит следует обнаружить и устранить место утечки (об этом в разделе ремонт). Иначе необходимый уровень масла легко прозевать и от этого насос, да и другие узлы выйдут из строя.
  3. Следить за натяжкой ремня, устранять его проскальзывание и при наличии трещин, потёртостей, расслоений, своевременно заменять новым.
  4. Раз в два года менять масло в системе (и фильтр), а если оно помутнело или изменило свой цвет, то раньше.
  5. При минусовой температуре окружающего воздуха, не делайте сразу резких движений рулём, пока система и масло не прогреется (насосу нужно поработать минут пять, а в сильный мороз может и больше).
  6. Старайтесь не задерживать руль в крайних положениях, даже на несколько секунд ( желательно не более 4 секунд, иначе перегреете систему и масло).
  7. При неработающем насосе, не следует ездить долго, а только лишь добраться до места ремонта и по возможности как можно быстрей восстановить работоспособность насоса. Иначе вы угробите распределитель и другие детали рулевой системы, которые не рассчитаны на эксплуатацию с неработающим насосом.

Как проверить гидроусилитель руля при покупке машины.

Очень важно ещё при покупке автомобиля удостовериться в нормальном техническом состоянии ГУРа. Вообще то ясно и новичку, что при нормально работающем усилителе руля, и при работающем двигателе автомобиля, усилие на рулевом колесе должно быть ощутимо легче, чем при заглушенном моторе. Но всё же кроме этого основного правила, есть ещё некоторые нюансы, которые важно учесть при проверке ГУРа любой машины.

Для начала советую открыть капот автомобиля и внимательно осмотреть насос и его привод, а так же рулевой механизм, на наличие утечки масла. Особенно внимательно осмотрите места выхода любых валов (например там где насажен шкив на вал насоса) — в этих местах часто выходят из строя сальники и масло выходит наружу (потёков масла быть не должно).

Ещё полезно (при неработающем двигателе) взяться руками за шкив насоса и попытаться покачать его руками из стороны в сторону. Даже минимального люфта быть не должно, иначе в скором времени нужно будет заморачиваться с заменой подшипников.

Открутив крышку бачка, обратите внимание на нужный уровень масла (по меткам на щупе). Если уровень занижен, то скорей всего где то возможна утечка масла. Далее капните со щупа масло на лист белой бумаги — масло должно быть абсолютно прозрачным и без признаков грязи или продуктов износа.

Обратите внимание и на правильный цвет масла (обычно красный или жёлтый) масло не должно быть коричневого, серого, а тем более чёрного оттенка. Не чистый цвет масла свидетельствует о перегреве системы, а наличие грязи, примесей или продуктов износа, говорит о износе деталей гидравлики — и ремонт неизбежен.

Далее осмотрите ремень на наличие трещин, разрывов, расслоений, потёртостей. И хотя изношенный ремень стоит не дорого и его не трудно заменить новым, но он может многое рассказать. Например наличие потёртостей говорит о его пробуксовке, а наличие трещин подтверждает, что автомобиль имеет не малый возраст. Хотя ремень может потрескаться даже когда машина долго стоит в гараже, поэтому пробег по трещинам определить нереально (как определить реальный пробег машины читаем вот тут).  

Сделав проверку как написано выше, теперь можно завести двигатель и проверить работу гидравлической системы ГУРа. Начните крутить баранку вправо влево до упора, при этом не должно чувствоваться никаких рывков, стуков или заеданий, и не должно быть слышно даже лёгкого гула, а ремень не должен пробуксовывать (даже при крайнем положении баранки).

При вращении руля, если вы почувствуете, что он начинает легко вращаться только при повышении оборотов двигателя машины, а при малых (холостых) оборотах вращение руля становится тяжелее, то скорей всего изношены детали гидравлического насоса.

Если в машине имеется кондиционер, то включите его и повторите проверку рулём. При работающем кондиционере (климат контроле), при любом положении руля так же не должно исходить никаких посторонних звуков, а руль должен легко и без заеданий вращаться от упора до упора. Если вы почувствуете даже лёгкие заедания руля, толчки, стуки, то скорей всего потребуется ремонт ли замена ГУРа, а это не дёшево (особенно на дорогих иномарках), поэтому от такой машины следует отказаться и поискать другую.

Ремонт гидроусилителя.

Ремонт гидроусилителя как правило выгоден на иномарках, так как импортный новый ГУР достаточно дорогое удовольствие. Для отечественных машин, чаще всего проще заменить его новым, чем заморачиваться с ремонтом, хотя смотря какая деталь полетела.

Вообще ремонт ГУРа на разных моделях отличается, в зависимости от конструкции и модели, и описать его в одной статье не так то просто. К тому же могут быть такие поломки, которые требуют квалифицированного персонала, и качественного инструмента. Поэтому начинающим ремонтникам и водителям не стоит заморачиваться с ремонтом. Хотя здесь тоже вопрос спорный.

Люди, которые обладают необходимыми слесарными навыками (так называемые «люди с руками») вполне способны разобрать тот же насос самостоятельно и произвести такой банальный ремонт, как замена изношенных подшипников и сальников. Подшипники насоса, как правило быстро изнашиваются от чрезмерной натяжки ремня привода. Кстати, чтобы ресурс подшипников был максимальным, натяжку ремня следует проверять специальным инструментом, о котором желательно почитать вот здесь.

Изношенный сальник легко обнаруживается по утечкам масла, а изношенный подшипник выявляется по хорошо ощутимому люфту вала, который висит на этих подшипниках. И стянуть убитый подшипник с вала (или выпрессовать из корпуса) и запрессовать новый подшипник (и сальник тоже), для рукастых мастеров не составит труда. Подробнее о диагностике и ремонте насоса гидроусилителя можно почитать вот в этой статье.

Часто утечка масла (потеря давления) происходит в месте подсоединения масляного трубопровода, и это тоже легко выявляется по потёкам масла. Естественно все течи следует устранить заменой уплотнительных колец, или притиркой сопряжений (в месте прилегания конуса трубки, или заменой трубки).

Выявить изношенные детали в гидравлике сложнее (например нужна проверка нужного давления), да и ремонт здесь сложнее. Ведь отремонтировать неравномерно изношенный гидроцилиндр или его поршень, мало кто возьмётся — проще заменить такие детали новыми, если конечно они есть в продаже.

Поэтому можно ли отремонтировать самостоятельно ГУР у себя в гараже вопрос спорный, ведь всё зависит от сложности поломки (износа) того или иного узла гидравлической системы, мастерства ремонтника и наличия запчастей в продаже. И если поломка сложная, то конечно лучше отдать узел опытным мастерам, а кое что (как описано выше) можно отремонтировать и самому.

Вот вроде бы и всё. Хотелось бы ещё написать про электрический усилитель руля, который стали устанавливать на многие современные машины, но об этом в следующей статье (статья находится здесь). А эта статья, про гидроусилитель руля, надеюсь кому то будет полезной, успехов всем.

suvorov-castom.ru

Система гидроусилителя руля

Система гидроусилителя руля.

Гидравлический усилитель руля (ГУР) не только обеспечивает комфорт, но и повышает безопасность движения. Он помогает водителю сохранить контроль над автомобилем даже в случае разрыва передней шины. Надежность этого дорогостоящего устройства зависит от своевременного обслуживания.

К появлению усилителей привела необходимость снизить усилие, прилагаемое водителем к рулевому колесу, что особенно важно для грузовых автомобилей. Даже при сложном устройстве и, как следствие, высокой стоимости гидроусилители получили большое распространение благодаря тому, что помимо основной функции (усиления) они:

  • позволяют уменьшить передаточное отношение рулевого механизма. Это снижает количество оборотов руля между его крайними положениями и, соответственно, увеличивает маневренность;
  • смягчают удары, передаваемые на руль от неровностей дороги, снижая утомляемость водителя и помогая удержать руль при разрыве передней шины;
  • сохраняют возможность управления автомобилем при выходе усилителя из строя;
  • обеспечивают «чувство дороги» и кинематическое следящее действие (см. ниже).

 

Устройство гидроусилителя

 

Усилитель руля (рис.1) представляет из себя гидравлическую систему, состоящую из следующих элементов.

 

Насос обеспечивает давление и циркуляцию рабочей жидкости в системе. Наибольшее распространение получили пластинчатые насосы (рис. 2) благодаря их высокому к. п. д. и низкой чувствительности к износу рабочих поверхностей. Насос крепится на двигателе, а его привод осуществляется ременной передачей от коленчатого вала.

Распределитель направляет (распределяет) поток жидкости в необходимую полость гидроцилиндра или обратно в бачок. Если его золотник (подвижный элемент) перемещается при этом поступательно — распределитель называют осевым, если вращается — роторным. Он может находиться на элементах рулевого привода или на одном валу с рулевым механизмом. Распределитель — это прецизионный (высокоточный) узел, очень чувствительный к загрязнению масла.

Гидроцилиндр преобразует давление жидкости в перемещение поршня и штока, который через систему рычагов поворачивает колеса. Может быть встроен в рулевой механизм или располагаться между кузовом и элементами рулевого привода.

Рабочая жидкость (специальное масло) передает усилие от насоса к гидроцилиндру и смазывает все пары трения. Резервуаром для жидкости служит бачок. В нем расположен фильтрующий элемент, а в пробке — щуп для определения уровня.

Соединительные шланги обеспечивают циркуляцию жидкости по системе усилителя. Шланги высокого давления соединяют насос, распределитель и гидроцилиндр, а по шлангам низкого давления жидкость поступает в насос из бачка и возвращается в него из распределителя.

В современных автомобилях электронный блок (на рисунке не показан) корректирует работу гидроусилителя в зависимости от скорости движения. Это дополнительно повышает безопасность на высокой скорости, так как водителю сложнее резко (непроизвольно) повернуть руль и, соответственно, отклонить автомобиль от траектории.

 

Схема работы ГУР

 

Работа гидроусилителя с осевым распределителем (без электронного блока) схематично представлена на рис. 2.

 

 

При неподвижном рулевом колесе (рис. 2, а) золотник удерживается в среднем (нейтральном) положении центрирующими пружинами. Полости распределителя соединены между собой так, что жидкость свободно перетекает из нагнетательной магистрали в сливную. Насос усилителя работает только на прокачку жидкости по системе, а не на поворот колес.

При повороте руля (рис. 2, б) золотник перемещается и перекрывает сливную магистраль. Масло под давлением поступает в одну из рабочих полостей цилиндра. Под действием жидкости поршень со штоком поворачивает колеса. Они, в свою очередь, перемещают корпус распределителя в сторону движения золотника. Как только рулевое колесо перестает вращаться, золотник останавливается и корпус его «догоняет». Восстанавливается нейтральное положение распределителя, при котором опять открывается сливная магистраль и прекращается поворот колес. Так реализуется кинематическое следящее действие усилителя — обеспечение поворота колес на угол, задаваемый водителем при вращении руля.

«Чувство дороги» — это обратная связь от управляемых колес через усилитель к рулю. Дает информацию об условиях, в которых происходит поворот колес. Для этого, как и на автомобиле без усилителя, на скользкой дороге руль должен поворачиваться легче, чем на сухом асфальте. «Чувство дороги» (силовое следящее действие) помогает водителю правильно работать рулем в любых условиях. Для его осуществления в различных конструкциях распределителей предусмотрены плунжеры, камеры или реактивные шайбы (рис. 2, б). Чем больше сопротивление повороту колес, тем выше давление в цилиндре и распределителе. При этом одна из реактивных шайб с большим усилием стремится вернуть золотник обратно в нейтральное положение. В результате руль становится «тяжелее».

При наезде на препятствие (например, камень) оно воздействует на управляемые колеса, стремясь их повернуть, что особенно опасно на высоких скоростях. Колеса, начав вынужденный поворот, перемещают корпус распределителя относительно золотника, перекрывая сливную магистраль. Масло под давлением поступает в полость цилиндра. Поршень передает усилие на колеса в обратном направлении, не позволяя им поворачиваться дальше. Так как ход золотника небольшой (около 1 мм), автомобиль практически не изменит направление движения. Гидроусилитель не только облегчает водителю поворот колес, но и оберегает пальцы его рук от ударов спицами руля при наездах на препятствия. Небольшой толчок на руле все же будет ощущаться из-за реактивных шайб, давление над которыми возрастет.

В случае прекращения работы насоса (например, при обрыве ремня привода) возможность управления автомобилем сохраняется. Усилие от рулевого механизма в этом случае будет передаваться самим золотником на корпус распределителя и далее на колеса. Жидкость, перетекая через перепускной клапан (на схеме не показан) из одной полости гидроцилиндра в другую, практически не будет препятствовать повороту колес. Но так как гидроусилитель не работает, руль становится «тяжелее».

Принцип работы гидроусилителя с вращающимся (роторным) золотником аналогичен вышеописанному.

 

Рекомендации

 

Для того чтобы гидроусилитель не вышел из строя раньше времени, необходимо следить за его работоспособностью — если она в норме, усилие на руле будет значительно меньше, чем при выключенном двигателе, а также соблюдать требования инструкции по эксплуатации автомобиля и проводить следующие операции:

  • проверять уровень жидкости в бачке;
  • следить за герметичностью системы и как можно быстрее устранять различные утечки;
  • проверять и при необходимости регулировать натяжение ремня привода;
  • заменять фильтрующий элемент и жидкость один раз в 1-2 года. Необходимо также производить их замену, если изменился цвет жидкости.

Во избежание выхода из строя деталей гидроусилителя недопустимо:

  • удерживать рулевое колесо в крайнем положении более 5 с — это может вызвать перегрев жидкости;
  • длительно эксплуатировать автомобиль с неработающим насосом — это приводит к быстрому износу деталей рулевого механизма и распределителя, так как они не рассчитаны на такой режим.
  • При появлении первых признаков неисправности необходимо установить причину и по возможности как можно быстрее ее устранить.

(взято из источника http://enc.drom.ru/3038/ )Про гидроусилитель.

Когда руль начинает крутиться тяжело, а до этого он крутился одним пальчиком, ездить на машине становится не комфортно. И сразу начинаются поиски проблемы. Причин может быть много, но самая распространенная — это закисание рулевого карданчика. Причем нижнего, который стоит возле рулевой рейки. Спасибо нашему правительству, которое поливает дороги непонятной кислотой, которая ест все, на что попадает. Проявляется это так: при повороте руля, два раза за один оборот, крутить становится тяжелее, а потом опять легко. Временно вылечить это можно, просто полить карданчик маслом или WD- 40. Но надолго этого не хватит, через некоторое время руль просто невозможно будет повернуть. Но речь пойдет не о нем, а о насосе гидроусилителя. Ради интереса, попробуйте повернуть руль на один оборот, на стоящей машине с незаведенным двигателем. А потом проделайте тоже самое, на работающем моторе, и почувствуйте разницу. Крутить будет легко, по тому, что крутить руль помогает гидроусилитель. В более современных машинах, используется электроуслитель руля.

Начнем с замены жидкости, как всегда открытие состоит в том, что рабочую жидкость гидроусилителя надо периодически менять. Жидкость работает под очень большим давлением, от 40 до 80 атмосфер, в зависимости от автомобиля. С течением времени и увеличением пробега жидкость в системе деградирует (теряет эксплуатационные свойства), что приводит к отвердении резиновых прокладок и быстрому износу мягких металлических частей. Продукты окисления, кусочки резины и металлическая стружка накапливаются в жидкости, которая прокачивается по системе под очень большим давлением. В результате возникают шумы и подклинивание при вращении, что приводит к преждевременному износу системы. В результате теряют подвижность лопатки ротора, или редукционный клапан, который сбрасывает излишки давления. Причем клапан обычно клинит в открытом состоянии. И руль крутится очень туго, так как давление в рейку не подается, а сливается в обратку.

При повороте руля, руль может поворачиваться мелкими рывками. Если при этом слышен свист из- под капота, то следует натянуть или заменить ремень гидроусилителя. Обычно этому предшествует свист из- под капота, в крайних положениях руля при повороте. Если при этом еще слышится гул из насоса — то тут без серьезного ремонта не обойтись. Причиной гула может служить подшипник, если он присутствует в конструкции насоса, или изношенные детали насоса. На некоторых моторах ремень насоса гидроусилителя не приводится напрямую от шкива коленвала, а через промежуточный шкив, в этом случае надо проверять оба ремня.

Еще от старости шланги высокого давления начинают потеть, в смысле потихонечку пропускать масло в месте соединения с металлической трубкой. Никакие фокусы с опрессовкой проделывать не стоит, просто следует заменить шланг, правда он стоит не дешево, но служит достаточно долго.

В остальном Гур достаточно надежный агрегат, не требующий постоянного внимания, кроме замены жидкости и замены или натяжения приводного ремня.

 

В гидравлической системе усилителя рулевого управления вашего автомобиля должна использоваться свежая жидкость.

Если у вас появился мяукающий звук при поворотах руля в движении (звук трущейся резины об мокрый метал) — меняйте жижу.Если у вас есть еле заметные провалы при повороте руля при стоянке — меняйте жижу.

 

 

Как поменять жидкость ГУР

— Используйте безопасный и эффективный очиститель BG 108 Quick Clean for Power Steering для растворения и удаления отложений, образующихся в системе гидроусилителя руля вашего  автомобиля, включая насосы, трубки, прокладки, сальники и клапана.

Слив рабочей жидкости проведите либо вручную, либо на специализированном стенде BG 937. Аппарат для замены жидкости в системе ГУР BG Power Steering Service Center эффективно очищает все типы систем гидроусилителя руля. С его помощью происходит полная очистка системы от загрязнений осадочными отложениями и замена жидкости без завоздушивания системы. При использовании стенда подключите его к гидравлической системе рулевого управления. После включения стенд автоматически произведет слив старого масла, промоет систему и заместит старую жидкость новой.

При ручном выполнении операций для слива масла из системы ГР

Выключите зажигание и убедитесь, что двигатель немного остыл. После этого откройте капот и снимите емкость, в которой находится жидкость для гидроусилителя. Внимательно осмотрите бачок на предмет наличия трещин и повреждений, ведь вытекание жидкости ГУР может плохо сказаться на деталях автомобиля. После поднятия емкости вы увидите обратный шланг, который аккуратно отсоедините, для того чтобы слить старую жидкость ГУР. Заранее приготовьте подходящий сосуд, в который и производите слитие. Следите за тем, чтобы жидкость не попала на корпус автомобиля или на ваше тело, в противном случае немедленно смойте ее водой. В место крепления снятого шланга присоедините другой, подходящего диаметра, конец которого опустите в заранее приготовленную емкость, для замены жидкости гидроусилителя руля. После этого вставьте ключ в замок зажигания и заведите двигатель. Подождите несколько минут, после чего начните крутить руль до упора в разные стороны, чтобы жидкость начала выливаться. После того, как бачок станет пустым, заглушите мотор. После этого осторожно присоедините обратный шланг на свое место. Возьмите в руки новую техническую жидкость с кондиционером BG 330 для снижения износа деталей и предотвращения шумов и утечек в системе гидроусилителя руля (BG 330 Power Steering Conditioner Кондиционер к гидроусилителя руля. Прекращает утечки из системы через затвердевшие сальники, обеспечивает плавную работу и уменьшает шум. Значительно облегчает вращение рулевого колеса. Очищает внутренние детали системы.)  и заполните ей бачок до максимальной отметки. Помните, что лучше использовать жидкость, которую рекомендует производитель машины. Затем опять заведите мотор и крутите руль, чтобы выпустить лишний воздух из системы. После чего выключите зажигание и проверьте уровень жидкости в емкости.

При необходимости произведите доливку жидкости гидроусилителя руля. Внимательно следите за тем, чтобы не перелить ее выше максимальной отметки. При наличии в жидкости ГУР взвеси или темных пятен повторите процедуру. Помните, что необходимо регулярно проверять уровень жидкости и проводить доливку. При появлении налета на стенках емкости немедленно замените бачок.

Периодичность замены рабочей жидкости в ГУР прописана в инструкции по эксплуатации автомобиля. Как правило, эта операция проводится каждые 30 тысяч километров или раз в 1-3 года (при проведении сервиса с BG рекомендованный сервисный интервал – 50 000 км !!!). Одновременно с заменой жидкости рекомендуется менять бачок системы и масляный фильтр.

 

Не менее значимый вопрос – это выбор жидкости для гидроусилителя. Многие отечественные автовладельцы импортных автомобилей замечают за ними такой недостаток, как склонность к «капризам». Если отечественный автомобиль еще может работать при использовании разных марок бензина или масел, то иномарки в этом плане «более щепетильны». Во многом, правильный подбор масел, независимо от марки автомобиля, может значительно увеличить его работоспособность, продлить срок эксплуатации и сократить число ремонтов. Жидкость для гидроусилителя руля также следует подбирать исходя из рекомендаций, указанных фирмой — производителем в инструкции по эксплуатации автомобиля. Ни в коем случае не следует использовать смеси для гидроусилителей различных марок или типов. Если такое произошло, то прежде чем произвести заливку нового масла, следует промыть всю систему.

 

BG 334 Universal Synthetic Power Steering Fluid

—          Унивесальная Синтетическая Жидкость Гидроусилителя Руля BG Universal Synthetic Power Steering Fluid это революционная, 100% синтетическая формула, предназначенная для использования во всех системах гидроусилителя при любых условиях эксплуатации. Экстремально высокий индекс вязкости данной жидкости говорит о том, что она не разжижается при высоких температурах и не загустевает при низких. BG Universal Synthetic Power Steering Fluid выдерживает низкие температуры при которых большинство жидкостей теряют свои свойства. Диапазон рабочих температур от -50 ºС до 120 ºС. Данная жидкость также рекомендована к применению в центральных гидравлических системах автомобилей, амортизаторах, системах автоматического выравнивания и других гидравлических системах, работающих в экстремальных температурных режимах и условиях. Данная формула снижает износ деталей системы гидроусилителя, поддерживает чистоту системы, защищает прокладки и шланги, уменьшает шумность работы помпы, снижает нагрев и вспенивания жидкости, а также увеличивает интервал между ее заменами.

 

Соответствует или превосходит требования к производительности жидкости ГУР компаний GM, Ford, Chrysler и большинства европейских и азиатский производителей а/м и микрогрузовиков.

Заменяет спецификации Audi SLF, BMW PS, VW Part No. G002000, Rolls Royce/Bentley Part No. RH5000, BMW Part No. 81-11-1-468-041, and Porsche Part No. 000.043.203.33

 

Заменяет Pentosin CHF 11S.

OEM номера и соответствия:

VW # G004000M2,

Audi # G002000,

VW # G002000,

BMW PS,

Rolls Royce / Bentley # RH5000,

BMW # 81-11-1-468 = 041,

Jaguar # HSMO,

Porsche # 000.043.203.33,

Volvo # 1161529,

Citroen # LDS997969,

Mercedes-Benz Q1320001 and

Mopar # 05142893AA

 

 

Метод теста стандарта ASTM

Результаты теста

Цвет визуально

зеленый

API плотность при 15.5ºС D287

40.5

Удельная плотность при 15.5ºС D1298

0.8226

Плотность U.S lbs./gal при 15.5ºС D1250

6.858

Точка воспламенения ºС (ºF) СОС D92

154 (309)

Вязкость сSt при 100ºС D445

6.17

Вязкость сSt при 40ºС D445

18.91

Индекс вязкости D2270

320

Точка текучести ºС (ºF) D97

-58 (-72)

Устойчивость к окислению, RBOT, мин D2272

1032

Коррозия медной пластины D130

 

Небольшое дополнение.Доливайте жидкость в бачок, только если уровень жидкости на ХОЛОДНОМ двигателе ниже отметки MIN, так как при нагревании жидкость расширяется и уровень ее в бачке повышается.

Внимание, на холодном двигателе уровень жидкости ниже чем на горячем, помните это.Нормальный уровень на Холодном двигателе немного ниже отметки MAX.

 

 

 

 

 

 

 

Проверка уровня жидкости в гидроусилителе руля

Отметки для измерения уровня жидкости в гидроприводе рулевого управления

1. Диапазон «НОТ» (для нагретой жидкости)2. Диапазон «COLD» (для холодной жидкости)
  1. 1.      Для проверки уровня жидкости установите автомобиль на ровной площадке. Колеса должны находится в положении езды по прямой. Двигатель должен быть остановлен. Учтите, что с момента остановки двигателя руль поворачиваться не должен, в противном случае проверка даст неверный результат.
  2. 2.      Уровень жидкости проверяется щупом, который вмонтирован в пробку горловины бачка. Протрите горловину и поверхность вокруг нее, затем выверните пробку и проверьте уровень жидкости по щупу. Если температура жидкости от 50˚ до 80˚ С (на автомобиле была совершена поездка в обычном режиме), то уровень должен измеряться в диапазоне щупа с отметкой «HOT». При температуре жидкости от 0˚ до 30˚ С (после поездки прошло достаточно продолжительное время и двигатель успел остыть) уровень должен измеряться в диапазоне «COLD».
  3. 3.      При необходимости заполните бачок до отметки «MAX», доливая только жидкость рекомендуемой марки. Примите меры, чтобы не допустить попадания внутрь гидравлической системы частиц грязи или других инородных включений, нельзя также переливать жидкость выше верхней отметки. После восстановления уровня, заверните крышку. Учтите, что если требуется частое доливание жидкости, то в гидроприводе имеется течь, которая должна быть немедленно устранена.

 

Стоит периодически, не реже одного раза в неделю, заглядывать под капот и смотреть уровень. Он должен быть между отметками min и max. В случае если уровень ниже, — необходимо долить, если уровень перелит, то обязательно нужно откачать лишнее масло. Проблема в том, что избыток даже оригинального масла также вреден для системы, поскольку ведет к «продавливанию» резиновых уплотнений, и, фактически к тем же проблемам, что и использование неоригинальной жидкости.Очень редкий случай, когда течь из магистралей ГУРа может привести к пожару под капотом. На этих фотографиях последствия течи масляной магистрали. Масло попало на выпускной коллектор, и в итоге воспламенилось, и машина получила достаточно серьезные повреждения. Правда, это со слов владельца автомобиля. Но факт есть факт, машина сгорела.

Износ в клапанной коробке

 

 

 

 

 

Продукты окисления, кусочки резины и металлическая стружка, скопившиеся в жидкости

 

 

 

 

 

 

Золотниковый клапан гидроусилителя с потертыми и треснувшими кольцами уплотнения

 

 

 

 

Система гидроусилителя руля. идравлический усилитель руля (ГУР) не только обеспечивает комфорт, но и повышает безопасность движения. Он помогает водителю сохранить контроль над автомобилем даже в случае разрыва передней шины. Надежность этого дорогостоящего устройства зависит от своевременного обслуживания. К появлению усилителей привела необходимость снизить усилие, прилагаемое водителем к рулевому колесу, что…

Система гидроусилителя руля

Система гидроусилителя руля

2014-03-06

Даниил Руденчик

Полезна ли статья? - 89%

Используете ли BG? - 78%

Рейтинг: 4.69 ( 8 гол.)

blog.msvlad.com

Насос гидроусилителя руля

  Я мою машину 2 раза в год!                                                                    Рассказывает автоблогер Алексей Симонов: На машину нужно просто  читать далее>>>

 

[box type=»bio»] Для облегчения работы водителя и снижения передаточного отношения рулевого механизма используют гидроусилитель руля.[/box] Бывают электроусилители руля, но наибольшее распространение получили гидроусилители рулевого управления, которые имеют следующие преимущества:
  • Поглощают ударные нагрузки от неровностей дороги за счет практической несжимаемости жидкости;
  • Позволяют получить изменяемый коэффициент усиления за счет регулировки давления жидкости;
  • Увеличивают срок службы рулевых механизмов, которые смазываются под давлением.
  • Рассмотрим конструкцию гидро усилителя руля на примере реечного рулевого механизма.

На рисунке показана схема гидроусилителя руля и элементов такого рулевого привода.

Устройство гидроусилителя руля имеет в своем составе следующие элементы:

  • Насос гидроусилителя с бачком для жидкости. Привод насоса обычно осуществляется приводным ремнем от шкива коленчатого вала;
  • Соединительные гидравлические трубопроводы высокого и низкого давления. В местах, где необходимо обеспечить взаимную подвижность узлов в составе трубопроводов используют гибкие шланги.
  • Рулевой механизм специальной конструкции, объединенный с золотниковым управляющим узлом и гидроцилиндром.

Принцип работы гур

При работе двигателя насос гура создает давление в системе рулевого управления. Когда руль поворачивается в какую-либо сторону, распределитель  рулевого механизма подает поток жидкости под давлением  к одному из поршней гидроцилиндра. А гидроцилиндр в свою очередь уже производит перемещение рулевой рейки.

[box type=»info»] Часто распределитель и гидроцилиндр — это совместный узел, расположенный на рулевой рейке.[/box]

При повороте руля в другую сторону распределитель подает жидкость к противоположной стороне гидроцилиндра и рулевая рейка движется в другую сторону, поворачивая колеса. Водитель при этом тратит минимум усилий на поворот руля, даже если машина стоит. Единственное условие — двигатель должен работать. Надеюсь мы разобрались как работает гидроусилитель руля.

Видео по теме гидроусилитель руля:

Наиболее часто в системах гидравлического усилителя рулевого управления используют насосы лопаточного типа.

Конструкция такого насоса показана на рисунке.

[box] При вращении приводного вала насоса лопатки перемещаются по фигурной внутренней поверхности корпуса насоса, прижимаясь к ней под действием центробежной силы. В процессе вращения вала за счет специальной формы внутренней поверхности корпуса происходит изменение объема, ограниченного двумя соседними лопатками.[/box]

При увеличении объема насос всасывает жидкость, а при уменьшении – нагнетает.

Работа насоса проиллюстрирована следующей схемой:

Поскольку привод насоса осуществляется от шкива коленчатого вала, его производительность и давление зависят от числа оборотов двигателя. Для поддержания расчетного давления гидроусилитель рулевого управления использует нагнетательный клапан.

Схема конструкции реечного рулевого механизма с гидроусилителем показана на рисунке:

 

[box type=»bio»] В зависимости от поворота руля распределитель подает поток жидкости в одну или другую камеру силового агрегата гидроусилителя руля.[/box]

Ниже на разрезе схематично показано устройство распределителя рулевого механизма. В гидроусилителе руля распределитель играет ключевую роль. Если случится неисправность, то жидкость будет подаваться нечетко и усилие на рулевом колесе сильно возрастет. Поворот золотника относительно корпуса распределителя происходит за счет скручивания пружинного торсиона.

Угол поворота золотника зависит от усилия, прилагаемого водителем к рулевому колесу. Чем больше усилие, направленное на поворот рулевого колеса, тем больше поворот золотника относительно корпуса, и тем быстрее жидкость проходит через распределитель.

Для автомобилей с рулевым механизмами червячного типа используют такие же элементы, различны только конструкции самих рулевых механизмов.

На этом про гидроусилитель руля все. Настоятельно рекомендую обратить внимание на популярные статьи в этой категории, их в найдете ниже:

Похожие статьи

 

 

 

 

www.em-grand.ru

Гидроусилитель руля (ГУР) - устройство, принцип работы, основные неисправности

Стремление человека минимальными усилиями выполнить любую необходимую ему задачу поистине творит чудеса. Благодаря этому качеству мир узнал много полезных изобретений, которые вошли в нашу повседневную жизнь, во все ее уголки. К примеру, современный автомобиль очень существенно отличается от своих предков, где, для управления им, требовалось гораздо больше навыков и усилий. Вспомните, что в вашем автомобиле делает ваше управление им гораздо проще и легче. Наиболее популярно названным агрегатом, скорее всего, будет гидроусилитель руля, а затем, наверное, автоматическая коробка передач, об устройстве АКПП здесь. Но речь сегодня пойдет именно о гидроусилителе.

Устройство и работа гидроусилителя руля.

Гидроусилитель рулевого управления, чаще в народе это название встречается сокращенным: гидроусилитель руля либо ГУР. Из самого названия многим становится понятно, что принцип его работы строится на законах гидравлики. В основе работы ГУРа лежит насос, приводимый в движение от коленчатого вала двигателя, посредством ременной передачи подает специальное масло-жидкость в систему рулевого управления (редуктор, рейка), где последнее и облегчает движение рулевого механизма. Для определения, в каком направление производить помощь во вращении руля, в системе предусмотрен специальный клапан, который при вращении руля в необходимом направлении открывает магистраль с высоким давлением жидкости в соответствующую полость.

Само по себе данное изобретение не такое уже и новое, принцип его работы был запатентован еще в далеком 1925 году Френсисом Дэвисом в США, а спустя менее десяти лет, в 1933 году, данное устройство уже планировалась устанавливать на автомобилях Cadillac от General Motors. Однако наибольшее распространение гидроусилитель приобрел в первую очередь на грузовых автомобилях. Это и понятно, ведь вращать руль на грузовиках гораздо тяжелее, чем на легковых автомобилях.

С момента изобретения уже прошло много лет, за которые устройство гидроусилителя претерпело значительные улучшения и изменения. Конечно, его основной принцип работы остался неименным, но новинок в его функционировании вполне  предостаточно. К примеру, его первоначальный главный недостаток был в том, что приводимый в действие от коленчатого вала насос, на небольших оборотах и скорости движения (когда он наиболее необходим) не создавал необходимого давления для более легкого вращения. В свою очередь при больших скоростях и оборотах двигателя гидроусилитель (когда руль должен быть «жестким»), наоборот, облегчал его движение. Сегодня этот недостаток, да и многие другие решены с помощью внедренных улучшений: клапана распределения жидкости  управляются микропроцессором анализирующим множество входных параметров, привод гидравлического насоса переведен на вращение электродвигателем и другое.

Современный гидроусилитель руля является еще и весьма надежным механизмом. Если регулярно следить за его работоспособностью (контролировать уровень жидкости в расширительном бачке, проверять герметичности системы) и своевременно устранять выявляемые недостатки, данный агрегат прослужит вам, по меньшей мере, не меньше, чем сам двигатель автомобиля.

Но не волнуйтесь, даже если по каким-либо причинам произойдет отказ гидроусилителя руля, то автомобиль не потеряет своего управления. Да, руль в таком случае станет крутить значительно сложнее, даже труднее чем, если бы гидроусилитель на данном автомобиле не предполагался вовсе, но продолжать движение все равно будет возможно, хотя уже и не с присущим ранее комфортом.

Неисправности гидроусилителя руля.

Самым обыденной причиной отказа работы гидроусилителя является обрыв приводящего ремня. Такая поломка не приводит к критическим проблемам в самой системе и устраняется банальной покупкой и установкой нового ремня.

Следующая причина отказа возможна при вытекании жидкости (читаем масло для гидроусилителя руля) из системы ГУРа. В данном случае причиной этому может стать разрыв магистрали от насоса до системы рулевого направления или же разрушение резиновых сальников, но это возможно только в случае применения в системе, непредусмотренной производителем гидравлической жидкости. Ни когда не слушайте рыночных «знатоков», предлагающих, по их мнению, полный аналог. Заливайте только то, что указывает производитель в инструкции по эксплуатации. Устранение поломки, приведшей к вытеканию жидкости, может вылиться в весьма значительную сумму.

Помимо полного отказа гидроусилителя руля возможны сбои в его работе: обратная отдача при вращении руля, подергивание и другие нештатные моменты. В большинстве случаев такие проблемы лечатся подтяжкой приводного ремня, доливом жидкости до необходимого уровня либо просто ее заменой, подробнее в статье замена жидкости гидроусилителя руля.

Ну, а в заключении хотелось бы отметить, что даже возможные возникающие проблемы при работе рулевой системы с гидроусилителем будут во много раз перевешены тем комфортом в использовании, который он дарит. Попробуйте после даже небольшой поездки по тому же городу на автомобиле с гидроусилителем пересесть на авто с обычным рулевым управлением, поверьте, разницу вы ощутите мгновенно.

Рекомендую прочитать:

autoepoch.ru

Гидроусилитель руля (ГУР) — устройство, принцип работы, замена жидкости гур

Сейчас на смену рулевым гидроусилителям все чаще приходят электронные усилители. За время эксплуатации гидроусилители зарекомендовали себя великолепно. Наша сегодняшняя статья будет посвящена их устройству, основным принципам работы, а также рекомендациям по техническому обслуживанию.

Назначение гидроусилителя руля (ГУР)

Основная функция рулевых гидроусилителей заключается в облегчении вращения рулевого колеса во время движения. Изначально их установки производились на грузовые коммерческие автомобили. Помимо легкости вращения, гидроусилительные механизмы уменьшают передаточные отношения руля. Выражаясь простым языком, водителю автомашины, оснащенной ГУР, не требуется делать несколько полных оборотом руля при выполнении любого, даже незначительного, маневра. Кроме того, гидравлические компоненты прекрасно гасят ударные воздействия во время проездов по неровностям. Это позволяет в разы улучшить управляемость транспортного средства, полностью сохраняя её во многих опасных ситуациях.

Устройство ГУР (гидроусилителя руля)

Все элементы гидроусилителя выстроены в единую конструктивную схему. Главными частями ГУР являются:

  1. Бачок гидравлической жидкости. В него заливается рабочая жидкость. У иностранных автомобилей это, как правило, трансмиссионная смазка «ATF», аналогичная используемой в автоматических трансмиссиях. В отечественных авто применяется жидкость с индексом «Р», по своему составу очень напоминающую стандартную «веретёнку».
  2. Распределитель. Задача этого высокоточного механизма заключается в направлении потока гидравлической «жижи» в нужную часть гидроцилиндра. Распределитель обычно установлен на частях рулевого привода, либо на рулевом валу. Различается два вида распределителей: осевой, имеющий поступательное перемещение подвижного золотника, и роторный, золотник которого совершает вращательное движение.
  3. Гидроцилиндр. Это встраиваемый в рулевой узел элемент, призванный осуществлять дополнительные усилия по повороту колес в результате давления гидравлики и специального поршня.
  4. Насос. Основное назначение насоса заключается в поддержании нужного уровня масляного давления системы ГУР. Приводом насоса выступает коленвал, который передает свое вращение с помощью ременной передачи.
  5. Соединительные шланги. Как не трудно догадаться, именно по шлангам осуществляется циркуляция гидравлической жидкости между основными элементами гидроусилителя. Различают шланги высокого давления, установленные между насосом, распределительным блоком и узлом гидроцилиндра, и низкого, отвечающие за подачу масла между бачком и насосом, а также бачком и распределителем.

Принцип работы насоса гидроусилителя руля

Основные принципы работы ГУР не зависят от установленного в них типа распределителя. Все процессы происходят практически идентично. Они основаны на движении золотника, возникающего при повороте руля. Сдвигаясь, он закрывает одну из масляных магистралей, открывая доступ к другому гидравлическому каналу. Жидкость, в зависимости от направления поворота рулевого колеса, попадает в правый или левый отсек гидроцилиндра. Она оказывает мощное давление на соответствующий поршень, который способствует поворачиванию колес. Корпус распределителя совершает поворот по направлению смещения золотника.

При остановке вращения руля схема работы изменяется. Золотник совершает остановку, возвращая распределитель в нейтральное состояние. Из рабочего канала масло перемещается в сливную магистраль. В это время функционирует исключительно насос, прокачивающий гидравлическую жидкость по контурам системы. Отдельно отметим, что при отказе насоса управление автомашиной полностью сохраняется, однако водителю не придется ждать дополнительной помощи от ГУР. Потребуется прилагать дополнительные усилия самому.

Техническое обслуживание гидроусилителя, замена жидкости ГУР

ГУР является вполне надежной системой. Она не требует какого-то особенного обслуживания, впрочем, без ухода её оставлять тоже не стоит.

  1. Необходимо тщательно следить за уровнем натяжения приводящего ремня. Именно он становится наиболее распространенной причиной поломок гидроусилителя. При сильном уровне износа или ослаблении его натяжения, ремень требуется заменить. Характерными признаками этого является обратная отдача на руле.
  2. Требуется поддерживать необходимый уровень гидравлической жидкости в бачке и в случае необходимости пополнять его. Недостаточное количество жидкости выведет из строя насос. Какое именно масло требуется для работы ГУР, можно узнать в рекомендациях производителя своего автомобиля.
  3. Жидкость ГУР следует периодически заменять. Как и моторная смазка, гидравлическое масло подвержено загрязнению и снижению рабочих качеств. При потери рабочих свойств гидравлика может вызвать сбои в работе основных элементов ГУР, а также поспособствует нарушению целостности уплотнительных сальников рулевой рейки. Их ремонт будет весьма дорогостоящим.
  4. Слив жидкости производят путем отсоединения одного из шлангов при открытой крышке расширительного бачка. Под воздействием атмосферного давления масло полностью сольется. После этого целостность контура следует восстановить, а в резервуар необходимо залить новую гидравлическую жидкость. Чтобы исключить появление воздушных пробок требуется несколько раз прокрутить руль в крайние положения при открытой пробке расширительного бачка. Попавший воздух в виде пузырьков выйдет из системы.
  5. Автолюбителям не стоит забывать о периодическом визуальном осмотре жидкостных контуров на предмет протечек. В случае следов масла целостность соединений требуется устранить.

Подведем итоги

В конце статьи скажем, что гидроусилитель имеет достаточно простое устройство, однако та помощь, которую он оказывает водителю, является по-настоящему неоценимой. Именно благодаря ГУР во время поворотов руля приходится прилагать заметно меньше усилий. Порекомендуем не забывать о проведении его обслуживания, дабы исключить любые сбои в работе.

servicing-auto.ru


Смотрите также