Электроусилитель руля калина


отключается, не работает и причины

Электроусилитель руля в Лада Калина призван обеспечивать повышенный комфорт во время управления. Сам автомобиль на отечественном рынке присутствует недавно, однако успел обзавестись весомой популярностью. Машина достаточно практична и удобна, что позволяет ей иметь широкую армию поклонников. Стоимость модели невысока, что обеспечивает выгодное позиционирование на рынке на фоне соперников в классе. В данной статье поговорим на тему неисправности и способы устранения их.

Из чего состоит усилитель руля Калины?

Этот узел является самостоятельным устройством, входящим в рулевой механизм Лада Калина. Он позволяет водителю вращать руль без особых усилий, а также обеспечивает мягкость и плавность работы подвижных частей рулевой системы.

Конструктивно данный механизм нельзя отнести к сложным узлам. Электроусилитель руля имеет следующие детали:

  • электромотор;
  • блок редуктора;
  • модуль управления;
  • датчики, которые отслеживают момент, скорость и число оборотов, совершаемых коленчатым валом.

Бортовой контроллер Лада Калина непрерывно отслеживает функционирование данного усилителя и управляет его работой, но случаются неисправности и способы устранения их очень интересуют многих владельцев авто. Включение механизма происходит при оборотах мотора от 400 об/мин. Когда скоростной показатель превысит 60 км в час, то электрический усилитель перестает функционировать. Это сделано в угоду безопасности, ведь на больших скоростях у водителя должна присутствовать уверенная обратная связь на руле, чего «легкое» рулевое колесо обеспечить не в состоянии. С ростом скорости наблюдается постепенное снижение величины усилия в механизме.

Неисправности ЭУР и их диагностика

Несмотря на простоту конструкции рассматриваемого нами узла, при возникновении потребности в ремонте осуществить его сложно, разные бывают неисправности и способы устранения зачастую сложные. Немаловажным «отягчающим» обстоятельством является не самое удачное место расположения механизма. Производитель разместил этот модуль непосредственно под радиатором контура отопления салона LADA Kalina.

Эксплуатация в холодное время оказывает на электроусилитель руля температурное влияние. Со временем этот фактор вызывает неисправности в усилителе. Это явление для Лада Калина весьма частое. При отказе узла водитель сразу ощущает утяжеление управления автомобилем на малых скоростях. Самые распространенные факторы, приводящие к неисправностям электрического усилителя можно сгруппировать по следующим направлениям:

  • датчик скорости «не отзывается» и не посылает сигналы в ЭБУ;
  • бортовая сеть «страдает» низким напряжением;
  • максимум оборотов превысил допустимый предел;
  • пришел в негодность управляющий модуль.

Обозначенные неисправности и способы устранения обсудим далее. Во время включения зажигания ЭБУ самостоятельно выполняет диагностику системы усилителя на предмет возможных сбоев и неисправностей. Если от какого-нибудь из датчиков отсутствует сигнал, то бортовой контроллер автоматически идентифицирует данный сенсор, как неисправный, о чем на табло передней панели салона сразу загорается соответствующая лампа. Этот индикатор имеет вид руля со знаком восклицания и подсвечивается оранжевым цветом.

Инструкция, прилагаемая заводом к автомобилю LADA Kalina, предполагает безотлагательный ремонт при выявлении факта появления неисправности в механизме электрического усиления рулевого узла, в особенности, когда отключается усилитель. В такой ситуации водителю следует на малой скорости направляться в сервис. Практика показывает, что данное развитие событий не всегда имеет место. Загоревшийся на приборке оранжевый символ может не предполагать потребность в ремонтных процедурах. Он свидетельствует о присутствии неполадки в одном из структурных компонентов системы. Иногда сбои могут возникнуть в питающей цепи или какой-то из датчиков вышел из строя. Данные ситуации никаким образом не влияют на функционал узла, и контроль управления остается активным.

Если рулевое колесо после подсвечивания указанного символа потеряло чувствительность, то неисправность такого рода считается достаточно опасной, поскольку происходит создание препятствий нормальному функционированию механизма в целом, также плохо, когда усилитель отключается. Такие проблемы достаточно часто возникают и действительно требуют безотлагательного вмешательства. Игнорирование сего положения дел может быть сопряжено с печальными последствиями для автомобиля LADA Kalina. С целью оперативного реагирования на возникшую проблему быстро извлекаем предохранитель, расположившийся в блоке панели по левую сторону от рулевого колеса. Данная мера позволяет исключить причинение дальнейшего вреда системе электрического усиления, поскольку полностью деактивирует его. К месту ремонта можно направляться, однако потребуется прикладывать к рулю большее усилие, ведь усилитель теперь не функционирует.

 

Двигатель Гранта спорт

Ошибка р0504 Лада Гранта

Лада Гранта лампа ближнего света

О квалифицированной замене электрического усилителя

Если возникает потребность в замене механизма, когда не работает ЭУР, то рекомендуем обратиться к опытным мастерам. Когда автомобиль состоит на гарантийном обеспечении, то наиболее рациональной мерой будет обращение в дилерскую сеть с целью устранения возникшей проблемы.

Бывают ситуации, которые не позволяют прибегнуть к указанным двум методам устранения появившейся неисправности усилителя. Тогда единственным решением будет собственноручная замена пришедшего в негодность механизма.

Сразу оговоримся, что процесс замены, если не работает ЭУР характеризуется достаточной сложностью. Для его успешного проведения потребуется опыт и обладание специальным инструментом. Неквалифицированные действия по замене способны усугубить масштаб поломки, что повлечет существенную трату средств на более дорогостоящий ремонт в условиях сервиса.

Перед непосредственной процедурой замены рекомендуем тщательно изучить весь перечень особенностей и действий, если не работает ЭУР. Здесь потребуется вникнуть в схему подключения узла, что позволит избежать повреждения электрических компонентов механизма.

Для извлечения усилителя необходима частичная разборка передней панели Лада Калина. После этого само устройство нужно отключить от всего перечня подводящих проводов. Иногда владельцы ремонтируют электроусилитель руля, избегая потребности в замене на новый узел. Как правило, после комплекса восстановительных работ штатные устройства работают не хуже своих новых аналогов.

Распространенной неисправностью является возникновение стука, который отчетливо доносится к водителю из-под панели или отключается усилитель. Такое явление может сопровождаться характерным скрипом, возникающим во время осуществления вращательных действий с рулевым колесом LADA Kalina. Обычно данная ситуация решается посредством применения специальной смазки. Если таковое действие не приносит ожидаемого результата, то потребуется более детальное диагностирование механизма усиления.

Чтобы установить электроусилитель руля в посадочное место Лада Калина понадобится запастись внимательностью и терпением. Все кабельные разъемы должны быть плотно посажены, а само устройство уверенно закреплено. Только после этого можно переходить к обратной сборке ранее демонтированных компонентов передней панели.

vaz-lada-granta.com

Электроусилитель руля Лада Калина | Авторемонт

Снятие и установка электроусилителя рулевого управления (ЭУР) Lada Kalina

На Калине электромеханический усилитель рулевого управления (ЭУР) снимается в сборе с рулевой колонкой, для замены, ремонта, или в процессе демонтажа панели приборов (торпедо).

Для замены ЭУР потребуется следующий инструмент:

  • две отвертки, крестовая и плоская
  • торцовый ключ <на 13>
  • ключ <на 10>
  • накидной ключ <на 13>
  • вороток
  • головка <на 24>
  1. первым делом снимаем минусовую клемму аккумулятора
  2. фигурной отверткой откручиваем винты крепления нижнего и верхнего кожуха вала руля
  3. опустив вниз рычаг регулировки рулевого вала, снимаем кожухи

 

4. снимаем подрулевые переключатели, предварительно отсоединив колодки жгутов

 

5. снимаем накладку выключателя звукового сигнала, потянув её на себя

 

6. отсоединяем провода от выключателя звукового сигнала

 

7. с помощью воротка и головки <на 24>, откручиваем гайку крепления рулевого колеса ( гайку откручиваем не до конца)

8. покачивая рулевое колесо из стороны в сторону тянем на себя, снимаем со шлицов

9. откручиваем до конца гайку, и снимаем рулевое колесо ( перед снятием рулевого колеса, маркером помечаем его положение относительно шлицевой части вала)

10. выворачиваем три винта крепления поперечного усилителя панели приборов и снимаем его

11. торцовым ключом < на 13> откручиваем 4 гайки крепления кронштейна и приопускаем рулевую колонку

12. отсоединяем колодки жгутов проводки от замка зажигания, и контроллера ЭУР

   

13. опускаем рулевую колонку на пол

14. помечаем маркером положение карданного вала относительно вала рулевой колонки

15.  откручиваем ключом <на 13> болт крепления промежуточного карданного шарнира к нижнему карданному шарниру, вынимаем болт, и снимаем рулевую колонку в сборе с электроусилителем.

 

 

Сборку производим в обратной последовательности

 

kazakovsergey.ru

Ремонт электроусилителя руля(ЭУР, ЭМУР) на Калине

Схема электроусилителя руля Лада предусматривает работу механизма на разных скоростях, и при движении он то функционирует, то отключается. Неисправность заключается в том, что ЭУР останавливается в одном каком-то состоянии. Запрещено пользоваться автомобилем до устранения поломки. О проблеме оповестит желтая лампа на приборной панели. На ней изображены восклицательный знак и руль. Если неисправность кроется в блоке ЭУР, а устранить ее нет возможности, следует вынуть предохранитель, который отвечает за работу электроусилителя. Следует учитывать, что ЭМУР может отказать не только на старых, но и на новых Калинах, которые не успели пройти обкатку.

Причины поломки ЭУР

Основная причина неисправности кроется непосредственно в электроусилителе. Когда включается зажигание, происходит самодиагностика системы, которую механизм не проходит. В итоге ЭУР попросту отключается, а это сказывается на удобстве управления автомобилем. Ремонт устройства может обойтись в копеечку, поэтому если авто еще на гарантии, лучше провести обслуживание у дилера. Если полностью отказал усилитель, следует отключить питание. В таком случае крутящий момент будет принимать рулевая рейка в обход электромеханического усилителя. Еще одна часто возникающая неисправность – это поломка датчика скорости. За функционирование электроусилителя на разных скоростях отвечает именно этот датчик. ЭУР работает на полную мощность лишь при движении на очень маленькой скорости. При ускорении происходит уменьшение усилия, создаваемого усилителем на рейку. Ответственность за такой алгоритм работы несет датчик скорости. Самостоятельно заменить его несложно, поэтому ремонт обойдется в небольшую сумму. Если скорость больше, то ЭМУР работает меньше, так как он и не нужен. По этой причине на Калине с электроусилителем руля управление на высокой скорости такое же, как и в модели комплектации «стандарт» без данного устройства. При выходе из строя датчика скорости, подключенного к спидометру, блок управления электроусилителем получает неправильные данные. В результате ЭУР выключается, а на приборной панели водитель видит желтый индикатор, оповещающий об ошибке в электроусилителе. Но можно избежать неожиданного ремонта и отказа системы. Достаточно своевременно проходить диагностику. Она покажет все проблемы, которые присутствуют в узлах автомобиля. Это самый простой и верный способ избавиться от неполадок. При поломке ЭУР придется снимать его и проводить ремонт или замену. Демонтируется он с рулевой колонкой. Для этого потребуются ключ на 13, крестовая и плоская отвертки.

Перед началом демонтажа необходимо установить колеса в прямом положении и снять минусовую клемму с АКБ.

Демонтаж электроусилителя

Первым делом следует избавиться от подрулевых переключателей. После этого отсоедините все колодки с проводами от приборной панели. При необходимости демонтажа замка зажигания нужно выкрутить 3 самореза с помощью крестовой отвертки. Далее снимается нижняя поперечина приборной панели. После этого нажимаете на фиксаторы колодок жгутов проводов и отключаете их от блока управления ЭМУР. И только теперь можно отключить колодку непосредственно от подрулевых переключателей.

Кронштейн крепится при помощи 4 гаек, которые нужно выкрутить. После этого вся рулевая колонка аккуратно опускается на пол. Найдите болт крепления кардана к валу рулевого механизма. Выкрутите его ключом на 13, при этом аналогичным удерживайте гайку от проворачивания. Болт извлекается, а клеммное соединение разжимается крепкой плоской отверткой. Аккуратно извлекается промежуточный вал. Рекомендуется помечать маркером расположение валов и шестерен относительно друг друга. Далее проводится необходимый ремонт электроусилителя руля и начинается сборка узла.

Старайтесь во время демонтажа не повредить проводку. Отмечайте расположение валов и шестерен как можно точнее, чтобы впоследствии не возникло неудобств при вращении руля. Установка ЭУР проводится при помощи тех же инструментов, только в обратной последовательности. Самое главное – это совместить все метки на валах. Не окажется лишней и помощь напарника.

Заранее поставьте нижний шарнир на вал-шестерню. Сначала соедините промежуточный кардан непосредственно с валом рулевого механизма, затем при помощи ключа с головкой на 13 выкрутите гайку, предназначенную для стяжки промежуточного вала. Болт извлеките и аккуратно отсоедините верхний шарнир от нижнего. Первым делом устанавливается нижний шарнир, после чего вал проворачивается до расположения отверстия в верхнем шарнире под болт в нижней части вала. Теперь осталось только соединить шарниры и стянуть болтом. После этого подключите колодки проводов и установите облицовочные панели.

Ошибка ЭУР на приборной панели

Ошибка выведется на экран О неисправности ЭУР подаст сигнал бортовой компьютер Обладатели автомобиля Калина с установленным электроусилителем руля наслаждаются приятным и удобным управлением, но рискуют столкнуться с проблемой – загоревшейся лампой «Ошибка ЭУР». Причиной этого может быть как полный отказ системы, так и неправильная ее работа. Стоит отметить, что датчик светится желтым цветом, а не красным. Это означает, что можно эксплуатировать авто и без работающего электроусилителя руля Лада Калина, соблюдая некоторые меры предосторожности.

Большее усилие к рулю придется прикладывать, если отключить ЭМУР полностью. Сделать это достаточно просто, вынув предохранитель, отвечающий за питание блока управления. Если не работает усилитель руля или в его поведении наблюдаются какие-то непонятные явления, лучше извлечь предохранитель и пройти полную диагностику систем автомобиля, которая покажет причину поломки. Ездить без электроусилителя может оказаться непросто. С непривычки руль кажется слишком тугим, но на деле он такой же, как и на Калине комплектации «стандарт».

Причины для отказа ЭМУР две: неисправность датчика скорости или поломка в блоке управления. Первая проблема решается очень быстро, это можно сделать даже в условиях гаража. Во втором случае придется снимать блок управления и для установки нового обращаться к опытному электрику. В случае действия гарантии необходимо показать автомобиль специалистам в автосервисе.

Если все же хочется снять и установить блок управления самостоятельно, из инструментов потребуется лишь крестовая отвертка. Сначала демонтируются все пластиковые панели под рулем, чтобы облегчить доступ к блоку. И не забывайте о том, что аккумулятор следует отключать, это позволит избежать проблем с электропроводкой. Пластиковая накладка, которая находится в нижней части панели, крепится тремя болтами. Их необходимо выкрутить, а накладку снять.

Вид на сам блок управления открывается после демонтажа накладки. Все штекеры необходимо отсоединить от блока управления ЭМУР. Сам блок крепится при помощи двух болтов. Выкрутите их и аккуратно потяните короб вниз, чтобы ничего не повредить. Помните, что блок еще держится на пластинке. Короб должен оказаться чуть выше педалей. Лишь после этого нужно выкрутить три болта, которыми блок управления притянут к пластине. Теперь останется только прикрутить на пластину новый блок управления и аккуратно установить все в обратной последовательности. Двумя болтами крепите короб, затем соединяете все штекеры, после чего можно приступать к сборке облицовочных панелей.

Что нужно знать водителю об ЭМУР

Электроусилитель руля на Калине служит для повышения комфорта водителя. С его помощью вы без труда сможете вращать руль одним пальцем даже в автомобиле, стоящем на месте. Это удобно и практично, так как парковка с подобной системой оказывается намного проще и безопаснее. Устройство электроусилителя включает в себя:

  • электродвигатель бесщеточный;
  • редуктор;
  • блок управления.

Электрический двигатель находится под рулем. На его валу установлен червяк, входящий в зацепление с шестерней из пластмассы. Электронный блок контролирует работу всей системы, используя данные, которые выдают:

  • датчик момента;
  • датчик скорости;
  • датчик частоты вращения коленчатого вала.

Проведя сбор данных, блок управления регулирует напряжение питания, которое подается на электрический двигатель. Чем меньше скорость движения автомобиля, тем большее напряжение подается на электромотор. Лампа, сигнализирующая о неисправности электроусилителя на Калине, загорается, как только включается зажигание. После запуска двигателя она тухнет. Это нормальная работа системы, а при поломке даже после запуска мотора лампа продолжает гореть.

  1. Причины отказа электроусилителя.
  2. Нет сигнала с датчика скорости.
  3. Критически низкое напряжение в бортовой сети.
  4. Превышено допустимое значение оборотов двигателя.
  5. Неисправность блока управления.

Для ремонта ЭУР демонтируют руль и часть торпеды

В первых трех случаях отказ ЭУР на Калине устраняется достаточно просто. Нужно либо подтянуть ремень генератора, либо прилагать меньшее усилие при надавливании на педаль акселератора.

Неисправность блока управления – это повод навестить диагноста, который качественно проведет осмотр и выявит поломку. Причем некоторые проблемы могут быть устранены электриком, а некоторые оказываются фатальными, и поможет лишь замена всего блока целиком.

 Автор статьи: Алексей Андреев

xn----8sbgfkm9al9a.xn--80aaiciocquffgfzlqi.xn--p1ai

Lada Kalina: первый блин комом, второй - колом - автоновости

В самом конце весны Волжский автозавод начал выпуск обновлённой Калины. Тогда же состоялся и первый тест-драйв Lada Kalina 2, во время которого произошёл неприятный инцидент: на одной из машин «закусило» электроусилитель руля. Что это было?! Наконец, мы получили официальный ответ от представителей завода.

Низкая чувствительность, отсутствие внятного реактивного действия, ленивые реакции на повороты баранки — Калину первого поколения отличал никудышный ездовой характер. Первый блин комом? Похоже на то! Однако обновлённая «ягодка», именуемая Lada Kalina 2, оставила совершенно иное впечатление: её хорошо чувствуешь что на скоростной прямой, что на извилистых дорожках. И только «подклинивший» электроусилитель баранки перечеркнул позитивные ощущения от машины. Вот цитата из нашего материала «Lada Kalina 2. Почти иномарка»:

«Дело происходило на вазовском полигоне, где для первого теста новой Lada Kalina конусами разметили небольшую трассу. Ничего особенного: короткая прямая для оценки разгона, коридор, где можно проверить эффективность тормозов, а ещё пологий поворот и змейка для оценки управляемости. Прохожу пологую дугу поворота и двигаюсь дальше — на змейку. Первый конус. Второй конус. Начинаю объезжать третий, и... руль встаёт колом! Ощущения — непередаваемые: машина передним бампером косит конусы, а я не могу повернуть баранку. Всем телом наваливаюсь на рулевое колесо — бесполезно.

Через несколько показавшихся бесконечностью секунд на панели приборов загорается лампочка, сообщающая, что электроусилитель неисправен, и рулевое „расклинивает“ — руль тяжело, но вращается. Что это было?! Докатываюсь до финиша трассы. О произошедшем сразу рассказываю вазовцам:

— Может, вы слишком долго держали руль вывернутым до упора? — предполагают инженеры.— На этой трассе негде вывернуть руль до упора!— Наверное, вы слишком резко вращали рулём при полностью утопленной педали акселератора...— Что значит „слишком резко“? Может, в инструкции написать „нельзя слишком резко вращать рулём“?»

Тогда вазовцы отказались от дальнейшего диалога, но клятвенно заверили, что разберутся в проблеме. После этого в нашу редакцию посыпались многочисленные звонки от представителей завода: звонили из пресс-службы, из инженерного центра... На всех уровнях пообещали выяснить причину такого поведения электромеханического усилителя корейской фирмы Mando, а заодно — выпустить публичный (!) пресс-релиз по итогам проверки. Публичного релиза мы не дождались, но официальный ответ со стороны завода, пускай и спустя 2,5 месяца после публикации материала, наконец, получили. Далее — полный текст ответа на наш запрос (полный комментарий завода и цитаты из него оформлены курсивом. — прим. авт.):

«Специалисты АвтоВАЗа и компании Mando (Корея) провели анализ работы электромеханического усилителя рулевого управления (ЭУРУ) — по вопросу журналиста на тест-драйве новой Lada Kalina. Тогда, во время заездов на „змейке“ в режиме, близком к экстремальному вождению, произошло отключение ЭУРУ.

Выявлено, что в определенных условиях, близких к экстремальным, в соответствии с алгоритмом своей работы ЭУРУ может отключиться — это его функция защиты. Условия, при которых возможна эта ситуация, — на низких скоростях и при крайне высокой скорости вращения рулевого колеса. В случае, если ЭУРУ отключился, он возвращается в нормальный режим работы после перезапуска зажигания.

Следует отметить, что в случае отключения ЭУРУ управляемость автомобиля продолжает обеспечиваться за счет чисто механического рулевого управления (как в комплектациях без ЭУРУ). Особенности работы ЭУРУ описаны в Руководстве по эксплуатации автомобиля. Блокировка рулевого управления при отказе ЭУРУ не была выявлена ни в одном случае. Поэтому описание в СМИ отключения ЭУРУ в терминах „блокировка рулевого управления“ и „заклинил руль“ не соответствует действительности.

Несмотря на то, что отключение ЭУРУ возможно только при экстремальных режимах вождения, специалисты АвтоВАЗа и компании Mando провели мероприятия по улучшению функционирования ЭУРУ на предельных скоростях».

Увы, судя по отзывам владельцев Калин и Грант, отказывают корейские узлы довольно часто. Вот несколько выдержек из интернет-форумов:
  • «Второй день отключается ЭУР. Пошатал предохранители и релюшки и прошло»;
  • «Задолбали эти корейцы со своим ЭУРом, сегодня опять отключался»;
  • «Отъездил полдня без проблем, после обеда завёл — не работает ЭУР. Поехал в сервис. Сделали диагностику: сам ЭУР в рабочем состоянии. Сказали, „коротыш“ где-то бегает по проводке. Поковырялись — вроде заработал. Предупредили, что скоро ЭУРу придёт кирдык!»;
  • «Перестал работать усилитель руля — были проблемы с контактами в блоке реле».
И таких сообщений оказалось неожиданно много!

Радует, что инженерами и испытателями «блокировка рулевого управления при отказе ЭУРУ не была выявлена ни в одном случае». Можно списать описанные выше ощущения, будто «руль встал колом», на субъективизм, обусловленный именно внезапностью отказа «усилка», хотя повторим: всё было именно так! Руль сначала «застыл» и не поддавался, но через секунды или даже доли секунд стал вращаться.

И это наталкивает на предположение, что первопричиной всего стало заклинивание в понижающем редукторе, через который крутящий момент передаётся с вала электродвигателя усилителя на рулевую колонку. Из-за чего? Из-за чего угодно — нарезка зубьев выполнена вне технологических допусков, увеличенные зазоры, перекос, банальная стружка, которая могла попасть в зубчатое зацепление, или иные дефекты, повлекшие за собой неправильную установку валов рулевой колонки и электродвигателя...

То есть сценарий вырисовывается такой: в штатных режимах работа рулевого привода не давала поводов для беспокойства. Стоило увеличить скорость руления и динамические нагрузки на рулевой привод c усилителем до некоего «критического» рубежа, как проблема тут же вылезла. Редуктор усилителя в какой-то момент стало «подкусывать» (допустим, увеличился перекос какого-то из валов из-за несоблюдения допусков), а потом и вовсе заклинило. Поскольку сопротивление вращению вала электродвигателя было превышено, сработала защитная функция, которая его отключила. «Клин» и отключившийся в самый неподходящий момент электродвигатель создали непреодолимое сопротивление на рулевом колесе. Почему спустя какое-то время руль стал вращаться — вопрос открытый. Не исключено, что «косточки» после произвольной перекладки зазоров освободили привод от «оков», попросту встав «на свои места».

То, что написано специалистами АвтоВАЗа дальше, тоже требует внимания. «Выявлено, что в определенных условиях, близких к экстремальным, в соответствии с алгоритмом своей работы ЭУРУ может отключиться». Получается, всем обладателям Калин нужно быть готовыми, что электроусилитель внезапно отключится! То есть руль мгновенно потяжелеет, к чему не каждый водитель должным образом подготовлен... Тем более, что авторы ответа не поясняют, что считать «условиями, близкими к экстремальным», а мы из нашего проекта «Безопасность» знаем, как любая ситуация внезапно может стать экстремальной. Взять, например, разбор аварийной ситуации) «Уход от встречного грузовика: прощай, дорога, здравствуй, поле»...

Ещё одна важная цитата: «особенности работы ЭУРУ описаны в Руководстве по эксплуатации автомобиля». Действительно, в вышеупомянутом Руководстве по эксплуатации автомобиля отмечается, что электроусилитель прекращает работу «при снижении напряжения бортовой сети автомобиля и при низких оборотах холостого хода двигателя автомобиля». Пункт про «снижение напряжения» оставим без комментариев: если именно из-за такого поведения электросети машина напугает водителя внезапным отключением усилителя руля, значит, нужно дорабатывать электрику. А вот что касается «низких оборотов», то их не могло быть по определению — руль «потяжелел» на машине с «автоматом»! Или просто связь между двигателем и коробкой недостаточно отлажена и обороты могут самопроизвольно «плавать»?

Впрочем, вполне возможно, что за расплывчатой формулировкой «специалисты АвтоВАЗа и компании Mando провели мероприятия по улучшению функционирования ЭУРУ на предельных скоростях» как раз и скрывается доработка электрики и отладка тандема «двигатель-трансмиссия». Но это — только наши догадки. Тем более, ни производитель компонентов, ни автозавод не сообщают, когда улучшенный ЭУР дойдёт до конвейера. И дойдёт ли? В общем, мы не отказываемся от наших выводов: Lada Kalina — это почти иномарка. Случись подобная история (см. «Ликбез. Как устроен ЭУР?») на тестах автомобилей любой иностранной марки, как все выпущенные машины наверняка направили бы на отзывную кампанию.

Похожий случай произошёл и с нашими коллегами из газеты Авторевю во время теста Калины-Спорт. Вот цитата из АР № 10 (473), 2011: «Максимальная скорость на «лосином тесте» — 74,5 км/ч, почти на 10 км/ч выше, чем у обычной Калины! И вполне возможно, что мы бы смогли добавить еще километр-другой, если бы не отказал электроусилитель руля. Тот самый, фирмы Mando. Сначала он отрубился на время, но после перезагрузки методом выключения зажигания мы решили ещё разок „переставиться“. Рывок руля — и баранка встает колом! Даже на месте колёса не повернуть»

А пока калино- и грантоводы рекомендуют «дорабатывать усилитель напильником»: пропаять датчики положения ротора; заменить реле центрального блока российского производства на импортное; пропаять провода обмоток датчика момента; в датчике момента поменять «low drop» стабилизатор на обычный и зашунтировать его конденсаторами по входу-выходу; разъёмы залить герметиком или спаять напрямую. Так что времена, когда владельцы автомобилей были людьми рукастыми и могли устранить недочёты, допущенные конструкторами и сборщиками, похоже, возвращаются...

Ты помнишь, как всё начиналось?

Изначально для Калин электроусилитель поставлял завод Авиаагрегат из Махачкалы. Первые серийные образцы махачкалинских «усилков» не отличались качеством: 35% продукции вообще не функционировали, а ещё 15% безжалостно «глючили» — встречались случаи самопроизвольного вращения руля, поломки рулевой рейки, заклинивания рулевого механизма... Нередко проблемы с усилителем заканчивались авариями разной степени тяжести. Как правило, виновником оказывался заклинивший редуктор. Кстати, тогда АвтоВАЗ вообще отказывался от комментариев и никак не реагировал на сообщения об отказах ЭУР.

О злоключениях владельцев Калин, оснащенных махачкалинским усилителем, неоднократно рассказывал журнал За рулём. Процитируем материал коллег из ЗР № 12 за 2008 год : «Минул год, с тех пор как мы рассказали о загадочном дефекте электроусилителя рулевого управления Калины. АвтоВАЗ не посыпал голову пеплом и не покаялся в содеянном; он, похоже, просто не заметил описанного нами события ввиду его незначительности — реакции завода мы так и не дождались. Подумаешь, некоторые Калины вдруг шарахаются на встречку или в кювет! Таких машин на фоне неуклонно растущих показателей производства капля в море». На фото, предоставленном журналом За рулём, — Калина Сергея Замаскина из Подмосковья. На новой машине (пробег — 1 км!) при скорости 50 км/ч руль самопроизвольно вывернулся до упора вправо, машина перескочила через бордюр и врезалась в дерево. После диагностика показала, что ЭУР абсолютно исправен, хотя руль продолжал крутиться самостоятельно. В общем, новую машину (уже без усилителя) Сергею выдали только через 7 месяцев. Эту Калину он продал и купил ВАЗ-2112 с «гидрачом»... Заметим, к теме вазовских усилителей журнал возвращался и позднее, когда махачкалинские агрегаты уступили место калужским. Приведём слова Максима Приходько из январского За рулём за 2012 год: «Вечером 10 октября 2011 года я отпраздновал свой второй день рождения: руль редакционного универсала „Лада-Приора“ на скорости 40 км/ч самопроизвольно дернулся влево. Я ехал в крайней левой полосе и едва успел затормозить, остановившись в считаных сантиметрах от ограждения. А если бы скорость была выше?..»

Не удивительно, что для Приоры завод заказал Автоэлектронике из Калуги безредукторный ЭУР. Проблем стало гораздо меньше, хотя самопроизвольное вращение «баранки» на малых скоростях тоже встречалось, хоть и не слишком часто. Притом качество калужской продукции со временем становилось лучше и лучше. Заметим, что «усилок» без редуктора выпускался не только калужским заводом, но и димитровградским предприятием ДААЗ: конструкция обоих агрегатов полностью идентична.

В конце 2008-го среди вазовских поставщиков появилась корейская компания Mando, предложившая свой усилитель. Первое время поклонники отечественного автопрома не могли нарадоваться на заграничный узел! В сравнении с отечественными «поделками» ЭУР марки Mando действительно выглядел продуктом в высшей степени качественным и беспроблемным. Но потом выяснилось, что и ему свойственны поломки. Похоже, что «породистое» происхождение — не всегда гарантия качества... А острословы опять вспоминают старую шутку, которая заканчивается словами «это просто место проклятое».

Ликбез. Как устроен ЭУР?

В основе электрических усилителей рулевого управления лежит электродвигатель — именно он помогает водителю вращать рулевое колесо. А чтобы эта помощь поступала своевременно, нужны блок управления и несколько датчиков (момента и положения). Водитель поворачивает руль, отчего поворачивается и рулевой вал, части которого соединены торсионом (проще говоря — упругим стержнем, работающим на скручивание). Датчик момента регистрирует скручивание торсиона (в пределах сотых и десятых долей градуса) и на основании этих данных, а также учитывая показания датчиков скорости и частоты вращения коленвала, блок управления рассчитывает необходимое компенсационное усилие и подаёт команду на электродвигатель.

Электроусилители появились на автомобилях стремительно: лет 10 назад такая конструкция воспринималась скорее экзотикой, а сегодня старый добрый «гидрач» уже кажется анахронизмом, поскольку подавляющее большинство новых машин оснащаются именно «электроусилками». Причин такой популярности несколько. Во-первых, экономичность: ЭУР работает только тогда, когда водитель вращает рулём. Во-вторых, с точки зрения обслуживания ЭУР требует меньше внимания, чем классический гидроусилитель. В-третьих, автомобильным инженерам понравилась лёгкость настройки — наладкой софта можно сделать так, чтобы усиление зависело от скорости движения, углов поворота и других факторов. И последний аргумент — лёгкость компоновки: усилитель можно разместить на рулевом валу или на рулевой рейке.

Явные недостатки узла — невозможность продиагностировать неисправность своими силами (нужен дилерский сканер) и фактическая неремонтопригодность. При этом ЭУР показал себя весьма надёжным узлом! Хотя, если верить форумам владельцев иномарок, «глюки» электроусилителя встречались на хэтчбеках Kia Cee’d и седанах Volkswagen Polo (обе эти машины могли внезапно сменить курс, правда, только на низких скоростях), а также на автомобилях марки Hyundai (у Verna часто выходил из строя датчик момента, а Elantra досаждала стуком шестерён). В зоне риска находятся и владельцы Mitsubishi Lancer — если руль Лансера внезапно потяжелел, значит, блоку управления электроусилителем пришёл конец.

Алексей Кованов, Виталий КабышевФото Алексея Кованова, Авторевю, За рулём

auto.mail.ru


Смотрите также