Бмп руль


Бронемашина БМП-3 на тесте журнала «За рулем» — журнал За рулем

Эксперт журнала «За рулем» Вадим Крючков посетил одну из воинских частей, чтобы собственноручно уцепиться за штурвал бронемашины БМП-3, пережившей очередное обновление. А заодно ответить на три распространенных вопроса от гражданских, касающихся такого типа техники.

01 BMP best_zr 01_15

Комплекс вооружения установлен в конической двухместной башне. Две пушки и пулемет — мощный набор для машин данного класса.

Комплекс вооружения установлен в конической двухместной башне. Две пушки и пулемет — мощный набор для машин данного класса.

Комплекс вооружения установлен в конической двухместной башне. Две пушки и пулемет — мощный набор для машин данного класса.

ВЗЯТЬ ЗА РОГА

Низкорослый механик-водитель осмотрел меня придирчивым взглядом и исчез в башне БМП. Через несколько секунд пушка двинулась и поползла вверх. Спасибо, друг! Я тут раскорячился в интересной позе на броне, пытаясь забраться в водительский люк, — и, не приподнимись пушка, нипочем не оказался бы за штурвалом БМП‑3 штатным путем.

Думаете, и там, в недрах боевой машины, теснота? Отнюдь! Продольной регулировки сиденья хватило с запасом даже под мой рост (189 см), а его ход вверх-вниз и вовсе оказался сказочным. Нажимаешь рычажок — и как на лифте едешь мимо приборов наблюдения в открытый люк вместе с креслом: когда голова торчит наружу, обзорность отменная!

Сцепления нет. Педаль газа на привычном месте, педаль тормоза тоже. А вот ручник своеобразный: основательный рычаг блокирует педаль тормоза в нажатом состоянии. До гениальности просто и по-армейски надежно. Прямо по курсу — приборы и селектор коробки передач (четыре позиции — вперед, две — назад). А рулить я буду вот этим, почти игрушечным штурвалом: два маленьких рожка торчат в стороны из небольшой ступицы. На ступице есть две кнопки, но к вождению они отношения не имеют — это управление правым и левым курсовыми пулеметами.

00 BMP best_zr 01_15

Механик-водитель поднимает вверх палец. Ага, понял: включаю первую передачу. Легкий тычок в спину — включилась! Дергаю рычаг ручника, отпускаю тормоз и добавляю газ.

БМП, ревя 26‑литровым мотором и лязгая гусеницами, рвет с места. В поле зрения возникают уже два пальца — переключаюсь на вторую. Восемнадцатитонная махина на удивление легко набирает ход. Третья — и газу!

Впереди поворот. Наклоняю рога штурвала — БМП послушно пишет вираж. Пытаюсь держать ровный газ, но механик дает понять: можно не стесняться. И я добавляю. Черт возьми, как легко гусеничная боевая машина управляется на гравийной дороге! Не сложнее, чем легковушка на асфальте. Четвертая передача — и набегающий ветер выдувает из глаз слезы. Похоже, скорость уже за 60 км/ч.

Вот конец ходового участка, пора поворачивать на лесную дорожку. Однако для начала надо притормозить. Пытаюсь перенести ногу с одной педали на другую, но мой инструктор показывает три пальца. Перемещаю селектор на одно деление: полуавтоматическая коробка передач переходит на ступень ниже, БМП послушно тормозит двигателем. Вторая, первая — и поворот. Тормоза не понадобились. Продольные волны и глубокие колеи лесной дороги. Сознание протестует: здесь нельзя ехать быстро! Но команды инструктора разгоняют меня до третьей передачи. Внутри всё сжимается: сейчас как долбанемся брюхом о жесткий ухаб — и отвечай потом за дорогостоящую технику.

И что? А ничего! Качает словно в лодочке, и только. То, что для обычного автомобилиста является сверхпроходимостью, для экипажа боевой машины — повседневная езда. Впечатление такое, что для БМП непролазных мест вообще не существует.

03 BMP best_zr 01_15

В корме над двигателем расположены двери десантного отделения и откидные ступени.

В корме над двигателем расположены двери десантного отделения и откидные ступени.

В корме над двигателем расположены двери десантного отделения и откидные ступени.

Выбираемся на земную твердь. Останавливаю машину уже тормозами и ставлю на ручник. Вылезать нет желания — хочется еще! Не успел я в полной мере насладиться динамикой, скоростью и фантастической проходимостью боевой машины пехоты. И кто бы мог подумать, что «броня» может быть настолько подвижной и маневренной!

КОМПОНОВОЧНЫЙ ШЕДЕВР

Десятицилиндровый атмосферный V‑образный дизель с непосредственным впрыском топлива выдает полтысячи лошадиных сил. Система смазки — с сухим картером. Коленчатый вал — с коренными роликовыми подшипниками. А ведь речь не о болиде с 24‑часовой гонки в Ле-Мане! Это двигатель УТД‑29 производства Барнаултрансмаша — спроектированный еще во времена СССР.

Благодаря углу развала цилиндров в 144 градуса (еще не оппозитник, но близко) 26‑литровый двигатель получился настолько компактным, что его удалось разместить поперечно в кормовой части БМП. А проход для десанта сделан над ним. До этого и у нас, и за рубежом господствовала компоновка боевых машин пехоты с передним расположением моторнотрансмиссионного отделения.

05 BMP best_zr 01_15

Десант высаживается по крыше моторно-трансмиссионного отделения при открытых дверях кормы и прямоугольных крышках люков.

Десант высаживается по крыше моторно-трансмиссионного отделения при открытых дверях кормы и прямоугольных крышках люков.

Десант высаживается по крыше моторно-трансмиссионного отделения при открытых дверях кормы и прямоугольных крышках люков

Танковая схема БМП‑3 с погоном под большую башню дала множество преимуществ. В том числе выгодную развесовку, простор для размещения экипажа и вооружения. В башне расположен пулемет, а также жестко связанные друг с другом 100‑миллиметровое орудие — пусковая установка и 30‑миллиметровая автоматическая пушка. Для справки: зарубежные аналоги оснащены только пушками калибра 25–40 мм.

Боекомплект БМП‑3 для главного калибра сопоставим с танковым: 40 выстрелов и восемь управляемых ракет. А еще есть 500 выстрелов к автоматической пушке и 6000 патронов к трем пулеметам (помимо башенного установлены два ПКТ — в углах передней части корпуса). Мало того, в машине возят ручные гранатометы и переносные зенитно-ракетные комплексы.

По части маневренности и боевой мощи — ураган! А что с защитой? Корпус БМП‑3 сделан из алюминиевой брони. Он защищает от пуль и осколков со всех сторон, противостоит бронебойным снарядам 30‑миллиметровой пушки, выпущенным в лоб.

10 BMP best_zr 01_15

Штурвал управления и рычаг автоматической коробки передач. Почему надписи на английском? Машину поставляли на экспорт.

Штурвал управления и рычаг автоматической коробки передач. Почему надписи на английском? Машину поставляли на экспорт.

Штурвал управления и рычаг автоматической коробки передач. Почему надписи на английском? Машину поставляли на экспорт.

Попробовал я посидеть на всех имеющихся в БМП‑3 местах. Спереди, на креслах механика-водителя и двух стрелков‑пулеметчиков, действительно просторно, но в забитой вооружением башне тесно. Причем со стороны командира экипажа еще терпимо, да и люк у него большой. А вот наводчик-оператор зажат со всех сторон, вдобавок люк у него самый маленький. Людям рослым и плотным здесь придется нелегко.

Конечно, простор и комфорт применительно к бронированной десятиместной машине — понятия относительные. В кормовой части, на пяти сиденьях для десанта, вполне приемлемо, ехать можно. Но здесь другая специфика. К реву двигателя еще привыкнешь, а вот резкие клевки корпуса перенесут не все. При разгоне и торможении машина на мягкой подвеске склонна к продольной раскачке. Нетренированный вестибулярный аппарат начинает протестовать: попросту говоря, укачивает. Впереди и в башне у меня подобных ощущений практически не возникало.

А еще с непривычки все время цепляешься за оборудование карманами, капюшоном и шнурами-утяжками осенней куртки. В тонкой летней одежде будет проще. Но очевидно, что посадка-высадка в БМП экипажа и бойцов в полной экипировке — процесс, требующий тренировок. Я и представить не могу, как десять членов экипажа делают это за пятнадцать секунд!

09 BMP best_zr 01_15

Рабочие места водителя и правого стрелка-пулеметчика. В передней части машины достаточно просторно.

Рабочие места водителя и правого стрелка-пулеметчика. В передней части машины достаточно просторно.

Рабочие места водителя и правого стрелка-пулеметчика. В передней части машины достаточно просторно.

ОТ ПАНЦИРЯ ДО ВЕНЫ

Боевой машиной пехоты нестандартной компоновки с мощным вооружением мы в начале 1990‑х поразили мир. Отечественная разработка превосходила аналогичную технику вероятного противника.

БМП‑3 неоднократно модернизировалась. Появился турбодизель мощностью 650 л.с. Эффективность вооружения повысил новый модуль «Бахча-У» с современной автоматизированной системой управления огнем. Защиту усилили дополнительные броневые экраны и комплекс активной защиты «Арена-Э». Он способен обнаруживать и сбивать подлетающие противотанковые заряды в автоматическом режиме! На базе БМП‑3 создано множество других образцов вооружения. Наиболее известные — самоходная артиллерийская установка «Вена», противотанковые ракетные комплексы «Корнет-Т» и «Хризантема-С», зенитный ракетно-пушечный комплекс «Панцирь-С1», боевая разведывательная машина БРМ‑3 К «Рысь», ремонтно-эвакуационная машина «БРЭМ-Л Беглянка».

12 BMP best_zr 01_15

Кресло наводчика-оператора. Под ним, в нижней части боевого модуля, расположен конвейер механизма заряжания.

Кресло наводчика-оператора. Под ним, в нижней части боевого модуля, расположен конвейер механизма заряжания.

Кресло наводчика-оператора. Под ним, в нижней части боевого модуля, расположен конвейер механизма заряжания.

Судьба БМП‑3 столь же нестандартна, как и ее компоновка. Машина (особенно свежие модификации последних лет) до сих пор остается лидером среди себе подобных и стоит на вооружении нашей армии, но по ряду причин в Вооруженных Силах РФ она далеко не самая массовая. Зато стала бестселлером экспортной программы легкой гусеничной бронетехники. Российской машиной вооружены войска ОАЭ, Кувейта, Венесуэлы, Южной Кореи, Алжира, Индонезии, Шри-Ланки, Саудовской Аравии, и это не полный список. В Объединенных Арабских Эмиратах она выиграла конкурсные испытания у американской БМП Bradley и английской Warrior. В результате по контракту только в ОАЭ поставили больше 600 российских машин! А китайские товарищи купили лицензию на боевое отделение, и сейчас в Поднебесной несут службу дальние родственницы нашей БМП‑3 под обозначением ZBD‑97. Признание? Безусловно!

Надеюсь, любому россиянину приятно сознавать, что мы не только импортируем западные автомобили, а еще и экспортируем свои машины. Пусть боевые, но полностью спроектированные и произведенные в России.

ТРИ ВОПРОСА ОТ ГРАЖДАНСКИХ

 — Почему похожую на танк гусеничную БМП называют боевой машиной?

— Армейский термин «боевая машина» объединяет всю колесную или гусеничную самоходную технику, предназначенную для ведения боя: танки, бронеавтомобили, самоходные орудия, реактивные артиллерийские установки, зенитно-ракетные комплексы. К ним относятся и бронированные транспортные средства мотострелковых подразделений: бронетранспортеры и, конечно, боевые машины пехоты (БМП).

— Можно ли на БМП‑3 ездить по асфальту?

— Гусеничная техника предназначена, прежде всего, для передвижения по грунту. Эксплуатация на асфальтовых дорогах допускается, но при этом уменьшается ресурс гусениц. На дальние расстояния подобные машины возят по железной дороге. Кстати, БМП‑3 хорошо приспособлена к такой транспортировке: крепить ее к железнодорожной платформе удобно и недолго.

— БМП‑3 — плавающая машина. Как форсируют водные преграды — с ходу? Или требуется предварительная подготовка?

— Можно сказать так: в воду — без подготовки. Волноотбойный щиток и воздушная труба двигателя приводятся в рабочее положение почти мгновенно. Скорость до 10 км/ч обеспечивают два водометных движителя шнекового типа. Управление курсом — с помощью заслонок водометов. Можно двигаться и за счет вращения гусениц, верхние ветви которых прикрыты гидродинамическими кожухами.

Фотогалерея

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

www.zr.ru

«Попмех» за штурвалом знаменитой машины » Военное обозрение

Модель трудно назвать новинкой: она была поставлена на производство «Курганмашзаводом» еще в 1987 году и не раз успешно участвовала в международных тендерах. Для тест-драйва нам предоставили БМП-3 — машину особенно знаменитую: она принимала участие в парадах и демонстрациях перед специалистами и публикой.

Несмотря на многолетние успехи на рынке, машина остается уникальной в своем классе: отталкиваясь от предыдущего хита БМП-2, разработчики в корне изменили компоновку. V-образный 10-цилиндровый двигатель размещен на танковый манер, над задней осью. Это позволило добиться лучшей балансировки и обзора для водителя и обеспечить дополнительную защиту десанту.

В непосредственной близости БМП выглядит выше и массивнее из-за дерзко вздернутого носа и высокого клиренса, визуально сбалансированного расширяющимися к задней части линиями бортов. Выступающая над крышей низкопрофильная башня создает ощущение мощи. Способная к развороту на все 360 градусов, она несет жестко связанные в единой маске 100-мм орудие, 30-мм автоматическую пушку и спаренный с ними пулемет калибра 7,62-мм, а по бокам — два трехствольных гранатомета системы постановки дымовой завесы «Туча».

БМП-3 стоит на вооружении России, ОАЭ, Кувейта, Саудовской Аравии, Южной Кореи и других стран. Для тех, кто ценит особый комфорт при выполнении поставленных задач, поставляются версии: командирская (БМП-3К), ремонтно-эвакуационная (БРЭМ-Л «Беглянка»), разведывательная (БРМ-3К «Рысь») и другие.

Таким вооружением не может похвастаться ни одна из машин этого класса: стабилизированное в двух плоскостях 100-мм орудие способно потягаться и с броней серьезного танка. «А завесой мы можем накрыть пространство длиной в 100 м, — добавляет механик-водитель БМП-3, заместитель командира мотострелковой роты гвардии старший лейтенант Петр Галабурда, — фактически весь взвод из трех машин». Лобовая сторона башни усилена накладной броней, которая, впрочем, нисколько не портит обводов верхней части корпуса.

Об аэродинамике разработчики заботились в последнюю очередь: 500 л.с. «под капотом» и без того позволяют 19-тонной машине развивать около 90 км/ч на шоссе и до 10 км/ч на плаву. Двигатель может работать и на бензине, и на керосине, хотя штатно используется дизельное топливо. Он не блещет экономичностью и потребляет около 100 л на 100 км пробега, однако 600-литрового бака хватит на то, чтобы съездить на работу, на дачу и вернуться обратно без дозаправки.

«Чтобы даже на базовом уровне управлять танком, надо учиться довольно долго, — не скрывает гордости Петр Галабурда. — Но вот, поверьте, БМП-3 вы освоите за пару минут». В самом деле, полуавтоматическая гидромеханическая трансмиссия (на четыре передние и две задние скорости) позволяет не отвлекаться на переключение передач и сконцентрироваться на управлении с помощью штурвала мотоциклетного типа. На нем же, кстати, расположена и кнопка, позволяющая моментально перейти к маневренному развороту на месте.

Первое, что обращает на себя внимание, — фантастическая приемистость машины. Данные о разгоне с места нам получить не удалось, но ощущения тут вряд ли обманывают: одно нажатие на педаль — и вся бронированная масса срывается с места, как готовый к броску зверь. «Было дело, мы соревновались на ровной площадке, на спринтерской дистанции, — наша БМП-3 против Т-72 и БТР, — вспоминает старший лейтенант. — Мы пришли первыми, оторвались на несколько корпусов». В самом деле, двигатель БТР не отличается такой оборотистостью, и хотя транспортер может набирать большую скорость, стартует он не так резво, как БМП-3.

Топливный бак переместился под передний «капот», но безопасностью жертвовать не пришлось: секретный пористый материал, заполняющий бак изнутри, исключает детонацию топлива даже при прямом попадании. «В инструкциях он фигурирует просто как «уплотнитель», — разводит руками старший лейтенант Петр Галабурда. — На ощупь что-то похожее на пенопласт».

Проходимость гусеничной машины выше всяких похвал. Согласно спецификации, БМП способна преодолевать ров глубиной до 2,2 м и подъем до 30 градусов, брать стенки почти метровой высоты. «Натяжение гусениц контролируется отдельно, и, если надо, механик-водитель может подтянуть их, не выбираясь наружу, — рассказывает Петр Галабурда. — Показания многих датчиков, от температуры двигателя до уровня масла, сводятся к единой лампочке «Авария»: она сразу подскажет, если что-то случилось, можно остановиться и посмотреть».

Внутренняя отделка премиальностью не отличается, да и тишины пассажирам ждать не стоит. С особым грохотом работает автомат заряжания, расположенный во вращающейся вместе с башней части по центру. При необходимости стрельба из основной 100-миллиметровой пушки может вестись и противотанковыми ракетами с лазерным управлением, но заряжать ее придется вручную.

Штатное место механика-водителя расположено в передней части, по бокам от него — места пулеметчиков, которые могут вести огонь из двух курсовых пулеметов. В башне располагаются кресла наводчика-оператора и командира экипажа, еще пять человек десанта располагаются в задней части салона. Обзор пассажиров сильно ограничен, что при движении и дикой тряске создает заметные неудобства и требует привычки к головокружению. В мороз можно воспользоваться печкой, а экспортные версии, поставляющиеся в арабские страны, оснащены кондиционерами. Впрочем, перспективная гусеничная платформа «Курганец-25», которую не так давно представили разработчики «Курганмашзавода», должна стать намного комфортнее. «Вот это машина завтрашнего дня, — рассказывает Петр Галабурда, которому довелось управлять «Курганцем» на параде Победы. — Все цифровое, куча сенсорных экранов, да и комфорт на новом уровне». Осталось дождаться нового тест-драйва.

topwar.ru

Огонь и скорость: лучшие боевые машины пехоты мира

08:0018.11.2017

(обновлено: 13:55 18.11.2017)

259489510

МОСКВА, 18 ноя — РИА Новости, Андрей Станавов. Основным средством передвижения солдат с незапамятных времен были лошади. И если Первую мировую войну они еще как-то пережили, то Вторая — с ее самолетами, танками и пушками — "списала" кавалерию окончательно. Коней в итоге оставили полицейским и почетным караулам, а солдат пересадили на бронетранспортеры и боевые машины пехоты. Преимущества вторых — высокая скорость и проходимость, способность "вплавь" преодолевать реки и действовать в условиях применения оружия массового поражения, включая ядерное. В отличие от БТР, они могут не только доставить пехоту на поле боя, но и поддержать ее мощным ракетно-пушечным огнем. РИА Новости публикует подборку самых популярных БМП армий стран мира.

Советская "двойка"

Одна из самых массовых и заслуженных боевых машин — БМП-2 — "рабочая лошадка" советских мотострелков. Конструктивно простая и неприхотливая в обслуживании плавающая БМП-2 не раз выручала свой экипаж и десант в жарких переплетах Афганской войны и других конфликтов.

Совместное российско-китайское учение "Мирная миссия-2013"

В 1981-м главный конструктор БМП-2 Благонравов с группой специалистов приехал в Афганистан посмотреть, как его новая машина обкатывается в боевых условиях. В войсках его встретили с восторгом. "У нас есть новая БМП с "тридцаткой". Эта машина — что надо: душманы ее боятся и называют "шайтан-арба", — сказал один из офицеров на встрече с конструктором. Считается, что командование окончательно решило принять БМП-2 на вооружение именно после этого эпизода.

Экипаж БМП-2 во время индивидуальной гонки экипажей БМП в рамках всеармейского конкурса "Танковый биатлон-2017" в Хабаровском крае

Основная особенность БМП-2 — система стабилизации вооружения в двух плоскостях. Это выгодно отличало "двойку" от зарубежных аналогов и позволяло вести прицельный огонь на ходу. Из вооружения — скорострельная 30-миллиметровая автоматическая пушка 2А42 с двухленточным селективным питанием, спаренный с ней 7,62-миллиметровый пулемет ПКТ и пусковая установка противотанковых управляемых ракет "Конкурс" или "Фагот". Корпус сварен из катаных листов прочной стальной брони, обработанных термомеханическим способом. Доставшийся "в наследство" от БМП-1 шестицилиндровый дизельный мотор на трассе разгоняет 14-тонную машину до 65 километров в час.

Боевые машины пехоты (БМП-2)

Внутри умещаются семь стрелков-десантников и три члена экипажа. Система отсоса пороховых газов спасает бойцов от отравления при стрельбе из автоматов через бойницы. Для предотвращения попадания в машину радиоактивной пыли или газов предусмотрена фильтровентиляционная установка, создающая внутри избыточное давление. БМП-2 и ее многочисленные модернизированные версии до сих пор находятся на вооружении армий десятков стран мира.

От создателей "Тигра"

Немецкая БМП "Мардер" — один из наиболее удачных образцов бронетехники послевоенной Западной Европы. С конца 1960-х промышленность ФРГ изготовила для бундесвера более двух тысяч таких машин. Прочный стальной корпус из сваренных под определенными углами листов катаной брони надежно укрывает трех членов экипажа и семерых десантников от пуль и осколков. БМП разрабатывала фирма "Рейншталь-Хеншель", известная своим танком "Тигр".

Германская боевая машина пехоты (БМП) "Мардер"

В первые модификации устанавливали многотопливный турбированный дизель "Даймлер-Бенц" мощностью 600 лошадиных сил. Этого вполне хватало, чтобы разогнать гусеничную машину на шоссе  до 75 километров в час. Модернизированные БМП оснащены уже 1000-сильным агрегатом.

Германская боевая машина пехоты (БМП) "Мардер"

Главное оружие "Мардера" — 20-миллиметровая автоматическая пушка Mk20DM5 Rh302 с темпом стрельбы до 1000 выстрелов в минуту. Для стрельбы по пехоте и автомобильной технике применяются осколочно-фугасные снаряды, для борьбы с БМП и БТР противника — бронебойные подкалиберные. Вторые на дальности до полутора километров уверенно пробивают под углом броню толщиной в два пальца. Для борьбы с живой силой противника имеется два 7,62-миллиметровых пулемета MG3A1: один спарен с пушкой, а второй установлен на корме.

Германская боевая машина пехоты (БМП) "Мардер"

"Мардеры" много раз модернизировали. Для повышения огневой мощи их оснащали комплексами противотанковых управляемых ракет "Милан", а для усиления защиты ставили дополнительную навесную броню и противоминные экраны. Боевое крещение БМП получила в Афганистане. На смену "Мардеру" разработана "Пума" — новая боевая машина, которая уже поступает в части бундесвера.

Слоеный "Брэдли"

Тяжелая БМП М2 "Брэдли" поступила на вооружение американской армии в 1981-м и сразу завоевала популярность у пехоты. В первую очередь — из-за своей беспрецедентно высокой для этого типа машин бронезащиты. Ее особенность — разнесенные между собой экраны из стали разной твердости. Такой "слоеный пирог" уверенно "держит" попадания 30-миллиметровых бронебойных снарядов. Для защиты от кумулятивных гранат РПГ может устанавливаться динамическая защита. Модернизированные машины изнутри дополнительно отделаны кевларом, который в бою защищает экипаж из трех человек и шестерых десантников от осколков брони.

Боевая машина пехоты (БМП) США M2 Bradley

При этом "Брэдли" довольно "шустрый" — благодаря мощному турбодизелю 22-тонная машина "бегает" по шоссе со скоростью 70 километров в час. Внушительный комплект вооружения включает в себя 25-миллиметровую пушку М242, 7,62-миллиметровый пулемет M240C, противотанковый ракетный комплекс TOW и шесть автоматов М231 на шаровых опорах в десантном отсеке. Таким образом, в бою БМП мгновенно превращается в ощетинившийся стволами подвижный блокпост. Комплекс TOW "отрабатывает" танки на удалении до трех километров.

Боевая машина пехоты (БМП) США M2 Bradley

Десантная группа может покинуть "Брэдли" через верхний люк или, что ценно в бою, через заднюю аппарель, прикрываясь от огня противника корпусом машины. Всего таких БМП американцы успели "наштамповать" около семи тысяч штук. Их успешно применяли в Иракской войне и других вооруженных конфликтах.

Боевая машина пехоты (БМП) США M2A2 Bradley

Английский "Воин"

Британская боевая машина пехоты MCV-80 Warrior — настоящий рыцарь в тяжелых доспехах из катаных листов алюминиево-магний-цинкового сплава. Комбинированная защита прикрывает экипаж и десант от крупнокалиберных пулеметных пуль и осколков. Усиленное "брюхо" выдерживает взрыв 10-килограммовой противотанковой мины, на бортах — противокумулятивные экраны. Впрочем, этот массивный обвес не мешает БМП разгоняться до 75 километров в час.

Британская боевая машина пехоты (БМП) "Уорриор"

По аналогии с поздними версиями американских "Брэдли" обитаемые внутренние отсеки "Воина" обтянуты специальным материалом, удерживающим отлетающие при попаданиях осколки брони. Оружием его тоже не обделили: на нем стоят 30-миллиметровая автоматическая пушка L21A1, спаренный пулемет, 94-миллиметровый гранатомет LAW-80. БМП вмещает трех человек экипажа и семерых десантников.

Британская боевая машина пехоты (БМП) "Уорриор"

Для британской армии в общей сложности было выпущено более тысячи "Воинов", многие из них успели поучаствовать в локальных вооруженных конфликтах.  Машина показала себя как исключительно неубиваемая. Известен случай, когда она выдержала попадания полутора десятков противотанковых гранат.

Французский характер

Плавающая "француженка" AMX10P — одна из самых легких БМП в мире. Разработанная в 1970-е машина сварена из листов алюминиевой брони и по компоновке схожа с "Мардером" и советской "двойкой". Листы выдерживают попадание крупнокалиберных пулеметных пуль, но от пушечных бронебойных снарядов и кумулятивных гранат, скорее всего, экипаж не спасут.

Боевая машина пехоты (БМП) Франции AMX-10P

Вынесенная надбашенная установка включает в себя 20-миллиметровую автоматическую пушку М693 и спаренный с ней 7,62-миллиметровый пулемет. Пушка за минуту выпускает 700 осколочных или бронебойных снарядов и эффективна на дальности до полутора километров. Некоторые стоящие на вооружении французской армии БМП оснащаются противотанковыми управляемыми ракетами "Милан". Для подсветки целей в ночное время установлен прожектор.

Интересно, что французы не стали прорезать бойницы в бортах, ограничившись семью перископическими смотровыми блоками. "Сердце" машины — восьмицилиндровый дизель HS-115 — мощностью не отличается и развивает всего 300 лошадиных сил. Однако его хватает, чтобы разогнать 14-тонную машину до 65 километров в час. Боевой опыт БМП АМХ10Р получили в начале 1990-х, во время войны в зоне Персидского залива. Всего их было выпущено около двух тысяч единиц.

Боевая машина пехоты (БМП) Франции AMX-10P

ria.ru

БМП-2 | ВикиВоины | FANDOM powered by Wikia

БМП-2

Классификация:

Боевая машина пехоты

Боевая масса:

14,0 т

Компоновка:

Моторно-трансмиссионное отделение спереди, боевое в центре, десантное сзади

Экипаж:

3 человека

Десант:

7 человек

Производитель:

Годы эксплуатации:

1980 г. - настоящее время

Основные операторы:

Длина корпуса:

6 735 мм

Ширина корпуса:

3 150 мм

Высота:

2 450 мм (по осветителю)2 250 мм (по приборам прицеливания)

Тип брони:

Стальная катаная гомогенная (противопульная, противоосколочная)

Калибр и марка пушки:

30-мм 2А42

Тип пушки:

Нарезная малокалиберная автоматическая пушка

Боекомплект пушки:

500 (бронебойные, осколочно-фугасные)

Другое вооружение:

Тип двигателя:

УТД-20С1

Скорость по шоссе:

65 км/ч

Скорость по пересечённой местности:

40-50 км/ч (по грунтовой дороге)7 км/ч (на плаву)

Тип подвески:

Независимая торсионная с гидравлическими телескопическими амортизаторами двустороннего действия на 1, 2 и 6 узлах подвески

Преодолеваемый брод:

Плавает

Пользователи:

БМП-2 или Объект 675 — советская и российская гусеничная боевая машина пехоты, предназначенная для транспортировки личного состава к переднему краю, повышения его мобильности, вооружённости и защищённости на поле боя в условиях применения ядерного оружия и совместных действий с танками в бою.

Основное отличие от БМП-1 состоит в более крупной башне и оснащении другим комплексом вооружения. Башня вмещает двух человек: командира отделения (справа) и наводчика-оператора. Основное вооружение — автоматическая 30-мм пушка 2А42, изготовляемая на Тульском машиностроительном заводе.

БМП-2 принята на вооружение в 1977 году.

    История создания Править

    Машина была создана в результате модификации БМП-1. Работы в этом направлении велись в КБ Курганского машиностроительного завода с 1974 года под индексами ГБТУ "Объект 675" и "Объект 680". Также вопрос модернизации БМП-1 прорабатывался на Челябинском тракторном заводе с 1972 года под индексом "Объект 769". В 1980 году на вооружение был принят вариант Курганского машиностроительного завода, на котором и было развёрнуто серийное производство БМП-2.

    Описание конструкции Править

    Экипаж машины состоит из трёх человек — механика-водителя, оператора-наводчика и командира. Также в машине перевозится десант из 7 человек, которые могут вести огонь через специальные амбразуры из личного оружия.

    Броневой корпус и башня Править

    Корпус и башня БМП-2 сварены из катаных стальных броневых листов толщиной от 5 до 19 мм. Лоб башни толщиной 23 мм.

    В левой передней части машины располагается отделение управления, в котором находится место механика-водителя с органами управления движением машины, приборами наблюдения и средством связи. За механиком-водителем находится место стрелка, оборудованное амбразурой для стрельбы из личного оружия, а также приборами наблюдения и средствами связи.

    Моторно-трансмиссионное отделение располагается в правой передней части машины, по длине машины совмещено с отделением управления и разделено с ним теплозвукоизоляционной перегородкой. Для доступа к агрегатам МТО в перегородке имеются люки.

    В средней части машины находится боевое отделение, которое занимает башню и подбашенное пространство корпуса. В боевом отделении расположены рабочие места оператора-наводчика и командира, а также основное и вспомогательное вооружение. В подбашенном пространстве находится вращающийся пол, в котором смонтированы коробки с патронами для пулемёта, а также система ленточного питания пушки бронебойно-трассирующими и осколочными выстрелами. В правом борту корпуса находятся три укладки с выстрелами ПТУР, ещё одна находится в подбашенном пространстве.

    В десантном отделении, находящемся в кормовой части машины, находятся 6 рабочих мест для стрелков. Каждое имеет амбразуру для стрельбы из личного оружия. В корме имеются две двери для выхода десанта. В левой двери имеется амбразура для стрельбы из автомата. Также для спешивания десанта при движении на плаву или аварийной эвакуации над сидениями в крыше корпуса имеются два люка. Десантное отделение разделяет средний топливный бак и контейнер электрооборудования, в котором находятся аккумуляторы, отопитель и другие электроагрегаты.

    Вооружение Править

    Основным отличием БМП-2 от БМП-1 является новый комплекс вооружения. Причиной замены являлся опыт использования вооружения БМП-1, которое с трудом справлялось с задачей поражения типичных пехотных целей, особенно с залёгшей или укрытой живой силой противника. Проблемной была борьба с низколетящими воздушными целями, лёгкими БТР, а вследствие низкого могущества боеприпасов, низкой точности и малой дальности пушки 2А28, борьба против танковых целей была не эффективна.

    В качестве основного вооружения БМП-2 используется 30-мм автоматическая пушка 2А42 с боекомплектом в 500 выстрелов. С пушкой спарен 7,62 пулемёт ПКТ, имеющий в боекомплекте 2000 патронов. Кроме того, для борьбы с танками БМП-2 имеет ПТРК 9К111 "Фагот" или 9К111-1 "Конкурс" с 4 выстрелами к нему.

    Также на машине были установлены 6 гранатомётов системы постановки дымовой завесы 902В "Туча" для стрельбы 81-мм дымовыми гранатами.

    Средства наблюдения и связиПравить

    БМП-2 4-й отдельной гвардейской танковой Кантемировской ордена Ленина Краснознамённой бригады.

    Место механика-водителя оснащено приборами наблюдения и аппаратом А-3 танкового переговорного устройства. Находящееся за ним место стрелка оборудовано приборами наблюдения ТНП-165А и ТНПО-170А. Для связи имеется аппарат А-3 ТПУ.

    В ночное время механиком-водителем осуществляется осмотр прибором ТВН-2 (для водителя), который устанавливается непосредственно перед выездом, вместо переднего триплекса. Дальность и углы обзора не большие (при полной темноте) следовательно, что находится по бокам от машины механик-водитель не может видеть, это уже входит в обязанность командира и оператора-наводчика с докладом по внутренней связи. Оборудование идёт в комплекте с техникой, но чаще всего хранится отдельно от машины.

    Рабочие места командира и оператора имеют приборы наблюдения и прицеливания. Место командира оборудовано радиостанцией Р-123М и аппаратом А-1 ТПУ. У оператора имеется аппарат А-2 ТПУ для внутренней связи.

    Рабочие места стрелков в десантном отделении и кормовые двери для спешивания снабжены приборами ТНПО-170А для наблюдения за местностью. Для связи внутренней связи в десантном отделении используются аппараты А-3 и А-4 ТПУ. В правой двери имеется радиостанция Р-126.

    Для прицеливания оператор-наводчик использует комбинированный прицел (в зависимости от модификации либо БПК-1-42, либо БПК-2-42) с 5,6-кратным увеличением днём и 5-кратным ночью. Для работы в активном режиме, на машину установлен осветитель ОУ-5. Кроме прицела, у наводчика имеется 3 перископических прибора ТНПО-170А с электрообогревом, а также 1 прибор заднего наблюдения ТНПТ-1. Для командира машины установлены два прибора ТНПО-170А и один ТНПТ-1, бинокулярный смотровой прибор ТКН-3Б и дневной прицел 1ПЗ-3 для поиска воздушных и наземных целей и наведения на них оружия.

    Двигатель и трансмиссия Править

    В машине имеется два блока. Первый блок силовой и объединяет в себе двигатель, планетарные механизмы поворота и коробку передач. Второй — блок охлаждения и очистки, в нём объединены радиаторы системы охлаждения, смазки двигателя, эжектор, воздухоочиститель и масляная система трансмиссии.

    Двигатель, коробка передач и планетарные механизмы поворота объединены в силовой блок, а радиаторы системы охлаждения, системы смазки двигателя, масляной системы трансмиссии, эжектор и воздухоочиститель — в блок охлаждения и воздухоочистки. Последний крепится к балкам крыши корпуса.

    Двигатель — 6-цилиндровый 4-тактный бескомпрессорный дизель УТД-20С1 жидкостного охлаждения с непосредственным впрыском. Максимальная мощность составляет 210 - 221 кВт. Общая масса сухого двигателя около 700 кг.

    Силовой агрегат находится условно в первом блоке (он же отсек), в самой её передней части машины под "ребристым". В него входят трансмиссия включающаяся в себя коробку передач, узлы рулевого управления, сцепление. Все это в той или иной степени может быть отремонтировано в полевых условиях, так как имеется прямой доступ. Двигатель же находящийся условно во втором блоке (отсеке), справа от механика-водителя полностью закрыт и без специального оборудования доступ к нему практически невозможен. Единственный путь к двигателю преграждается бронированной плитой вместе с эжектором, прямо над ним и без серьёзного подъёмного оборудования не стоит даже и пытаться производить ремонт. Впрочем, конструкторами эта ситуация явно была продумана, если что-то случается с двигателем значит машина не боеспособна и следовательно требует капитального ремонта, а он должным образом может быть проведён только в специализированном месте.

    Через лючки перегородки ремонт двигателя невозможен в принципе, а доступ через их осуществляется только для планового его обслуживания. Но вот особо ими пользуются в холодное время года, когда двигатель уже прогрелся, а температура в салоне ещё не выше чем снаружи, хотя команда "по машинам!" уже поступила. Тут они и спасают, первую порцию тепла получает механик-водитель и сзади за ним сидящий, затем сидящие в башне и уже только потом десантное отделение, с условием, что долго едут и кормовые двери не часто открываются. Следует заметить, в целом это отделение не сильно успевает прогреться, так как лючки закрываются при достижение комфортной температуры для механика-водителя. После этого нагрев происходит за счёт перегородок и нагнетаемого подогретого воздуха в салон.

    Ходовая часть Править

    БМП-2Д в Кубинке.

    В качестве базы используется шасси с шестиопорной ходовой частью, конструкция и характеристики аналогичны БМП-1.

    Несмотря на гусеничный ход машина довольно быстрая и скорость в 65 км/ч по шоссе явно занижена из расчёта на устойчивое управление, а на предельно высокой скорости машина становится просто неуправляемой, гусеничные траки и асфальт в этот момент становятся аналогично конькам и льду.

    По пересечённой местности или грунтовой дороге (если не аналогично асфальтовой) более 40 км/ч невозможно разогнаться, только из-за особенностей конструкции машины, вся тяжесть двигателя и трансмиссии приходится на нос, следовательно на неровностях машина начинает клевать, что само по себе замедляет движение. Езда змейкой, единственный способ не потерять набранную скорость, это когда только одна гусеница попадает в неровность, а другая ещё нет, как бы объезжая её.

    В машинах серии БМП используется уникальное рулевое управление, что-то среднее между рулём в БТР и рычагами в танках, это так называемый "штурвал", состоящий только из двух горизонтальных рукояток. С такой же свободой вращения, что и у руля, это позволяет управлять машиной словно колёсной техникой, с той лишь разницей, что угол отклонения его имеет свои ограничения. При повороте его в сторону, происходит плавно-равномерное перераспределение тяг на гусеницы, именно это позволяет не дёргать машину при повороте, как это обычно происходит с машинами на гусеничном ходу, что в конечном счёте для них, пагубно сказывается на катках и траках. После отпускания его, "штурвал" сам возвращается в исходное состояние. Следовательно, усилие необходимо прикладывать только при повороте, а горизонтальное положение в этот момент показывает, что машина движется по прямой. Благодаря такой конструкции, управление машиной сильно облегчается и такие маневры, как змейка на скорости, получаются более плавными.

    Советские и российские Править

    BVP-2.

    БМП-2 с АГС-17 "Пламя" Править

    Модификация БМП-2, отличается от базовой машины наличием гранатомёта АГС-17 "Пламя". Гранатомёт смонтирован в задней части башни. Наведение осуществляется дистанционно оператором-наводчиком или командиром. Боекомплект находится в коробке с лентой на 250 выстрелов. Производилась небольшой серией.

    БМП-2К Править

    Создана для управления мотострелковыми подразделениями. В машине имеется дополнительная коротковолновая радиостанция, для дальней связи предусмотрена установка мачтовой антенны. Остальные характеристики аналогичны базовой машине.

    БМП-2Д Править

    Разработана в 1981 году специально для боёв в Афганистане. Основные отличия: усилена броня, установлены стальные экраны на корпусе и броневая плита под командиром и механиком-водителем. Из-за чего возросла масса машины, и она утратила возможность плавать. Максимальный преодолеваемый брод составляет 1,2 м.

    БМП-2 с БМ "Бахча-У" Править

    Опытная модификация БМП-2. Разработана в 1999 - 2000 годах. Модернизация сделана с целью повышения боевого могущества БМП-2 до уровня БМП-3. Однако из-за большого объёма возимого оборудования десант сокращён до 5 человек, а из-за возросшей массы утрачена возможность плавать. Фактически машина превратилась в неплавающую БРМ.

    БМП-2М "Бережок" Править

    Российская модификация БМП-2. Установлен дополнительный панорамный прицел. Изменено расположение АГС-17, установлены 4 ПУ ПТУР "Корнет". В 2005 году был заключён контракт с Алжиром на модификацию 300 машин до уровня БМП-2М. Есть контракт с Арменией на модернизацию 50 бмп-2 до уровня бмп 2м "Бережок"

    Зарубежные модификации Править

    • BVP-2 — БМП-2, производившиеся по лицензии в 1984 - 1987 в Чехословакии на заводе "Подполянске строярне" в Детве. Произведено 344 экземпляра.
    • "Sarath" — БМП-2, производившиеся по лицензии в Индии.
    • BMP-2 — модификация БМП-2 для армии Финляндии.
    • БРЭМ-4 — ремонтно-эвакуационная машина.
    • БМО-1 — боевая машина огнемётчиков.

    Современные Править

    Операторы БМП-2. Красным обозначены бывшие операторы.

    Бывшие Править

    • Абхазия — 80 БМП-1 и БМП-2, по состоянию на 2007 год.
    • Азербайджан:
    • Алжир — 304 БМП-2М с 9М133, по состоянию на 2013 год.
    • Ангола — 250 БМП-1/БМП-2, по состоянию на 2013 год.
    • Афганистан — некоторое количество БМП-2, по состоянию на 2010 год.
    • Беларусь — 875 БМП-2, по состоянию на 2013 год.
    • Вьетнам — 300 БМП-1/БМП-2, по состоянию на 2013 год.
    • Грузия — 45 БМП-2 (1 на хранении), по состоянию на 2013 год.
    • Индия — 980 БМП-2 Sarath и 125 БМП-2К, по состоянию на 2013 год.
    • Индонезия — 22 БМП-2, по состоянию на 2013 год.
    • Иордания — 31 БМП-2, по состоянию на 2013 год.
    • Иран — 400 БМП-2, по состоянию на 2013 год.
    • Ирак — некоторое количество БМП-2, по состоянию на 2010 год.

    БМП-2 на параде в Туркмении.

    • Йемен — 100 БМП-2, по состоянию на 2013 год, по другим данным, 188 модернизированных БМП-2 поставлено с консервации из России в 2004 - 2005 годах.
    • Казахстан — 500 БМП-2, по состоянию на 2013 год.
    • Киргизия — 90 БМП-2, по состоянию на 2013 год.
    • Кот-д’Ивуар — 10 БМП-1/БМП-2, оценивающиеся как небоеспособные, по состоянию на 2013 год.
    • Кувейт — 76 БМП-2, по состоянию на 2013 год.
    • Сирия — до 2450 БМП-1/БМП-2/БМП-3, по состоянию на 2013 год.
    • США — 18, в т.ч.
      • 15 единиц БМП-2 поставлены из ФРГ в 1991 году, для обучения солдат армии США.
      • 3 БМП-2К поставлены с Украины в 2011 году.
    • Судан — 75 БМП-1/БМП-2, по состоянию на 2013 год.
    • Сьерра-Леоне — 4 БМП-2 куплено у России в 1992 году.
    • Таджикистан — 15 БМП-2, по состоянию на 2013 год.
    • Того — 20 БМП-2, по состоянию на 2013 год.
    • Туркмения — 930 БМП-1/БМП-2, по состоянию на 2013 год.
    • Уганда — 31 БМП-2, по состоянию на 2013 год.
    • Узбекистан — 270 БМП-2, по состоянию на 2013 год.
    • Украина — 900 БМП-2, по состоянию на 2015 год.
    • Шри-Ланка — 49 БМП-2, по состоянию на 2013 год.
    • Южная Осетия:

    Т-72 и БМП-2 бывшей Восточной Германии.

    Служба и боевое применение Править

    Афганская война (1979—1989) Править

    Широко применялись в войне в Афганистане (1979—1989). Первые машины поступили в 1982 году, был получен положительный опыт применения БМП-2 против живой силы противника.

    Конфликты на постсоветском пространстве Править

    • Война в Нагорном Карабахе.
    • Война в Абхазии (1992—1993).
    • Гражданская война в Таджикистане.
    • Разгон Верховного Совета России — использовались в 1993 году во время октябрьского путча. Вели стрельбу очередями по окнам Белого дома.
    • Первая чеченская война — основные потери российской бронетехники пришлись на боевые машины пехоты. В ходе штурма Грозного, известен бой, в котором разведрота из трёх российских БМП-2 заняла рубежи на реке Нефтянке. В ходе боя разведрота уничтожила один дудаевский танк (двумя ПТУР), один БТР, два грузовика и несколько огневых точек. Разведчики потеряли одного человека раненым миномётным огнём.
    • Вторая чеченская война.
    • Вооружённый конфликт в Южной Осетии (2008) — использовались обеими сторонами. Потеряно 3 российских и 5 грузинских БМП-2.
    • Вооружённый конфликт на востоке Украины.

    Ближний Восток и Африка Править

    Чеченский боевик возле подбитой у Рескома БМП-2 № 684, на башне погибший НШ 2 мсб 81 гв. Грозный, январь 1995 года.

    • Война в Персидском заливе — применялись иракскими войсками во время нападения на Кувейт и при обороне против американской армии.
    • Эфиопо-эритрейский конфликт
    • Война в Анголе
    • Иракская война — применялись армией Ирака. По информации российского автора Сергея Суворова, были зафиксированы случаи уничтожения танков M1A2 23-й механизированной дивизии США (по другим данным, среди участвовавших во вторжении американских войск отсутствовала дивизия с таким номером). Причиной являлся пожар в моторно-трансмиссионном отделении, возникавший при попадании очереди бронебойно-трассирующих снарядов из пушки 2А42 в кормовую броню танка. Согласно американским данным, три танка "Абрамс" Армии США были поражены огнём 30-мм пушек БМП-2 без какого-либо существенного ущерба.
    • Гражданская война и Политический кризис (2010—2011) в Кот-д’Ивуаре
    • Гражданская война в Сирии
    • Гражданская война в Йемене (2014 - н.в.)

    ru.warriors.wikia.com

    обзор и характеристики (фото, видео)

     Эксперт журнала «За рулем» Вадим Крючков отправился на Курганмашзавод, чтобы собственноручно вцепиться за штурвал бронемашины БМП-3, пережившей очередное обновление. А заодно ответить на три распространенных вопроса от гражданских, касающихся такого типа техники.

    БМП-3

    Комплекс вооружения БМП-3 установлен в конической двухместной башне. Две пушки и пулемет – мощный набор для машин данного класса.

    ВЗЯТЬ ЗА РОГА

    Низкорослый механик-водитель осмотрел меня придирчивым взглядом и исчез в башне БМП-3. Через несколько секунд пушка БМП-3 двинулась и поползла вверх. Спасибо, друг! Я тут раскорячился в интересной позе на броне, пытаясь забраться в водительский люк, – и, не приподнимись пушка, нипочем не оказался бы за штурвалом БМП‑3 штатным путем.

    Думаете, и там, в недрах боевой машины БМП-3, теснота? Отнюдь! Продольной регулировки сиденья хватило с запасом даже под мой рост (189 см), а его ход вверх-вниз и вовсе оказался сказочным. Нажимаешь рычажок – и как на лифте едешь мимо приборов наблюдения в открытый люк вместе с креслом: когда голова торчит наружу, обзорность отменная!

    Сцепления в БМП-3 нет. Педаль газа на привычном месте, педаль тормоза тоже. А вот ручник своеобразный: основательный рычаг блокирует педаль тормоза в нажатом состоянии. До гениальности просто и по-армейски надежно. Прямо по курсу – приборы и селектор коробки передач (четыре позиции – вперед, две – назад). А рулить БМП-3 я буду вот этим, почти игрушечным штурвалом: два маленьких рожка торчат в стороны из небольшой ступицы. На ступице есть две кнопки, но к вождению они отношения не имеют – это управление правым и левым курсовыми пулеметами.

    БМП-3

    Механик-водитель поднимает вверх палец. Ага, понял: включаю первую передачу. Легкий тычок в спину – включилась! Дергаю рычаг ручника, отпускаю тормоз и добавляю газ.

    БМП-3, ревя 26‑литровым мотором и лязгая гусеницами, рвет с места. В поле зрения возникают уже два пальца – переключаюсь на вторую. Восемнадцатитонная махина на удивление легко набирает ход. Третья – и газу!

    Впереди поворот. Наклоняю рога штурвала – БМП-3 послушно пишет вираж. Пытаюсь держать ровный газ, но механик дает понять: можно не стесняться. И я добавляю. Черт возьми, как легко гусеничная боевая машина БМП-3 управляется на гравийной дороге! Не сложнее, чем легковушка на асфальте. Четвертая передача – и набегающий ветер выдувает из глаз слезы. Похоже, скорость уже за 60 км/ч.

    Вот конец ходового участка, пора поворачивать на лесную дорожку. Однако для начала надо притормозить. Пытаюсь перенести ногу с одной педали на другую, но мой инструктор показывает три пальца. Перемещаю селектор на одно деление: полуавтоматическая коробка передач переходит на ступень ниже, БМП-3 послушно тормозит двигателем. Вторая, первая – и поворот. Тормоза не понадобились. Продольные волны и глубокие колеи лесной дороги. Сознание протестует: здесь нельзя ехать быстро! Но команды инструктора разгоняют меня до третьей передачи. Внутри всё сжимается: сейчас как долбанемся брюхом о жесткий ухаб – и отвечай потом за дорогостоящую технику.

    И что? А ничего! Качает словно в лодочке, и только. То, что для обычного автомобилиста является сверхпроходимостью, для экипажа боевой машины – повседневная езда. Впечатление такое, что для БМП-3 непролазных мест вообще не существует.

    БМП-3

    В корме БМП-3 над двигателем расположены двери десантного отделения и откидные ступени.

    Выбираемся на земную твердь. Останавливаю машину БМП-3 уже тормозами и ставлю на ручник. Вылезать нет желания – хочется еще! Не успел я в полной мере насладиться динамикой, скоростью и фантастической проходимостью боевой машины пехоты БМП-3. И кто бы мог подумать, что «броня» может быть настолько подвижной и маневренной!

    КОМПОНОВОЧНЫЙ ШЕДЕВР

    Десятицилиндровый атмосферный V‑образный дизель с непосредственным впрыском топлива БМП-3 выдает полтысячи лошадиных сил. Система смазки – с сухим картером. Коленчатый вал – с коренными роликовыми подшипниками. А ведь речь не о болиде с 24‑часовой гонки в Ле-Мане! Это двигатель УТД‑29 производства Барнаултрансмаша – спроектированный еще во времена СССР.

    Благодаря углу развала цилиндров в 144 градуса (еще не оппозитник, но близко) 26‑литровый двигатель БМП-3 получился настолько компактным, что его удалось разместить поперечно в кормовой части БМП. А проход для десанта сделан над ним. До этого и у нас, и за рубежом господствовала компоновка боевых машин пехоты с передним расположением моторнотрансмиссионного отделения.

    БМП-3

    Десант высаживается по крыше моторно-трансмиссионного отделения БМП-3 при открытых дверях кормы и прямоугольных крышках люков

    Танковая схема БМП‑3 с погоном под большую башню дала множество преимуществ. В том числе выгодную развесовку, простор для размещения экипажа и вооружения. В башне расположен пулемет, а также жестко связанные друг с другом 100‑миллиметровое орудие – пусковая установка и 30‑миллиметровая автоматическая пушка. Для справки: зарубежные аналоги оснащены только пушками калибра 25–40 мм.

    Боекомплект БМП‑3 для главного калибра сопоставим с танковым: 40 выстрелов и восемь управляемых ракет. А еще есть 500 выстрелов к автоматической пушке и 6000 патронов к трем пулеметам (помимо башенного установлены два ПКТ – в углах передней части корпуса). Мало того, в машине возят ручные гранатометы и переносные зенитно-ракетные комплексы.

    По части маневренности и боевой мощи – ураган! А что с защитой? Корпус БМП‑3 сделан из алюминиевой брони. Он защищает от пуль и осколков со всех сторон, противостоит бронебойным снарядам 30‑миллиметровой пушки, выпущенным в лоб.

    БМП-3

    Штурвал управления и рычаг автоматической коробки передач БМП-3. Почему надписи на английском? Машину поставляли на экспорт.

    Попробовал я посидеть на всех имеющихся в БМП‑3 местах. Спереди, на креслах механика-водителя и двух стрелков‑пулеметчиков, действительно просторно, но в забитой вооружением башне тесно. Причем со стороны командира экипажа еще терпимо, да и люк у него большой. А вот наводчик-оператор зажат со всех сторон, вдобавок люк у него самый маленький. Людям рослым и плотным здесь придется нелегко.

    Конечно, простор и комфорт применительно к бронированной десятиместной машине – понятия относительные. В кормовой части, на пяти сиденьях для десанта, вполне приемлемо, ехать можно. Но здесь другая специфика. К реву двигателя еще привыкнешь, а вот резкие клевки корпуса перенесут не все. При разгоне и торможении машина на мягкой подвеске склонна к продольной раскачке. Нетренированный вестибулярный аппарат начинает протестовать: попросту говоря, укачивает. Впереди и в башне у меня подобных ощущений практически не возникало.

    А еще с непривычки все время цепляешься за оборудование карманами, капюшоном и шнурами-утяжками осенней куртки. В тонкой летней одежде будет проще. Но очевидно, что посадка-высадка в БМП экипажа и бойцов в полной экипировке – процесс, требующий тренировок. Я и представить не могу, как десять членов экипажа делают это за пятнадцать секунд!

    БМП-3

    Рабочие места водителя и правого стрелка-пулеметчика. В передней части машины достаточно просторно.

    ОТ ПАНЦИРЯ ДО ВЕНЫ

    Боевой машиной пехоты нестандартной компоновки с мощным вооружением мы в начале 1990‑х поразили мир. Отечественная разработка превосходила аналогичную технику вероятного противника.

    БМП‑3 неоднократно модернизировалась. Появился турбодизель мощностью 650 л.с. Эффективность вооружения повысил новый модуль «Бахча-У» с современной автоматизированной системой управления огнем. Защиту усилили дополнительные броневые экраны и комплекс активной защиты «Арена-Э». Он способен обнаруживать и сбивать подлетающие противотанковые заряды в автоматическом режиме! На базе БМП‑3 создано множество других образцов вооружения. Наиболее известные – самоходная артиллерийская установка «Вена», противотанковые ракетные комплексы «Корнет-Т» и «Хризантема-С», зенитный ракетно-пушечный комплекс «Панцирь-С1», боевая разведывательная машина БРМ‑3 К «Рысь», ремонтно-эвакуационная машина «БРЭМ-Л Беглянка».

    БМП-3

    Кресло наводчика-оператора. Под ним, в нижней части боевого модуля, расположен конвейер механизма заряжания.

    Судьба БМП‑3 столь же нестандартна, как и ее компоновка. Машина (особенно свежие модификации последних лет) до сих пор остается лидером среди себе подобных и стоит на вооружении нашей армии, но по ряду причин в Вооруженных Силах РФ она далеко не самая массовая. Зато стала бестселлером экспортной программы легкой гусеничной бронетехники. Российской машиной вооружены войска ОАЭ, Кувейта, Венесуэлы, Южной Кореи, Алжира, Индонезии, Шри-Ланки, Саудовской Аравии, и это не полный список. В Объединенных Арабских Эмиратах она выиграла конкурсные испытания у американской БМП Bradley и английской Warrior. В результате по контракту только в ОАЭ поставили больше 600 российских машин! А китайские товарищи купили лицензию на боевое отделение, и сейчас в Поднебесной несут службу дальние родственницы нашей БМП‑3 под обозначением ZBD‑97. Признание? Безусловно!

    Надеюсь, любому россиянину приятно сознавать, что мы не только импортируем западные автомобили, а еще и экспортируем свои машины. Пусть боевые, но полностью спроектированные и произведенные в России.

    ТРИ ВОПРОСА ОТ ГРАЖДАНСКИХ

    – Почему похожую на танк гусеничную БМП называют боевой машиной?

    – Армейский термин «боевая машина» объединяет всю колесную или гусеничную самоходную технику, предназначенную для ведения боя: танки, бронеавтомобили, самоходные орудия, реактивные артиллерийские установки, зенитно-ракетные комплексы. К ним относятся и бронированные транспортные средства мотострелковых подразделений: бронетранспортеры и, конечно, боевые машины пехоты (БМП).

    – Можно ли на БМП‑3 ездить по асфальту?

    – Гусеничная техника предназначена, прежде всего, для передвижения по грунту. Эксплуатация на асфальтовых дорогах допускается, но при этом уменьшается ресурс гусениц. На дальние расстояния подобные машины возят по железной дороге. Кстати, БМП‑3 хорошо приспособлена к такой транспортировке: крепить ее к железнодорожной платформе удобно и недолго.

    – БМП‑3 – плавающая машина. Как форсируют водные преграды – с ходу? Или требуется предварительная подготовка?

    – Можно сказать так: в воду – без подготовки. Волноотбойный щиток и воздушная труба двигателя приводятся в рабочее положение почти мгновенно. Скорость до 10 км/ч обеспечивают два водометных движителя шнекового типа. Управление курсом – с помощью заслонок водометов. Можно двигаться и за счет вращения гусениц, верхние ветви которых прикрыты гидродинамическими кожухами.

    obzorovnet.ru

    2 - описание, характеристики, конструкция, история создания

    БМП-2 – это советская боевая машина пехоты, появившаяся в ходе модификации БМП-1, которая перестала удовлетворять армию боевыми характеристиками. Разработка Объект 675 началась в конструкторском бюро Курганского машиностроительного завода в 1974 году, а в апреле 1980 года появился приказ срочно приступить к серийному производству и начать поставки в Афганистан в этом же месяце новой машины.

    Интересно, что Объект 675 принят на вооружение и получил обозначение БМП-2 в октябре, в то время, когда уже несколько месяцев принимал участие в боевых действиях в Афганистане. Эта спешка во многом случилась из-за генерала Зайцева, который был уверен в необходимости новой техники.

    Устройство

    БМП-2 довольно похожа на предшественницу, действительно сильно отличаются башня и комплекс вооружения. Машина предназначена для экипажа из 3 человек и 7 десантников.

    Корпус защищён лишь от пуль и осколков, толщина брони достигает 19 мм. Механик-водитель расположен в передней части, слева от МТО за теплозвукоизоляционной перегородкой. Дальше расположен стрелок, имеющий в своём распоряжении амбразуру, приборы наблюдения и средства связи.

    Боевое отделение под башней размещает в себе систему питания пушки, боеукладки ПТУР и патронов для пулемёта.

    Десантное отделение в корме оборудовано 6 местами с амбразурами для десанта и две двери для погрузки. В случае экстренной ситуации люди могут воспользоваться 2 люками в крыше корпуса. Посередине отделения установлен топливный бак и электрооборудование.

    Новая конусообразная башня защищена сильнее, толщина лобовой брони достигает 23 мм. Внутри располагаются командир и оператор-наводчик БМП-2.

    Экипаж защищён от различных внешних угроз вроде радиоактивной пыли подбоем и автоматической системой герметизации обитаемых отделений, в которые поступает лишь очищенный воздух. Также имеется автоматическая система пожаротушения и термодымовая аппаратура, позволяющая ставить дымовую завесу.

    Вооружение

    Пушка БМП-2 – это стабилизированная 30 мм 2А42 со спаренным 7.62 мм пулемёт ПКТ. Может показаться странным уменьшение калибра, однако есть причины. Прежнее орудие калибром 73 мм не было способно уничтожать танки, из-за чего приходилось использовать ПТУР, при этом слабо справлялось с поражением пехоты, легкобронированных машин и медленных воздушных целей из-за низкой точности и дальности стрельбы.

    30 мм пушка на испытаниях показала себя с хорошей стороны, уничтожив всё навесное оборудование и повредив броню обстреливаемого танка, при этом обладая хорошими точностью и скорострельностью. Скорострельность более 550 выстр/мин, дальность стрельбы 2000 метров бронебойными снарядами и 4000 метров осколочно-фугасно-зажигательными. Боекомплект состоит из 500 снарядов калибра 30 мм и 2000 7.62 мм.

    Как и предшественница, БМП-2 имеет на крыше башни ПТРК Конкурс или Фагот в зависимости от модификации с 4 ракетами. Для защиты установлено 6 дымовых гранатомётов 902В «Туча».

    Благодаря такой комбинации вооружения, боевая машина пехоты способна вести огонь по живой силе противника, различным машинам, танкам и вертолётам.

    Подвижность

    Максимальную скорость в 65 км/час обеспечивает дизельный двигатель УТД-20С1 мощностью 300 л.с. и жидкостным охлаждением. Он находится вместе с трансмиссией БМП-2 спереди, справа от механика-водителя за бронированной плитой, которая делает практически невозможным ремонт и обслуживание в полевых условиях. Зато коробка передач вместе с рулевым управлением и сцеплением находятся рядом и легкодоступны.

    Ходовая часть идентична ходовой части БМП-1 и имеет шесть опорных катков. Из-за переднемоторной компоновки БМП-2 имеет отвратительную управляемость на больших скоростях и сильно клюёт носом на бездорожье, из-за чего неопытные водители пробивают амортизаторы и ломают торсионы. Приятной особенностью является рулевое управление, представляющее собой своеобразный штурвал и позволяет плавно менять тягу при поворотах.

    Боевое применение

    Впервые БМП-2 в бою оказалась в 1982 году и показали преимущество своей 30 мм пушки. Большие углы вертикальной наводки позволили бороться с врагом, занимающим господствующие высоты, а стрельба очередью – успешно уничтожать пехоту.

    Позже машина приняла участие в войне в Персидском заливе, встретив американские M2 Bradley и Абрамс. Потери были с обеих сторон, но известно о нескольких случаях поражения танков в кормовое отделение с последующим пожаром.

    Чеченская война обернулась большими потерями российских военных, в том числе и экипажей БМП-2, впрочем, винить в этом технику не стоит.

    Дальше была Иракская война, Южная Осетия, Сирия и Украина.

    Модификации

    БМП-2Д появилась сразу после начала боевых действий в Афганистане, получив стальные экраны на бортах и дополнительную бронеплиту на днище корпуса.

    БМП-2К – командирская версия, оборудованная дополнительными средствами связи и местами внутри со столиками и подсветкой для штабистов. Визуально определяется по второй антенне.

    БМП-2 с АГС-17 Пламя – небольшая серия машин с гранатомётом в задней части башни с дистанционным управлением.

    БМП-2 с БМ Бахча-У – опытная машина, получившая боевой модуль Бахча-У со спаренными 100 мм орудием, способным запускать управляемые ракеты, 30 мм автоматической пушкой и 7,62 мм пулемётом. Удалось значительно повысить огневую мощь, но десант сократился до 5 человек, а сама машина перестала плавать.

    БМП-2М Бережок – модификация, используемая в Алжире и отличающаяся ещё одним панорамным прицелом и 4 пусковыми установками ПТУР Корнет.

    Эпилог

    БМП-2 находится на вооружении огромного количества стран и за годы своей службы поучаствовала во многих вооружённых конфликтах. Несмотря на некоторые ярко выраженные недостатки, машина пользуется популярностью у зарубежных заказчиков, а в отечественных войсках будет использоваться вместе с более новыми БМП-3, Курганец-25 и Т-15.

    tanksdb.ru

    Тест-драйв БМП | Журнал Популярная Механика

    Модель трудно назвать новинкой: она была поставлена на производство «Курганмашзаводом» еще в 1987 году и не раз успешно участвовала в международных тендерах. Для тест-драйва нам предоставили БМП-3 — машину особенно знаменитую: она принимала участие в парадах и демонстрациях перед специалистами и публикой.

    Несмотря на многолетние успехи на рынке, машина остается уникальной в своем классе: отталкиваясь от предыдущего хита БМП-2, разработчики в корне изменили компоновку. V-образный 10-цилиндровый двигатель размещен на танковый манер, над задней осью. Это позволило добиться лучшей балансировки и обзора для водителя и обеспечить дополнительную защиту десанту.

    В непосредственной близости БМП выглядит выше и массивнее из-за дерзко вздернутого носа и высокого клиренса, визуально сбалансированного расширяющимися к задней части линиями бортов. Выступающая над крышей низкопрофильная башня создает ощущение мощи. Способная к развороту на все 360 градусов, она несет жестко связанные в единой маске 100-мм орудие, 30-мм автоматическую пушку и спаренный с ними пулемет калибра 7,62-мм, а по бокам — два трехствольных гранатомета системы постановки дымовой завесы «Туча».

    В армии БМП-3 стоит на вооружении России, ОАЭ, Кувейта, Саудовской Аравии, Южной Кореи и других стран. Для тех, кто ценит особый комфорт при выполнении поставленных задач, поставляются версии: командирская (БМП-3К), ремонтно-эвакуационная (БРЭМ-Л «Беглянка»), разведывательная (БРМ-3К «Рысь») и другие.

    Таким вооружением не может похвастаться ни одна из машин этого класса: стабилизированное в двух плоскостях 100-мм орудие способно потягаться и с броней серьезного танка. «А завесой мы можем накрыть пространство длиной в 100 м, — добавляет механик-водитель БМП-3, заместитель командира мотострелковой роты гвардии старший лейтенант Петр Галабурда, — фактически весь взвод из трех машин». Лобовая сторона башни усилена накладной броней, которая, впрочем, нисколько не портит обводов верхней части корпуса.

    Об аэродинамике разработчики заботились в последнюю очередь: 500 л.с. «под капотом» и без того позволяют 19-тонной машине развивать около 90 км/ч на шоссе и до 10 км/ч на плаву. Двигатель может работать и на бензине, и на керосине, хотя штатно используется дизельное топливо. Он не блещет экономичностью и потребляет около 100 л на 100 км пробега, однако 600-литрового бака хватит на то, чтобы съездить на работу, на дачу и вернуться обратно без дозаправки.

    «Чтобы даже на базовом уровне управлять танком, надо учиться довольно долго, — не скрывает гордости Петр Галабурда. — Но вот, поверьте, БМП-3 вы освоите за пару минут». В самом деле, полуавтоматическая гидромеханическая трансмиссия (на четыре передние и две задние скорости) позволяет не отвлекаться на переключение передач и сконцентрироваться на управлении с помощью штурвала мотоциклетного типа. На нем же, кстати, расположена и кнопка, позволяющая моментально перейти к маневренному развороту на месте.

    Первое, что обращает на себя внимание, — фантастическая приемистость машины. Данные о разгоне с места нам получить не удалось, но ощущения тут вряд ли обманывают: одно нажатие на педаль — и вся бронированная масса срывается с места, как готовый к броску зверь. «Было дело, мы соревновались на ровной площадке, на спринтерской дистанции, — наша БМП-3 против Т-72 и БТР, — вспоминает старший лейтенант. — Мы пришли первыми, оторвались на несколько корпусов». В самом деле, двигатель БТР не отличается такой оборотистостью, и хотя транспортер может набирать большую скорость, стартует он не так резво, как БМП-3.

    Секретный «пенопласт» Топливный бак переместился под передний «капот», но безопасностью жертвовать не пришлось: секретный пористый материал, заполняющий бак изнутри, исключает детонацию топлива даже при прямом попадании. «В инструкциях он фигурирует просто как «уплотнитель», — разводит руками старший лейтенант Петр Галабурда. — На ощупь что-то похожее на пенопласт».

    Проходимость гусеничной машины выше всяких похвал. Согласно спецификации, БМП способна преодолевать ров глубиной до 2,2 м и подъем до 30 градусов, брать стенки почти метровой высоты. «Натяжение гусениц контролируется отдельно, и, если надо, механик-водитель может подтянуть их, не выбираясь наружу, — рассказывает Петр Галабурда. — Показания многих датчиков, от температуры двигателя до уровня масла, сводятся к единой лампочке «Авария»: она сразу подскажет, если что-то случилось, можно остановиться и посмотреть».

    Внутренняя отделка премиальностью не отличается, да и тишины пассажирам ждать не стоит. С особым грохотом работает автомат заряжания, расположенный во вращающейся вместе с башней части по центру. При необходимости стрельба из основной 100-миллиметровой пушки может вестись и противотанковыми ракетами с лазерным управлением, но заряжать ее придется вручную.

    Штатное место механика-водителя расположено в передней части, по бокам от него — места пулеметчиков, которые могут вести огонь из двух курсовых пулеметов. В башне располагаются кресла наводчика-оператора и командира экипажа, еще пять человек десанта располагаются в задней части салона. Обзор пассажиров сильно ограничен, что при движении и дикой тряске создает заметные неудобства и требует привычки к головокружению. В мороз можно воспользоваться печкой, а экспортные версии, поставляющиеся в арабские страны, оснащены кондиционерами. Впрочем, перспективная гусеничная платформа «Курганец-25», которую не так давно представили разработчики «Курганмашзавода», должна стать намного комфортнее. «Вот это машина завтрашнего дня, — рассказывает Петр Галабурда, которому довелось управлять «Курганцем» на параде Победы. — Все цифровое, куча сенсорных экранов, да и комфорт на новом уровне». Осталось дождаться нового тест-драйва.

    Статья «500 рабочих лошадей» опубликована в журнале «Популярная механика» (№2, Февраль 2016).

    www.popmech.ru


    Смотрите также