3А рулем


Читателям журнала "3а рулем" - Май 1972 года

38

Мы печатаем отрывки из книги мемуаров известного немецкого автогонщика и общественного деятеля Манфреда фон Браухича. Полный перевод книги — ее название «Без борьбы нет победы» — готовится в московском издательстве «Прогресс».Читателям журнала ,,3а рулем"Я буду счастлив, если вам понравится победы", название ноторой относится не надо всегда помнить в нашей совместной прогресс и социализм. С этим чувством я телей журнала ,,3а рулем". президент моя книга „Без борьбы нет тольно н спорту. Эти слова политичвснои борьбе за мир, сердечно приветствую читаМанфред фон Браухич, олимпийской идее в ГДРОбщества содействияПи з ГЛАВЫ V.У Ж ЕСЛИ НЕ ПОВЕЗЛОеред началом официальной тренировки на Нюрбургринге к «Большому призу Германии», розыгр ыш которого был назначен на 15 июля 1934 года, я на особой тренировочной машине много раз «прокрутился> по трассе, проверяя небольшие усовершенствования двигателя и шасси. Еще утром мне посчастливилось показать прямо-таки сказочное время, а после обеда даже улучшить его. И уже на закате, на заключительном круге стряслась беда: на участке близ Хатценбаха, где шоссе выходит из леса, изгибаясь влево, и дальше устремляется круто вверх, я был ослеплен лучами заходящего солнца. Непроизвольно я дернул руль, тут же заметил свою ошибку, мгновенно скорректировал ее — но поздно! Сутки я провел без сознания, потом очнулся. Где я, что со мной произошло? Неуверенной памятью я мысленно пытался воспроизвести случившееся. Вспоминая, я , видимо, невольно шевельнулся. Медицинская сестра, дежурившая около меня, сейчас же встала и осторожно прикоснулась ладонью к неперевязанной части моей головы. — Ну вот, вы ив порядке, — радостно сказала она. Нажав на кнопку звонка, она сообщила о моем пробуждении кому-то еще. Вскоре появился главный врач со своей свитой. В первые дни я страдал от сильных болей. Но множество знаков сочувствия и симпатии, зачастую исходивших от совершенно незнакомых людей, облегчили мне этот тяжелый период. Почта доставляла мне целые ворохи писем, многие от детей и подростков. Они от всего сердца желали мне скорейшего выздоровления. .Все аго придавало мне сил и бодрости, укрепляло мысль, владевшую мною днем и ночью: поскорее поправиться и вернуться к любимому делу. Однажды я уже доказал свою живучесть и волю, способную, к ак говорят, горы своротить: в 1931 году, во время горных гонок, на участке, покрытом щебенкой, зад моего тяжелого ССК* внезапно скользнул вбок, налетел на кучу камней, и машина перевернулась колесами кверху скорее, чем я успел испугаться. Я повис на привязных ремнях головой вниз, и вместе с машиной меня протащило еще несколько метров вдоль кювета. И вот я опять лежал в гипсе и не знал, смогу ли после поправки снова как ни в чем не бывало сесть за руль. Надо было привести в порядок мысли, ясно обдумать свое положение. В одном я ни минуты не сомневался: узнав про мою аварию, мои соперники втихомолку радовались. Они просто радовались тому, что на трассе стало одним конкурентом меньше. А если, мол, его долбануло так, что он уже вообще не сможет соперничать с нами, что ж, тем лучше. Именно так они и рассуждали. «Они» — это по сути все скоростники. • ССК — «Супер-спорт-компрессор», мощная гоночная модель фирмы «Мерседес-Бенц».Да, таковы были нравы. Впрочем, я и сам, честно говоря, не рассуждал бы иначе. Конечно, такая позиция может показаться бессердечной и даже крайне жестокой человеку, который каждое утро идет на службу, проводит там полжизни рядом с каким-нибудь коллегой, о котором знает все, с которым делит радость и горе, и лишь редко желает ему зла. Однако все это объясняется отнюдь не каким-то особенным характером автогонщиков, а единственно обстановкой и условиями их тяжелого и опасного труда. Но так я говорю сегодня. Тогда же я не понимал этого даже в отдаленной степени. Тогда я хотел побеждать, как и всякий другой. А ради победы на карту ставилось очень много, порой сама жизнь. Разумеется, никто никому не желал смерти. Но если соперник попадет в больницу и задержится в ней подольше — очень приятно! Тут и совесть твоя чиста и больше надежд на исполнение твоих честолюбивых замыслов. Многие знаменитые автогонщики прошли через это испытание задолго до меня. И каждому из них пришлось показать, из какого он теста сделан. Больше всего мучала неизвестность: сяду ли я вновь за руль или должен буду навсегда оставить свой спорт? Но я был тверд, и ничто не могло умалить мое горячее стремление в кратчайший срок вернуться в строй. Ясно было и другое: авария обязывала меня с первых же пробных заездов показывать хорошее время и тем самым доказать, что я преодолел последствия моих увечий. Горе тому, кому это не удается сразу! Такому немедленно выносится приговор: «Конец! Больше он ездить не может!» И тогда резко сузится круг твоих «друзей», думал я. Уже никто не захочет вспоминать дни твоих больших успехов, твоей славы и почета. Потонешь, точно камень, брошенный в болото. Всплывут на поверхность и лопнут несколько пузырей — и все! И от былого твоего «величия» не останется ничего. ИЗ ГЛАВЫ VI .Ж изньу Манфреда фон Браухича сложилась трудной , полной драматическихиспытаний , больших удач игорестных срывов. Выходец из родовитой семьи прусских военных, он сдетских лет испытал на себе влияние чопорной аристок ратической среды, п ропитанной духом милитаризма , самовлюбленности. Все это оказалось ему не по нраву. Решительно отказавшись от традиционной для его круга военной карьеры , молодой Манфред увлекся автомобильным спортомивкороткийсрок выдвинулся в число лучш ихавтогонщиков Европы тридцатых годов. Судьба сталкивает Манфреда фон Брау хичасглавными заправилами нацизма, чье духовное убожество и подлость отк рываются ему с первых же встреч. Но подлинное политическое прозрение при ­ ходит не сразу. Л ишь после войны , совершив поездку вГерманскую Демократ ическуюРеспублику , фон Браухичначи ­ нает глубоко задумываться над дальнейшей судьбой своей родины , постигает огромные преимущества , б езграничные возм ожностиличногои общественного разв ития , к оторые дает немецкому народу социалистическийстрой . Воэвратясь в ФРГ, фон Браухич учреждает комитет содействия спортивным связям между обеими Германиями. На знаменитого авт огонщика сразу же обрушивается гнев аденауэровских властей, к оторые дважды подвергают его тяжеломутюремному заключению. Чистая совесть и разум побуждают фон Браухичапойти на шаг , п олностью измен яющий его жизнь . Он бежитв ГДР, где его ждетдружественныйприем . Обретя в социалистической Германии новую, вдвойне любимуюродину , Манфред фон Браухичпринимает ответственный пост президента Общества содействия олимп ийской идее в ГДР, отдает весь свой богатый жизненный и спортивный опыт великому делу созидания счастливой жизнинемецкого народа.СНОВА НА ТРАССЕ...Я почти физически ощущал быстрый темп моего выздоровления, и, когда однажды жарким августовским утром почтальон, к ак обычно, принес мне почту, я не .подозревал, что моя безмятежная и приятная жизнь подошла к концу. Руководство отдела гоночных автомобилей фирмы «Даймлер-Бенц» в коротком и вежливом послании осведомлялось, достаточно ли я здоров, чтобы через две недели принять в Берне старт на «Большой приз Швейцарии». Примечание гласило: «Просим дать телеграфный ответ». Гонки в Бремгартенском лесу под Берном оказались для меня трудным испытанием. Правда, на тренировках я показывал требуемое время, но уже после нескольких кругов я выдохся. Обливаясь потом, я с трудом, при поддержке механиков поднялся с сиденья и выбрался из машины. В день гонки испортилась погода. Шел проливной дождь, а я никогда не был особенным любителем мокрого асфальта. К тому же на этой сравнительно ровной трассе длиной всего 7,2 километра было несколько довольно каверзных поворотов. Несмотря на физическое недомогание,я все-таки держался в группе ведущих. Правда, на тридцать шестом из пятидесяти обязательных кругов я выбыл из-за неисправности в радиаторе. Но я доказал своей фирме и .себе самому, что мои нервы в порядке ия полностью оправился от последствий аварии. Письменное приглашение дирекции прибыть в Штутгарт для подписания нового контракта было для меня бальзамом на раны, утешением за двухмесячное лечение. После ставшего уже непривычным напряжения на гонках под Берном здоровье мое опять ухудшилось, что помешало мне участвовать в соревновании на «Большой приз Монцы» в Италии. Когда, прибыв на место, я поднимался по лестнице заводоуправления, где меня ожидал технический директор Ганс Зайлер, я волновался больше, чем волнуется ребенок за пять минут до раздачи рождественских подарков. Для храбрости я прихватил с собой брата — ведь речь шла об определении моих доходов на целый год. Я себя, конечно, не чувствовал в роли просителя, но прежней самоуверенности как не бывало. Правда, ранее я неплохо показал себя и одержал знаменательную победу. Но потом я попал в аварию, и тут всегда получается одно и то же: проходит немного времени, и уже никому нет дела до ее причин. Остается голый факт: ты разбил дорогой автомобиль и сам вышел из строя. Поэтому яи не удивился, когда в самом начале разговора технический директор недвусмысленно указал на это черное пятно, подпортившее мою репутацию. Сделал он это. разумеется, только ради того, чтобы заранее поколебать мои финансовые претензии и настроить меня на самые скромные требования. Моя звезда на небосклоне автоспорта потускнела и уже не ослепляла нашего собеседника. Он настаивал на необходимости «экономить капиталовложения фирмы» и предложил мне довольствоваться только призовыми деньгами, да и38

www.zr.ru

Рейд "3а рулем" - Март 1979 года

26

27

Рейд ,,3а рулем4А «ВАСЬКА»наподобие этакого детины, обросшего щетиной, с отмычками в руках, как любят изображать преступников карикатуристы, трудно. Да и причины, по которым люди, не задумываясь, подносили стакан или хрустальную рюмку ко рту, прежде чем сесть за руль автомобиля, признаться, нас занимали не в первую очередь. Больше волновал другой вопрос: почему они не побоялись появиться в таком состоянии на дороге, на что надеялись? Предположить, что кто-то не знает закона, невозможно. В чем же дело? Трудно даже представить себе, чтобы во время ночных авиаполетов диспетчерские и другие службы наблюдения за безопасностью воздушных рейсов не работали. Поверите ли вы в то, что на железной дороге ночью трудятся одни машинисты? Однако дорожно-патрульная служба с 24.00 до 8 часов утра несет свою вахту практически только на стационарных постах ГАИ. Есть, правда, передвижные милицейские группы других служб, но на ночной дороге все-таки не хватает инспектора ГАИ. Мы не случайно ввели в анкете графу «Время задержания». При подготовке этого материала дежурили на дорогах и днем, и вечером, и ночью. Днем — полный порядок. Бывало, весь день простоишь на тракте, а возвращаешься домой — ни одна анкета не заполнена. Ночью картина резко менялась. Мы встречали целые вереницы тракторов, водители которых все как один были пьяны, rope-шоферов, которые на ногах могли стоять, только держась за машину. Почти полная гарантия того, что в это время не попадешься на глаза инспектору ГАИ, — вот что устраняет барьер перед любителями хмельного. Не потому ли, отчасти, ночью иМы поставили «Москвич» на обочину и выключили фары. Выходить не хотелось. Слышно было, как в темноте ветер гнал по сырому асфальту последние листья осени. Звук напоминал ленивое шуршание метлы сонного дворника. Да и все вокруг, казалось, уснуло до утра. Но вот устало проурчал мимо нас автобус, везший рабочих с буровой. Вот пронеслось такси с какой-то припозднившейся компанией. Дорога жила своей жизнью. Вдалеке снова засветились верхушки сосен, и тут же, вынырнув из-за подъема, на асфальте распластался яркий луч. Судя по всему, машина шла небыстро, но как-то странно: фары ее попеременно освещали то правую сторону дороги, то левую, будто водитель то и дело объезжал какие-то препятствия. — Он! — уверенно говорит старший лейтенант Владимир Некрасов, инспектор ГАИ Удмуртской АССР и, захватив жезл, выходит из машины. «На большой скорости бортовой ЗИЛ—130 двигался в сторону Ижевска. На 14-м километре Боткинского шоссе, нарушив правила обгона, он вышел на полосу встречного движения и совершил столкновение с автобусом ЛАЗ—695. Оба водителя и 18 пассажиров отправлены в больницу...» Это — выдержка из протокола о ДТП, совершенном на этой же дороге А. Гульданяевым 11 мая 1978 года. Нет, к счастью, у нашей истории другое продолжение, но кто поручится, что ночной рейс остановленного нами ГАЗ—52 не закончился бы столь же трагически? Ведь, как и некогда Гульданяев, его водитель тоже был пьян. Для очередного редакционного рейда мы подготовили небольшую анкету. Увы, заполняли ее чаще всего не опрашиваемые, а я сам: те, чьи фамилии значатся в анкетах, порой просто не могли в этот момент держать в руках карандаш. Сейчас анкеты передо мной. Словно пасьянс, раскладываю листы бумаги, меняю местами, группирую, снова и снова вчитываюсь в каждую строку. Это занятие напоминает мне забытую игру детства. Кубики. Помните? Кусок лапы, хвост, часть туловища, а если сложишь все правильно, получится забавная картинка из доброй и веселой сказки. Увы, как я ни переставляю свои «кубики», ничего доброго, а тем более смешного не получается. В 1976 и 1977 годах в Удмуртской АССР было совершено 3697 ДТП, в которых был убит 731 человек и ранено 3279. 1250 ДТП совершили пьяные водители. Алексей Ложкин. С ним мы повстречались на дороге возле села Карашур. Ему 20 лет. Два месяца из них он «крутит баранку» УАЗ—452 84-39 УДН, принадлежащего комбинату бытового обслуживания поселка Кез. Водительского опыта еще ни капли, а безответственности — хоть отбавляй. Рискует садиться за руль «навеселе».— А что, другие не ездят, что ли? Ну выпил со слесарями, ремонтировал задний мост. А как же без этого? Анатолий Цыпленков. Водитель первого класса. По опыту и по возрасту не чета Ложкину. Однако если в устах последнего «а как же иначе» звучало еще с какой-то долей вопроса, то для Анатолия Ивановича, судя по воинственному тону в беседе с нами, это было делом давно решенным. Нет, он не ремонтировал задний мост. Его ЗИЛ—157 86-24 УДЗ был исправен. Выпил «без повода», просто так. — Ну что особенного? Правил не нарушил, не сбил пока никого! — криво улыбается он, дыша перегаром. Пока? Пока! За девять месяцев 1978 года на дорогах Удмуртской АССР было зарегистрировано 1361 ДТП, при которых погибло 229 человек и 1267 ранено. В 474 случаях водители в момент совершения ДТП находились в нетрезвом состоянии. Анатолий Попов. В Якшур-Бодинском районе его знают все: более десяти лет он руководит здесь колхозом. Ответственная должность, однако, ничуть не мешает ему разъезжать на колхозном «Москвиче», зарядившись стаканом водки. — Бывает, — со вздохом признается он, когда мы задерживаем его в обществе собутыльников. В то, что действительно «бывает», нетрудно поверить: недавно Попова уже лишали водительских прав за подобные прогулки. И тем не менее... Вновь и вновь я перечитываю анкеты, торопливо заполненные на дорогах. Разные люди, разные судьбы. Создать какой-то обобщающий портрет пьяницы,26 СЛУШАЕТ ДА... ПЬЕТслучаются самые тяжелые происшествия? Но... увы! Пока что дорога, живущая своей трудной и напряженной жизнью вв любое время суток, ночью, по сути дела, бесконтрольна. На это и рассчитывают, как мы убедились, любители «зеленого змия». Пьяному порой везет и тогда, когда ГАИ «открыта». Почему? Потому что процедура его медосвидетельствования, прямо скажем, трудоемка и несовершенна, Вот инспектор останавливает водителя, с которым, как ему кажется, не все в порядке. Каковы его дальнейшие действия? Прежде всего инспектору необходимо убедиться в том, что он не ошибся. Каким образом? Хорошо, если есть под рукой индикаторная трубка. А если нет? «А ну, дыхни!»? Дедовский метод? Но что делать, если инспектор, как правило, не вооружен сегодня приборами, позволяющими оперативно, на месте установить степень опьянения. Итак, методом «стаканной пробы» он определяет, что водитель «не того». Что делать дальше? Вот тут-то и начинается та самая процедура, которая порой может отбить охоту связываться с пьяницами даже у самых принципиальных работников ГАИ. Оставив свой пост, инспектор везет выпившего, простите, пока еще подозреваемого к врачу. К какому? А это уж как получится. Где примут. Через час, а то и два инспектор наконец удостаивается приема специалиста. Тут-то все и встает на свои места? Не всегда. Не знаю, было ли открытием для водителя К., что можно выпить стакан водки, сесть за руль, быть остановленным инспектором и... выйти сухим из воды, но меня поразило. Случилось это той самой ночью, с описания которой начинается репортаж. Задержанный не стал отрицать, что всего час назад распил «на троих». И что же? Через полчаса дежурный врач одной из больниц Ижевска, куда гль\ доставили горе-шофера для медосвидетельствования, установил у него всего лишь «остаточные следы опьянения». А такое состояние, как ни странно, не подпадает под понятие «управлял транспортным средством в нетрезвом виде» и посему не является основанием для наказания водителя. Неизвестно, то ли доктор оказался «добрым», то ли для того, чтобы подпасть под определение «легкая степень опьянения», этому водителю нужно было выпить еще стакан-другой, но, тем не менее, нам пришлось перед ним извиниться и отпустить с миром. Можно ли судить по одному примеру? По одному нельзя. Но такой же случай повторился в Москве, в приемном покое психиатрической больницы имени Соловьева. Водитель, доставленный туда ночью дружинниками, еле держался на ногах. Трубка Мохова—Шинкаренко буквально чуть не взорвалась. Однако и здесь доктор дал заключение о тех же «остаточных следах опьянения». С наукой обычно не спорят. И все же мы не удержались и спросили у врача: — Может ли такой человек, пусть даже с остаточным похмельем, управлять автомобилем? — Таких справок не даем. Да это и не наше дело, — ответил врач. Давайте теперь поразмышляем. Для чего, собственно, привозят к врачу водителя, подозреваемого в употреблении алкоголя? Чтобы услышать мнение, что он, мол, контактен? Что может без посторонней помощи держаться на ногах? Что ему не воспрещено пользоваться об-щественным транспортом? Или для того все-таки, чтобы получить заключение специалиста, может ли человек в данном состоянии управлять транспортным средством, не подвергая опасности окружающих? Однако именно такого заключения врач, освидетельствуя водителя, не дает, а фраза об остаточных следах опьянения, как мы убедились, весьма растяжимая формулировка, которая может быть применена ик тому, кто, действительно, выпил кружку пива, и к тому, кто только что выпил стакан водки. Вот и напрашивается вопрос: а совершенна ли наша методика экспертизы алкогольного опьянения? Не слишком ли добра она к любителям спиртного? Да и не пора ли наконец вооружить врача приборами, позволяющими не «на глазок», а вполне объективно определять степень опьянения? Жаль, что ответы на эти вопросы пока остаются открытыми. И все же не хочется, чтобы у читателя сложилось мнение, будто пьяница неуязвим. Да и опыт работы той же Госавтоинспекции Удмуртской АССР может послужить неплохим доказательством этому: только за последние три года было отстранено от руля более 20 тысяч водителей! Сама цифра говорит о том, что здесь ведется беспощадная борьба с пьяницами. Вдумайтесь, 20 тысяч горе-водителей не доехали до своего столба, до своей жертвы... Несколько лет назад здесь была создана специальная медицинская группа нештатных инспекторов ГАИ. Там, где она дежурит, инспектору не приходится кататься по больницам, чтобы найти специалиста, который бы освидетельствовал состояние водителя. Врача теперь часто можно было увидеть в экипаже патрульной машины ГАИ. Все делается быстро, да и автоинспектору не надо оставлять свой пост. Не исключено, что и это новшество сыграло свою роль в том, что в прошлом году при значительном росте государственного и индивидуального транспорта количество случаев пьянства за рулем в республике пошло на снижение. И все же радоваться рано. И сегодня треть всех ДТП совершается по вине пьяных водителей. Проблема пьянства имеет много аспектов, и прежде всего социальный. Автор не ставил целью затронуть здесь все. Материал рейда подсказал совершенно определенную, специальную тему. Никто не умаляет, конечно, роли общественности, пропаганды и воспитательных мероприятий по повышению дисциплины водителей, таких мер, как предрейсовый медицинский контроль в автотранспортных предприятиях. Но надо, как говорится, и власть употребить. Быть может, усилив дорожный контроль, упростив, усовершенствовав процедуру медицинского освидетельствования, вооружив как работников ГАИ, так и медперсонал современными приборами для определения степени опьянения, мы отобьем охоту выезжать на дорогу в нетрезвом виде? В. ПЕТРУХИН. спецкор «За рулем» Удмуртская АССР Редакция благодарит начальника ГАИ Удмуртской АССР Б. Д. Цаплина, всех работников ГАИ, оказавших помощь в проведении рейда.И днем и ночью дорога живет своей напряженной жизнью.Кажется, подозрения подтверждена дорогах Удмуртии часто можно увидеть рядом с работником ГАИ врача-автоинспектора общественной спецмедгруппы. Сегодня в рейд вместе с инспектором выехал хирург Ю. В. Перевощиков.Фото автора27

www.zr.ru

Рейд "3а рулем" - Июль 1979 года

26

27

~&Ь ~£*&ЭДШШшта>к>гРейд,,3арулем'«ПРОШУ ПОМОЩИ!»будут волноваться родные, и растревоженное воображение начнет рисовать картины дорожных происшествий,.. С моста выкатывается очередной автомобиль. Человек, в который раз, пробует попытать счастья.* Он уже не очень надеется и больше рассчитывает на случай. И вот... Да, тот самый случай. Машина тормозит, останавливается, из кабины выскакивает водитель: — Что случилось, приятель? — Коробка полетела, будь она неладна.* Потяни до Крыловской, будь другом, а то ведь ночевать на дороге придется. — Ну о чем речь. Со всяким бывает, Давай цепляйся! И через несколько минут по трассе неспешно, но верно вели свои машины два счастливых человека. Один был счастлив потому, что дождался все-таки помощи, и чувство благодарности переполняло его. Уже забыта обида, которую испытывал, глядя вслед уносившимся автомобилям. Другой был счастлив оттого, что, как сказал еще древний философ: «Тот, кто делает добро другому, делает добро самому себе, не в смысле последствий, но самим актом делания добра, так как сознание сделанного добра само по себе дает уже большую радость». Хотя сам он вряд ли думал об этом. Так, в общем, благополучно закончился один из эпизодов редакционного рейде, который нам любезно помогла провести Госавтоинспекция Краснодарского края. И таких эпизодов было немало. Немало водителей откликались на зов о помощи. Прекрасные примеры участия в судьбе попавшего в беду человека показали водители А, Брежнев из Краснодарского края, Ш. Богдасаров из Еревана, И. Афанасьев из Воронежа, и не они одни. Останавливались, чтобы предложить свои знания, опыт, свои руки, поделиться бензином, инструментом, запасными частями. Если этого было недостаточно, то предлагали отбуксировать машину до ближайшего населенного пункта. Естественно было их поведение, и даже неудобно как-то было спрашивать о мотивах, побудивших водителей делать это, но мы все же задавали наш «служебный вопрос». Вот что ответил на него Борис Петрович Линник из Ростова: «А как же можно не остановиться? Вижу — машина на обочине, водитель «голосует», просит помочь. Если я мимо проеду, другой проедет, третий, что же тогда будет? Да и как потом смотреть в глаза тому, кто остановится возле меня, когда буду «голосовать». А такое ведь с каждым случается — водительское дело, сами знаете какое. Машины теперь, конечно, надежнее стали, но от поломок и других неприятностей в пути никто не застрахован. Помогать друг другу это наш первейший долг. И водительский и человеческий». Отлично сказано! Но, к сожалению, далеко не все дума-1245-й километр автотрассы Баку—Ростов. Дорога спускается в ложбину и, перескочив по небольшому мосту через овраг, уходит на довольно затяжной подъем. До жилья не близко. От станицы Павловской, что в сторону Баку, около 60 километров, от Крыловской, это к Ростову, километров 20. Метрах в пятидесяти за мостом у самого подъема стоит грузовик. Рядом водитель. Как только на мосту показывается машина в сторону Ростова, он поднимает руку. Человек просит помощи. По тому, как в другой руке у него зажат конец буксирного троса,' понятно: что-то случилось с машиной. А здесь, вдалеке от жилья, кто же поможет? Только свой брат водитель. На него вся надежда. Потому снова и снова тянется вверх рука. Перед мостом водители снижают скорость и, выходя на подъем, отлично видят и одинокий ГАЗ—52, и знак аварийной остановки, и человека, взывающего о помощи. Но натужно гудят моторы, набирая обороты, и уже на скорости машины проносятся мимо. Проносится мимо еще одна надежда, и водитель на обочине опускает руку. Солнце валится к горизонту, еще час — и на дорогу сползет холодная мартовская темнота. Тогда уже вообще никого не остановишь, и попавший в беду человек внутренне готов к тому, что ночевать придется в кабине. А дома ждут, и чем ближе к полуночи будет забираться часовая стрелка, тем больше26 Эти фото запечатлели несколько эпизодов из нашего рейда.ют и поступают таким образом, далеко не все считают своим долгом помочь товарищу в беде. Кто они? Выяснить это было целью рейда, тему которого подсказали письма читателей. Вот одно из них. «Дорогая редакция! — писал из Воркуты Д. Тимоненков. — Не дай бог никому испытать то, что довелось пережить мне на дороге в Черкасской области. Встал мой автомобиль. И я никак не мог определить, что случилось. Опыт у меня небольшой. Стал «голосовать» и просить помощи, но она пришла ровно через 8 часов от проезжавшего таксиста из Кременчуга, А за это время мимо меня проскочил не один десяток машин». С трудом верится, правда? Чтобы среди бела дня, на оживленной трассе человек часами маялся в ожидании помощи, Но такие письма в редакцию приходят. И, откровенно говоря, не так уж редко. Поднимите еще раз вопрос о взаимовыручке на дороге, о солидарности водителей, просят их авторы. Неужели у всех тех, кто отказывает в помощи, есть какие-то чрезвычайной важности срочные дела? Неужели не понимают, что завтра сами они могут оказаться в таком положении и что при определенном стечении обстоятельств и пустяковая с виду ситуация может обернуться бедой?.. Два дня провели мы на трассе БакуРостов. Два дня на 1245-м километре наши помощники «попадали в бедственные ситуации». «Отказывал двигатель», «летела коробка передач», «кончался бензин», «пробивало шину»... Менялись и автомобили: новенькие «жигули», видавший виды грузовик, «Запорожец» с ручным управлением. А мы, расположившись в километре от «неожиданно отказавшего» автомобиля, приготовились беседовать с теми, кто не притормозил, чтобы справиться хотя бы, в чем нуждается человек, там, где это сделать был обязан. Напряженно работает трасса. Идут и идут автомобили с номерными знаками разных городов и областей. Водители отлично видят стоящий на обочине автомобиль и взывающего о помощи водителя... Не хотят дать немного бензина Г. Выдров из Могилева и В. Толстиков из Бобруйска, А. Кандалов из Ростова. Почему? Выясняется странная закономерность: все они в один голос утверждают, что у самих бензина в обрез, толькотолько, мол, до заправки дотянуть.Не тормозят, чтобы подсобить водителю, у которого «отказал двигатель», С. Петров из Загорска, В. Шамшура из Батуми, Ш. Мустафин из Татарии,.. Не могут заставить себя осадить своих железных коней. Даже на просьбу женщины. Даже на сигнал о помощи инвалида, опирающегося на костыль. Хотя вряд ли можно было остаться безучастным. Останавливаем водителей. Разговариваем. В общем, люди как люди, Чуть уставшие в пути, но еще сохранившие достаточно сил. Красиво говорят о взаимопомощи, о долге каждого водителя выручить оказавшегося в беде. Рассказывают о случаях из жизни, когда сами приходили на помощь. Утверждают, что поступают так всегда. Оказывались ли сами в такой ситуации? Конечно. До сих пор помнят место и время, где это случилось, потому что спасителя пришлось ждать ох как долго: не все, мол, водители еще сознательные, Но они не такие. Так, может, мы ошиблись? Может, не они несколько минут назад оставили человека в беде? Да нет, все так и есть, именно они. Почему? Оказывается, одни спешили, другие устали. Третьи не поняли о чем речь: «Стоит себе, руку подняв, то ли помощи просит, то ли загорает. Поактивнее надо!» Четвертых, наоборот, пугала излишняя активность: «Скачет, как заяц, пьяный, небось. Остановись, а он тебя из машины». Смешно? Да не очень. Скорее грустно. Грустно потому, что не можем мы принять всерьез их объяснения. Был в нашем рейде эпизод, когда помощи просила симпатичная девушка, и за три часа ни одна машина не проехала мимо. Останавливались все. Грузовые и легковые. Следующие в Ростов и из Ростова. Предлагали свои услуги молодые водители и пожилые, профессионалы и любители. Меняли колесо, демонтировали покрышку, копались в моторе, готовы были отбуксировать машину. А мы, отдавая должное этому рыцарству, вспоминали другие эпизоды нашего рейда, и сопоставление само собой навело на несложную мысль: усталость, спешка, какие-то заботы — не помеха. Остановиться можно, и нужно. Независимо от того, кто просит помощи. В процессе рейда пришлось нам встретиться ис откровенными лицемерами. Послушали бы вы темпераментную речь В. Тевосяна, рассказывавшего о том, как только что помог инвалиду. Он говорил о нашем непреходящем долге перед теми, кто защищал страну, поминал всуе немало дорогих для всех нас понятий. Но мы-то знали, что не помогал он инвалиду. Даже не остановился. И неприятно было смотреть в глаза взрослому человеку, который, обманывая, видимо, и не чувствовал угрызений совести. Но такие встречались редко. Большей частью мы беседовали с нормальными, все вроде бы понимающими людьми. И горько было видеть, что за их спокойными, обтекаемыми ответами на наши вопросы явственно проглядывало равнодушие. Не будем утверждать, что это их жизненная позиция. Но не будем и относить их безразличие к безобидным слабостям характера. Откровенно говоря, мы надеялись, что примеров нарушения цеховой, что ли (речь, конечно, идет не только о профессионалах, обо всех водителях вообще), взаимопомощи на дороге будет куда меньше. Известная мысль: чтобы понять беду человека, надо пропустить его горе через свое сердце. Так кто же как не водители, накрутившие тысячи трудных километров, могут понять тоску ожидания помощи на обочине. На трассе Баку—Ростов ее пришлось ждать в среднем около часа. Пусть не покажется кому-то скоротечным такой отрезок времени. Интенсивность движения здесь была довольно высокой. А в иных условиях при таком отношении друг к другу можно, наверное, ждать куда больше. Подумайте ио том, что в критической ситуации и этот час бывает роковым. И остановившийся может оказаться уже не спасителем, а свидетелем трагедии. Так давайте не успокаивать себя речами и воспоминаниями о когда-то совершенном благородном поступке, а будем всегда и везде откликаться на первый же сигнал о помощи, Бригада «За рулем»: В. ПАНЯРСКИЙ, В. КНЯЗЕВ (фото) Редакция приносит благодарность начальнику отдела ГАИ Краснодарского крайисполкома А. Власенко, сотрудникам отдела В. Тарасову, В. Карпову, а также общественному активу ГАИ за содействие в проведении этого рейдв.27

www.zr.ru

Редакция "3а Рулем" на Московском автосборочном заводе - Июнь 1931 года

32

РЕДАКЦИЯ „ЗЯ РУЛЕМ" НЯ МОСКОВСКОМ ЯВТОСБОРОЧНОМ ЗЯВОДЕjt лМАЯ состоялось товарищеское собеседоХУ вание редакции „За Рулем" с активом автодоровского коллектива Московского автосборочного завода им. КИМ. Представитель редакции т. Беляев сжато осветил путь, пройденный, журналом за три года его работы, и установку, взятую редакцией в данное время. Задача полного освоения автотракторной техники выдвигает перед журналом новые задачи, которые „За Рулем" уже частью начал в последнее время осуществлять, но главные из которых — еще впереди. В журнале должно быть повышено количество технических материалов, но вместе с тем должно быть уделено максимальное внимание сообщениям с месг и рабкоровскому материалу. Все эти задачи смогут быть полностью выполнены лишь в том случае, если работники автотракторных предприятий окажут самую тесную поддержку журналу в его работе. В этом плане т. Беляев отмечает намеченную редакцией реорганизацию отдела „На фронте автотракторного строительства". В отделе помещались до сих пор сводки о ходе строительства, составлявшиеся журналистами на основе ряда материалов. Теперь редакция предполагает взамен сводок организовать в журнале посто ­ янный отдел, к оторый составлялся бы из материалов, присылаемых рабкоровскими постами журнала „За Рулем " на автотракторных предприятиях, писем рабкоровских ударных бригад, писем рабкоров — индивидуалов о ходестроительства и об отдельныхнеполадкахи т.д.1 Первый такой пост должны организовать рабочие московского автосборочното завода, редакция же со своей стороны приняла меры к тому, чтобы посты были организованы и на всех остальных автотракторных предприятиях. Выступавшие в прениях рабочие завода подвергли работу редакции журнала внимательной критике. Т.т. Батусов, Мутафов, Кляве, Навацек и др. одобрили мероприятия, намеченные редакцией, но указали, что рабочих завода, как автомобилистов-производственников, чрезвычайно интересуют в первую очередь вопросы производства и эксплоатации автомобиля в СССР, организации авторемонтных баз ив очень большой степени—практические достижения западной и американской автомобильной производственной и эксплотационной техники. Предложение редакции об организации на заводе рабкоровского поста было поддержано всеми выступавшими, которые дали и основные наметки для будущей работы местного поста.О тредакции . С этого номера дела проведена.1реорганизация от"Здесь же на собрании актив выделил рабкоровский пост в составе тт. Батусова, Мутафова, Кляве, Корнакова. Руководителем поста был назначен т. Батусов. Результаты собеседования были подведены в резолюции, которая послужит материалом для дальнейшей работы журнала. Выдержку из нее приводим: „Работу редакции журнала „За Рулем" одоб рить. Журнал „За Рулем" добился значительных успехов в области популяризации автодоровских идей и привлечения внимания общественности к вопросам автотракторного и дорожного дела. Далее резолюция отмечает, что „За Рулем" своевременно откликался на политические и общественные кампании, преломляя их с точки зрения Автодора и указывая методы участия автодоровцев в важнейших кампаниях. Журнал активно боролся за выполнение автотракторной и дорожной пяшлетки, сигнализируя о прорывах и недостатках в работе, давая систематические сводки о ходе работ на стройках." Отмечая, что в „За Рулем" „заметно увеличился рабкоровский отдел и материалы с мест", автодоровцы-кимовцы считают необходимым, чтобы журнал шире освещал вопросы эксплоатации автомобиля, увеличил технические отделы журнала, регулярно помещал отдел технической консультации. Собрание постановило „предложить редакции усилить организацию рабкоровских бригад по обследованию различных сторон работы в автомобильном, тракторном и дорожном деле" и „повести кампанию за запасные части и ускорение организации авторемонтных баз, выпустив для этого специальный номер журнала '. В качестве отдельной задачи, автодоровцы завода ИМ. КИМ считают необходимым .поднять кампанию против аварийности, за повышение квалификации шоферского молодняка". Особенно внимательно должен относиться „За Рулем", подчеркивает резолюция, к освещению работы автодоровских коллективов в совхозах, колхозах и МТС. Собрание не обошло молчанием и вопросов доставки журнала подписчикам — возмутительную работу почты:„Коллектив Автодора завода им. КИМ считает совершенно недопустимым безобразную доставку журнала рабочим завода (подписавшимся в январе до сих пор доставлен только один номер). Первая оргакизованная встреча работников редакции „Зс Кулем" с автодоровским коллективом завода им. КИМ дала много ценного для редакционного коллектива, который в свою очередь обязался помогать рабочим московского автосборочного в выпуске местной стенгазеты.— — ^ — ИПОПРАВКА. В № П на стр. 14 следует ,Московский автосборочный завод".Отв. редактор Н. ОСИНС'КИИчитатьв подписиподрисунком:5ав. редакцией Н. БЕЛЯЕВИздатель: Акционерное ИздательскоеОбщество ,ОГОНЕК"Унолн. Главлига В —4988 СтПт Б 5—176x250 мм. Отп. в 7-й тип. „Мосполиграфа". Филипп., 13. 3. Т. 1393. Тара 80 ии

www.zr.ru

Архив За рулем #01 Январь 1983 год

СПАСИБО ТЕБЕ, ОБОРОННОЕ ОБЩЕСТВО!

3

ЧЕМ ЗАМЕНИТЬ НЕФТЬ?

4

Тест "3а рулем"

6

7

РОТОРНЫЕ "ЖИГУЛИ"

10

ИСПЫТЫВАЕТСЯ НОВЫЙ ПАЗ

10

АЭРОДРОМНЫЙ ПОЖАРНЫЙ

11

С МАРКОЙ „ВАЙРАС"

11

ЗНАКОМЬТЕСЬ: «ВИХУР»

13

МЕЖДУ КУЗОВОМ И ДОРОГОЙ

14

15

В ДВАДЦАТЫЙ РАЗ

16

ЕЩЕ ОДНА СТУПЕНЬКА

16

ДАВАЙТЕ БЕЗ «ФОКУСОВ»

18

19

В. НОВИЗЕНЦЕВ, В. БАВАРОВ

20

Е. АРАНЧУК, К. БИРЮК, В. ЯГНЯТИНСКИЙ

26

ЛУЧШИЙ СОВЕТ ГОДА

27

В. КАЛИНКОВСКИЙ

28

ВАШ ПЕРВЫЙ МОТОЦИКЛ

31

www.zr.ru

Круглый стол журнала "3а рулем" - Ноябрь 1971 года

25

ИСКУССТВО УБЕЖДАТЬНовый этап автомобилизации, высокие темпы которой определил девятый пятилетний план, поставил в повестку дня самые неотложные меры инженерно-технического, архитектурно-планировочного, экономического, организационного, наконец, агитационно-пропагандистского характера. Да, пропагандистского, ибо главенствующая роль в обеспечении безопасности движения принадлежит человеку — пешеходу и водителю. Очень многое зависит от их сознательности, дисциплины, культуры — качеств, которые надо воспитывать настойчиво и целеустремленно. К выполнению этой задачи в наши дни привлечены кино и печать, радио и телевидение, искусство и техника. Использованию современных технических средств в пропаганде безопасности дорожного движения и был посвящен семинар, созванный нынешним летом в г. Калинине НТО работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства. «Основные требования, предъявляемые к агитационно-пропагандистской работе среди населения по соб-Ируглый стол журнала ,,3а рулем"людению норм дорожной безопасности, — отметил в докладе заместитель директора ВНИИ МВД СССР профессор И. Г. МАЛАНДИН, — это доходчивость ее, действенность самих форм и методов агитации». Как же сделать пропаганду условий и требований безопасности движения более эффективной! Этот вопрос наш корреспондент Г. Зингер задал нескольким участникам семинара. Вот что ответили на него журналист, автоинспектор, к и ­ норежиссер и научный работник.М. АНТОНЕНКОВ, сотрудник редакции газеты «Вечерние новости» (Вильнюс]. Согласитесь, нас часто гипнотизируют цифры — миллионы слушателей и зрителей, сотни и тысячи бесед или передач. А какова их отдача? Однажды поехал я на завод, рабочие и служащие которого часто нарушали на улицах правила движения. Ну, думаю, на предприятии, наверное, никакой воспитательной работы. Напишу фельетон. Приезжаю — все наоборот. Лекции проводятся, «молнии» вывешиваются, в планах, в графе «выполнено» кругом «птички» стоят, а результат нулевой. Зашел на обратном пути на завод неподалеку — никаких бесед, никаких «молний», а нарушителей ни одного! Тут есть над чем голову поломать! И все же не надо быть пророком, чтобы предположить: слово пропагандиста не задало человека, как говорят, за живое. А вот другой пример. На улице Вильнюса погибла маленькая девочка, в значительной степени по своей вине. Ее родители положили на тротуаре у места происшествия венок, возле которого, конечно, стали останавливаться прохожие. Возникали стихийные дискуссии, высказывались самые противоречивые предположения. послышались, как это нередко бывает, возгласы, куда, мол, смотрит милиция и т. п. Звонят к нам в газету из автоинспекции города, просят совета: как быть с венком? Мы предложили послать на место происшествия автоинспектора для беседы с этой «аудиторией», пусть он объяснит, как все произошло и кто в этом виноват. Инспектор пробыл у венка несколько часов, и его рассказ оказался доходчивее и действеннее многих листовок и газетных заметок. Этот эпизод натолкнул нас на мысль, не создать ли в городе постоянное место для таких встреч и дискуссий, так сказать, «у венка» всем несчастным случаям на дороге. И вот с разрешения горисполкома (по нашим сведениям, впервые в стране) на одном из центральных перекрестков Вильнюса на самом видномместе было установлено информационное табло, рассказывавшее о дорожных происшествиях — о количестве их за прошедшие сутки, о числе пострадавших. Мы увидели, что цифры эти настораживают пешеходов, заставляют быть на улице осмотрительнее, доходят до сознания куда быстрее примелькавшихся призывов и плакатов. Но ГАИ этим не ограничилась. Рядом установили витрину с фотоматериалами по отдельным происшествиям, а записанный на магнитофонную ленту рассказ автоинспектора об их причинах с выводами, которые всем надо сделать, усиливал воздействие табло. Вот такой, на мой взгляд, и должна быть пропаганда по безопасности движения — предметной и открытой. Э. ЗИЕДИНЬШ, начальник отделения ГАИ МВД Латвийской ССР. Новые возможности в пропаганде правил движения открывает телевидение. Это средство массовой информации в последние годы завоевало огромную аудиторию зрителей, пользуется колоссалыной популярностью. Не учитывать этих обстоятельств просто нельзя. В связи с темой нашего разговора вот какое хочется высказать соображение. По-моему, совершенно напрасно работники ГАИ иной раз тратят время и силы на то, чтобы «пробить» на телевидении какую-то «свою», что ли, передачу. Известно, что проблема безопасности движения — проблема комплексная, и отдельные вопросы ее с успехом могут быть поставлены и решены в передачах самой различной направленности, для самой разной аудитории. Да и возможностей здесь больше: какаято тематическая передача пройдет в лучшем случае раз в месяц, а отдельные телесюжеты могут появляться на экране гораздо чаще. Мы пошли именно таким путем. Скажем, есть у нас в Латвии постоянные тележурналы для детей и юношества «Звездочка» и «Твой экран». Есть в них и наша страничка в виде различных конкурсов, викторин по правилам движения и т. п. Формируетредакция художественных передач очередной сатирический тележурнал «Телевизионная поликлиника», оператор снимает критический сюжет, как говорят, по теме, подсказанной работником автоинспекции. Составляются планы редакцией сельскохозяйственных или промышленных передачи в них включаются вопросы безопасности движения. Вот таким образом нам удалось прочно укрепить свои позиции на голубом экране. А передачи эти, как показали опросы и исследования, регулярно смотрят около 800 тысяч телезрителей. Такого «тиража» в нашей республике не имеет ни один печатный орган. Собственно, сегодня мы в Латвии уже не нуждаемся в увеличении времени наших передач, их количества. На повестке дня вопрос о повышении их эффективности, о поиске новых форм, новых тем. А для этого надо наладить регулярный обмен информацией, опытом работы, наконец, отдельными материалами между телестудиями республик. И. ГОСТЕВ, кинорежиссер студии «Мосфильм». Как сказал теперь уже и кинематографический герой, лед тронулся! Благодаря большим уоилиям Госавтошнспекцки МВД СССР и ГАИ Москвы наши киностудии начали наконец снимать игровые художественные картины по безопасности движения. Конечно, производство таких фильмов — вещь непростая: надо в очень короткое экранное время ив увлекательной форме донести до зрителя в общем-то очень серьезные идеи безопасности движения. Мне, например, двухсерийную картину «Путь в Сатурн» и «Конец Сатурна» было делать значительно легче, чем несколько десятиммнутных короткометражек по заказу Госавтоинспекции СССР. Сегодня в прокате уже около 40 кинокартин по безопасности движения, выпущенных разными киностудиями страны. Но это еще очень и оче-нь мало, а главное — доходят ли наши фильмы до широкого зрителя? У меня на этот счет большие сомнения, хотя каждая картина вы-25

www.zr.ru

На призы журнала "3а рулем" - Январь 1972 года

8

На призы журнала ,,3а рулем"Наступил новый спортивный сезон. Среди многочисленных наград, которые ждут победителей автомобильных и мотоциклетных соревнований, есть и призы, учрежденные редакцией журнала «За рулем». Первым из них привлечет к себе внимание хрустальный кубок «Космос» — для сильнейшей команды зимнего мотобольного турнира. Пока он хранится у спортсменов зеленокумской «Молнии», которые в прошлом году на заснеженном поле стадиона «Машиностроитель» в Москве выиграли финальный матч и стали победителями соревнований. В январе начнется борьба и за «Трофей заводов». Первые заявки на неговнесут участники чемпионата Советского Союза в гонках на ипподроме. Итоги минувшего розыгрыша «Трофея» публикуются на этой странице журнала. В прошлом году по инициативе «За рулем» состоялись военизированные однодневные соревнования владельцев личных мотоциклов. Наши призы получили победители районных соревнований в городе Крымске Краснодарского края, первенства Российской Федерации, проходившего там же, и Всесоюзных соревнований, которые состоялись в сентябре в Минске и завершились победой мотолюбителей Российской Федерации. Состязания владельцев личных мотоциклов вновь внесены в спортивный календарь.К концу года мы сообщим читателям имена тех, кто завоюет призы журнала. Интересная борьба ожидается в розыгрыше наших традиционных кубков. Юным водителям Московского городского Дворца пионеров и школьников снова предстоит отстаивать переходящий приз журнала, завоеванный в прошлом году на Всесоюзных соревнованиях школьников-автомобилистов в Харькове. Очередная встреча юных водителей состоится в Минске. Осенью станут известны обладатели еще двух призов. Один из них — Кубок дружбы спортсменов социалистических стран сейчас находится у картингистов Чехословакии, которые в прошлом году впервые одержали победу в этих популярных соревнованиях. Остается назвать самый давний наш приз — Кубок СССР по мотоболу, учрежденный редакцией еще в 1963 году. Как и обычно, розыгрыш его завершит спортивный сезон среди мотоболистов.АЗЛК-ПЕРВЫЙ ОБЛАДАТЕЛЬ «ТРОФЕЯ ЗАВОДОВ»Развитие автомобильного спорта немыслимо без современной техники. В свою очередь, участие в соревнованиях приносит неоценимую пользу при создании более совершенных машин. Естественно, и это подтверждается мировой практикой, что ведущие автозаводы неизменно уделяют серьезное внимание работам по гоночным и спортивным автомобилям, подготовке серийных машин для участия в ралли, кроссах, кольцевых гонках. С целью стимулировать интерес к автоспорту на автозаводах страны редакция учредила в 1971 году переходящий приз «Трофей заводов». Он присуждается ежегодно (см. «За рулем», 1971, № 2) коллективу предприятия, набравшему наилучшую сумму очков, вычисляемую по специальной шкале, в шести чемпионатах страны. После первенства СССР по ралли, завершившего спортивный сезон, редакция провела окончательный подсчет И определила места, занятые коллективами предприятий. «Трофей заводов» присужден Московскому заводу имени Ленинского комсомола, чьи спортсмены успешно выступили на «москвичах» в пяти первенствах СССР и набрали 91 очко. Две золотые и две серебряные медали — немалое достижение гонщиков завода. На второе место с 36 очками вышел Волжский автозавод. Его автомобили «Жигули» были выставлены на четыре первенства страны. Кроме того, на чемпионате СССР по кольцевым гонкам дебютировали гоночные машины «Эстония-16М-Жигули», снабженные форсированными двигателями от ставшей уже популярной малолитражки. Коллектив ВАЗа, таким образом, несмотря на свою молодость, уже показал, насколько серьезен его интерес к автоспорту. На третье место (35 очков) вышел Горьковский автозавод. Большого успеха добился Ижевский за-вод. В прошлом году автомобили этого молодого предприятия одержали первые победы в международных соревнованиях, отлично показали себя раллисты ив первенстве СССР. Отмечая большую работу, проведенную Ижевским заводом в области автоспорта, мы видим связь его успешных стартов за рубежом с общим четвертым местом (33 очка), занятым в розыгрыше «Трофея». Таллинский авторемонтный завод, главный в нашей стране поставщик гоночных автомобилей для спортивных клубов и секций, вышел с 30 очками на пятое место. Его небольшой коллектив, который более десяти лет отдает много сил и энергии созданию скоростных машин, потеснил в таблице розыгрыша «Трофея» такие предприятия, как ЗАЗ (19 очков, шестое место) и УАЗ (8 очков, седьмое место). Итак, «Трофей заводов» обрел первого хозяина. В торжественной обстановке он был вручен представителю администрации АЗЛК. Директор завода награжден почетным дипломом. Волжский и Горьковский заводы получили дипломы. Начинается новый спортивный сезон. Условия розыгрыша «Трофея» остаются неизменными. Ожидаем, что в борьбу за него ныне включится больше заводов.БОГАТЫЙ УРОЖАЙ «КОМЕТЫ»Последний официальный матч по мотоболу в минувшей спортивном сезоне. Конечно же это финал Кубка СССР — встреча особенная, волнующая, которую с нетерпением ждут тысячи любителей мотоциклетного спорта. Почетный приз, учрежденный редакцией журнала «За рулем» еще в 1963 году, ныне разыгрывался в девятый эаз. Его оспаривали 32 команды, но только двум — полтавскому "Вымпелу» и элистинской «Комете» удалось провести все предварительные игры без поражений и выйти в финал. В кубковых матчах нет слабых и сильных. Успех приводит к тому, кто в одном поединке сумеет лучше мобилизовать всю свою волю, свое умение. И не важно, что в финале встречались «Вымпел». занявший только пятое место во всесоюзном первенстве, и «Комета» — чемпион Советского Союза, сильнейший клуб Европы. Их шансы были примерно равны. В некотором отношении положение украинской команды оказалось даже предпочтительнее. Она получила мощную поддержку нескольких тысяч полтавчан, которые с самого утра стали прибывать на автобусах в Днепродзержинск на местный стадион «Победа». где проводился финальный матч. И сразу же трибуны покрылись многочисленными лозунгами,призывающими «Вымпел» отдать все силы победе. А чтобы у любимой команды было хорошее настроение, не забыли ио юморе. Вот что было написано на одном из плакатов: «Говорила теща: «Зять, не пара ли Кубок взять?» Переполненные трибуны, отличный зеленый газон поля, много Фотокорреспондентов, представителей радио, телевидения, кинохроники — все это создавало приподнятую, праздничную атмосферу. Да и игра удалась на славу — быстрая, техничная, с множеством острейших моментов. Словом, настоящий кубковый поединок. «Комета» действовала превосходно: ее форварды забили шесть мячей. Но и украинские мотоболисты не складывали оружия до самого финального свистка. Под занавес матча им удалось провести в ворота чемпионов два гола. Со счетом 6 : 2 победу одержала «Комета», завоевав, таким образом, все призы, которые существуют в мотоболе. — золотые медали чемпионов, Кубок Европы и Кубок СССР — Кубок журнала «За рулем».8

www.zr.ru


Смотрите также